Приемы игры на гитаре. Вибрато.
Вибрато (vibrato) — еще один необходимый технический прием.
Еще много столетий назад было подмечено, что если во время пения голос красиво вибрирует, то произведение звучит более интересно и благородно. Со временем идея вибрации длинных нот была перенесена с вокала практически на все духовые и струнные инструменты, и сегодня без этого приема немыслимо профессиональное исполнение музыки. Кроме того, если говорить о струнных инструментах, вибрато за счет грамотной раскачки струны помогает нотам звучать дольше.
Что касается гитары, то, как и с бэндами, качественно исполнять вибрато — это настоящее искусство (некоторые гитарные гуру прославились именно благодаря своему почерку исполнения вибрато). Как заметил в свое время легендарный Стив Вай, «этот прием может сказать тысячу разных вещей, будучи правильно (или неправильно) использованным».
Техника вибрато на железных струнах сходна с техникой бэнда, но в данном случае подтяжку нужно играть по кругу и со значительно меньшей амплитудой натяжения. По-сути, вибрато — это многократно повторяющийсямикробэнд. Однако если бэнды исполняются в основном на тонких струнах и, как правило, дальше пятого лада, то вибрато делается практически везде и с равным успехом всеми пальцами левой руки (кроме, разве что, мизинца). Еще одна особенность — направление микробэнда. Когда вибрато исполняют на первой и второй струнах, то миниподтяжки делают вверх (в сторону шестой струны). На остальных струнах (с шестой по третью) движения направлены вниз — в направлении первой струны.
Вибрато. Вибрато – это колористический прием, подражание струнным инструментам. Вибрация (прием, используемый на всех струнных инструментах, равномерное колебание пальца (и кисти) левой руки на прижатой к ладу струне). Возникшие благодаря этому незначительные изменения звука по высоте – «биения» - придают звуку (созвучиям) особую окраску, певучесть, повышают выразительность.
|
Вибрировать могут: отдельные звуки, созвучия, созвучия, состоящие из двух, трех нот и даже целые аккорды.
Прием вибрато применяется, как в исполнении старинной, так и современной музыки. Однако в настоящее время возникает вопрос, следует ли пользоваться вибрато при исполнении старинной музыки, не нарушая исторической чистоты стиля. Казалось бы, что это скорее дело вкуса, чем истории музыки. С другой стороны существует ряд доказательств, что мягкое, продолжительное вибрато применялось на струнных в 18 веке.
Вибрато используется для придания дополнительной живости и выразительности гитарной музыке (в действительности этот прием применяется при игре на всех струнных, а также многих других инструментах, и при использовании самого оригинального из них — человеческого голоса).
Вибрато предполагает едва уловимые изменения тонового звучания ноты вверх и вниз. В результате этого действия внимание слушателя сосредоточивается на центральном звучании ноты, и эмоциональное воздействие ее резко возрастает.
Вибрато создается строго контролируемым движением левого предплечья и запястья из стороны в сторону параллельно гитарному грифу. Это движение передается на струну через центральную область кончика пальца, который, «вибрируя» по ладу, поочередно натягивает и ослабляет струну и создает тем самым желаемые изменения тональности ее звучания.
|
Очень важно, чтобы при этом большой палец постоянно сохранял свое положение на задней поверхности грифа и чтобы движения кисти не заставляли его изменить это положение.
Вибрато на акустической гитаре
Хотя вибрато часто используется на первой струне, этот прием наиболее эффективен на струнах от второй до шестой и на более высоких позициях. Пытаясь выполнить вибрато впервые, разучивайте его на какой-либо ноте на второй или третьей струпе приблизительно на седьмом ладу.
Легче всего выполнять вибрато вторым пальцем, так как он располагается строго напротив большого пальца, однако важно уметь одинаково хорошо исполнять вибрато всеми пальцами.
Обычно вибрато применяется для игры строк или нот, которые изолированы или явно отличны от басовых или других партий. При использовании вместе с апояндо вибрато придает гитаре очень характерное и эффектное звучание.
Вибрато также может применяться и в интервалах, то есть более чем на одной струне одновременно. Обычно этот прием широко используется в пьесах, когда какая-либо нота удерживается достаточно долго, чтобы эффект вибрато оказался заметен. Сложнее выполнять вибрато в аккордах (эта техника более присуща некоторым разновидностям джаза), хотя в современных гитарных произведениях вы можете встретить именно такое требование.
Скорость вибрато
Скорость выполнения вибрато для каждого гитариста индивидуальна, хотя на практике она обычно тесно связана с музыкальным стилем и темпом исполняемого произведения, поэтому будьте внимательны, разбирая новую пьесу. В большинстве случаев скорость вибрато должна быть умеренной; слишком быстрые вибрато могут звучать несколько яростно и возбужденно, поэтому высокая скорость их исполнения уместна лишь там, где она специально оговаривается.
|
КЛАССИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ВИБРАТО НА ЭЛЕКТРОГИТАРЕ
1. Потеря точек взаимодействия левой руки и грифа при выполнении вибрато. Например, у многих отскакивает большой палец. И вместо 3-х точек взаимодействия получается 2. Но страшнее, когда теряется нижняя точка — точка взаимодействия с основанием указательного пальца. Вместо вращательного движения рука начинает баландаться из стороны в сторону
2. В классическом хвате вибрато начинают делать пальцами. Хотя в блюзовом хвате тоже такое встречается. Оно имеет право на жизнь только в том случае, если выполняются ранее обозначенные нами параметры. По опыту могу сказать, что эти параметры выполнить неподготовленному человеку достаточно сложно. Параметры трудно контролируются, и форма волны страдает. При движении предплечьем получается хорошая волна. Контролировать движение волны фалангами пальцев сложно. Поэтому я против такого вибрато и применять его часто не приходится
3. Невозвращение струны в исходное положение. Струну надо возвращать постоянно, тогда получится правильная форма волны, не будет эффекта расстроенной гитары, высящей ноты, которые негативно сказывается на восприятие музыки
4. Неверное время начала вибрато. Многие начинают делать его сразу
5. Неверная частота. Многие начинают делать вибрато слишком часто. Оно должно быть глубоким, дышащим. Волна должна быть кратно долям такта
6. Самая распространенная ошибка в вибрато на бенде — нота постепенно падает. Здесь при отработке этого элемента нужно уделать внимание верхней планке, если речь идет о вибрато на бенде вниз относительно вытянутой ноты