ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И ИСТОРИЯ




Культура и мифология ацтеков

Доколумбовой Америки

Студент группы 2-А-3

Е. В. Былёва

Руководитель:

Канд. ист. наук,

Доцент В. Ю. Жуков

 

Санкт - Петербург

 

Содержание: Введение 1. Природные условия и история 2. Государство 2.1. Империя 2.2. Структура классов 3. Общество 3.1. Люди 3.2. Национальный характер 3.3. Игры и развлечения 3.4. Музыка и танцы 3.5. Язык и устная литература 3.6. Книги, документы и письменность. 3.7. Счёт 4. От рождения до смерти 4.1. Семейная жизнь 4.2. Смерть 5. Религия 5.1. Особенности 5.2. Мифология 5.3. Солнечный календарь 5.4. Астрология и священный календарь Заключение Список использованной литературы  

ВВЕДЕНИЕ

Нет оснований предполагать, что Американский континент был населен людьми на стадии развития, предшествующей homo sapiens; появление человека в обеих Америках, по-видимому, произошло примерно за 25 тысяч лет до н. э.

Первыми пришельцами оказались кочевые охотники, принадлежавшие к монголоидной расе. Они проникали на континент из Азии, когда в погоне за мамонтами и другими животными эпохе плейстоцена перешли Берингов пролив, который в течение ледникового периода представлял собой сухопутный мост, вместе с цепочкой Алеутских островов соединяющую северо-восточную оконечность Азии и Северную Америку. В итоге они проложили путь на юг через Канаду по обширным долинам ледникового происхождения.

В конце эпохи плейстоцена, к 9-му тысячелетию до н.э., в Северной Америке и чуть позже в Южной крупные животные стали вымирать. С их исчезновением охота перестала удовлетворять потребности человека, и он должен был научиться пополнять свой рацион из других источников. В результате около 5-ого тысячелетия до н. э. в некоторых районах Мексики (Мезоамерики) и на территории Анд развился более оседлый образ жизни, и с середины 3-го тысячелетия до н. э. благодаря более стабильным и многообразным пищевым ресурсам значительно возросла численность отдельных групп населения.

К тому времени, когда испанские корабли появились у восточного побережья Нового Света, этот огромный континент, включая острова Вест-Индии, был населен множеством индейских племен и народностей, находившихся на разных уровнях развития.

Речь пойдет только об одной из наиболее выдающихся индейских цивилизациях Мезоамерики и Андской области, а именно об ацтекской цивилизации.

ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И ИСТОРИЯ

Мексика-страна контрастов. В пределах её границ есть бескрайние пустыни, горные вершины и пышные тропические леса. Ацтекский образ жизни, построенный на сельском хозяйстве и ярком урбанизме, не мог процветать на плато, и ацтеки никогда не предпринимали попыток включить эту бесполезную землю в состав своей империи. Две скалистые горные цепи разрезали своими хребтами страну на несколько долин, каждая из которых отделена друг от друга и обладает специфичной, только ей одной присущей средой. Самая обширная из этих долин – Мексиканская долина. Она лежит на высоте 2,5 километров над уровнем моря и является внутренней впадиной, не имеющей природного выхода. Именно это место являлось пределом политических амбиций ацтеков. По форме она напоминает цифру 8, около 120 километров с севера на юг и 60 километров в ширину. На юго-востоке возвышаются укрытые снегом вершины вулканов Попокатепетль (Курящая гора) и Истаккиутль (Белая женщина).[1]

Для людей важным природным фактором было озеро в центре долины. Оно играло важную роль в экономике долины, давая рыбу и водоплавающую дичь, свежую воду для питья и орошения полей, а также тростник, используемый для сооружения крыш домов, плетения корзин и циновок. Громоздкие товары с легкостью перевозились на каноэ от одного города, стоящего на берегу озера, до другого. Город Теночтитлан (столица) был построен у воды, его дома стояли на сваях или островках, разделенных каналами.

В Мексиканской долине не было своего золота или хлопка, но в других отношениях она была прекрасно обеспечена ресурсами первой необходимости. Соль, камни для постройки зданий, дерево и обсидиан для инструментов – все это добывалось здесь. Климат был благоприятным и в хороший год гарантировал обильный урожай кукурузы.

В середине XV века ацтеки затеяли расширение государства, присоединяя новые земли, где открыли природную среду, весьма отличающуюся от привычной им. К югу располагался регион теплых и влажных долин, где индейцы выращивали хлопок и субтропические фрукты. Дальше на юг лежат холмы, богатые медью и золотом. А из региона жаркого побережья ацтеки получали каучук, бобы какао, шкуры ягуаров и перья тропических птиц.[2]

Корни ацтекской цивилизации уходят глубоко в прошлое. К началу Христианской эпохи уже сформировались многие элементы ацтекской культуры. К тому времени более развитые племена уже создавали грандиозные религиозные архитектурные ансамбли, главными зданиями которых были храмы в форме пирамид, стоявших на возвышениях. Жрецы уже владели иероглифическим письмом и начали использовать 52-летний календарный цикл, который лег в основу ацтекского религиозного мировоззрения.

По легенде самих ацтеков они произошли из земли, которая называлась Астлан (белая земля), но никто не знал, где находилась эта земля. По велению своего бога Уицилопочтли ацтеки отправились в долгий путь на поиски земли обетованной. Племя странствовало не один десяток лет, терпя трудности и лишения, а так же нападки со стороны соседних племён. Бог Уицилопочтли велел своему народу высматривать знак – орла, сидящего на кактусе и этот знак был увиден около озера Тескоко. Ацтеки осели на этой земле и основали город названный Великим Теночтитланом, что значит «камень, поднимающийся из воды». Сегодня этот город не существует – на его месте построена столица Мексики Мехико.[3]

Ацтеки построили целую систему дамб, по верху которых были проложены дороги, соединяющие остров, на котором стоял город, с берегом. Была построена целая сеть каналов.

 

ГОСУДАРСТВО

ИМПЕРИЯ

Ацтекская империя, подобно большинству европейских империй, была весьма разнообразна этнически; это была скорее единая система сбора дани, нежели единая система управления. Хотя города под властью ацтеков облагались большой данью, раскопки показывают устойчивый рост благосостояния простолюдинов после подчинения этих городов. Торговля велась даже с вражескими городами. Основным управленческим вкладом ацтеков стала система коммуникаций между завоёванными городами. В Месоамерике не было тягловых животных и колесных транспортных средств, и дороги строились для передвижения пешком. Обычно строительство дорог было частью дани. За дорогами постоянно следили, так что даже женщины могли путешествовать в одиночку; путешественники могли отдохнуть, принять пищу и даже посетить уборную каждые 10–15 километров. Также по этим путям постоянно курсировали гонцы (пайнани), державшие ацтеков в курсе последних событий.

Самого важного чиновника правительства Теночтитлана обычно называли ацтекским императором. С языка науатль титул императора Уэй Тлатоани переводится примерно как «Великий Оратор»; тлатоке являлись аристократией, высшим классом общества. Но титул не передавался по наследству.[4]

 

СТРУКТУРА КЛАССОВ

Традиционно общество разделялось на два социальных слоя, или класса: масеуалли, или крестьянство, и пилли, или знать. Изначально статус знати не передавался по наследству, хоть у сыновей пилли был лучший доступ к ресурсам и обучению, так что им было проще стать пилли. Со временем социальный статус стал наследоваться. Подобным образом ацтекские воины становились пилли благодаря своим воинским достижениям. Со временем воинская слава и награбленное в войне делали их пилли. Как только ацтекский воин захватывал четверо или пятеро пленников, его называли текиуа, и он мог получить ранг Орла или Ягуара; позже он мог получить ранг тлакатеккатль или тлачочкалли. Чтобы стать тлатоани, нужно было захватить хотя бы семнадцать пленных.

Богатая воинская добыча привела к появлению третьего класса, не являвшегося частью традиционного общества ацтеков: почтека, или торговцы. Их деятельность не была исключительно коммерческой; почтека также были хорошими лазутчиками. Воины их презирали, однако, так или иначе отдавали им награбленное в обмен на одеяла, перья, рабов и другие товары.

Рабы, или «тлакотин», также составляли важный класс, отличавшийся от военнопленных. Это рабство также сильно отличалось от того, что наблюдалось в европейских колониях, и имело много общего с рабством классической древности. Во-первых, рабство было личным, не передаваемым по наследству, дети раба были свободны. У раба могла быть личная собственность, и даже собственные рабы. Рабы могли купить свою свободу, и рабы могли быть освобождены, если они были способны доказать, что с ними жестоко обращались, или у них были дети от хозяев, или они были замужем за своими владельцами.

 

ОБЩЕСТВО

ЛЮДИ

Ацтеки были приземистыми, коренастыми людьми. Глаза были черными или карими, с миндалевидным разрезом. Волосы черные и прямые. Волосяной покров на лице считался отталкивающим, но борода на лице индейца была явлением редким. Волосы на лице выдергивались щипчиками.

Как мужчины, так и женщины обладали большой выносливостью. С самого детства простых людей приучали к тяжелому физическому труду.

Всем ацтекам было свойственно пристрастие к чистоплотности, они все старались как можно чаще купаться в реках и озерах. Настоящего мыла у них не было, но доступными заменителями стали плоды мыльного дерева и корни некоторых растений, дающие мыльную пену.

Основу мужского одеяния составляла набедренная повязка. Качество ткани зависело от благосостояния и статуса человека. Все, кто мог себе позволить, носили прямоугольную накидку. Главной одеждой женщины была юбка доходившая почти до лодыжке. Также женщины носили что-то вроде блузы. Простолюдины ходили босыми, но войны и богатые горожане носили сандалии.[5]

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

В таком военном государстве, каким был Теночтитлан, физическая смелость считалась само собой разумеющееся и гибель в битве была чем-то, к чему следовало стремиться.

Военные успехи были для ацтеков больше чем национальная гордость, и надменность ацтеков, занимающих высокие государственные посты пользовалась дурной славой. Структура и ценности общества были направлены на то, чтобы подстегнуть соперничество, и ацтеки явно не страдали отсутствием честолюбия и самоуважения.

Ацтеки, получившие хорошее образование, должны были воспитывать в себе сдержанность и вести себя с достоинством.

Типичный ацтек был примерным гражданином – скорее консервативным, приверженным традициям. Он был честен и трудолюбив. Его агрессивные инстинкты сдерживались хорошими манерами и самообладанием. Он был церемонен в общении с другими, чувствителен к красоте и символизму, лежащим в основе национальной философии и религии. Склонен к высокопарности, и порой ему часто изменяло чувство юмора. Он гордился своим положением в обществе. Был суеверен и фаталистичен.[6]

 

ИГРЫИ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Одним из наиболее ценимых удовольствий была охота. Простые люди могли охотиться ради пропитания или для того, чтобы продать свою добычу, но знать охотилась ради удовольствия. В своих садах и парках, а также в полной дичи сельской местности они при помощи духовых трубок охотились на птиц. Это оружие представляло собой трубку, из которой стреляли шариками из обожженной глины.

Мексиканцы были страстными игроками в азартные игры. Было две игры, которые возбуждали их до такой степени, что некоторые ацтеки проигрывали все свое имущество и даже свою свободу. Этими играми были тлачтли и патолли.[7]

Тлачтли, игра в мяч, которой ацтеки, видевшие волю богов буквально во всем, придали религиозное значение. Для игры использовался корт в форме буквы «I» с увеличенными поперечниками. Площадка была окружена стенами свыше 4 метров, сложенными из камня и оштукатурена. Из центра каждой боковой стены выступало на высоте около 3 метров над землей каменное кольцо с отверстием, в которое свободно проходил каучуковый мячик диаметром 15 сантиметров. Корт делился на четыре части, окрашенные в разные цвета. Для ударов по мячу разрешалось использовать только колени и локти, а так как мяч делался из твердого каучука, от его попаданий защищались кожаными поясами, набитыми хлопком. На руки и колени надевали щитки, так как часто вынуждены были бросаться на землю навстречу мячу. Несмотря на все эти предосторожности, игроки нередко умирали от изнеможения. Если игроку удавалось забросить мяч в одно из колец, его команде присуждалась победа. В качестве награды победители имели право отнять одежду и прочее имущество у зрителей, болеющих за другую команду.

На символическом уровне игровая площадка представляла Вселенную, мяч выступал в роли Солнца, Луны или одной из планет. Сама игра посвящалась богам и была частью религиозных церемоний. Площадки обычно стоились рядом с наиболее важными храмами.

Патолли, игра, напоминающая триктрак. В неё играли на циновке с узором, напоминающим крест, разделенный на сектора. Вместо кубиков-костей ацтеки использовали четыре или пять чёрных бобов с номерами, обозначенными отверстиями. Двенадцать фишек (шесть красных и шесть черных) делились между игроками, которые делали ходы в соответствии с выпавшим числом.

Как и игра в мяч, патолли имела религиозное значение и символизировала 35-летний цикл, но главная ее привлекательность для отчаянных игроков заключалась в ставках – они не колеблясь ставили на кон драгоценности, одежду, рабов и дома.[8]

 

МУЗЫКА И ТАНЦЫ

Ацтекский оркестр состоял всего из нескольких инструментов, способных выводить мелодию, но имел серьезные ударные инструменты. Таким образом музыка скорее тяготела к ритмичности, чем к мелодичности, большую роль играли барабаны и трещотки. Для усиления ритмических эффектов танцоры прикрепляли к одежде медные колокольчики и брали связки бренчащих предметов – раковин, косточек, высушенных орехов.

Струнные инструменты были не известны ацтекам, и мелодическую линию вели флейты. Их делали из глины, они могли издавать только определённое количество нот. Обычно нот было пять, что позволяло предположить, что ацтеки использовали октаву из пяти нот, но они также использовали сдвоенные и строенные флейты, имеющие в целом до 16 клапанов.

Трубы из раковин использовались для подачи сигнала к началу празднеств, чтобы освободить путь для процессий и чтобы разбудить город ранним утром.

Одним из самых важных инструментов был человеческий голос. В культуре ацтеков пение, инструментальная музыка и танцы так тесно связаны друг с другом, что невозможно говорить об одном, не упоминая о другом.

Сильная ритмичная музыка была идеальна для отбивания ритма для танцоров и для аккомпанирования хорам или певцам.[9]

Музыка была неотъемлемой частью образования знати и жрецов. пышные празднества позволяли людям снять напряжение, расслабиться, выплеснуть энергию. Танцы и пение были развлечением, но в то же время «сплачивали» людей и богов.

 

ЯЗЫК И УСТНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Язык науатль приятен слуху, с легким произношением и обладает богатым словарным запасом. Подобно греческому и немецкому языкам, науатль имеет обыкновение строить длинные, сложные слова посредством лингвистической инженерией – вид языковой скульптуры, позволяющей с легкостью создавать абстрактные термины, в которых можно выразить философские или поэтические идеи.

Таким образом, разговорный науатль обладает большой гибкостью, но к сожалению, ацтекская система письма была не способна запечатлеть сложные или абстрактные суждения. Оттого, что письмо ацтеков не совершенно, они отражали лишь суть своих мыслей, поэтому заучивали множество речей, молитв и песен. Они очень заботились о том, чтобы молодые люди учили их наизусть, и для этого создавали школы, в которых старики обучали группы молодежи. только так тексты сохранялись во всей своей полноте.[10] Самые значительные песни и речи передавались из поколения в поколение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: