Критический взгляд православия на ислам




В православной литературе существуют труды, в которых с критических позиций раскрываются основные положения мусульманской веры. Среди них выделяются исследования, священника Даниила Сысоева, священника Георгия Максимова, А.В. Журавского, С. Путилова[1]. На сайте «Азбука веры» имеется сравнительная таблица вероучений в исламе и христианстве, взывающая особый интерес. Обобщим основные положения перечисленных работ.

I. Вера в единого всемогущего Бога.

1. Ислам. Учение о том, Аллах является единственным Богом – основной догмат ислама. Аллах – Бог, который достоин поклонения, и которому необходимо поклоняться. Он имеет двадцать обязательно присущих и двадцать невозможных атрибутов (сифатов), а также один допустимый. Всевышний имеет 99 прекрасных имен. Аллах – един. Внутренняя природа Бога остается нераскрытой. Мусульмане называют Аллаха единственным Творцом, понимая это так, что Он будто бы каждое мгновение вторит мир заново, и что Он – творец не только мира, но и каждого действия человека и животного, которые в нем обитают. Аллах мыслится как непостижимое существо. Утверждая недоступность Бога для человека, ислам отрицает возможность воплощения, богоявления сообщения божественной благодати людям через таинства. В Коране ни разу не говорится о любви Аллаха ко всему человечеству, но говорится о Его любви к тем, кто следует за Мухаммедом. Основной концепцией отношений человека с Богом в исламе является представление о людях как о рабах Аллаха. Бог создал человека для исполнения закона. Аллах раскрывается человеку только через ангела. Единственным исключением является Муса (Моисей), с которым Аллах говорил лицом к лицу. Даже Мухаммед не видел Аллаха и не общался с Аллахом.

2. Христианство. Единый по природе Бог троичен в Личностях: Отец, Сын и Святой Дух. Христиане верят, что Бог один раз создал мир и законы, которым он управляется. Бог предоставил свободу Своему творению, так что каждый человек является подлинным творцом своих дел. Христиане не считают, что Сам Бог творит все действия живых существ (ангелов, людей, животных и т.п.). Иисус пришел, чтобы спасти людей от греха, и открыть им путь к соединению с Богом. Иисус Христос своим подвигом разрушил преграды, стоявшие между человеком и Богом: пропасть между Божественной и человеческой природой; грех, со всеми его последствиями и наказаниями; смерть, разлучающая душу и тело. Для христиан – Бог есть Любовь. Бог создал человека для любви к Себе, общения с Собой. Бог хочет пребывать в человеке Своей благодатью, даруя человеку возможность обожения. Бог раскрывает Себя и общается с человеком в Откровении непосредственно, Сам, действием Святого Духа через про­ро­ков и чрез Воплотившегося Сына Своего Иисуса Христа.

II. Вера в ангелов.

Вера в ангелов является неотъемлемой частью веры мусульманина. По исламским представлениям ангелы сотворены из стихии света, бесполы, невероятно сильны. Смысл их существования заключается в служении Аллаху. Ангелы безгрешны, так как не наделены Аллахом соблазном (нафс) и способностью делать выбор, беспрекословно выполняют Его приказы[2].

Коран сообщает о том, что ангелы любят верующих и поддерживают их в момент расставания с жизнью и после смерти. Верующим тоже предписано любить ангелов[3]. Однако как в православии им нельзя поклоняться, молиться и просить их о заступничестве, так как согласно исламу это противоречит строгому исламскому монотеизму[4].

III. Вера в писания.

В исламе считается, что Кораном закончились ниспослания Аллахом Книг, являющиеся Его речью. Всевышний через посланников послал человечеству сто четыре книги: сто – в виде свитков и четыре в виде книг. Свитки (сухуф) были ниспосланы Адаму – 10; Шису (Сифу) – 50; Идрису (Еноху) – 30; Ибрахиму (Авраам) – 10. Книги были даны: Мусе (Моисей) – Таврат (Тора); Исе (Иисус) – Инджиль (Евангелие); Давуду (Давид) – Забур (Псалтырь); Мухаммеду – Коран.

В исламе подчеркивается, что из всех Книг, ниспосланных Всевышним, только Коран сохранен и дошел без изменений и искажений, в том виде, в каком был ниспослан. Библия для мусульман – это фальсифицированное христианами Божественное Откровение.

Священник Георгий Максимов на страницах своей книги «Православие и ислам»[5] объясняет, почему христиане признают Библию истинным Откровением Божиим, а Коран таковым признать не могут.

Автор обращает внимание на несостоятельность коранических критериев истинности Писания: непротиворечивость, неподражаемость и текстуальная неискаженность.

1. Непротиворечивость Корана. Священник Георгий обращает внимание на то, что великое число людей (среди которых пр. Иоанн Дамаскин, прп. Максим Грек) размышляло о Коране, и находило там противоречия о: длительности Судного дня, количестве дней творения неба и земли, о судьбе фараона, о наказании прелюбодеяния и др.)

2. Неподражаемость Корана. Священник Георгий приводит имена поэтов (ан-Надр ибн аль-Харис, Абу ал-Атахия, Актам ибн ас-Сайфи и др.) сочинения которых признавались более высокими по стилю нежели Коран.

3. Неискаженность Корана. Священник Георгий указывает, что текстология Корана опровергает мусульманскую веру в сохранность и неизменность его текста. Приводит факты, свидетельствующие, что текст древних рукописей Корана отличается от современного, а значит, коранический текст претерпевал изменения со стороны поздних переписчиков и редакторов.

Священник Георгий выделяет критерии, доказывающие богодухновенность Библии: чудеса, пророчества и нравственная высота учения.

Священник Георгий указывает, что исламские полемисты любят утверждать, что именно Библия искажена и в ней много противоречий. Однако, в отличие от мусульман, для христиан это совершенно не составляет никакой проблемы. Разночтения всех дошедших до нас рукописей Нового Завета исследователи сводят к 0,5% всего текста. Историческая, догматическая и пророческая часть Священного Писания не подвергались никакому изменению.

Достоверность и неискаженность Нового Завета подтверждена тем, что в древнейших рукописях, написанных тогда, когда еще были живы очевидцы земной жизни Иисуса Христа, мы находим тот же текст, что и в нынешнем древнегреческом тексте. Церковь бережно хранила оригиналы новозаветных книг, написанные апостолами в отличие от мусульман, которые по приказу халифа Османа зачем-то уничтожили оригиналы записей Корана.

IV. Вера в пророков и посланников.

Ислам учит, что большинство пророков до Мухаммеда, были избраны Аллахом для указания истинного пути жителям отдельного племени, отдельного города или для жителей определенной местности. Последний Пророк – Мухаммед – это Печать Пророков, так как после него ни одного пророка не было и не будет. Он указал праведный путь всем людям земного шара, созданиям всех миров.

В исламе существует деление на пророков (наби), посланников (расуль) и твердых духом (улю ль-азм).

Наби – пророк передававший своему народу предписания и запреты, переданные предыдущему посланнику.

Расуль – посланник Аллаха, которому было дано Новое писание и принесший новый закон.

Каждый посланник (расул) является пророком (наби), но не каждый пророк (наби) является посланником (расуль).

Улю-ль-Азм – данное определение, относится в первую очередь пророкам Адаму, Нуху, Ибрахиму, Мусе, Исе и Мухаммеду из-за их стойкости и непоколебимости при выполнении Божественного послания, противостоя всем трудностям и лишениям. Все пророки проявляли твердость и бесстрашие в деле донесения до людей религии, но шестеро указанных пророков обладают степенью, более высокой, чем другие пророки.

Среди главных признаков пророчества: благочестие, умение творить чудеса, проповедь смирения и воздержания, авторитет среди людей и хорошее происхождение. Пророческие чудеса (муджизат) даруются Аллахом как доказательство истинности пророческой проповеди.

По представлениям мусульман, необходимо знать о пяти качествах пророков:

- сидк – правдивость; пророки говорят только правду.

- амаана – верность; люди чести, им можно следовать во всем.

- таблиг – способность передавать предписания и запреты Всевышнего Аллаха, несмотря ни на какие трудности.

- фетнатун – ум и понятливость; эти качества пророков выше, чем эти же качества самых способных людей.

- исматун – чистота нрава и безгрешность; все пророки были далеки от греховных поступков.

Полемика между христианами и мусульманами ведется относительно Иисуса Христа (Он для мусульман является лишь пророком – Иса) и Мухаммеда (который для христиан не является пророком).

В исламе категорически отвергается, что Иисус – Бог и Сын-Божий.

Мусульмане считают, что:

- согласия Девы Марии о воплощении Иисуса не спрашивали – Джебраил лишь сообщил ей приказ Аллаха;

- Мария сохранила девство после родов (во время которых она мучилась), т.е. они отрицают ее Приснодевство;

- Иса творил чудеса;

- Иса не был ни убит, ни распят, а был живым вознесен на небо Аллахом;

Священник Георгий в полемики с мусульманскими воззрениями указывает, что Иисус Христос пришел, чтобы спасти людей от греха и открыть путь к соединению с Богом. Для этого он преодолел три преграды, стоявшие между человеком и Богом: попасть между Божественной и человеческой природами; грех со всеми его последствиями-наказаниями, которые он порождает; смерть, разлучающая душу от тела и тем самым разрушающая природу человека[6].

Священник Георгий отвечает, почему Мухаммеда христиане не могут воспринимать пророком[7]. Потому, что:

- в Божественном замысле спасения такая фигура, какой является Мухаммед согласно исламу, лишняя;

- Мухаммед учит прямо противоположно Иисусу Христу;

- Мухаммед не привел никаких объективных доказательств своей избранности на это поприще;

- Мухаммед, каким он известен по мусульманским сказаниям, не соответствует нравственному образу пророка.

V. Вера в Судный день.

В исламском учении все, что связано с будущей участью человека, называется «верой в последний день». Последним днем называется день воскресения, когда Аллах поднимет людей их могил для суда и воздаяния. Согласно мусульманским источникам о наступлении последнего дня будут свидетельствовать «Малые признаки» и «Большие признаки»[8].

Всеобщее воскресение произойдет, когда ангел Исрафил, затрубит в трубу. От одного трубного гласа все живое в мире погибнет, от другого все восстанут из могил. Потом все люди предстанут перед Аллахом, и будут развернуты свитки с записанными делами людей. Мусульманам будут предъявлены грехи, если они их признают, то они будут покрыты. У немусульман добрых дел не окажется и в рай они не смогут попасть. К райю приведет мост Сират, который смогут пройти только праведники. В раю мусульмане будут предаваться всяческим наслаждениям и они смогут увидеть Аллаха, как сегодня люди видят луну. Оказавшиеся в аду будут претерпевать жуткие пытки. Грешные мусульмане могут пребывать в аду некоторое время, по ходатайству Мухаммеда они будут выведены из него. Мучения немусульман будут вечными.

Характеризуя особенности христианского учения о Последнем суде священник Георгий Максимов пишет[9]:

- что касается всеобщего воскресения, здесь ислам учит так же, как и христианство, но вот последующий суд будет вершить Иисус Христос.

- каждый получит вечную участь соответственно тому, какой выбор сделал в этой временной жизни.

- ад понимается не как специально устроенная пытка, но как состояние злых людей и духов, вызванное их выбором.

- все кто шел по пути Христа войдут в жизнь вечную, где не будет ни болезней, ни смерти, не останется зла, благодать Божия откроет в людях новые способности и силы. Праведные будут пребывать в любви с Богом, они станут детьми Бога, будут подобны Ему.

Далее священник сравнивает понятия рая в исламе и христианстве:

- рай в исламе – сад, телесные удовольствия, в христианстве – город, счастье жизни с Богом.

- для мусульман – рай возвращение в Эдем, из которого были изгнаны Адам и Ева, для христиан рай не является возвращением в Эдем – через свое воплощение Христос поднял человеческую природу на более высокую ступень близости к Богу, чем был у Адама и Евы до грехопадения. Обновленный человек войдет в новый рай.

Священник Георгий подчеркивает, что христианин знает, что в повседневной жизни он имеет дело с испорченной грехопадением природой, тогда как мусульманин верит, что его природа идентична природе первозданного Адама. Поэтому и переносит на райскую жизнь те явления, которые в христианстве рассматриваются как имеющие на себе печать грехопадения (объедение, винопитие, совокупление с гуриями).

VI. Вера в предопределение.

Мусульманское учение о предопределении оставляет пространство для различных интерпретаций. С.И. Чудинов (кандидат философских наук, эксперт в области религиоведческих и социально-философских аспектов экстремизма и терроризма) выделяет две основные тенденции в этом вопросе[10]:

1. Понимание предопределения как принуждения.

Кратко выразить суть этой позиции можно так: Аллах принуждает все свои творения к тому результату, который был заранее Им же определен.
В своей крайней форме эта тенденция была выражена одной из групп создателей раннего калама, получивших от своих оппонентов наименование джабритов (от араб, джабр – принуждение). Джабриты сводили учение о предопределении к полному и безоговорочному фатализму. Предание о том, что Аллах записал судьбу всех вещей этого мира еще до его творения, джабриты восприняли как директивное предписание Всемогущего Господа своим творениям к осуществлению того божественного плана, что был заранее задуман и зафиксирован в Хранимой Скрижали.

Впоследствии традиционалистическое богословие суннизма, вызревавшее в ходе полемики различных школ по частным теологическим вопросам, включая проблемы свободы воли и предопределения, отвергло джабритскую версию представления о судьбе. Его заменила более гибкая и умеренная интерпретация предопределения как принуждения, присущая в той или иной мере всем ортодоксальным школам ислама, отличающихся между собой степенью свободы, отводимой человеку, но всегда при этом неизменно жестко ограниченной.

2. Предопределение как предвидение будущего Божественным разумом, или, что точнее, абсолютное, целостное и всеобъемлющее знание Бога, существующего во вневременной реальности, обо всем творении во временной длительности, разделяемой на прошлое, настоящее и будущее.

Многие традиционалистические трактовки, признавая важную роль остальных аспектов предопределения, ставят акцент на его первой ступени (абсолютное знание Божества), понимая предопределение в целом как совершенно точный расчет, прогноз будущего божественным разумом, не стесняющий свободы людей. Бог дает свободу своим творениям совершать дела, но при этом он заранее осведомлен об их конечных последствиях.

В истории ранней богословской мысли ислама вторая тенденция в толковании предопределения также имела свое крайнее выражение в «еретическом» учении кадаритов и унаследовавших их идеи мутазилитов о полной свободе действий человека и самостоятельному определению им своей судьбы.

Суннитская ортодоксия, отвергая любые крайние позиции (предопределение как фатум или неограниченную свободу человека), соединила в себе оба названных момента – как принудительный, так и «прогностический» – в виде систематизации положений веры в предопределение, разделенной на четыре ступени: божественное всезнание, предписание, соизволение, сотворение.

Священник Георгий Максимов в своей книге «Православие и ислам» пишет, что основываясь на Божественном Откровении, православные христиане не приемлют мусульманское учение о предопределении. Ведь, по сути, в мусульманской интерпретации ответственность за зло и грехи ложится на самого Бога. И на вопрос, заданный мусульмане: откуда берется зло? Отвечает: «оно от человека или духа, неправильно употребившего свою свободу. Господь подарил людям и духам свободу в поступках. Зла как такового не существует, зло – это нарушение воли Божией». И далее приводит слова преподобного Иоанна Дамаскина: «Бог все заранее знает, но не все предопределяет. Ибо Он заранее знает то, что в нашей власти, но не предопределяет этого Он не желает, чтобы происходил порок, но и не принуждает к добродетели насильно»[11].

 

 


[1] Эти труды представлены на сайте «Азбука веры».

[2] Вера в ангелов в исламе включает в себя необходимость:

- признания их существования и реальности;

- веры в огромное количество ангелов, и в то, что точное их количество не знает никто, кроме Аллаха;

- признания их высокого и достославного положения перед Господом миров и той милости, которую Всевышний оказал им;

- веры в то, что ангелы превосходят друг-друга по степеням и статусу, и что их положение перед Аллахом не является одинаковым, так как на это указывают священные тексты;

- проявления любви к ангелам и избегания враждебности по отношению к ним;

- веры в то, что ангелы – это всего лишь одно из творений Аллаха, которые не способны ни создавать, ни управлять Вселенной ни распоряжаться чьими-либо судьбами. Ангелы – одно из воинств Аллаха, и они поступают только согласно Его велениям. Управление же всем происходящим во Вселенной в Руках одного Аллаха, и никто не разделяет с Ним этой власти;

- веры в каждого из ангелов, чьи имена названы в Коране и Сунне. Имеются в виду Джибриль, Микаиль, Исрафиль, Малик, Харут, Марут, Ридван, Мункар, Накир и другие ангелы, имена которых упоминаются в священных текстах. Это веление так же относится к тем ангелам, которые в в аятах и хадисах названы по своим качествам, например, Готовый Наблюдатель, и к ангелам, которые именуются в соответствии со своими обязанностями, например, Ангел смерти и Ангел гор. В шариатских текстах упоминаются также и обязанности целых групп ангелов. Например, ангелы, несущие Трон; благородные писцы; ангелы, которым поручено оберегать творения; ангелы, которым поручено оберегание зародышей и материнских утроб; ангелы, которые совершают обход вокруг аль-Бейт аль-Ма`мур; ангелы, которые странствуют по свету.

[3] Мусульмане верят в Иблиса и шайтанов. Согласно мусульманской традиции, появлению на свет Адама предшествовало сотворение ангелов, которыми были заселены небеса, и джиннов (созданные из чистого пламени), которые поселились на Земле. Но если ангелы были послушными слугами Аллаха, то джинны по природе своей склонялись ко лжи и пороку. Однако среди них были и праведники. Один из них настолько усердно и искренне служил Аллаху, что ему было позволено войти в сонм ангелов и поселиться на небесах. Для этого Аллах изменил его облик и наделил его крыльями.

Когда Аллах поведал ангелам о намерении создать человека и сделать его наместником на Земле, они поняли, что он будет забывчив и не сможет проявить должной твердости в выполнении завета с Богом. В арабском языке слово инсан, означающее «человек», происходит от глагола «забывать».

После сотворения человека Аллах научил его названиям других творений, которые не были известны ангелам. Он продемонстрировал им, что благодаря Его милости человек может превзойти даже их, пречистых небожителей. Когда же ангелы признали свое несовершенство, Аллах велел им поклониться Адаму. Все небожители выполнили этот приказ без малейшего колебания, и только джинн, находившийся вместе с ними, возгордился и не стал кланяться. Аллах проклял его, и с тех пор он получил имя Иблис, что означает «пришедший в отчаяние», «потерявший надежду на милость». Но ему была предоставлена отсрочка, и он поклялся совращать людей и враждовать с ними, пока не приведет их в Ад. Аллах позволил ему искушать людей, но обещал прощать каждого, кто будет раскаиваться в своих проступках и просить прощения. Последователями Иблиса среди людей являются грешники, не выполняющие своих обязанностей перед Аллахом и перед людьми. Последователей Иблиса среди джиннов обычно называют шайтанами; впрочем, согласно Корану, этот эпитет можно отнести и к нечестивым людям. Шайтаны наущают людей, сбивают их с пути, пытаются навредить им и лишить их покоя.

(По материалу Кулиев Э. Вера в ангелов:

https://rumagic.com/ru_zar/religion_rel/kuliev/1/j28.html).

[4] Православный взгляд на ангелов подробно изложен в труде священника Константина Пархоменко «Об ангелах и бесах»: https://azbyka.ru/parkhomenko/ob-angelax-i-besax.html#n14

[5] Священник Георгий Максимов. Православие и ислам. – М., 2012. С. 145-197.

[6] Священник Георгий Максимов. Православие и ислам. – М., 2012. С. 77.

[7] Там же. С. 119-144.

[8] Ислам о конце света: https://old.islam.ru/content/veroeshenie/vera_v_sudniy_den_paytiy_stolp_islama

[9] Священник Георгий Максимов. Православие и ислам. – М., 2012. С.203-212.

[10] Чудинов С.И. Фатализм мусульманского мировоззрения в преломлении сознания террориста-смертника // Религиоведение. 2009. № 4. С. 144-155.

 

[11] Священник Георгий Максимов. Православие и ислам. – М., 2012. С. 35.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: