Психоаналитическая концепция структуры личности




ВВЕДЕНИЕ

Фрейдизм — названное по имени австрийского психолога Зигмунда Фрейда направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии. Возникнув как концепция объяснения и лечения неврозов, фрейдизм в дальнейшем возвел свои положения в ранг общего учения о человеке, обществе и культуре, приобретя большое влияние. Ядро фрейдизма образует представление об извечной тайной войне между скрытыми в глубинах индивида бессознательными психическими силами, главной из которых является сексуальное влечение — либидо, и необходимостью выжить во враждебной этому индивиду социальной среде.

Идеи и открытия в области психиатрии, сделанные австрийским ученым Зигмундом Фрейдом вылились в целое направление в философии ХХ века, в котором получили философское обобщение и развитие. Сам Фрейд обозначил свое учение термином «психоанализ». Особое значение имели фрейдовский анализ бессознательного и структуры человеческого сознания в целом, исследование проблем сексуальности и причин агрессивности, трактовка социальных конфликтов как проявления общественных неврозов.

Главной заслугой Фрейда считается то, что он ввел в науку понятие бессознательного, причем не как мистическую и не поддающуюся изучению и контролю категорию, а как сферу, изучаемую и управляемую не прямыми, а косвенными методами, целую систему которых он разработал и уточнял в течение успешной многолетней практической деятельности. В своих исследованиях Фрейд ввел ряд понятий, запечатлевших реальное своеобразие психики и потому прочно вошедших в арсенал современного научного знания о ней. К ним относятся, в частности, понятия о защитных механизмах, фрустрации, идентификации, вытеснении, фиксации, регрессии, свободных ассоциациях, силе Я и др.

Ни одно направление не приобрело столь громкую известность за пределами психологии, как фрейдизм. Культура ХХ в. во многом буквально и вполне сознательно приняла концепцию Фрейда на вооружение, т.е. начала активно фабриковать продукты, позволяющие ослабить конфликт человека с культурой и природой. В своих бесчисленных произведениях и конкретных проявлениях (особенно в сфере искусства и литературы) она дает выход наружу главным табуированным или вытесненным влечениям – сексуальному во всех его проявлениях и агрессивному – «выпускает пар» из достигшего предела перенапряженности котла бессознательного с помощью сублимации и компенсации в феноменах культуры и искусства, максимально приближенных к реализации скрытых влечений человека.

Начиная с 20-х годов психоанализ стал оказывать влияние на развитие педагогической мысли; появились работы, авторы которых стремились показать значение психоанализа в воспитании детей, родителей, учителей (концепция «образования как психотерапии»). Психоаналитики выдвинули принцип «воспитания воспитателей» до самопознания, необходимого для оказания благоприятного влияния на детей. Одна из важных задач воспитания состоит в отвлечении ребенка от фантазий, в которых преобладает принцип эгоистического удовольствия, и подключении его к социокультурным ценностям и нормам жизни.

 

Понятие психоанализа

Что же такое психоанализ? В самом общем смысле – это есть стремление выявить скрытые мотивы действий, мнений, истоки морально – психологических установок личности. Большинство людей не задумывается о том, что сознание – это еще не вся психика и даже не большая ее часть. За пределами сознания находится мощный психический аппарат, который формировался в течение многих тысячелетий и деятельность которого недоступна самонаблюдению, подобно тому, как недоступны ему деятельность печени и других жизненно важных органов. Однако именно в этой скрытой, бессознательной части психики скрыты глубинные стереотипы наших чувств и поведения, накапливаются негативные переживания и неотреагированные эмоции, именно здесь продуцируются кошмарные сновидения и навязчивые мысли, которые не дают покоя ни днем, ни ночью. В сфере бессознательного переплетаются психическое и соматическое. Психические отклонения перерастают в болезнь тела. Здесь же формируются глубинные симпатии и антипатии к людям, причины конфликтов, которые бывает трудно понять. В бессознательном подготавливаются "роковые решения", вызревают побуждения к героическим или преступным действиям, которых не ожидает ни само лицо, совершающее поступки, ни его окружение. Все социальные, межличностные отношения, массовая психология – пронизаны бессознательными мотивами.

Первая и универсальная задача психоанализа – это расшифровка, истолкование, осмысление всего того нового, неожиданного, противоречивого, что возникает в сознании и человеческих отношениях. Можно сказать, что психоанализ всегда присутствовал в культуре как необходимый и естественный ее компонент, принимая иногда форму дружеского диалога, наставительной беседы, объяснения в любви, церковной исповеди, зрительского участия в спектакле или читательского размышления о судьбе героя.

Выделение психоанализа в вид терапевтического общения врача и пациента произошло в ХХ веке. Он имел последователей и противников, которые кардинально критиковали его идею, но, все же, психоанализ нашел место не только в психологии вообще, но и в разных отраслях науки – в неврологии, в психотерапии, в психиатрии. Ученые разных направлений психологии признали влияние бессознательной грани личности на поведение человека, отметив, что борьба бессознательного и сознательного часто становится поводом для внутреннего кризиса личности. Фрейд считал, что поведение человека, которое кажется нерациональным можно объяснить влиянием мотивов, происходящих с бессознания личности.

В психоанализе отводится большое значение детству человека, как периоду, в котором благодаря первому жизненному опыту возникают установки и модели поведения, используемые и во взрослой жизни.

Психоанализ предлагает теорию личности, которая основывается на существовании внутри человеческого «Я» бессознательной грани, которая содержит информацию, управляющую человеком в некоторых ситуациях. Достижением психоанализа стало толкование сигналов бессознательного для лечения у людей психологический и психиатрических отклонений. Фрейдом и его последователями были разработаны методы для терапии, для исследования и описания трудностей пациентов.

Отрицательная сторона психоанализа – неприемлемо высокий уровень субъективизма во всей теории, наличие неточностей и неднозначных метафор, недостаточный уровень валидности и акцент на прошлом личности как на основном материале для терапии.

Современная психология характеризуется большим числом векторов приложения усилий работающих психологов. Среди них наибольшей известностью пользуются работы по индивидуальному психоанализу Альфреда Адлера и по аналитическому психоанализу Карла Юнга.

Психоаналитическая концепция структуры личности

Согласно теории Зигмунда Фрейда, организацию психической жизни индивидуума можно представить в виде структуры, компонентами которой являются такие инстанции как Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Super-Ego).

Ид (Оно) - это наиболее примитивная, самая низкая (глубинная) подструктура психического аппарата, которая содержит в себе сексуальные и агрессивные влечения и руководствуется принципом удовольствия. Ид иррационально, аморально, ничего не знает ни о реальности, ни об обществе и пребывает в конфликтных отношениях с Я и Сверх-Я.

Эго (Я) - подструктура психики, которая выступает посредником между Оно и Сверх-Я, между индивидом и реальностью. Функция Эго - это самосохранение организма, восприятие внешнего мира и приспособление к нему. Эго стремится учесть и согласовать между собой требования реальности, примирить Ид (инстинкты) и Супер-Эго (усвоенные социальные нормы). Руководствуясь принципом реальности, Эго производит ряд механизмов, которые помогают приспособиться к среде, избежать угрожающих влияний, контролировать инстинктивные импульсы, которые исходят из Ид.

Супер-Эго (Сверх-Я) - высшая инстанция в структуре психики, которая выполняет роль внутреннего цензора, совести, является источником моральных принципов и религиозных чувств. Супер-Эго - продукт влияний других людей на личность - возникает в раннем детстве и остается, по мнению Фрейда, практически неизменным до конца жизни. Супер-Эго формируется благодаря механизму идентификации (отождествлению) ребенка с отцом, который является для него моделью. Если Я (Эго) примет решение в пользу Оно (Ид), но это будет противоречить Сверх-Я (Супер-Эго), то Оно ощущает наказание в виде упреков совести, ощущения вины. Следовательно, внутренний контроль и наказание - также функция Супер-Эго.

Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только содержание, но инаправления их развития противоположны друг другу. Влечения, содержащиеся в Ид, стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе. Супер-Эго, в содержание которого входят совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреждает человека о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе. Таким образом, Эго становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются Ид и Супер-Эго. Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, держит его в постоянном внутреннем напряжении, снижая устойчивость к неврозам. Поэтому Фрейд подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и испытываемое людьми постоянное напряжение делает их потенциальными невротиками.

На новом этапе эволюции психоанализа Фрейд объяснял чувство вины у невротиков влиянием Сверх-Я. Аналогично объяснялся и феномен тревожности.

Фрейд различал три вида тревожности:

1) тревожность, вызванная реальностью;

2) тревожность, обусловленная давлением со стороны Оно (Ид);

3) тревожность, обусловленная влиянием (давлением) со стороны Сверх-Я (Супер-Эго).

Соответственно, задание психоанализа виделось в том, чтобы освободить Эго от различных форм давления на него и увеличить его силу. От напряжения, которое ощущает Эго под давлением различных сил, личность спасается с помощью специальных "защитных механизмов".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: