Цели и стратегии отдельных функциональных областей маркетинга




МАРКЕТИНГ В СХЕМАХ, РИСУНКАХ, ТАБЛИЦАХ

Как известно, рыночная экономика требует умения работать по-новому от всех, кто с ней так или иначе связан.

Что касается руководителей, то сегодня требуется руководитель нового типа: руководитель-организатор, руководитель-предприниматель, руководитель-коммерсант, бизнесмен. А это означает необходимость овладевать новыми всесторонними знаниями, новыми навыками хозяйствования и общения с людьми.

Маркетинг – это комплексная система организации производства и сбыта, ориентированная на возможно более полное удовлетворение быстро меняющихся и все более разнообразных потребителей конкретных групп покупателей посредством рынка и получение на этой основе устойчивой прибыли и конкурентных преимуществ.

Главное в маркетинге – это целевая ориентация на потребителя и комплексность решения рыночных задач, при которой вся деятельность товаропроизводителя сливается в единый «технологический» процесс. Маркетинг как система, включающая определенный набор взаимообусловленных элементов, -- это своего рода «управленческий алфавит», в котором важны все буквы от А до Я.

Философия бизнеса Маркетинг Руководство к действию
Образ мышления и поведения Этика делового поведения Методологическая основа рыночной деятельности
Концептуальность подхода Удовлетворение нужд потребителей Методика для практических действий
Ориентация на потребителя и его нужды Поиск возможностей более полного удовлетворения потребностей Фактор мобилизации усилий на решение конкретных целевых задач
  Соблюдение интересов потребителя, общества, производителя Фактор развития инициативы и предприимчивости

 

Маркетинг:

· Нацелен на перспективу;

· Использует программно-целевой метод рыночной деятельности;

· Подсказывает пределы затрат на его применение в зависимости от качества товаров;

· Способствует решению проблемы конкурентоспособности (КСП) товаропроизводителя и его продуктов.

Мировой и отечественный опыт маркетинговой деятельности товаропроизводителей позволяет сформулировать следующие положения:

1) Маркетинг, рассматриваемый как генеральная хозяйственная функция предприятия, -- это системный подход к производственно-сбытовой деятельности с четко поставленной целью и определяемыми ею задачами, отработанными мерами по ее достижению с соответствующими организационно-управленческими, материальными, техническими, финансовыми, кадровыми и иными средствами для осуществления этих задач;

2) Маркетинг открывает товаропроизводителям четкую перспективу действий, нацеленную на рынок, позволяет придать этим действиям целенаправленный и скоординированный характер, наметить рыночные и иные цели и добиться их достижения наиболее эффективным путем;

3) Меры по обеспечению рыночного успеха товара, принятые лишь на этапе его сбыта, приносят ограниченные результаты. Маркетингу должна быть подчинена вся деятельность предприятия – от сбора идей по созданию перспективных товаров до своевременного снятия с производства исчерпавшего свои рыночные возможности товара. Именно на разработке и рыночном внедрении новых товаров на основе оцениваемых перспектив спроса на них должно быть сконцентрировано основное внимание;

4) Единой универсальной формулы для ведения работы на основе принципов маркетинга так же, как и единой организационно-управленческой схемы практической реализации маркетинга, не существует. Конкретные формы и содержание маркетинга определяются в зависимости от характера деятельности предприятия, его внутреннего потенциала и внешних условий, в которых протекает его деятельность. Главное при маркетинговом подходе – это, во-первых, целевая ориентация, слияние в единый направляемый процесс всех составляющих маркетинговой и смежных видов деятельности для достижения поставленных целей и, во-вторых, приспособительный характер такой деятельности к внешней среде;

5) Переход к деятельности на основе принципов и методов маркетинга не происходит автоматически, -- большинству отечественных предприятий предстоит очень большая подготовительная работа;

6) В рыночных условиях значительно усложняется характер работы управляющих, менеджеров и особенно первого должностного лица. Повышенная степень риска деятельности в рыночных условиях придает еще большую значимость роли руководителей в качестве «ведущей, направляющей и созидательной силы». В связи с этим упраленческий аппарат должен обладать всесторонними знаниями, гибким, творческим мышлением, способностью принимать нестандартные, но перспективные решения, демонстрировать стратегическую направленность своих действий и многие другие качества, необходимые в рыночных условиях хорошему руководителю;

7) Маркетинг предусматривает и качественно иной штат работников: бездумных исполнителей должны сменить творческие, предприимчивые люди, нацеленные на поиск наиболее эффективных путей, форм и методов выполнения поставленных задач. Без этого маркетинг превращается в надуманную схему, которая не может быть воплощена в жизнь.

Для наиболее полного раскрытия возможностей маркетинга необходимо выполнение следующих требований:

· Подчиненность всей деятельности предприятия-товаропроизводителя маркетингу, превращение его в конечном счете в генеральную хозяйственную функцию;

· Проведение хорошо продуманной и тщательно спланированной подготовительной работы как непременного условия успешного внедрения маркетинга на предприятии;

· Высокий уровень требований к первому должностному лицу, которое не просто должно принимать решения, а быть внутренне убежденным в необходимости использования маркетинга и уметь убедительно доказать эту необходимость персоналу своего предприятия;

· Признание всем персоналом предприятия маркетинга как философии делового мышления, ориентированной на потребителя, его нужды, запросы и требования;

· Четкое осознание и руководителями, и рядовым персоналом возможностей маркетинга и условий их осуществления;

· Ясное представление у высшего руководства фирмы о действительном месте и роли службы маркетинга как орудия действенного повышения эффективности всей хозяйственной деятельности фирмы;

· Осознание того принципиального положения, что искусство управления маркетингом в конечном счете заключается в максимальном использовании предприятием внутренних факторов, поддающихся контролю и воздействию, и в максимальном приспособлении своих возможностей к внешним факторам, неподдающимся воздействию.

 

Рис. 1. Основные вехи в истории развития маркетинга

Дата, период Происходящие явления в маркетинге
1902 г.   1908 г.   1920 г.   1926 г.     30-40-е гг.     50-60-е гг.   1976 г.   80-е гг.   1990 г., декабрь     1992 г. 1993 г. 1995 г.   Конец 90-х гг.     В США начато чтение самостоятельного курса маркетинга Создана первая коммерческая маркетинговая организация. Формируются первые отделы маркетинга на ряде крупнейших промышленных компаний США Организационно оформилась Международная торговая палата В США создана Национальная ассоциация маркетинга и рекламы; на ее основе в дальнейшем сформировано Американское общество маркетинга, переименованное в 1973 г. в Американскую маркетинговую ассоциацию (АМА) Созданы национальные ассоциации маркетинга в большинстве экономически развитых стран мира Сформированы международные маркетинговые организации, включая Международную федерацию маркетинга, Европейское общество по вопросам общественного мнения и маркетинга, Европейская Академия маркетинга Создана Секция по вопросам маркетинга при ТПП СССР Вводится курс маркетинга в ряде экономических вузов СССР Принято постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «Об организации института системных исследований и маркетинга при СМ РСФСР» В России начато издание журнала «Маркетинг» Начато издание журнала «Спрос» и др. Создана Российская ассоциация маркетинга (РАМ) Быстро растет выпуск переводной и оригинальной литературы по маркетингу, учебников, учебных пособий, словарей и справочников  

Рис. 2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАРКЕТИНГА

Вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд, потребностей посредством обмена
Процесс планирования и управления разработкой изделий и услуг, ценовой политикой, продвижением товаров к потребителю и их сбытом
Создание и поддержание обеспеченности уровня жизни, прогнозирование потребностей
Деловая активность, посредством которой поток товаров и услуг направляется от производителя к потребителю
Двусторонний процесс, направляющий прежде всего в распоряжение фирмы информацию о желании покупателей
Один из видов творческой управленческой деятельности, имеющий целью расширение производства и торговли путем выявления запросов потребителей и организации исследований
Функция администрации фирмы, состоящая в организации и управлении всем комплексом деловой активности, связанной с выявлением и превращением покупательной способности потребителя в реальный спрос на определенный товар
Комплексная система организации производства и сбыта продукции на базе изученных потребностей
Процесс определения целевого рынка для товара, конкретизации нужд и потребностей и последующего их более полного удовлетворения, чем конкуренты
Ряд технических методов, которые направлены на удовлетворение в наилучших психологических условиях для потребителей и в наилучших финансовых условиях для дистрибьютеров естественно или искусственно вызванных потребностей
Современная коммерческая деятельность, основанная на знании рынка, осуществляемая по схемам предварительных оценок, динамично ориентированная на амбициозные цели, рассчитанная путем комбинирования выбранных и скоординированных средств и строго контролируемая
Система управления производственно-сбытовой деятельностью предприятий, основанная на комплексном анализе рынка
Процесс, осуществляемый фирмой с рыночной ориентацией с целью достижения показателей, превышающих среднерыночные, путем систематического проведения политики создания продуктов с более высокой потребительской ценностью, чем у конкурентов

 

 

Рис. 3. Концепция маркетинга

КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА Это философия управления которая способствует ПОЛУЧЕНИЮ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ ПРИБЫЛИ ПОСРЕДСТВОМ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ путем сосредоточения внимания на долгосрочном и гибком определении: · Сферы деловой активности · Рынка · Целевых групп потребителей · Главных стратегических целей

 

 

Рис. 4. «Качество маркетинга», отражаемое совокупностью понятий

Аспекты, отражающие качество Направленность маркетинговой деятельности
Философский аспект Удовлетворение запросов потребителя, ориентация на новаторство, приоритет долгосрочного (стратегического) мышления
Поведенческий аспект Постоянная забота о репутации (имидже) фирмы и ее продуктах
Информационный аспект Ориентация на исследование рынка, целенаправленное формирование рынка с учетом его значимости, разработка концепций, опирающаяся на базы данных
Аспект принципа действия Комплексный системный анализ, а не выделение его отдельных, хотя и важных функций
Аспект дифференциации Политика рыночных ниш, использование стереотипов оповещения потребителей в качестве факторов воздействия на ту или иную группу
Организационный аспект Децентрализация и гибкость управления вместо повышенной централизации и бюрократизации; использование центров прибыли
Социальный аспект Ориентация фирм на охрану здоровья потребителей и окружающей среды, безопасность

Рис. 5. Основные принципы маркетинга

Основные принципы маркетинга

 

Ориентация на потребителя
Комплексность
Гибкость и адаптивность
Концентрация усилий
Нацеленность на перспективу
Сочетание адаптивности с воздействием на потребителя
Программно-целевой подход

 

 

Рис. 6. Виды основных моделей (областей применения) маркетинга

Маркетинг как стратегическое управление предприятием с ориентацией на рынок (на потребителя)

Внутринациональный маркетинг   Международный маркетинг

 

Маркетинг потребительских товаров
Маркетинг средств производства
Маркетинг услуг

 

Потребительские услуги   Производственные услуги

 

 

Рис. 7. ТИПЫМАРКЕТИНГА

Конверсионный – спрос негативен, необходимо его создать
Стимулирующий – спрос отсутствует, следует его создавать
Развивающийся – спрос имеется, надо сделать его реальным
Ремаркетинг – спрос снижается, необходимо его восстановить
Демаркетинг – спрос чрезмерен, необходимо его снизить
Синхромаркетинг – спрос колеблется, необходимо его стабилизировать
Поддерживающий маркетинг – спрос соответствует возможностям, его следует стабилизировать
Противодействующий маркетинг – сформировался иррациональный спрос, его следует свести к нулю

 

Рис. 8. Маркетинг как система методов деятельности

Общенаучные методы   Аналитико-прогностические методы   Методические приемы из разных областей знаний

- Системный анализ - Линейное программирова- - Социологии

- Комплексный подход ние - Психологии

- Программно-целевое пла – Теория массового обслужи-- Эстетики

нирование вания - Антропологии

- Экономико-статистические - Экологии

методы - Дизайна и др.

- Экономико-математическое

моделирование

- Теория связи

- Сетевое планирование

- Метод деловых игр

- Экспертиза и др.

 

Рис. 9. Схема ключевых понятий и терминов маркетинга

Маркетинг

Основные понятийные терми- Средства маркетинга ны -товарная политика - концепция маркетинга - ассортиментная политика - принципы маркетинга - конкурентоспособность товара - функции маркетинга - жизненный цикл товара - среда маркетинга - рыночная новизна товара - управление маркетингом - товарная, торговая марка - программа маркетинга - упаковка - контроль маркетинга - торгово-сбытовая политика - стратегия маркетинга - ценовая политика - тактика маркетинга - каналы распределения - комплекс маркетинга - конъюнктура рынка - типы маркетинга - емкость рынка - служба маркетинга - торговые посредники - реализация товаров

- коммуникации маркетинга

- реклама

- персональные продажи

- формирование спроса и стимулиро-

ние сбыта

- фирменный стиль

- формирование общественного

мнения

Нацеленность маркетинга Области (виды) применения марке- - исследования маркетинга тинга

- кабинетные исследования - государственный маркетинг

- полевые исследования - бизнес-маркетинг

- анкетирование - промышленный маркетинг

- сегментация рынка - потребительский маркетинг

- целевой рынок - торговый маркетинг

- позиционирование товара - финансовый, банковский

- поведение потребителей маркетинг

- предпочтения потребителей - международный маркетинг

- моделирование поведения - некоммерческий маркетинг

потребителей - транспортный маркетинг

- конкуренция

 

Субъекты маркетинга

· Производитель

· Оптовая торговля

· Розничная торговля

· Специалисты по маркетингу

· Организации-потребители

· Конечный потребитель (индивидуум)

Рис. 10. Задачи маркетинга

Производство продуктов: -- качество -- затраты -- требования Сбыт продуктов Изучение рынка: -- Спрос -- Предложение Меры воздействия на рынок: -- Организация сбыта -- Торговля -- Реклама

Цели маркетинга:

§ Рыночные

§ Собственно маркетинговые

§ Структурно-управленческие

§ Обеспечивающие

§ Контролирующие

Рис. 11. Главные функции маркетинга на фирме

Аналитическая (функция расчленения и синтеза) Внешняя среда Рынок, его составляющие и состояние Потребители Фирменная структура рынка Товар (товарная структура) Внутренняя среда фирмы
Продуктово-производственная (созидательная) Создание новых продуктов Организация производства новых продуктов Применение новых технологий Управление качеством и конкурентоспособностью в производственной сфере
Сбытовая (функция реализации) Формирование товарной политики Проведение ценовой политики Организация системы товародвижения Организация сервиса
Формирующая (функция убеждения и стимулирования) Формирование спроса Стимулирование сбыта
Функция управления и контроля Организация планирования Информационное обеспечение управления Коммуникационное обеспечение маркетинга Организация контроля маркетинга

Рис. 12. Роль директора по маркетингу и типовой набор подразделений маркетингового комплекса (службы) фирмы в ее организационной структуре

Директор по производству Генеральный директор Финансовый директор

Отдел связей с общественностью Директор по маркетингу Отдел обработки информации

Коммерческий отдел (товародвижение) Планово-экономический отдел Отдел маркетинговых исследований и цен Отдел рекламы и выставок Отдел сервиса

Коммерческие посредники Начальник отдела Рекламные агентства

Зам. начальника по маркетинговым исследованиям Зам. начальника по ценовой работе

 

Рис. 13. Основные субъекты маркетинга

Производитель Товаропроизводитель (компания или индивидуальный изготовитель)
Оптовая торговля Организации (люди), приобретающие продукты для перепродажи розничной торговле и/или производственным, коммерческим потребителям
Розничная торговля Организации (люди), деятельность которых связана с продажей товаров (услуг) конечным потребителям)
Организации –потребители Организации (люди), приобретающие товары для использования в своей деятельности
Специалисты по маркетингу Организации (люди), специализирующиеся на конкретных маркетинговых функциях
Конечный потребитель Семья (человек), которая покупает товары для своего потребления

Рис. 14. Области принимаемых решений

Что требует рынок? Почему покупает рынок? Кто покупает? Как происходит покупка?

Рынок -- выбор частичного (целевого рынка)

 

Сбыт -- выбор региона сбыта -- выбор канала -- выбор типа физического распределения -- выбор типа магазина
Выбор товара -- выбор продукта -- выбор марки -- выбор варианта -- выбор упаковки

Профиль --выбор уровня цен -- выбор качества продукта -- выбор средств информации

Рис. 15. Типичные проблемы, возникающие при осуществлении маркетинга

Основные проблемы маркетинга -- недостоверная информация -- плохое планирование, ошибки в суждениях -- внезапные изменения в ситуации на рынке -- вмешательство государства, правовых органов -- непредвиденные действия конкурентов -- недостаточные ассигнования на маркетинг -- недостаточная квалификация фирм, оказывающих консультации по маркетингу -- внешнеторговые проблемы -- проблемы качества товаров -- наличие избыточных или, напротив, недостаточных мощностей -- падение спроса -- вытеснение товара конкурентами (с внутреннего и/или внешнего рынка) -- проблемы сбыта, организации сети продаж посредников, гарантийного и послегарантийного обслуживания -- юридические разногласия с конкурентами, потребителями, поставщиками, посредниками -- банкротство покупателей, поставщиков, агентов -- проблемы материально-технического обеспечения --потеря покупателей и/или посредников под воздействием конкуренции -- недостаток квалифицированных кадров или их уход -- изменения сегментации рынка -- снижение объема сбыта или снижение рыночной доли -- проблемы потребления проданных продуктов -- экологические проблемы, вызываемые потреблением проданных продуктов    

Рис. 16. Основные объекты маркетингового анализа

Фирма
Микросреда (рынок) -- поставщики -- торговля -- посредники -- конкуренты -- покупатели
Макросреда -- социально-экономическая составляющая -- технологическая составляющая -- политико-правовая составляющая -- физическая составляющая -- культурная составляющая

Пояснение к рис. 16:

-- демографические факторы – это численность населения, его плотность; территориальное размещение; возрастная структура, рождаемость, смертность; количество браков и разводов; этническая и религиозная структура населения;

-- экономические факторы – это экономическое положение страны (региона); покупательная способность граждан; динамика и структура потребления; эластичность потребления; финансовое, валютное, кредитное положение страны;

-- научно-технические факторы – это темпы и масштабы научно-технических и технологических изменений; интенсивность инноваций; инновационный потенциал фирмы и ее основных конкурентов; требования к безопасности нововведений; размеры затрат на НИОКР; квалификация кадров;

-- природные факторыэто природные ресурсы страны (региона), перспективы их использования; степень обеспеченности национального производства основными видами сырья и топлива; влияние государственных органов на интенсивность ресурсопотребления; уровень загрязнения окружающей среды в целом и по отдельным регионам;

-- социально-культурные факторы – это уровень культурного развития; формы культур; особенности культурных и нравственных ценностей групп потребителей; степень подверженности общественного сознания влиянию внешних факторов;

-- политико-правовые факторы – это политические институты институты в стране и их развитость; состояние законодательства, регулирующего экономическую и и хозяйственную деятельность; последствия влияния внешнеэкономической политики на конкуренцию и спрос на внутреннем рынке; влияние общественности на характер решений, принимаемых государственными органами.

Рис. 17. Элементы внешней и внутренней среды фирмы, требующие изучения, оценки и сопоставления

А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я Ф У Н К Ц И Я Изучение и оценка
Внешней среды -- внешней экономической среды в целом -- товарного рынка -- потребителей -- конкурентов -- товара (набора товаров, в первую очередь аналогов-конкурентов) -- факторов воздействия на рынок  
Внутренней среды -- проектно-конструкторского потенциала -- производственных возможностей -- сбытового потенциала -- организационно-управленческих возможностей -- материальных и финансовых возможностей -- кадрового потенциала    

Рис. 18. Внешняя непосредственная микросреда маркетинга

Предприятие
Поставщики
Посредники

Конкуренты

Контактные аудитории
Покупатели

 

Пояснение к рис. 18.

Покупатели (потребители) – важнейшая составляющая внешней среды маркетинга. Знание конкретных желаний потребителей, их стремлений и надежд позволяет фирме разрабатывать четкие программы действий. Достоинством маркетинга является возможность реакции на изменения покупательских предпочтений, выяснения причин таких изменений и предложения фирме мер по корректировке ее деятельности.

Конкуренты – вторая важнейшая составляющая внешней среды. Знание своих конкурентов, их недостатков и достоинств, стратегии и тактики поведения позволяет создать предпосылки для успешной конкуренции. Конкуренты задают критерии, которых необходимо достичь или превзойти. – при невозможности этого следует находить обходные пути.

От поставщиков во многом, если не в решающей степени, зависит нормальная деятельность фирмы, которой необходимы качественное сырье. Материалы, комплектующие, машины и оборудование. При подборе поставщиков требуется выяснить их надежность, качество и цены поставляемой ими продукции. Необходимо знать, не поставляет ли поставщик свои изделия конкурентам, а также насколько мобилен и гибок поставщик в своей работе.

Трудно преуменьшить в работе фирмы и роль посредников, которые занимаются продвижением товаров к конечному покупателю, что включает в себя физическое перемещение товаров к пунктам покупки (потребления), их накопление и предпродажную подготовку; кредитную поддержку и страхование рисков; помощь в поиске покупателя, проведении рекламы, стимулировании сбыта, послепродажном обслуживании.

Немаловажны для деятельности фирмы отношения с контактными аудиториями, т.е. с финансовыми организациями (банками, инвестиционными фондами, другими финансово-кредитными учреждениями); средствами массовой информации; различного рода деловыми ассоциациями; общественностью (союзами потребителей, общественными формированиями). Задача маркетинговых исследований – получить информацию о настроении контактных аудиторий, предвидеть их возможные действия по отношению к фирме, а также налаживать конструктивное сотрудничество с общественностью.

 

Рис. 19. Общие определения стратегий

Маркетинговая стратегия –это: средство достижения цели; генеральное стратегическое направление деятельности предприятия, с которым должны увязываться все аспекты маркетингового плана; совокупность решений организации относительно выбора целевого рынка и продукта для рынка; оптимальное управление продуктом и оптимальное распределение ресурсов; сочетание ресурсов и навыков организации, с одной стороны, и возможностей риска, исходящих из окружающей среды, с другой стороны, при котором достигаются основные цели.    

Рис. 20. Методология разработки маркетинговых стратегий

Цели предприятия   Ситуационный анализ (внешний) Ситуационный анализ (внутренний) SWOT-анализ Маркетинговые цели предприятия Маркетинговые стратегии Маркетинговые планы и программы

Пояснение к рис. 20.

Как видно из рисунка, основными этапами разработки маркетинговых стратегий и программ являются формулирование целей предприятия, проведение ситуационного анализа деятельности предприятия и SWOT-анализа, формирование маркетинговых целей и формулировка маркетинговых стратегий и программ.

Ситуационный анализ проводится с целью выяснения положения предприятий в данный период во взаимосвязи с факторами окружающей среды и определения, в какой степени маркетинг необходим для достижения поставленных целей.

Маркетинговые стратегии позволяют определить основные направления маркетинга и конкретные маркетинговые программы.

Маркетинговые исследования должны быть проведены на этапе ситуационного анализа и включают в основном два направления: изучение специалистами товара и изучение рынка. Следует иметь в виду, что комплексное исследование рынка и ситуационный анализ могут провести только высококвалифицированные специалисты, обладающие достаточным опытом в этой области, возможностями и умением получать, обобщать, анализировать информацию. В случае отсутствия на предприятии таких специалистов следует обращаться к специализированным посредническим, консалтинговым центрам и организациям. Для этого в бюджете маркетинга должны быть предусмотрены дополнительные расходы на получение релевантной информации.

Маркетинговые стратегии формируются на основании комбинаций мероприятий, осуществляемых в рамках маркетингового комплекса: продукт, место сбыта, цена, распределение, персонал.

Стратегии, как и цели, должны быть выполнимыми, т.е. соотнесенными и взаимоувязанными с имеющимися ресурсами (бюджетными средствами, производственными мощностями, научными и техническими возможностями, кадровым персоналом, возможными инвестициями). Маркетинговые стратегии для подразделений низшего уровня могут быть одновременно и целями.

 

Рис. 21. Требования, предъявляемые к маркетинговым стратегиям

Требования, предъявляемые к маркетинговым стратегиям
Четко сформулированы, конкретны, непротиворечивы
Избирательны в связи с ограниченностью ресурсов
Проранжированы и разделены на долгосрочные и краткосрочные
Формулируются на основе знаний о требованиях рынка
Должно быть 4-6 корпоративных стратегий

Рис. 22. Требования, предъявляемые к целям предприятия

Цели предприятия должны: -- быть сформулированы руководством предприятия на основании анализа рынка; -- учитывать и реагировать на изменения окружающей среды; -- следовать общим тенденциям социально-экономического развития; -- основываться на прогностических оценках эволюции структуры производства и потребления; -- быть адекватными внешним условиям среды; -- следовать логическому принципу – идти от общего к частному; -- быть соотнесены с бюджетными возможностями.

Пояснение.

Социально-экономические цели – это социальные и экономические обязанности перед обществом, например:

рост заработной платы;

рост доходов;

улучшение жилищных условий;

строительство яслей, детских садов, санаториев, спортивных комплексов;

организация досуга;

улучшение условий труда;

безопасность;

комфо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: