Введение в методику обучения грамоте




Количество часов __ _ _ Форма занятия __ лекция __

Самостоятельная работа студентов.

1) Составить план лекции.

2) Сформулировать вопросы к содержанию лекции.

3) Составить аннотацию статьи журнала «Начальная школа»

 

План:

  1. Методика обучения грамоте как составная часть методики преподавания русского языка.
  2. Лингвистические основы методики обучения грамоте.
  3. Психологические и педагогические основы методики обучения грамоте.
  4. Проблема методов обучения грамоте.

 

Методика обучения грамоте

как составная часть методики преподавания русского языка.

 

Методика русского языка как самостоятельная наука сформировалась к середине XIX века. Ее начало связывают с выходом книги Ф.И.Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844), которая оказала огромное влияние на все дальнейшее развитие методики. Но Ф.И.Буслаев не выделял задач начальной школы. В 50-70-е годы XIX века появляются статьи И.И.Срезневского, публикуются «Дневники Яснополянской школы» Л.Н.Толстого. Однако подлинным основателем методики начального обучения русскому языку явился К.Д.Ушинский, который создал методику в полном ее объеме, обосновал ее теоретически, написал учебники для школы.

Методика ОГ – прикладная наука, в ней большую роль играет практика. Высокая точность ее практических выводов и рекомендаций основывается и обеспечивается разработанностью ее системы исследований. В процессе исследовательской деятельности применяются в единстве теоретические и эмпирические методы исследования.

Обучение грамоте носит воспитывающий и развивающий характер, учитывая новейшие данные лингвистической, педагогической и методической наук.

Главными объектами методики обучения грамоте стали речевая деятельность и речевые навыки.

 

Лингвистические основы методики ОГ.

 

Русское письмо — звуковое (фонемное), т.е. каждому основному звуку (фонеме) в графической системе соответствует свой знак – буква (графема). Поэтому методика ОГ основывается на фонетической и графической системах (фонетика и графика).

Учитель должен знать, какие звуковые единицы выполняют смыслоразличительную функцию (т.е. являются фонемами) и какие такой функции не выполняют (варианты основных фонем в слабых позициях). В русском языке 6 гласных и 37 согласных фонем. Сильные позиции для гласных – под ударением, для согласный (кроме Й) – перед гласными А, О, У, И.

В современной школе принят звуковой метод обучения грамоте, предполагающий выделение звука в слове, анализ звука, синтез, усвоение буквы и процесс чтения. В основе русской графики лежит слоговой принцип (отдельно взятая буква (графема) не может быть прочитана, т.к. она читается с учетом последующих букв). Поэтому в современной методике ОГ действует принцип слогового (позиционного) чтения, при котором дети с самого начала ориентируются на открытый слог как на единицу чтения. Слог представляет собой несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком. Основа слога – гласный звук. Структура слога может быть различной: СГ, ГС, СГС, ССГ и т.п. (Г – гласный, С – согласный). Когда фонемы находятся в слабых позициях, возникает несоответствие между словом произнесенным и написанным. В этом случае буква выбирается по правилам орфографии.

Основой обучения чтению также является орфоэпия. На начальных этапах рекомендуется двоякое прочтение: орфографическое и орфоэпическое.

Для нормального чтения необходимо усвоить и некоторые пунктограммы (пунктуация): точку, запятую, двоеточие, тире, вопросительный и восклицательный знаки.

 

Приемы анализа и синтеза.

 

Анализ. Синтез.
1. Выделение из речи предложений. 2. Деление предложений на слова. 3. Выделение из предложений (или по картинке, загадке) слова для анализа. 4. Деление слова на слоги, установление их количества. 5. Выделение ударного слога. 6. Выделение нового звука (из слога, слова), его характеристика: гласный или согласный, твердый или мягкий согласный. Приемы выделения звука: а) из предложения звука-слова (союзы и,а): б) звукоподражание в) выделение гласного, образующего целый слог (о-сы) или йотированных гласных (ю-ла) г) выделение согласного звука из закрытого слога (мак) д) выделение согласного звука из открытого слога, преимущественно «длительных» согласных Ш, С, Ж е) выделение глухих согласных в конце слов (кот) ж) перечисление слов с одинаковым начальным звуком (конь, кот, кран) з) договаривание слова произнесенного по картинке (учитель: лу..., дети: к) 8. Перечисление звуков в слове, их называние, подсчет количества. 9. Анализ образования звука, его артикуляция. 10.Обозначение выделенного звука буквой. 11.«Раздвижение» слов, состоящих из букв разрезной азбуки. 1. Составление слогов и слов из разрезной азбуки (печатанье). 2. Чтение и преобразование слогов на передвижной азбуке или по слоговым таблицам. 3. Чтение слов: - по таблице, букварю с опорой на дополнительные пометы, - по подобию (различаются одной буквой), - с перестановкой слогов (сосна-насос), - с отбрасыванием или добавлением слога, звука (машина – маши, сухари – сухарь, мы – мыло), - с добавлением букв, для получения нового слова (рот – крот, сор – сорт, плот – пилот, трава – травка) 4. Чтение предложений и связных текстов.    

 

Аналитическая и синтетическая работа учащихся связана с использованием моделей (схем) предложений, слов. Схемы-модели являются важным условием развития у детей фонематического слуха, умения производить слого-звуковой анализ звучащего слова, овладения продуктивными способами чтения.

 

Психологические и педагогические основы методики обучения грамоте.

 

Чтение и письмо — сложные психические процессы. Опытный читатель обладает так называемым «полем чтения», т.е. может охватить чтением значительную часть текста (2-3 слова), схватывает слова по их общему виду и лишь незнакомые прочитывает по слогам. «Поле чтения» начинающего читателя ограничено, он охватывает лишь одну букву. А для прочтения слова нужно произвести столько актов восприятия и узнавания, сколько букв в слоге, слогов в слове. Кроме того, глаза начинающего чтеца не приучены двигаться строго параллельно строке, теряют ее. Не всегда первоклассник понимает прочитанное, поэтому повторяет слоги и слова. Иногда ребенок пытается угадать слово по первому слогу, по картинке, по контексту. Эти трудности исчезают по мере расширения «поля чтения».

Письмо – сложное речевое действие. Взрослый человек пишет автоматически. У первоклассника этот процесс распадается на множество самостоятельных действий (положение ручки и тетради, форма буквы, размещение ее на строке, соединение с другой буквой). Это не только замедляет темп письма, но и утомляет ребенка умственно и физически. В связи с этим на уроках следует проводить специальные упражнения для рук и корпуса, чередовать письмо с устными упражнениями.

Требуется большая и систематическая работа по развитию фонематического слуха, т.е. умения различать отдельные звуки в речевом потоке, выделить звук из слова, слога. Этому способствует звуковой анализ слов, установление последовательности звуков в слове, упражнения в слушании, слышании и «узнавании» фонемы в сильной и слабой позиции.

Психологическое изучение процесса чтения и письма начинающего показывает, что ребенок длительное время опирается на проговаривание вслух по слогам. Проговаривание при письме называется речедвигательным анализом.

Педагогикой определяются содержание и методы обучения, которые должны соответствовать возрастным возможностям учащихся. Основные педагогические требования к процессу ОГ:

1. Учитель сообщает детям, что они будут делать и зачем, а после работы оценивает, что и как сделали.

2. Задания и вопросы формулируются конкретно и короткими фразами.

3. Преобладает общеклассная форма работы, учитель постоянно показывает образец выполнения или исполнения заданий.

4. Большую часть времени урока дети должны читать (обучение чтению) или писать (урок письма).

5. В течение урока необходимо несколько раз менять виды деятельности учащихся.

6. Наглядные пособия, дидактический материал, игровые задания не должны перегружать внимание учащихся.

7. Необходим дифференцированный и индивидуальный подход.

8. Осторожно использовать методы наказания, отдавая предпочтение поощрению ребенка.

Проблема методов обучения грамоте.

 

В настоящее время звуковой аналитико-синтетический метод нельзя считать единственным и основным. Утверждается рациональное использование элементов различных методов обучения грамоте. Причинами этого являются установка на гуманизацию образования (учет личных особенностей каждого учащегося) и поощрение творческий поисков учителей, методистов.

Буквенный метод. Процесс обучения идет от буквы. Метод используется не только дома, но и в школе. Для предупреждения побуквенного чтения не давать алфавитного названия буквы, т.е. отождествлять звук и букву. Должен быть возврат к методике до 1982 г: сначала изучать твердые звуки, затем мягкие. Только через несколько уроков учитель дает алфавитное название буквы. При письме должно быть обязательное проговаривание написанного. Этим методом можно пользоваться при изучении гласных букв, произношение которых не расходится с написанием.

Слоговой метод. Слог должен восприниматься как единый графический комплекс. Нет знакомства с отдельной буквой. Чтение слогов-слияний можно рассматривать как элемент слогового метода. В практике заучивание слияний нередко приобретает механический характер. Нужно использовать наглядные пособия, обыгрывать заучивание слияний, придавать смысл этим упражнениям.

Метод целых слов (метод графических образов). Чтобы слово отложилось в голове ребенка, необходимо проговорить, напечатать (обвести) его не меньше пяти раз. Положительная сторона метода состоит в том, что ребенок идет от смысла, от содержания; совершенствуется зрительное восприятие букв, их сочетаний; при печатании развиваются мелкие мышцы руки, рукодвигательная память. Но невозможно запомнить все слова; метод не соответствует особенностям русской графики и грамматическому строю языка; русское письмо фонемное. Возникает и проблема домашнего задания: Дома дети перечитывают классный текст, чтобы отложился графический образ целых слов; при проверке в классе этот текст использовать нельзя: можно записать слова в другом порядке; составить новый текст.

Имитационный (подражательный) метод. Известен с глубокой древности. Чтение осуществляется по заученному до школы. К.Д. Ушинский использовал для этого сказки. В настоящее время методу придается большое значение А.Кушнир в журнале «Школьные технологии» предложил свой метод обучения грамоте - «Чтение со звуковым ориентиром». Роль ориентира играет чтение учителя: На знакомых текстах дети следят за чтением учителя; тексты не обсуждаются; постепенно заменяются незнакомыми, но близкими по словарному составу, по содержанию В результате дети учатся читать. Но один метод не может быть использован в чистом виде.

Горецкий В. создал комбинированный метод:

  • за основу обучения чтению берется знакомый текст (имитационный метод);
  • из него выделяются слова – дети обводят их, печатают (метод целых слов); обводят и письменный шрифт, что развивает и мышцы руки; обращается внимание на отдельные буквы и их звуковое значение.
  • осуществляется интонированное чтение текста (выделение отдельных звуков);
  • в том же тексте дети вставляют и пропущенные буквы.

Методика самообучения грамоте (Львов М.Р. с 90-х гг.)

Условия, способствующие самообучению ребенка: читающая среда; есть «инструменты» для чтения (кубики, лото, книги); навык чтения формируется через рассказывание по памяти с опорой на книгу, т.е. как речевой навык.

Требования к уроку обучения грамоте:

  • читающая среда в классе (алфавит, магнитная азбука, полка с книгами).
  • чтение книг (не учебных) учителем на уроке, чтение с продолжением.
  • умеющие читать должны читать на каждом уроке. (К сожалению, материала для их чтения нет и времени для на контроль работы не хватает. Можно организовать совместную работу, рассадив читающих детей с нечитающими)
  • сборное чтение текста (слова, рисунки, схемы).

Методика работы:

  • чтение осуществляется по каждому слову;
  • текст прочитывается по предложениям, целиком;
  • совместное чтение учащихся и учителя (учитель стоит сзади ребенка, поддерживая книгу, постепенно замолкает, а ребенок читает сам).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: