Эффективность управления




Критерии оценки эффективности управления. Общее понятие эффективности. Производственно-экономические и психологические критерии оценки эффективности управления.

Эффективность руководства в теориях лидерства. Традиционные теории лидерства. Теория лидерских качеств. Концепции лидерского поведения и ситуационного лидерства. Концепции атрибутивного, харизматического и преобразующего лидерства. Качества эффективного менеджера.

Управление затратами. Методы управления затратами: экономия на масштабах; точка безубыточности; анализ прибылей и убытков; метод учета АВС; бюджетирование. Логистика в управлении затратами: интегрированный материальный поток, правила логистики, принцип полной стоимости.

Методы оценки эффективности управления организацией. Базовые модели оценки эффективности управления организацией. Влияние экономической политики на оценки эффективности. Политика собственников и менеджеров. Национальные приоритеты.

Финансово-экономические показатели эффективности организации. Методы и модели оценки эффективности организации.

 

ВОПРОСЫДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Менеджмент как наука и практика управления. Роль менеджмента в организации.

2. Понятие организации. Формальные и неформальные организации. Предпринимательская (коммерческая) организация.

3. Основные элементы организации. Связь организации с внешней средой. Организация как открытая и закрытая система.

4. Менеджмент и внешняя среда организации. Менеджмент и внутренняя среда организации.

5. Менеджер. Роли менеджера. Разделение труда менеджеров по вертикали и горизонтали. Аппарат управления.

6. Методы менеджмента. Организационно-распорядительные, экономические и социально-психологические методы менеджмента.

7. Научная и административная школы. Основные теории и концепции. Вклад научной и административной школы в современную теорию управления.

8. Школы человеческих отношений и поведенческих наук. Основные теории и концепции. Содержательные и процессуальные теории мотивации.

9. Содержание и этапы развития процессного подхода. Сущность системного подхода. Концепция ситуационного управления.

10. Прагматическая школа. Направление социальной ответственности. Разработки прагматической школы. Концепция социальной ответственности бизнеса.

11. Функции организации. Общие функции управления и управленческий цикл. Основное содержание процессов управления: производством, маркетингом, финансами, персоналом, учетом и анализом.

12. Общая функция – планирование. Стратегическое, тактическое и оперативное планирование. Принципы планирования. Основные этапы планирования. Система планов.

13. Общая функция – организация. Основные задачи и компоненты функции организации. Проектирование работы. Взаимозависимости работ. Этапы проектирования работы. Методы и модели проектирования работы.

14. Общая функция – мотивация. Понятия мотива и содержание функции мотивации. Стимулы, регуляторы и мотивы. Основные методы мотивации труда. Концепция партисипативного управления.

15. Общая функция – контроль. Упреждающий и результирующий контроль. Задачи стратегического, тактического и оперативного контроля. Сферы и объекты контроля. Этапы реализации контроля.

16. Понятие коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникации.

17. Влияние и власть. Источники власти. Авторитет. Доверие.

18. Лидерство. Отношения управления менеджера и лидера. Содержание и цикличность типов отношений управления. Стиль руководства.

19. Принятие решений. Проблемы и решения. Рациональность решения. Методы и методики, используемые в процессе принятия решений.

20. Элементы проектирования организации: разделение труда и специализация; департаментизация и кооперация; связи и координация; масштаб управляемости и контроля; иерархия и звенность; распределение прав и ответственности; централизация и децентрализация; дифференциация и интеграция.

21. Основные типы организационных структур. Линейно-функциональная (традиционная) структура. Дивизиональная структура. Матричные структуры (проектная и матричная).

22. Новые подходы в проектировании организаций. Эхдократическая организация. Многомерная организация. Предпринимательская организация. Организация, ориентированная на рынок.

23. Причины конфликтов организационного и личностного характера. Типы конфликтов. Процесс и фазы развития конфликта. Структурные и межличностные методы разрешения конфликтов.

24. Переговоры. Методы ведения переговоров. Когнитивная техника переговоров. Основы мастерства слушать и убеждать.

25. Содержание и значение деловой культуры. Понятие и значение деловой культуры. Деловая этика как основа деловой культуры.

26. Оценка состояния и эффективности организационной культуры. Поддержание организационной культуры. Изменение организационной культуры.

27. Сущность и система стратегического управления. SWOT-анализ. Эталонные группы стратегий. Стратегии: концентрированного роста, интегрированного роста, диверсифицированного роста, сокращения.

28. Задачи и функции кадровых служб. Кадровый потенциал. Кадровый цикл. Мониторинг персонала. Современные методы оценки персонала.

29. Критерии оценки эффективности управления. Общее понятие эффективности. Производственно-экономические и психологические критерии оценки эффективности управления.

30. Эффективность руководства в теориях лидерства. Традиционные теории лидерства. Теория лидерских качеств. Концепции лидерского поведения и ситуационного лидерства. Концепции атрибутивного, харизматического и преобразующего лидерства. Качества эффективного менеджера.

 

Рекомендуемая литература

Основная

Балдин И.В. Менеджмент: практикум / И. В. Балдин, Г. Е. Ясников. - Минск: БГЭУ, 2007. - 306 с.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Экономистъ, 2003. - 528 с.

Виханский, О.С. Стратегическое управление: Учебник. – М., Гардарика, 1998.– 296 с.

Гончаров, В.И. Менеджмент: Учеб.пособие.-Мн.:Мисанта, 2003г. - 324 с.

Иванов А.П. Менеджмент: Учебник. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2002. – 440 с.

Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 2-е изд., перераб. И доп.-М.: ИНФРА-М,2000. - 480 с.

Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. Управление организацией / Под общ. ред. А.Г. Поршнева. М.: ИНФРА-М, 2007.

Тележников В. И. Менеджмент: учеб. пособие / В.И. Тележников; под ред. Н.П. Беляцкого. – Минск: БГЭУ, 2008.

Управление качеством: учеб. По специальности «Менеджмент организации» / Т.А. Салимова. - 2-е изд., стер. - Москва: Издательство «Омега-Л», 2008. - 414 с.

Дополнительная

Барановский С.И., Лагодич Л.В. Стратегический маркетинг: учеб.пособие для студентов по специальности «Маркетинг» учреждений, обеспечивающих получение высшего образования/ С.И.Барановский, Л.В.Лагодич. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2005 – 299 с., ил.

Беляцкий, Н.П. Основы лидерства: учеб. / Н.П. Беляцкий. - Мн.: БГЭУ, 2006. - 282 с.

Беляцкий, Н.П. Интеллектуальная техника менеджмента. Мн. 2001. – 325 с.

Веллентройтер, Х. Функционально-стоимостной анализ в рационализации производства. М., 1984. - 134 с.

Гибсон Дж..Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х.-мл. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ.- 8-е изд. – М.: ИНФРА – М, 2000. – XXVI, 662 с.

Гончаров, В.И. Основы менеджмента / В.И. Гончаров. - Минск: Современная школа, 2006. - 281 с.

Ладанов, И.Д. Практический менеджмент. М., 1995. - 320 с.

Лапыгин, Ю.Н. Стратегический менеджмент: Учеб.пособие – М,: ИНФРА-М, 2007. – 236 с.

Портер, М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов/Майкл Е.Портер; пер. с англ. – 2-е изд. – М,: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 454 с.

Хачатуров¸ А.Е. Современный интеграционный менеджмент: научное издание / А. Е. Хачатуров, А. Н. Белковский. - М.: Дело и Сервис, 2006. - 272 с.


Раздел 3. Программа дисциплины “Организация производства в отрасли”

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: