Теория экономической эффективности. Эффективность по Парето
Экономическая эффективность — показатель, определяемый соотношением экономического эффекта (результата) и затрат, породивших этот эффект (результат). Иными словами, чем меньше объем затрат и чем больше величина результата хозяйственной деятельности, тем выше эффективность. Понятие экономической эффективности применимо и к деятельности предприятия, и к функционированию всей хозяйственной системы. Следует иметь в виду, что эффективность отдельной хозяйственной единицы не тождественна эффективности хозяйственной системы. Имеются существенные различия при определении экономической эффективности па уровне отдельной хозяйственной единицы или всей хозяйственной системы.
Вильфредо Парето (1848—1923) — итальянский экономист и социолог, представитель математической школы в политэкономии. Занимался исследованием проблем общего экономического равновесия, сформулировал понятие общественной максимальной полезности, которое сегодня и экономической литературе принято называть «оптимум Парето». «Оптимум Парето» предназначен для оценки изменений, которые либо улучшают благосостояние всех, либо не ухудшают благосостояния по крайнем мере одного человека при улучшении благосостояния всех членов хозяйственной системы.
Теории общественного выбора.
Теория общественного выбора — один из разделов экономики, изучающий различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.
Теория общественного выбора опирается на три основные предпосылки:
Индивидуализм: люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы и нет грани между бизнесом и политикой. Теория общественного выбора — это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих интересах.
Концепция «экономического человека». Его поведение рационально. Рациональность индивида имеет в данной теории универсальное значение. Это означает, что все — от избирателей до президента — руководствуются в своей деятельности экономическим принципом: сравнивают предельные выгоды и предельные издержки.
Трактовка политики как процесса обмена. Если на рынке люди меняют яблоки на апельсины, то в политике платят налоги в обмен на общественные блага. Этот обмен не очень рационален. Обычно налогоплательщики одни, а блага за счёт налогов получают другие.
Экономика бюрократии и политическая рента.
Политическая рента — это экономическая рента (или материальные выгоды), полученные с помощью политического процесса за счет как общества в целом, так и отдельных лиц, добивающихся принятия определенных решений.Предполагается, что хозяйствующие субъекты часть своих ресурсов инвестируют в хозяйственную деятельность — «деятельность по созданию прибыли». Другая часть направляется в деятельность на политическом рынке. Это деятельность по изысканию политической ренты. Основным критерием эффективности распределения ресурсов в данном случае выступает правило: чтобы предельная эффективность их использования в обеих сферах была одинакова. Наиболее характерные примеры изыскания политической ренты — борьба экономических субъектов за получение монопольных прав, ограничение конкуренции на рынке, или законодательное фиксирование благоприятного для производителя уровня цен.
Провалы» государства и способы их преодоления.
Провалы государства заключаются в его неспособности обеспечить эффективнуюаллокацию ресурсов и соответствие социально-экономической политики принятым в обществе представлениям о справедливости. Это происходит в силу как субъективных причин (ошибки чиновников, политиков и т.п.), так и объективных обстоятельств. Источниками провалов государства являются ограниченные возможности государства и специфика интересов, связанных с его собственным функционированием. К провалам государства относятся: во-первых, проблема информации, так как издержки сбора информации, необходимой для исправления рыночных провалов, могут быть выше, чем выгоды такого исправления; во-вторых, поиск (изыскание) ренты, теория которого утверждает, что государственное вмешательство создает дополнительные издержки, которые могут превышать достигаемые выгоды.Другой аспект информационной проблемы - недостоверность данных, обусловленная асимметрией информации в системе принципал-агент. Выделяется два типа информационной асимметрии. Во-первых, информационная асимметрия между принимающими решения высокопоставленными государственными лицами и исполняющими эти решения бюрократами нижних уровней.