Урок окружающего мира в 1 классе




Тема урока:

«Кто такие насекомые?»

Цель урока:

Изучить особенности группы животных – насекомых.

Задачи:

1. Выделить отличительные признаки данной группы животных.

2. Учить отличать насекомых от других животных.

3. Развивать умение размышлять, сравнивать, обобщать, делать выводы; умение говорить и слушать; умение работать в парах.

4. Воспитывать любознательность, интерес к чтению дополнительной литературы.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, цветные карандаши, цветные круги (зелёный, жёлтый, красный) на каждого ученика, кусачки, шприцы, кусочки хозяйственной губки.

 

Этапы урока Ход урока Работа с презентацией
1. Орг. момент   - Проверьте, всё ли готово к уроку: учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши. - Что вам потребуется еще, чтобы урок стал для вас познавательным? (Внимательность, умение слушать других, трудолюбие, настойчивость) - Надеюсь, всё перечисленное и хорошее настроение будут с вами на протяжении всего урока. Слайд 1  
2. Актуализация знаний - Для начала проверим, как вы усвоили тему прошлого урока. Посмотрите на слайд и скажите, на какие две группы можно разделить все деревья? (Лиственные и хвойные) - Какие деревья называются лиственными? (Лиственные деревья имеют листовые пластинки – листья) - Приведите примеры. - Какие деревья называются хвойными? (У хвойных деревьев вместо листочков хвоинки) - Приведите примеры. - Все ли хвойные деревья вечнозелёные? (Нет, лиственница сбрасывает хвоинки на зиму, так же как и лиственные деревья, поэтому её так и назвали) - Как различить ель и сосну? (У ели иголки короткие, у сосны – длинные; у ели иголки растут по одной, у сосны – парами; шишки ели более длинные, чешуйки прилегают друг к другу, у сосны шишки более короткие). - Вижу, тему вы усвоили, а значит, готовы встретиться с нашим другом Вопросиком. Он приготовил для нас с вами новый вопрос. Поможем муравьишке? Слайд 1  
3. Постановка проблемы - Сегодня Вопросик прогуливался по лесу и от сороки узнал, что муравей – это насекомое. «Так ли это?», - спрашивает нас с вами муравьишка. - Кто готов ответить? (Предположения детей) - Ваши мнения расходятся, значит, сегодня нам предстоит разобраться в этом вопросе. Слайд 2  
4. Постановка темы, задач - Итак, как назовем тему урока? (Насекомые) - На какой вопрос нам предстоит ответить? (Являются ли муравьи насекомыми?) - А на какие вопросы о насекомых вы еще хотели бы получить ответы? (Дети задают вопросы учителю)   Слайд 3  
5. Работа по теме урока   - Какие вы любознательные. Приступим к работе. Ответить на вопросы нам поможет, как всегда, мудрая Черепаха. - Посмотрите, кого она с собой привела. Перечислите. (Бабочка, стрекоза, божья коровка) - Это всё насекомые. Давайте определим, что общего в их строении. (Крылья; тело состоит из 3 частей: голова, грудь, брюшко; на голове глаза, усики, хоботок) - Сколько крыльев? (У кого-то 2 крыла, у некоторых – 4) - Сколько ног? (6) - Давайте посмотрим на других насекомых, чтобы убедиться в правильности своих наблюдений. - Всё ли из того, что мы перечислили, вы видите и у этих насекомых? (Нет, крыльев не видим) - Да, крылья мы можем увидеть не у всех насекомых: у некоторых их нет вообще, у кого-то крылья появляются в определенные периоды жизни. Тело, наблюдая насекомое в природе, тоже не всегда возможно рассмотреть. Но вот, ноги… - Сколько их? (Шесть) - Да, лапок у насекомых всегда по 6. Давайте понаблюдаем и убедимся. Наблюдаем строение пчелы, шмеля, осы, мухи: тело состоит из 3 частей - голова, грудь, брюшко; на голове – глаза, усики, хоботок; 6 лапок, наличие крыльев.     - Кто догадался, почему насекомых назвали насекомыми? (Их тело разделено на части насечками) - Верно. Посмотрите, как об этом сказано в энциклопедии. - Итак, что отличает насекомых от других животных? (Строение: тело разделено на 3 части - голова, грудь, брюшко; на голове – глаза, усики, хоботок; лапок 6.) - Рассмотрим страницу в учебнике. Откройте учебник по закладке и переверните страницу. Страница 32. - Каких насекомых видите в учебнике? (Богомол, бабочка, стрекоза) - Рассмотрите бабочку, все ли особенности строения насекомых мы с вами перечислили? Каков вывод? (Мы были правы) - Но, посмотрите, мудрая Черепаха предлагает нам найти ответ на следующий вопрос. Кто прочитает? (Как насекомые передвигаются?) - Кто готов ответить? (Предположения детей) - Одни насекомые ходят, другие прыгают, третьи ползают. Кузнечик может прыгнуть на расстояние в 20 раз превышающее его длину. А если он выпустит крылья, то улетит ещё дальше. Стрекоза за 1 час может пролететь 40 км. - Посмотрите, ребята, какие интересные предметы я для вас приготовила (демонстрирую кусачки, кусочки губки, шприцы). - Для чего они нам? Какое отношение имеют к теме урока? (раздаю на парты предметы) - Попробуйте в парах рассмотреть предмет, который вам достался, прочитайте еще раз тему урока и … я слушаю ваши предположения. (Предположения детей) - Посмотрите, какие пары я составила для подсказки на слайде. Совместно делаем вывод: Некоторые насекомые, так же, как и кузнечик, своими челюстями, как кусачками, откусывают части листа; другие, как, например, самка комара, словно шприцем протыкают поверхность и высасывают пищу; третьи, как муха, впитывают пищу, как губка. На какой вопрос мы с вами сейчас нашли ответ? (Как насекомые питаются?) - Рассмотрите, пожалуйста, следующий слайд и послушайте своих одноклассников. 1 уч.: Божья коровка имеет яркую окраску, как бы предупреждая – осторожно, не приближайся. Если враг все-таки напал – насекомое выпускает струю едких химических веществ с резким запахом. 2 уч.: Шмель опасен для врагов своим жалом. 3 уч.: Кузнечик не имеет ни жала, ни других средств защиты, но имеет зелёную окраску. Так он маскируется в зелёной траве. - Итак, как насекомые защищаются? (Вывод) - Давайте немного пофантазируем. Представьте, что все животные нашей планеты поместились вот в эти 10 квадратов. В части, раскрашенной одним цветом, находятся насекомые, а в другой части - все остальные животные. Попробуйте предположить, где находятся насекомые, в синей или в красной части, а где – все остальные животные? (Предположения детей) Вывод: Насекомые – самая большая группа животных в мире. - А хотите знать, какие ещё рекордсмены есть среди насекомых? Учитель зачитывает, а дети слушают и рассматривают насекомых-рекордсменов. Вывод: насекомые различны по размеру, окраске, способу питания, способу защиты от врагов.   Слайд 4   Слайд 5   Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9   Слайд 10 Ссылка на страницу в Интернете   Слайд 11   Слайд 12     Слайд 13   Слайд 14   Слайд 15 Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18
4. Работа в тетради на печатной основе. Взаимооценка. - Откройте тетради на с.23. - Догадайтесь, какое задание вам предлагают выполнить? (Раскрасить вторую половинку насекомого) - Выберите любого понравившегося вам жука и докрасьте его. Самостоятельная работа. - Обменяйтесь тетрадями. Рассмотрите работу товарища, поставьте плюс, если работа вам нравится. Обменяйтесь тетрадями. Кто получил плюс? Дети, получившие плюс, поднимают руки. Слайд 19 Ссылка на файл «Песенка про кузнечика»
5. Контроль. - Сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили новые знания. Я буду загадывать вам загадки, вы – разгадывать. Если отгадка – насекомое, вы поднимаете зелёный сигнал светофора, если отгадка – не насекомое, поднимаете красный сигнал. Учитель загадывает загадки. Дети разгадывают, сигнализируют.     Вывод: - Кто ни разу не ошибся, поднимите руки. Молодцы! - Кто из названных нами животных не является насекомым? (Паук) - Почему? (У него 8 лапок, тело состоит из 2 частей) Слайд 20   Слайд 21 Слайд 22 Слайд 23 Слайд 24 Слайд 25 Слайд 26 Слайд 27  
6.НРК - А кто это появился? Ребята зачитывают – шмель степной. - Шмель, ребята, появился на слайде, чтобы напомнить нам, людям, что он находится на грани исчезновения. Численность данного вида шмелей очень низкая. Поэтому степной шмель внесён в Красную книгу Удмуртии. Шмели нужны не только для опыления различных цветущих трав, но и крайне необходимы в теплицах, саду, огороде. В период цветения садов часто бывают прохладные дни, когда медоносные пчелы не вылетают из ульев, а шмели посещают цветки и опыляют их. Ребята, будьте внимательны и не наносите вред окружающей среде. Слайд 27
7. Итог. - С каким вопросом к нам приходил муравьишка? (Действительно ли муравьи – насекомые?) - Готовы ответить на его вопрос доказательно? Кто ответит? (Муравей – насекомое. У него тело состоит из 3 частей - голова, грудь, брюшко; на голове – глаза, усики, хоботок; лапок 6, на лапках зазубринки.) Слайд 27
7. Рефлексия «Светофор» - Если у вас все получалось сегодня на уроке, вам было все понятно, покажите мне зелёный сигнал. - Если получалось не все, и не всегда было понятно, о чем идёт речь, покажите желтый сигнал. - Если вопрос, заданный муравьишкой, был очень труден для вас, и вы не поняли, является ли муравей насекомым, покажите красный сигнал светофора. (Дети сигнализируют учителю)   Слайд 28

 

 


Использованные материалы:

Е. М. Тихомирова «Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир», Москва, Экзамен, 2012 год

Плешаков А.А., Крючкова Е.А. «Окружающий мир 1 класс» Москва, Просвещение, 2011год.

Плешаков А.А., Крючкова Е.А. «Окружающий мир 1 класс. Рабочая тетрадь», Москва, Просвещение, 2011год.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: