Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесия.




Первоначальное равновесие на рынке - точка Е0 Если, спрос возрастет (увеличение доходов) так, что линия спроса D0 займет положение D1, то в мгновенном периоде (Qs = const) цена возрастет до PM. В коротком периоде из-за возникшего на рынке избытка (превышения цены предложения над ценой спроса) рыночная цена снизится до PK в результате увеличения выпуска на существующих производственных мощностях. В длительном периоде производители увеличат объем используемого капитала для достижения оптимальной капиталовооруженности труда при возросшем выпуске. Вследствие этого средние и предельные затраты производства снизятся, и кривая предложения станет положе (сдвиг S0 к S1). В результате в длительном периоде равновесие установится в точке E3. Будет ли цена равновесия длительного периода равна, выше или ниже первоначальной цены Р0, зависит от величины сдвигов кривых спроса и предложения и углов их наклона.


 

13. Равновесие по Вальрасу и Маршаллу. Излишки потребителей.

Функция спроса – зависимость объёма спроса от определяющих его факторов. (цены товаров, денежный доход, вкусы и предпочтения и т.д.) В случае, когда все факторы, определяющие объем спроса на благо, кроме его цены, можно принять неизменными, функция спроса принимает вид функции спроса по цене: QD = QD (P). Графическим выражением зависимости м/у ценой товара и объемом спроса на него служит кривая спроса. Нормальная кривая спроса имеет отриц. наклон, что хар-ет обратно пропорц завис-ть м/у ценой и кол-вом товара.

Исключение, когда кривая спроса имеет положительный наклон («Парадок Гиффена» Эффект снобизма: снобы покуп дорогие товары, чтобы показать свое имуществ. положение; Эффект Веблена – демонстратвное потребление; Эффект предположительного качества; Эффект ожидаемой динамики цен) Простейший, прямолинейный вариант функции спроса по цене: QD = a – bP, где а – объем полного насыщения потребности, b – коэффициент, характеризующий реакцию потребителя на изменение цены.

Функция предложения - зависимость между количеством предлагаемого блага и факторами, определяющими это количество. (цены товаров, наличие производственных ресурсов, характер применяемой технологии, налоги и дотации, природно-климатические и прочие условия). Один из важнейших факторов – цена. Зависимость между ценой блага и максимальным объемом его предложения при прочих неизменных условиях называется функцией предложения по цене. QS = QS(P).

Точка пересечения линии спроса и предложения называется равновесие рынка и характеризуется равновесным Q и равновесной P. ЦЕНА РАВНОВЕСИЯ - такое значение цены, когда объем предложения равен объему спроса. Данные цены балансируют спрос и предложение на товары и услуги. Поэтому всякий раз, когда изменяется цена равновесия, то это равнозначно изменению спроса и предложения на рынке того или иного товара, соответственно, услуги.

Чтобы проверить, является ли равновесие, изображен­ное на рис. устойчивым, допустим, что цена повыси­лась с Р0 до Р1. В результате на рынке образуется избыток в размере Q2-Q1.

По поводу того, что вслед за этим произой­дет, существуют две версии – Л. Вальраса и А. Маршалла. Согласно Л. Вальрасу, при избытке возникает конку­ренция между продавцами. Для привлечения покупателей продавцы начнут снижать цену. По мере снижения цены объем спроса будет возрастать, а объем предложения сни­жаться до тех пор, пока не восстановится исходное равнове­сие. В случае отклонения цены вниз от своего равновесного значения спрос будет превышать предложение. Между по­купателями начнется конкуренция за дефицитный товар. Они станут предлагать продавцам более высокую цену, что позволит увеличить предложение. Так будет продолжаться до возвращения цены к равновесному уровню Р0. Следова­тельно, по Вальрасу комбинация Р0, Q0 представляет устой­чивое рыночное равновесие.

По-иному рассуждал А. Маршалл. Если цена возра­стет до Р1, то объем спроса сократится до Q1. Такое количество продукции предприниматели согласны предложить по цене P1. Поскольку цена спроса (Р1) превышает цену предложения (Р2), то фирмы получают большой объем при­были, что стимулирует расширение производства и рост предложения. Когда объем предложения достигнет Q0, то­гда цена спроса сравняется с ценой предложения, прибыль исчезнет и объем производства стабилизируется. В слу­чае превышения равновесного объема предложения цена спроса окажется ниже цены предложения. В такой ситуа­ции предприниматели несут убытки, что приведет к сокра­щению производства до равновесного безубыточного объ­ема. Следовательно, и по Маршаллу точка пересечения кривых спроса и предложения на рис. представляет устойчивое рыночное равновесие.

По версии Вальраса, в условиях дефицита активной стороной рынка являются покупатели, а в условиях из­бытка – продавцы. Согласно версии Маршалла, доминиру­ющей силой в формировании рыночной конъюнктуры все­гда являются предприниматели.

Два рассмотренных варианта диагностики устойчиво­сти рыночного равновесия приводят к одинаковому резуль­тату только в случаях положительного наклона кривой предложения и отрицательного наклона кривой спроса. Поэтому интерпретация процесса установления рыночного равновесия по Вальрасу соответствует условиям совершен­ной конкуренции, а по Маршаллу – условиям несовершен­ной конкуренции в коротком периоде.


14. Паутинообразная модель: понятие, сущность, виды.

Анализ устойчивости рыночного равновесия исследуется с помощью т.н. паутинообразной модели.

ПАУТИНООБРАЗНАЯ МОДЕЛЬ - модель, изображающая траекторию движения к состоянию равновесия, когда реакция предложения или спроса запаздывает. Паутинообразная модель описывает динамический процесс: траекторию корректировки цен и объема производства при движении от одного состояния равновесия к другому; используется для описания колебаний цен на рынках сельскохозяйственной продукции, на биржевом рынке, где предложение реагирует на изменения цен с некоторым запозданием.

Рассмотрим вариант динамической модели рынка одного продукта. Предположим, что объем спроса зависит от уровня цен текущего периода, а объем предложения - от уровня цен предшествующего периода:QiD=QiD(Pt), QiS = QiS(Pt-1),где t - определенный период (t = 0,1,2,..., Т).

График спроса и предложения будет иметь вид паутинообразной модели. Равновесие в паутинообразной модели зависит от углов наклона кривой спроса и кривой предложения. Равновесие устойчиво, если угол наклона кривой предложения круче кривой спроса (рис.1). Движение к общему равновесию проходит ряд циклов. Избыток предложения (АВ) толкает цены вниз (ВС), и в результате возникает избыток спроса (СF), который поднимает цены вверх (FG). Это приводит к новому избытку предложения (GH) и так далее до тех пор, пока не установится равновесие. Колебания носят затухающий характер.

Движение может приобрести иное направление, если угол наклона кривой спроса круче угла наклона кривой предложения. В этом случае колебания носят взрывной характер, и равновесие не наступает (рис. 2).

Возможен и такой вариант, когда цена совершает регулярные колебательные движения вокруг положения равновесия. Это происходит в том случае, если углы наклона кривых спроса и предложения равны.

15. Регулирование рынка совершенной конкуренции: последствия введения акцизов, дотаций и устан-я директивных цен.

Основными инструментами воздействия государства на процесс рыночного ценообразования являются система налогообложения и устан-е директив. цен. Самыми мягкими и «цивилизованным» средством государственного вмешательства в работу рыночного механизма являются налоги, которые не изменяют условия протекания рыночных процессов и не ограничивают свободу действий рыночных субъектов.

Акциз и дотация:

На рисунке точка E0 представляет рыночное равновесие до введения налога. Вследствие установления налога (акциза) в размере Т денежных единиц с единицы проданной продукции линия предложения сдвигается вверх на величину налога (S0 к S1), так как теперь каждая единица проданной продукции обходится производителям на Т денежных единиц дороже. Объемы спроса и предложения уравниваются при цене Р1, из которой производителю достается РS = P1 - Т. Таким образом, с введением налога повысилась цена для покупателей и снизилась для производителей. В результате уменьшились и объем спроса, и объем предложения, так что новое равновесное количество оказалось меньше первоначального.

Степень воздействия потоварного налога на объем продаж зави­сит от наклонов линий спроса и предложения (эластичности). Элас­тичность позволяет определить, какую часть налога выплачивают производители, а какую — потребители.

Распределение налогового бремени — размещение налога между конечными плательщиками. Распределение косвенных нало­гов (таких, как акцизы или налог на добавленную стоимость) в ос­новном зависит от эластичности спроса и предложения по цене. Если спрос на товар высокоэластичен по цене, всю тяжесть налога несет производитель; если спрос на товар неэластичен по цене, большую часть налога платят покупатели.Подобное явление легко объяснить, так как в случае эластич­ного спроса потребители при росте цены на данный товар будут стремиться направить свой спрос на товары-субституты. В случае неэластичного спроса это будет сделать гораздо труднее.

Если предложение эластично — большая часть налога падает на потребителей, а если неэластично — на производителей. Объясня­ется это следующим. Эластичность предложения означает, что про­изводители без труда смогут переключить свои ресурсы на производ­ство какого-либо другого товара, в случае неэластичного предложения переключение ресурсов происходит медленнее.

В случае введения дотации равновесный объем рынка расширя­ется, цена, фактически уплачиваемая покупателями, снижается, а цена, получаемая продавцами, повышается.

Посредством налогов и дотаций государство осуществляет перераспределение благосостояния между экономическими субъектами.

Директивные цены:

Государство иногда прибегает к директивному установлению верхнего или нижнего предела цены.

Государство может установить фиксированную цену на уровне как превышающем цену равновесия (Р1 > РЕ), так и ниже ее (Р2 < РЕ). В первом случае это приведет к избытку продукции (QS1 - QD1), во втором - к дефициту (QD2 - QS2)-В обоих случаях объем продаж будет ниже равновесного объема QE. В первом случае реализовано QD1 единиц продукции, во втором - QS2.

 

 


16. У словия максимизации прибыли при соверш. и несоверш. конкуренции

Условие макс-ции прибыли при несов конкур рассм-ся на примере монополии. Монополия - тип структуры рынка, который характеризуется следующими чертами: - на рынке присутствует единственный производитель, продающий свою продукцию множеству покупателей; нет близких заменителей продукта монополиста; барьеры входа на рынок столь существенны, что приток новых фирм невозможен.

Монополист самостоятельно устанавливает объем и цену, поэтому, чтобы не допустить превышения потерь от снижения цены над приростом дохода от реализации дополнительной продукции, он каждый раз должен сравнивать при расширении производства общий доход от реализации "n" единиц продукции с общим доходом от реализации "n+1" единиц продукции, то есть он следует за величиной предельной выручки (MR). Для монополиста MR меньше цены продукции.

Прибыль монополии как разность между общей выручкой TR и общими затратами представляется формулой П(Q) = P * QTC.

Сформулируем условие максимизации прибыли для монополиста. Для этого найдем производную прибыли (Π) по Q и приравняем ее к 0.

или MC = MR ≠ P. Т.О. условие макс-ции: MC = MR. Следовательно, чтобы прибыль монополии быламаксимальной, нужно производить такой объем продукции, при котором предельная выручка равна предельным затратам.

Поскольку для конкурентной фирмы MR=Р, условие максимизации прибыли для конкурентной фирмы MC=P.

17. Равновесие конкурентного предприятия в коротком периоде

В случае совершенной конкуренции речь идет о большом числе продавцов и покупателей одного и того же товара на рынке. Рынок открыт для каждого. Фирма – совершенный конкурент не может повлиять на рыночную цену блага и воспринимает ее как заданную. Линия спроса на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции абсолютно эластична.

На рынке существует единая цена блага. Фирма может продавать дополнит. ед. продукта без снижения цены (MR=P), следовательно, условие макс-ции прибыли для фирмы соверш. конкурента МС= MR=Р

КОРОТКИЙ ПЕРИОД

Кривая предложения конкурентной фирмы в коротком периоде представлена кривой предельных издержек, идущей вверх от значе­ния цены, равного минимуму средних переменных затрат

В коротком периоде все фирмы окажутся разделенными на три группы: получающие положительную экономическую прибыль, по­лучающие нулевую экономическую прибыль, несущие убытки (рис.2).

Когда фирма несет убытки в коротком периоде, она имеет две альтернативы: выпускать продукцию на уровне Р=МС или прекратить пр-во. Если рыночная цена снизится до уровня минимума средних общих затрат (АС), предприятие не будет получать прибыль, но и не будет нести убытки. Экономическая прибыль равна нулю (точка безубыточности -точка А на рис.1.

Если рыночная цена опустится ниже минимума средних переменных затрат (AVC), фирма будет вынуждена прекратить производство, поскольку цена не покрывает переменных затрат (точка закрытия -точка В на рис.1.

Положительная прибыль, получаемая предприятиями в коротком периоде, привлечет фирмы из других отраслей. Рыночная кривая предложения сместится (предложение увеличится), равновесный выпуск отрасли возрастет, а оптимальный объем пр-ва отдельной фирмы сократится.

18. Равновесие конкурентного предприятия в длительном периоде.

В случае совершенной конкуренции речь идет о большом числе продавцов и покупателей одного и того же товара на рынке. Цену фирма воспринимает как заданную. Линия спроса на продукцию абсолютно эластична.

В длительном периоде все фирмы отрасли будут получать нулевую экономическую прибыль, то есть их выручка будет равна альтернативным затратам. Равновесие конкурентной фирмы в длительном периоде: Р = LACmin = LMC = SMC =SATC, где LACmin – минимальные средние издержки в длит периоде, LMC-предельные издержки в длит периоде, SMC - пред изд в коротком периоде, SATC – средние общие издержки в коротком периоде. Кривая предложения предприятия в длительном периоде соответствует возрастающему участку LMC, лежащему выше минимума LAC. Однако кривая предложения отрасли в длительном периоде не может быть получена горизонтальным; суммированием кривых предложения предприятий отрасли, поскольку количество этих предприятий в длительном периоде изменяется

 

19. Равновесие фирмы в условиях монополии. Ущерб, причиненный монополией.

Монополия - рыночная структура, когда существует единственный продавец товара, который не имеет близких заменителей, для других продавцов вход на данный рынок закрыт.

В отличие от совершенного конкурента монополист сам устанавливает не только количество предлагаемой продукции, но и ее цену, выбирая точку на кривой отраслевого спроса.

Поскольку монопольное предприятие сосредоточило в своих руках весь выпуск продукции, кривая спроса предприятия совпадает с кривой спроса отрасли, и монополист стоит перед выбором: ограничить ли объем продаж для поддержания высокой цены или снизить цену в целях увеличения объема реализации.

При идентичности издержек и спроса монополия приводит к более высокой цене и меньшему объему производства, чем совершенная конкуренция.

Чтобы не допустить превышения потерь от снижения цены над приростом дохода от реализации дополнительной продукции, монополист каждый раз должен сравнивать при расширении производства общий доход от реализации "n" единиц продукции с общим доходом от реализации "n+1" единиц продукции, то есть он следует за величиной MR.

Линия предельной выручки для монополиста вдвое круче линии спроса. Монополист максимизирует прибыль при MC=MR, при MR<P.

Поскольку проникновение в отрасль дополнительных производственных ресурсов невозможно, монополист будет получать прибыль и в длительном периоде. Долгосрочное равновесие в условиях монополии не обязательно должно устанавливаться в точке минимума кривой долгосрочных средних издержек.

Цена, максимизирующая долгосрочную прибыль фирмы, будет ниже цены, максимизирующей краткосрочную прибыль. Это происходит в связи с тем, что спрос на любой продукт более эластичен на долгосрочных временных интервалах, чем на краткосрочных.

У монополии, максимизирующей прибыль, отсутствует функция предложения.

Взаимосвязь между предельным доходом монополиста, ценой на его продукцию и эластичностью спроса по цене можно выразить формулой: MR=P(1 +1/e).

Потери общества, возникающие вследствие монополизации производства, можно показать, используя понятия излишков потребителя и производителя. На рисунке объем QС соответствует оптимальному с точки зрения общества объему производства данного вида продукции, так как при таком выпуске PС = МС. Максимизирующая прибыль монополия установит цену PM, в результате чего излишки потребителей сократятся на величину, равную площади PMacPС. Часть из них (площадь PMaePС) превратится в прибыль монополии, а другая (площадь aec) вместе с потерями производителя (площадь bec) представляет чистые потери общества.


 

20. Последствия введения акцизов, дотаций и директивных цен на монополизированном рынке.

Различия в ценообразовании на рынках совершенной конкуренции и монополии приводят к тому, что разными оказываются последствия государственного вмешательства в процесс ценообразования.

Акциз и дотация: На рисунке показаны результаты введения акциза на обоих рынках при предположении, что рыночный спрос задан прямой линией и график предельных затрат монополии совпадает с графиком отраслевого предложения на конкурентном рынке. В этом случае на монополизированном рынке на потребителя перекладывается меньшая доля налога, чем на рынке совершенной конкуренции. Введение акциза в размере Т сдвигает кривую предельных затрат вверх и увеличивает цену на конкурентном рынке с P C0 до P C1, а на монополизированном - с P М0 до P М1. Это связано с тем, что равновесное сочетание цены и количества на монополизированном рынке определяется пересечением линий MC и MR, а на конкурентном рынке пересечением линии MC с линией спроса D, которая вдвое положе линии MR.

Соответственно предоставление дотации на каждую единицу проданной продукции в рассматриваемом случае снижает цену на монополизированном рынке меньше, чем на рынке совершенной конкуренции.

На рынке совершенной конкуренции максимальное приращение цены вследствие введение акциза равно его величине. На монополизированном рынке прирост цены в некоторых случаях может превысить величину налога, взимаемого с единицы товара.

Фиксирование цен: Установление верхнего предела цены на рынке совершенной конкуренции сопровождается увеличением объема спроса и сокращением объема предложения, в результате чего возникает дефицит. Иначе обстоит дело на монополизированном рынке. Введение верхнего предела цены ставит монополию в положение совершенного конкурента: любой объем выпуска ей приходится продавать по одной и той же цене.

Линия директивной цены становится линией среднего и предельного доходов, а условие максимизации прибыли принимает следующий вид: Pf = MC.

Поэтому, если на продукцию монополии, максимизирующей прибыль, установить верхний предел цены ниже ее рыночного уровня, то может возрасти не только объем спроса, но и объем предложения, что предотвратит образование дефицита. Когда верхний предел цены установлен на уровне P 2, прибыль монополии будет максимальной при выпуске Q 2. Хотя сочетание P 2, Q 2 дает монополии меньшую прибыль, чем сочетание PM, QM, при цене P 2 наибольшей прибыли соответствует выпуск Q 2. Максимальный объем продукции монополия предложит при фиксированной цене P 1, равной предельным затратам. Дальнейшее снижение верхнего предела цены, например, до P 0 = A C, приведет к сокращению предложения, и на рынке образуется дефицит (двухсторонняя стрелка).

21. Ценовая дискриминация: сущность, условия осуществления, виды, значение для производителя и потребителя.

Ценовая дискриминация – продажа по разным ценам одной и той же продукции, изготовленной одним производителем (с одинаковыми затратами), разным покупателям.

В условиях совершенной конкуренции ценовая дискриминация невозможна, взаимодействие покупателей и продавцов на конкурентном рынке приводит к образованию единой рыночной цены для любого однородного товара. Она возможна лишь при отсутствии совершенной конкуренции. Для осуществления ценовой дискриминации необходимо выполнение трех условий:

1. Фирма обладает некоторой монопольной властью.

2. Покупатели или продавцы легко идентифицируемы. У фирмы есть возможность определить на своем рынке либо покупателей с разными резервными ценами, либо сегменты рынка с разными эластичностями спроса. Причем эластичность спроса для монополии по цене у разных покупателей должна быть существенно разной.

3. Товар или услуга, в отношении которых осуществляется ценовая дискриминация, не может перепродаваться покупателями одного рынка покупателям другого. Свободное передвижение товаров с "дешевого" рынка на "дорогой" приведет к образованию одной цены, сделает ценовую дискриминацию практически невозможной.

Очевидно, что наиболее благоприятные условия для проведения ценовой дискриминации имеются в сфере услуг, поскольку они, как правило, не могут перепродаваться. В сфере материального производства ценовая дискриминация сравнительно легкоосуществима в том случае, когда различные рынки отделены друг от друга географически или посредством тарифных барьеров, так что перепродажа товара с "дешевого" на "дорогой" рынок связана с большими расходами.

Ценовую дискриминацию делят на 3 типа:

1. Ценовая дискриминация первой степени (совершенная цен. дискр.) - продажа каждой единицы товара по своей цене, равной цене спроса на неё, ведущая к изъятию монополистом всего излишка покупателя. В чистом виде ЦД 1ой степени трудноосуществима. Приближение к ней возможно в условиях индивидуального производства, когда каждая единица продукции выпускается по заказу конкретного потребителя, а цены устанавливаются по договорам с заказчиками. ЦД 1ой степени (кривая спроса становится для продавца кривой предельного дохода).

2. Ценовая дискриминация второй степени. Поскольку осуществить ценовую дискриминацию первой степени на практике удается редко, чаще монополия продает по разным ценам не каждую единицу продукции, а определенные ее партии в соответствии с одной и той же кривой спроса. Таким образом осуществляется ценовая дискриминация второй степени.

На практике она часто принимает форму разного рода скидок. Например, чем выше объем поставки, тем выше предоставляемая скидка цене, или сезонный билет на железной дороге относительно дешевле разовых билетов и т.п.

Правило ее проведения вывел Г. Штакельберг: «Предельная выручка от продажи любой, кроме последней, партии должна равняться цене следующей партии, а предельная выручка от продажи последней партии - предельным затратам», т.е. MR1 = P2, MR2 = P3,..., MRn = MC.

3.Ценовая дискриминация третьей степени отличается тем, что за основу ее принимается не различие цен спроса на отдельные единицы товара, как это имеет место при дискриминации первых двух степеней, а разделение самих покупателей на группы с различными функциями спроса (сегментация рынка). В этом случае задача монополиста - установить такие цены для каждой группы покупателей, которые максимизируют общую прибыль.

Примером ценовой дискриминации третьей степени может служить то, что в России гостиничные тарифы, входная плата в музеи для иностранцев значительно выше, чем для российских граждан.

Условие максимизации общей прибыли для монополии, проводящей ценовую дискриминацию третьей степени, вытекает из уравнения: MR1 = MR2 =... = MR = MC, то есть предельный доход на каждом рынке одинаков и равен общему предельному доходу монополиста и предельным затратам на весь объем выпуска.

Поскольку MR=P(1+1/e), PA(1+1/eA)=PB(1+1/eB).

Это означает, что ценовая дискриминация 3 степени увеличивает прибыль лишь в том случае, если сегменты рынка различаются эластичностью спроса по цене. Когда такое различие есть, тогда для покупателей с меньшей эластичностью спроса цену нужно установить выше, чем для покупателей с большей эластичностью спроса.

Очевидно, что при одинаковой эластичности спроса по цене ценовая дискриминация невозможна. Если же эластичность спроса на разных рынках различна, то там где она больше, цена ниже.

 


22. Естественная монополия: сущность, причины возникновения, методические основы регулирования цен.

Естественная монополия — фирма, занимающая привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Естественная монополия возникает на рынке в том случае, когда одна крупная фирма в состоянии производить товар с более низкими издержками, нежели несколько более мелких фирм.

Естественная монополия характерна для отраслей, в которых присутствие единоличного производителя обуславливает минимальные средние издержки (АС) при обеспечении всего рыночного спроса. Данная монополия существует до того, как отдача от масштаба начнет снижаться. Принудительное рассредоточение производства на нескольких предприятиях приводит к росту суммарных затрат на выпуск продукции.

Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (напр. системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги).

По отношению к естественной монополии возможны раз­личные варианты государственной политики:

• установление фиксированной цены на уровне Р1 с обязательным удовлетворением всего спроса Q1. Это возможно лишь при государственной дотации в размере АС — МС (на графике это заштрихованная область).

• установление фиксированной цены на уровне Р2 с обяза­тельством для монополии полностью удовлетворять спрос. До­тации в данном случае не требуется, однако не достигается эф­фективность структуры выпуска, монополия производит слишком мало продукции, не имеет стимулов к снижению затрат, поскольку за снижением затрат может последовать снижение государственной цены;

• установление фиксированной цены на любом уровне выше Р2. Данная ситуация принесет монополии экономическую при­быль, а это равносильно дополнительному налогу на потребите­лей, поскольку именно они будут оплачивать завышенные цены;

• без установления фиксированной цены. Государство про­водит аукцион и предоставляет право производить данный вид продукции тому предприятию, которое обязуется вносить в гос­бюджет максимальную сумму платежа. При этом никакого пря­мого регулирования цен и выпуска продукции государством не производится. Предприятие будет действовать как монополия, выбрав объем продукции QМ, при котором MR = MC, и назначает цену Рм.

В принципе вся мо­нопольная прибыль может быть изъята в госбюджет в форме фиксированного платежа. Достоинство данного варианта в том, что наблюдается минимум государственного вмешательства, есть стимул для естественной монополии снижать затраты, од­нако грубо нарушается условие эффективности структуры про­дукции.

 

23. Равновесие предприятия на рынке монополистической конкуренции. Влияние рекламы на состояние равновесия.

Монополистическая конкуренция - тип отраслевого рынка, на котором существует достаточно много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определенный контроль над продажной ценой товара (или услуги).

Монополистическая конкуренция отличается от совершенной конкуренции по следующим признакам:

· на рынке монополистической конкуренции продаются не го­могенные, а гетерогенные товары;

· для участников рынка нет полной прозрачности рынка, и они действуют не всегда в соответствии с экономическими прин­ципами;

· предприятия стремятся расширить свою область предпочте­ний путем индивидуализации своей продукции. Это происхо­дит прежде всего с помощью товарных знаков, наименований и рекламной кампании, которые однозначно выделяют разли­чия товаров. Благодаря этому они в ограниченном объеме со­здают для себя определенное монопольное положение;

· доступ к рынку для новых продавцов затруднен в силу нали­чия предпочтений.

Особенность рынка монополистической конкуренции состоит также в том, что здесь предприятие сталкивается с двумя разными кривыми спроса: той, что отображает пары цена-количество, когда данное предприятие варьирует цену, а его конкуренты нет, и той, что отображает эти пары, когда все продавцы изменяют свои цены соответственно.

Фирма, максимизирующая прибыль, будет стремиться произве­сти QE единиц продукции (МС = MR). В коротком периоде это мо­жет привести к получению фирмами прибыли (рис.1а).

В длительном периоде эти прибыли приведут к тому, что новые фирмы придут на рынок, и это приведет к сдвигу кривой спроса влево, что означает сокращение объема продаж при каждом уровне цен. Процесс входа новых фирм будет продолжаться до тех пор, пока прибыли не исчез­нут. Теперь фирма будет получать только нормальную прибыль (рис. 1 б). Экономическая прибыль фирмы в длительном периоде равна нулю:Р = АС.

Равновесие на уровне нормальной прибыли в длительном перио­де подобно равновесию фирмы при совершенной конкуренции. Раз­личие состоит в том, что фирма при монополистической конкурен­ции производит меньше продукции и продает ее по более высокой цене, чем в условиях совершенной конкуренции. Размер выпуска каждой фирмы меньше оптимального, в результате чего на рынке существу­ет избыточная мощность QE-Qc (рис. 1б).

Избыточная мощность есть разница между фактическим вы­пуском отрасли и выпуском, при котором минимизируются затраты этой отрасли. Из-за избыточ. мощностей гетерогенные блага обходятся дороже, чем стандартные.

Другим фактором, удорожающим продукцию, производимую в условиях МК, являются затраты на рекламу. На втором рисунке показано, как за счет расходов на рекламу монополистический конкурент может увеличить свою долю на рынке. Затраты на рекламу повысили затраты на единицу выпуска (АС 0 до АС 1), но одновременно возрос спрос на продукцию фирмы (D 0 до D 1) и в итоге ее выпуск увеличился.


24. Олигополия: понятие и сущность. Олигополистические ценовые войны. Жесткость цен в условиях олигополии.

Олигополия отличается от других рыночных структур не количеством агентов, а типом их поведения, основной элемент которого - учет возможной реакции конкурентов на свои действия.

Олигополист должен считаться не только с реакцией покупателей, но и с противодействием своих конкурентов. Жестокая ценовая конкуренция среди олигополистов может привести к тому, что продавцы изменяют свое поведение на рынке и стремятся путем соглашения о ценах координировать свои действия, чтобы избежать разорительной ценовой борьбы. В этом случае конкуренция все больше смещается в направлении качества, рекламы и индивидуализации продукции.

Универсальной теории олигополии не существует, поскольку реакция со стороны конкурентов на то или иное действие олигополиста может быть очень различной. Каждому предположению о характере этой реакции соответствует своя модель олигополии.

Модель Бертрана или модель олигополистических ценовых войн:

Ценовая война - цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Поскольку каждый из продавцов думает, что его соперник не будет реагировать на снижение им цены, то у каждого из них есть искушение увеличить ежемесячные продажи, сокращая цены. Снижая цену ниже цены своего конкурента, каждый продавец может захватить весь рынок и тем самым увеличить прибыль. Соперник реагирует тем, что устанавливает цену ниже цены конкурента и получает себе весь рынок.

Ценовая война продолжается до тех пор, пока не будет выполняться равенство Р = АС = МС. В этом положении ни одна фирма не будет получать выгоды от снижения цены. Чтобы избежать ценовых войн, олигополисты договариваются об определенных принципах установления цен и (или) распределение долей рынка.

Ломаная кривая спроса на продукцию олигополиста объясняет тот факт, что в условиях олигополии могут происходить изменения объемов выпуска без изменения цен. Неизменность цен можно объяснить, если отдельные фирмы считают, что соперники не последуют за любым приростом их цены. В то же время они полагают, что их соперники последуют за снижением их цен.

На рисунке DD - кривая спроса для случая, когда все фирмы назначают одну цену. Начиная с точки К, если одна из фирм назначит более высокую цену,чем у ее соперников, она уступит своим соперникам часть объема продаж, поэтому кривая спроса для нее ограничивается DHК. Если эта фирма назначит более низкую, чем у конкурентов, цену, она не сможет захватить у них часть рынка, поскольку конкуренты, чтобы не допустить этого, также снизят цены в соответствии с кривой DD. Таким образом, очевидно, что повышения и понижения цен сам



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: