Тема урока:
«Кто такие насекомые?»
Цель урока:
Изучить особенности группы животных – насекомых.
Задачи:
1. Выделить отличительные признаки данной группы животных.
2. Учить отличать насекомых от других животных.
3. Развивать умение размышлять, сравнивать, обобщать, делать выводы; умение говорить и слушать; умение работать в парах.
4. Воспитывать любознательность, интерес к чтению дополнительной литературы.
Оборудование: мультимедийная презентация, учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, цветные карандаши, цветные круги (зелёный, жёлтый, красный) на каждого ученика, кусачки, шприцы, кусочки хозяйственной губки.
Этапы урока | Ход урока | Работа с презентацией |
1. Орг. момент | - Проверьте, всё ли готово к уроку: учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши. - Что вам потребуется еще, чтобы урок стал для вас познавательным? (Внимательность, умение слушать других, трудолюбие, настойчивость) - Надеюсь, всё перечисленное и хорошее настроение будут с вами на протяжении всего урока. | Слайд 1 |
2. Актуализация знаний | - Для начала проверим, как вы усвоили тему прошлого урока. Посмотрите на слайд и скажите, на какие две группы можно разделить все деревья? (Лиственные и хвойные) - Какие деревья называются лиственными? (Лиственные деревья имеют листовые пластинки – листья) - Приведите примеры. - Какие деревья называются хвойными? (У хвойных деревьев вместо листочков хвоинки) - Приведите примеры. - Все ли хвойные деревья вечнозелёные? (Нет, лиственница сбрасывает хвоинки на зиму, так же как и лиственные деревья, поэтому её так и назвали) - Как различить ель и сосну? (У ели иголки короткие, у сосны – длинные; у ели иголки растут по одной, у сосны – парами; шишки ели более длинные, чешуйки прилегают друг к другу, у сосны шишки более короткие). - Вижу, тему вы усвоили, а значит, готовы встретиться с нашим другом Вопросиком. Он приготовил для нас с вами новый вопрос. Поможем муравьишке? | Слайд 1 |
3. Постановка проблемы | - Сегодня Вопросик прогуливался по лесу и от сороки узнал, что муравей – это насекомое. «Так ли это?», - спрашивает нас с вами муравьишка. - Кто готов ответить? (Предположения детей) - Ваши мнения расходятся, значит, сегодня нам предстоит разобраться в этом вопросе. | Слайд 2 |
4. Постановка темы, задач | - Итак, как назовем тему урока? (Насекомые) - На какой вопрос нам предстоит ответить? (Являются ли муравьи насекомыми?) - А на какие вопросы о насекомых вы еще хотели бы получить ответы? (Дети задают вопросы учителю) | Слайд 3 |
5. Работа по теме урока | - Какие вы любознательные. Приступим к работе. Ответить на вопросы нам поможет, как всегда, мудрая Черепаха. - Посмотрите, кого она с собой привела. Перечислите. (Бабочка, стрекоза, божья коровка) - Это всё насекомые. Давайте определим, что общего в их строении. (Крылья; тело состоит из 3 частей: голова, грудь, брюшко; на голове глаза, усики, хоботок) - Сколько крыльев? (У кого-то 2 крыла, у некоторых – 4) - Сколько ног? (6) - Давайте посмотрим на других насекомых, чтобы убедиться в правильности своих наблюдений. - Всё ли из того, что мы перечислили, вы видите и у этих насекомых? (Нет, крыльев не видим) - Да, крылья мы можем увидеть не у всех насекомых: у некоторых их нет вообще, у кого-то крылья появляются в определенные периоды жизни. Тело, наблюдая насекомое в природе, тоже не всегда возможно рассмотреть. Но вот, ноги… - Сколько их? (Шесть) - Да, лапок у насекомых всегда по 6. Давайте понаблюдаем и убедимся. Наблюдаем строение пчелы, шмеля, осы, мухи: тело состоит из 3 частей - голова, грудь, брюшко; на голове – глаза, усики, хоботок; 6 лапок, наличие крыльев. - Кто догадался, почему насекомых назвали насекомыми? (Их тело разделено на части насечками) - Верно. Посмотрите, как об этом сказано в энциклопедии. - Итак, что отличает насекомых от других животных? (Строение: тело разделено на 3 части - голова, грудь, брюшко; на голове – глаза, усики, хоботок; лапок 6.) - Рассмотрим страницу в учебнике. Откройте учебник по закладке и переверните страницу. Страница 32. - Каких насекомых видите в учебнике? (Богомол, бабочка, стрекоза) - Рассмотрите бабочку, все ли особенности строения насекомых мы с вами перечислили? Каков вывод? (Мы были правы) - Но, посмотрите, мудрая Черепаха предлагает нам найти ответ на следующий вопрос. Кто прочитает? (Как насекомые передвигаются?) - Кто готов ответить? (Предположения детей) - Одни насекомые ходят, другие прыгают, третьи ползают. Кузнечик может прыгнуть на расстояние в 20 раз превышающее его длину. А если он выпустит крылья, то улетит ещё дальше. Стрекоза за 1 час может пролететь 40 км. - Посмотрите, ребята, какие интересные предметы я для вас приготовила (демонстрирую кусачки, кусочки губки, шприцы). - Для чего они нам? Какое отношение имеют к теме урока? (раздаю на парты предметы) - Попробуйте в парах рассмотреть предмет, который вам достался, прочитайте еще раз тему урока и … я слушаю ваши предположения. (Предположения детей) - Посмотрите, какие пары я составила для подсказки на слайде. Совместно делаем вывод: Некоторые насекомые, так же, как и кузнечик, своими челюстями, как кусачками, откусывают части листа; другие, как, например, самка комара, словно шприцем протыкают поверхность и высасывают пищу; третьи, как муха, впитывают пищу, как губка. На какой вопрос мы с вами сейчас нашли ответ? (Как насекомые питаются?) - Рассмотрите, пожалуйста, следующий слайд и послушайте своих одноклассников. 1 уч.: Божья коровка имеет яркую окраску, как бы предупреждая – осторожно, не приближайся. Если враг все-таки напал – насекомое выпускает струю едких химических веществ с резким запахом. 2 уч.: Шмель опасен для врагов своим жалом. 3 уч.: Кузнечик не имеет ни жала, ни других средств защиты, но имеет зелёную окраску. Так он маскируется в зелёной траве. - Итак, как насекомые защищаются? (Вывод) - Давайте немного пофантазируем. Представьте, что все животные нашей планеты поместились вот в эти 10 квадратов. В части, раскрашенной одним цветом, находятся насекомые, а в другой части - все остальные животные. Попробуйте предположить, где находятся насекомые, в синей или в красной части, а где – все остальные животные? (Предположения детей) Вывод: Насекомые – самая большая группа животных в мире. - А хотите знать, какие ещё рекордсмены есть среди насекомых? Учитель зачитывает, а дети слушают и рассматривают насекомых-рекордсменов. Вывод: насекомые различны по размеру, окраске, способу питания, способу защиты от врагов. | Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Ссылка на страницу в Интернете Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18 |
4. Работа в тетради на печатной основе. Взаимооценка. | - Откройте тетради на с.23. - Догадайтесь, какое задание вам предлагают выполнить? (Раскрасить вторую половинку насекомого) - Выберите любого понравившегося вам жука и докрасьте его. Самостоятельная работа. - Обменяйтесь тетрадями. Рассмотрите работу товарища, поставьте плюс, если работа вам нравится. Обменяйтесь тетрадями. Кто получил плюс? Дети, получившие плюс, поднимают руки. | Слайд 19 Ссылка на файл «Песенка про кузнечика» |
5. Контроль. | - Сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили новые знания. Я буду загадывать вам загадки, вы – разгадывать. Если отгадка – насекомое, вы поднимаете зелёный сигнал светофора, если отгадка – не насекомое, поднимаете красный сигнал. Учитель загадывает загадки. Дети разгадывают, сигнализируют. Вывод: - Кто ни разу не ошибся, поднимите руки. Молодцы! - Кто из названных нами животных не является насекомым? (Паук) - Почему? (У него 8 лапок, тело состоит из 2 частей) | Слайд 20 Слайд 21 Слайд 22 Слайд 23 Слайд 24 Слайд 25 Слайд 26 Слайд 27 |
6.НРК | - А кто это появился? Ребята зачитывают – шмель степной. - Шмель, ребята, появился на слайде, чтобы напомнить нам, людям, что он находится на грани исчезновения. Численность данного вида шмелей очень низкая. Поэтому степной шмель внесён в Красную книгу Удмуртии. Шмели нужны не только для опыления различных цветущих трав, но и крайне необходимы в теплицах, саду, огороде. В период цветения садов часто бывают прохладные дни, когда медоносные пчелы не вылетают из ульев, а шмели посещают цветки и опыляют их. Ребята, будьте внимательны и не наносите вред окружающей среде. | Слайд 27 |
7. Итог. | - С каким вопросом к нам приходил муравьишка? (Действительно ли муравьи – насекомые?) - Готовы ответить на его вопрос доказательно? Кто ответит? (Муравей – насекомое. У него тело состоит из 3 частей - голова, грудь, брюшко; на голове – глаза, усики, хоботок; лапок 6, на лапках зазубринки.) | Слайд 27 |
7. Рефлексия | «Светофор» - Если у вас все получалось сегодня на уроке, вам было все понятно, покажите мне зелёный сигнал. - Если получалось не все, и не всегда было понятно, о чем идёт речь, покажите желтый сигнал. - Если вопрос, заданный муравьишкой, был очень труден для вас, и вы не поняли, является ли муравей насекомым, покажите красный сигнал светофора. (Дети сигнализируют учителю) | Слайд 28 |
|
|
|
Использованные материалы:
• Е. М. Тихомирова «Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир», Москва, Экзамен, 2012 год
• Плешаков А.А., Крючкова Е.А. «Окружающий мир 1 класс» Москва, Просвещение, 2011год.
• Плешаков А.А., Крючкова Е.А. «Окружающий мир 1 класс. Рабочая тетрадь», Москва, Просвещение, 2011год.