Ординалистская теория потребительского поведения




Полезность

Молока хлеба

Молоко хлеб

 

На пересечении интересов покупателей и продавцов согласно второму закону Госсена находится ступень, соответствующая соче­танию полезностей сторон одинаковой интенсивности. Эта сту­пень – цена, соответствующая равной полезности остальных поку­пок.

 

Полезность и спрос

Теория субъективной полезности опирается на следующие основные предположения

1. Потребитель стремится получить максимальное субъективное удовлетворение, или полезность, используя свой ограниченный доход.

2. Полезность, которую приносит каждая последующая единица данного товара (ее называют предельной полезностью), меньше полезности предыдущей единицы товара. Рассмотрим следующий пример (табл. 1).

TU - total utility (общая полезность);
MU - marginal utility (предельная возможность)

Таблица 1.

Общая и предельная полезность абрикосов для отдельного потребителя

Число абрикосов Общая полезность (сумма предельных полезностей), ед. Предельная полезность (полезность дополнительного абрикоса), ед.
1 2 3 4 5 10 18 24 28 30 10 8 6 4 2

С увеличением количества абрикосов предельная полезность в нашем примере убывает. Каждый дополнительный абрикос приносит все меньшее дополнительное удовлетворение, или, иначе говоря, все меньше увеличивает общую полезность.

Каким же образом полезность связывается со спросом? Пусть полезность любой единицы денег будет одной и той же, например 1 руб. имеет полезность, равную двум единицам полезности.

Тогда наша таблица будет выглядеть следующим образом (полезность выражена в денежных единицах):

Таблица 2. Полезность, выраженная в денежных единицах (руб.)
Число абрикосов Общая полезность Предельная полезность
1 2 3 4 5 5 9 12 14 15 5 4 3 2 1

 

Попробуем теперь определить объем спроса нашего потребителя на абрикосы при различных значениях цены абрикосов. Предположим, что доходы потребителя, его вкусы и предпочтения, цены других товаров остаются без изменения.

Допустим, цена одного абрикоса равна 5 руб. Сколько абрикосов купит покупатель по этой цене? Вероятно, он будет сопоставлять полезность денег, которую он при этом теряет, с полезностью приобретаемого товара. Покупая один абрикос, покупатель теряет полезность, равную 5 руб., и приобретает полезность, также равную 5 руб. Таким образом, от этого обмена он не терпит убытка. Купит ли потребитель второй абрикос при данной цене? Полезность денег, которую он теряет, опять-таки равна 5 руб., но приобретает он только 4 руб. полезности. Он теряет полезность величиной 1 руб. Следовательно, он откажется от покупки второго абрикоса.

Сколько абрикосов купит наш потребитель при цене 4 руб.? Очевидно, два. Первый абрикос принесет ему увеличение общей полезности на 1 руб. (5 руб. - приобретает 4 руб. - теряет), второй абрикос дает эквивалентный обмен полезностей, а третий уже приносит "убыток".

Предполагая последовательно цену абрикоса равной 3, 2, 1 руб., мы получим следующие результаты:

 

Цена абрикосов, руб. Объем спроса, шт.
5 4 3 2 1 1 2 3 4 5

Линия предельной полезности является также линией спроса, если полезность выражается в денежных единицах и полезность денежной единицы остается постоянной.

Таким образом, теория субъективной полезности выводит закон убывания объема спроса с ростом цены из аксиомы снижения предельной полезности.

Объяснение характера спроса построено в данном случае на допущении возможности количественного измерения потребителем полезности благ.

Такой подход получил название кардиналистского (от англ. cardinal - количественный).

Ординалистский подход (от англ. ordinar - порядковый), который подробнее будет изложен позднее, требует только возможности установления между различными благами отношений предпочтения или безразличия (без измерения полезности). Этот подход можно также назвать относительным.

Итак, мы можем сделать следующие выводы.

1. Исходным пунктом исследования спроса является изучение поведения отдельного потребителя.

2. В основе поведения потребителя лежит представление о полезности блага.

3. Уменьшение предельной полезности дополнительной единицы блага лежит в основе построения линии спроса.

17) равновесие потребителя в кардиналистской теории

Кардиналистская, или количественная, теория потребительского поведения при решении поставленной задачи предполагает возможность теоретической измеримости полезности блага. Иными словами, предполагается, что можно определить точную величину полезности, получаемой при потреблении блага. Количественная измеримость полезности дает возможность как для сравнения различных благ по их полезности, так и для определения разницы между ними. Сторонники теории (К. Менгер, Л. Вальрас) полагали, что полезность измеряется в условных единицах — ютилях (от англ. utility — полезность).

Количественная измеримость полезности позволяет потребителю измерить полезность любой дополнительной единицы бла­га (предельная полезность) и оценить величину общей полезности данной совокупности благ. В кардиналистской теории по­требительского поведения полезность является субъективной величиной, поскольку отражает субъективное отношение кон­кретного человека к конкретному благу.

Основополагающее положение этой теории — постулат об убывании предельной полезности благ. Опираясь на этот посту­лат, можно сформулировать правило равновесия потребителя. Потребительское равновесие — ситуация, когда потребитель, ог­раниченный данным бюджетом, не может увеличить общую полезность, расходуя меньше средств на приобретение одного бла­га и больше — на приобретение другого. Как уже отмечалось, каждый потребитель использует множество разнообразных благ и для каждого из них действует закон убывающей предельной полезности. Рациональный потребитель будет приобретать в первую очередь блага, приносящие наибольшую полезность. Потребитель будет наращивать потребление каждого блага до тех пор, пока предельные полезности этих благ не сравняются. Действительно, если предельная полезность какого-либо блага будет выше, чем предельная полезность других благ, то потребитель предпочтет приобрести именно его. В свое время это правило поведения потребителя было сформулировано Г. Госсеном и получило название второго закона Госсена. Ныне закон можно сформулировать следующим образом: чтобы получить максимум полезности, потребитель, обладающий ограниченными ресурсами, должен потреблять каждого блага столько, сколько необходимо для выравнивания предельных полезностей по каждому благу. Математически правило потребительского равновесия выражается равенством МU1 = MU2 =... = MUn.

В данном правиле под ограниченными ресурсами потребителя в первую очередь понимается его ограниченный доход. Иными словами, потребитель должен так распорядиться своим доходом, чтобы приобретенный им набор благ приносил бы максимальную полезность. В ситуации потребительского равновесия полезности денежных единиц, затраченных на приобретение различных благ, должны быть равны. Правило максимизации полезности, исходя из всего сказанного, заключается в том, что денежный доход потребителя должен быть распределен таким образом, чтобы последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида блага, приносила бы одинаковую предельную полезность. Математически это выглядит следующим образом:

где P — цена блага.

Иными словами, потребитель будет предъявлять спрос на данное благо до тех пор, пока предельная полезность этого блага в расчете на одну денежную единицу, не станет равной предельной полезности на одну денежную единицу, потраченную на приобретение другого блага. Используя это правило, потребитель, не выходя за пределы своего бюджета, приобретает набор товаров и услуг, приносящий ему наибольшую сумму полезности.

Если равенство не выполняется, то произойдет некоторое перераспределение потребительских расходов между благами в пользу блага с более высоким уровнем предельной полезности в расчете на денежные единицы, что приведет к увеличению совокупной полезности для потребителя. Действительно, если цена на второе благо понизилась, то равновесие нарушается:

MU1/P1 < MU2/P2 т. е. последняя денежная единица, затраченная на второе благо, стала приносить большую полезность, чем последняя денежная единица, затраченная на первое благо. Для восстановления равновесия, исходя из закона убывающей предельной полезности, существуют два пути. В первом случае необходимо увеличить предельную полезность первого блага, для чего следует сократить потребление этого относительно дорогого товара. Во втором случае следует уменьшить предельную полезность второго блага, увеличив потребление этого относительно дешевого блага. Поступая таким образом, покупатель будет действовать в точном соответствии с законом спроса и вновь достигнет состояния потребительского равновесия и сможет максимизировать получаемую полезность.

18)аксиомы теории потрибительского выбора.ординалисткая теория.

Аксиома независимости выбора. Потребитель свободен в своем выборе. На него не оказывают влияния внешние эффекты, к которым можно отнести принуждение со стороны государства.

Аксиома рациональности. Потребитель ведет себя рационально. Он знает, что ему нравится в большей степени, а что в меньшей. И при имеющемся доходе выбирает такой набор товаров, который сможет принести наибольшую степень удовлетворения, то есть из всего множества наборов выбирает самый предпочтительный.

Аксиома упорядоченности. Предпочтения потребителя уже сформировались. Это означает, что каждый потребитель в полной мере может сравнить, а также классифицировать все имеющиеся наборы товаров и услуг, но обладая для этого соответствующей информацией, стоимость продукта при этом игнорируется (не учитывается). Например, индивид ранжировал молочные продукты следующим образом: 1-е место - йогурт, 2-е место - глазированные сырки, 3-е место - кефир, 4 - снежок,.5 - сметана, 6 - топленое молоко, 7 - молоко. Но если у потребителя доход будет незначительным, то из имеющихся продуктов он отдаст предпочтение молоку, а не йогурту, так как оно дешевле.

Аксиома транзитивности. Предпочтения потребителя транзитивны. Это означает, что если потребитель в определенный момент времени предпочитает товар А товару В, и товар В товару С, то, соответственно, потребитель предпочитает товар А товару С. Например, если автомобиль марки "Вольво" предпочтительнее "Жигулей", а "Жигули" предпочтительнее "Москвича", то "Вольво" также предпочтительнее "Москвича". Иначе говоря, предпочтения потребителя согласованы, ранжированы (поставлены в определенный порядок).

Аксиома ненасыщения. Означает, что потребители всегда и везде предпочитают большее количество абсолютно любого товара меньшему (при этом стоимость не учитывается). Полное насыщение потребностей исключается, поскольку потребление дополнительных единиц блага не будет при Основу теории потребительского выбора составляет теория предельной полезности. Как считают западные экономисты, от полезности того или иного товара (услуги) для потребителя зависит поведение потребителя на рынке товаров (услуг).

Потребительское поведение — процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги. Потребительское поведение отдельных покупателей формирует совокупный спрос, определяет объем производства товаров и услуг и их предложение на рынках.

Определяющими факторами потребительского поведения служат предпочтения потребителей, их доходы (бюджеты) и цены на товары (услуги).

Потребительское предпочтение — процесс сравнения определенного ассортиментного набора потребительских товаров и услуг с точки зрения их полезности. При этом имеется в виду рациональное поведение каждого потребителя. Это означает, что каждый потребитель имеет индивидуальную шкалу предпочтений. Следуя ей, а также учитывая свой ограниченный доход (бюджет), он стремится достичь максимально возможной степени удовлетворения (полезности).

Ситуация, когда потребитель не может увеличить общую полезность, которую он может получить при определенном доходе, и расходует меньше денег на покупку одного блага и больше — на покупку другого, называется потребительским равновесием.

Полезностью называют удовлетворение, которое получают потребители от потребления того или иного товара (услуги).

Различают полезность общую и предельную.

Общая полезность — удовлетворение, связанное с потреблением определенного вида товара (услуги).

Предельная полезност ь — прирост общей полезности в результате приобретения дополнительной единицы определенного вида товара (услуги).

Ординалистская теория потребительского поведения

Ординалистская, или порядковая, теория потребительского поведения исходит из того, что потребитель не может численно измерить количество получаемой от потребления блага полезности, но может сравнивать и ранжировать наборы благ с позиции их предпочтительности. Принимая этот тезис, необходимо принять ряд положений, характеризующих отношения предпочтения и безразличия потребителя. Современная экономическая модель потребительского выбора базируется на нескольких постулатах.

1. Ненасыщенность. Потребности в благах не имеют насыщения. Люди всегда предпочитают большее количество данного блага меньшему. Более высокую оценку потребителя и его предпочтения получит тот набор, в который входит большее количество благ. Под это положение не подходят некоторые продукты, которые люди менее всего предпочитают или даже избегают — антиблага (загрязнение окружающей среды, шум, сигаретный дым и пр.). Потребление антиблаг снижает благосостояние индивида.

2. Сравнимость предпочтений. Принимая решение о приобретении блага или отказываясь от его покупки, потребитель в обоих случаях должен предварительно сформировать свое отношение к рассматриваемому благу. Теория потребительского поведения предполагает, что потребитель может ранжировать альтернативные блага и может указать, какое из сравниваемых благ лучше, или отметить их равноценность. Иными словами, потребитель может указать, что благо X лучше блага Y, или благо Y лучше X, или оба блага равноценны.

3. Транзитивность предпочтений. Принимая решение о покупке, потребитель должен последовательно переносить свои предпочтения с одних благ на другие. Если человек предпочитает благо X благу Y, а последнее благу Z, то он должен предпочитать благо X благу Z Действительно, если благо X приносит потребителю большее удовлетворение, чем благо Y, а благо Y приносит большее удовлетворение, чем благо Z, то благо X приносит больше пользы, чем благо Z Если же индивид полагает, что полезность блага равна полезности блага Y, а полезность Y равна полезности блага Z, то он не должен видеть разницы между потреблением X и Z.

Каждый потребитель желает приобрести различные блага, и в реально потребляемых наборах число видов благ достаточно велико. Однако для изучения закономерностей процессов потребления можно ограничиться всего двумя благами.

Рассмотрим графическую интерпретацию ординалистской теории потребительского поведения, которая опирается на построение кривых безразличия, характеризующих систему предпочтений потребителя.

19)потребительское предпочтение.кривые безразличия и их свойства.

Компании, производящие продукцию и торговые организации, занимающиеся ее продажей, заинтересованы в том, чтобы насыщать рынок товарами, которые будут пользоваться спросом. Оценить конкурентоспособность продукции можно опытным путем, при этом товарная продукция, вовлеченная в рыночный механизм, получит свой отклик у покупателей.

Величина установившегося спроса на товар даст возможность понять, насколько он востребован у покупателей. Однако, существует такой инструмент для изучения спроса, как потребительские предпочтения.

Потребительские предпочтения формируются в процессе определения потребителем круга товаров, наилучшим образом удовлетворяющих его потребности. Как правило, потребительские предпочтения изучают не по отдельным категориям, а в комплексе. Например, выделяют не просто предпочитаемые продовольственные товары, а оценивают их в совокупности с одеждой, обувью (наборы продуктов). Таким образом, определяется ассортимент продукции, которую потребители выбирают в системе (каждый месяц, квартал, год). При этом большое влияние на потребительские предпочтения оказывает цена товара, его качество, срок годности.

Говорить о том, что предпочтения потребителей позволяют точно определить круг товаров, пользующихся спросом или подсчитать необходимые объемы выпуска продукции, будет не корректным. Поскольку потребители, совершая свой выбор, руководствуются несколькими объективными (цена, качество, уровень дохода) и субъективными (личный вкус) факторами, то анализ круга предпочитаемых товаров может предоставить только самые приблизительные данные.

Наиболее четкие тенденции в работе теории потребительских предпочтений:

1.Считается, что покупатели обладают упорядоченным набором предпочтений. То есть, уже существуют сформированные наборы товаров, которыеимеют свой приоритет для покупателя и он осуществляет покупки согласного этого ранга.

2.Потребительские предпочтения также можно охарактеризовать при помощи термина –транзитивность. Он означает, что при наличии трех видов аналогичных товаров, которые можно описать как: Т1 предпочтительнее Т2, Т2 предпочтительнее Т3, то в конечном итоге, Т1 будет для потребителя предпочтительнее, чем Т3.

3.Принято за аксиому утверждение о том, что каждый покупатель действует согласно своим предпочтениям, которые не зависят от объемов и стадии потребления других потребителей.

4. Также было сформулировано правило, которое гласит, что потребитель в основной массе предпочитает те наборы товаров, которые содержат максимальное число благ.

Еще в 19 веке экономистами-теоретиками предпочтения потребителей были представлены в виде графической системы. В ее основу легли кривые безразличия и закон предельной полезности.

Значительное влияние на предпочтения оказывает закон придельной полезности. Он гласит, что каждая последующая приобретенная и использованная единица товара будет приносить покупателю меньшую полезность. Заменяя товары, утратившие свою полезность другими, потребитель формирует набор, который будет приносить ему наибольшую полезность при определенном уровне дохода.

Каждая из кривых безразличия (рис.1) представляет собой набор точек, в которых различное количество товара Т1 и товара Т2 представляют для потребителя одинаковую полезность.

Рис.2. Карта безразличия

Рис.1. Кривая безразличия

На рис.1 представлена кривая безразличия U, на которой точками А,В, С, D обозначены различные наборы товаров Т1 и Т2, которые обладают равнозначной полезностью.

В том случае, если предпочтения изменили свою структуру, приходится строить новые кривые безразличия, которые изменят свое положение относительно начального периода. Такой набор графиков получил название – карта безразличия (рис.2).

Окончательный вид графиков (кривые спроса и предложения), а также угол их наклона зависит от того, насколько потребитель готов один товар заменить другим.

20)предельная норма замещения в потребелении

редельная норма замещения, коэффициент эквивалентной замены [marginal rate of substitution — MRS] — 1. Показатель производственной функ­ции, характеризующий относительную эффективность под­дающихся взаимной замене факторов производства (т.е. при движении вдоль изокванты). См. Предельная норма технологического замещения. 2. В ана­лизе спроса и потребления — это показатель, характеризующий такую замену единицы[1] одного блага другим благом, при которой общая полезность не меняется (см. Кривые безразличия, Предельная норма замещения в потреблении).

В процессе производства увеличение затрат одного фак­тора влечет за собой уменьшение затрат другого фактора (пример см. в статье Взаимозаменяемость ресурсов). В потреблении же возможна и обратная ситуация — см. Взаимодополняемые (взаимодопол­няю­щие) товары.

При замещении обе точки — исходная (х1, х2) и полученная в результате замены. (х1+ Δх1, х2 +Δ х2) - лежат на одной кривой безразличия. Строго говоря, нормой замещения одного продукта (х1) другим (х2) называется отношение приростов, взятое со знаком минус, — (Δ х2 / Δ х1), а предельной нормой замещения (или замены) называют производную - dx2/dx1 , которая равна предельному значению указанного отношения при Δ х1 → 0.

Например, для функции Кобба — Дугласа предельная норма замещения затрат труда производственными фондами име­ет следующий вид:

(обозначения см. в статье Кобба — Дугласа функция). Минус в правой части формулы означает, что при фиксированном объеме производства увеличению одного ресурса соответствует уменьшение дру­гого и наоборот. (См. также Предельныйэффект затрат.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: