Специфика предметной сферы деятельности практических психологов




Н. В. Лежнева

Сборник материалов для самостоятельной подготовки к экзамену по курсу

«Введение в психолого-педагогическую деятельность»

для студентов заочного отделения

050400 Психолого-педагогическое направление (бакалавр)

 

 

1. Современная система высшего психолого-педагогического образования (бакалавр, магистр).

2. Место педагогики и психологии в системе других наук

3. Практическая психология: предмет, теоретическая база, области приложения.

4. Два понимания практической психологии. Психотехника.

5. Специфика предметной сферы деятельности практических психологов.

6. Особенности деятельности практического психолога (реальности).

7. Логика деятельности психолога-ученого и психолога практика.

8. Норма в работе психолога.

9. Психологические службы. Объект деятельности психологических служб. Основные виды деятельности психологических служб.

10. Два уровня работы психолога (понимания, управления).

11. Направленность деятельности практического психолога.

12. Варианты реализации деятельности психолога.

13. Различные сферы деятельности практического психолога (экономическая, клиническая, народного образования).

14. Функции практического психолога как субъекта психологической работы.

15. Основные виды деятельности психологической службы (организационно-методическая работа и совершенствование профессиональной компетентности).

16. Основные виды деятельности психологической службы (психодиагностика, психологическая помощь).

17. Основные виды деятельности психологической службы (психопрофилактика и психогигиена, психологическое консультирование).

18. Основные виды деятельности психологической службы (психотерапия, психокоррекция, психореабелитация).

19. Этический кодекс практического психолога. Принцип соблюдения тайны.

20. Этический кодекс практического психолога. Принцип ненанесения ущерба.

21. Этический кодекс практического психолога. Принципы научной обоснованности используемых психологических методик и принцип комплексной диагностики и психологической помощи.

22. Этический кодекс практического психолога. Принципы безоценочного отношения к клиенту и уважения его личности.

23. Этический кодекс практического психолога. Принцип профессиональной компетентности и рефлексии профессиональных ограничений.

 

Практическая психология

Практическая психология - отрасль психологии, предметом которой выступает психологическая помощь, т.е. практическая деятельность психологов, направленная на конкретного человека, его проблемы, запросы, потребности и т.п.

Появление профессии практического психолога связано, прежде всего, с возникновением социального заказа на осуществление психологических форм научно обоснованного воздействия на человека и группы людей. В качестве предпосылки к выделению самостоятельных отраслей практической психологии могут быть рассмотрены такие отрасли практической деятельности, как медицина (в частности, психиатрия), дифференциальная и социальная психология, давшие начало развитию психотерапии и психологическому консультированию. Теоретической базой при этом выступила психология личности, представленная в различных психологических школах. С другой стороны, экономические интересы, задачи оптимального задействования трудовых ресурсов на производстве, в сфере управления и образования и т.п., а также имеющиеся к этому времени определенные традиции и опыт в психодиагностике привели к появлению самостоятельных отраслей практической психологии.

Одним из первых направлений реализации психологической практики явилась психотехника - ветвь психологии, изучающая проблемы практической деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте. Психотехника возникла в начале XX века. Ее основными задачами признавались:

- осуществление профессионального отбора и профессиональной ориентации, изучение утомления и упражнения в процессе труда;

- приспособление человека к машине и машины к человеку;

- выяснение эффективности воздействия различных средств на потребителя (реклама);

- тренировка психических функций при подготовке рабочей силы и т. д.

К началу 50-х годов определенные традиции практической психологии приводят к содержательному и организационному оформлению (в США) ее отраслей как самостоятельных научно-практических направлений.

В нашей стране психотехника получила значительное развитие в 20-х и в первой половине 30-х годов. Однако в дальнейшем развитие психологии в нашей стране во многом носило так называемый "академический" характер. На рассматриваемом этапе развития, который продлился вплоть до начала 70-х годов, практическая направленность психологии выражалась в разработке прикладных проблем. Как итогов психологии оформились и получили статус самостоятельных научных отраслей приложения психологии к различным социальным сферам: социальная психология, педагогическая психология, психология управления, семейная психология и др.

Понимание практической психологии как психологического обеспечения различных социальных сфер (здравоохранения, образования, спорта и т.п.) является наиболее распространенным. Так понимаемая практическая психология - прикладная психология - представлена совокупностью отраслей психологии, получивших свое наименование в соответствии с той сферой, в которую они включены: военная, медицинская, педагогическая, инженерная (труда), спортивная, юридическая и т.д. психология.

Другое понимание практической психологии связано с трактовкой ее как особой психологической практики. Психология здесь не включается в существующие сферы практической деятельности, а создает особую сферу психологических услуг, формирует свою собственную психологическую практику.

В этом случае, в отличие от прикладной психологии, положение психолога в исследуемой ситуации принципиально меняется, он как бы получает объект "исследования" в свое полное распоряжение. Теперь уже становится главной не помощь другим, "базовым специалистам" - педагогам, управленцам и т.п. в решении их задач, а возможность строить свою деятельность по своим нормам и правилам.

С появлением самостоятельных психологических служб, принципиально меняется социальная позиция психолога. Теперь он сам формирует цели и ценности своей профессиональное деятельности, сам осуществляет необходимые воздействия на обратившегося за помощью человека, сам несет ответственность за результаты своей работы. Это резко изменяет и его отношение к людям, которых он обслуживает, и его отношение к самому себе и участвующим в работе специалистам другого профиля, а главное, изменяются стиль и тип его профессионального видения реальности.

Появление психологической практики привело к качественному изменению и самой психологической теории. В ее составе начинает формироваться особая "психотехническая" теория.

Специфика предметной сферы деятельности практических психологов

Предметом деятельности практических психологов является психическая реальность людей, а также факторы, воздействующие на нее. Причем если в академической психологии психическая реальность оказывается как бы поделена на отдельные понятия и категории, мыслимые в рамках тех или иных объяснительных схем, научных теорий и направлений, то особенностью психологической практики является то, что человек в ней предстает целостно, в единстве своих специфических процессов, качеств, способностей. Поэтому психолог-практик вынужден использовать совокупность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях психотерапевтической практики.

Психическая реальность - действительно существующее психическое, субъективное отражение; явления психики, сознания. Отражение - всеобщее свойство материи, заключающееся в способности одних объектов воспроизводить с различной степенью точности те или иные категориальные моменты, качества и отношения других объектов.

Для понимания психической реальности принципиально важным является следующее положение: все явления внутреннего (субъективного) мира человека связаны с внешним миром (объективным). Всякое психическое явление получает свою определенность и свое содержание через связи и отношения человека с окружающей действительностью. Психологический мир человека - это мир в человеке и человек в мире. Внутренний мир всегда неповторим, и в тоже время он активно воспроизводит в этой своей неповторимости окружающий мир. Таким образом, психическое столь же внутренне, сколь и внешне.

О психике мы говорим тогда, когда объективный мир предстает перед нами как мир, воспринятый нами. Психическое одновременно и сторона бытия (т.е. имеет органическую природу), и отражение бытия. Развитие человека в этом плане может быть понято как продвижение от познания, отражения окружающего мира к способности восприятия, осознания и познания себя. Субъективность не разделяет, не противопоставляет, а связывает человека и мир. Учитывая уникальную неповторимость человеческих личностей, эти связи чрезвычайно сложны и многообразны. Таким образом, практический психолог вынужден работать как бы с несколькими реальностями:

- реальностью психической жизни клиента, какой она есть на самом деле и какой она мыслится самому клиенту;

- реальностью психометрических данных, полученных с помощью конкретного метода относительно психической реальности клиента, и реальностью теории, в свете которой интерпретируются эти психологические данные;

- реальностью своего ценностно-смыслового отношения к жизни вообще, другим людям и реальностью конкретной ситуации, темы (проблемы) и задачи взаимодействия с клиентом.

В этом смысле особенностью деятельности практического психолога является то, что он, сохраняя психическую реальность клиента как тему взаимодействия, одновременно и воздействует на внутренний мир человека, исходя из этических соображений и признания ценности личности данного человека. Однако это воздействие имеет, опосредованный характер (в отличие, например, от хирургического вмешательства врача). Психолог, используя обобщенные знания о людях вообще, помогает, с одной стороны, осознать человеку свою уникальность, с другой стороны - типичность основных проявлений своей психической активности и тех проблем, с которыми он сталкивается.

Специфика предметной сферы и деятельности практических психологов более отчетливо видна при сопоставлении их с деятельностью ученых-исследователей. Логика деятельности ученого - это логика постоянного поиска в мире идей и понятий. Сначала он ищет еще не замеченные другими проблемы, а затем - неизвестные другим ответы на них. Это значительно отличает его деятельность от деятельности практика. В качестве исходного материала для ученого выступают факты - явления действительности, представленные в свете имеющихся научных взглядов.

Выявление фактов - достаточно сложный вид исследовательской деятельности. Это связано с тем, что одно и то же явление может быть по-разному осмыслено в рамках различных теоретических подходов. Например, явление грубости человека по отношению к коллегам по работе может интерпретироваться в понятиях агрессивности, которая выражает внутреннюю конфликтность его подсознательных влечений. В то же время это явление психологом может быть истолковано в понятиях социально-психологического анализа межгрупповых отношений.

Таким образом, уже на этапе отбора явлений для последующего исследования ученый, будь то психолог или педагог, попадает в ситуацию выбора. Поэтому все дальнейшее имеет значение только в рамках избранного им теоретического подхода. Именно в этом "понятийном пространстве" разворачивается вся последующая работа исследователя, который:

- соотносит выявленные факты с имеющимся в рамках данной теории объяснением причин и механизмов их появления и находит те из них, которые под этот объяснительный механизм не подпадают. Тем самым он выявляет "проблемное поле" будущего исследования, которое включает необъясненные факты и "недосказанные" теоретические положения;

- начинает пересматривать объяснительные возможности теории в целях создания новых понятийных средств или уточнения содержания уже имеющихся понятий и категорий;

- осуществляет структурирование понятийного пространства в целях соотнесения вновь вводимых понятий с уже имеющимися представлениями как в данной предметной области, так и в смежных с ней науках;

- на основе произведенных действий приходит к построению новой понятийной системы - концепции, отличающейся внутренней непротиворечивостью и согласованностью с внешними научными структурами;

- на основе представленной в рамках концепции теории может по-новому взглянуть на явления объективной реальности, что находит свое выражение в системе критериев и показателей, разрабатываемых им для соотнесения сущностных признаков с их проявлениями в мире объектов;

- оснащенный этими критериями и показателями, исследователь вновь обращается к явлениям объективной реальности и изучает их в объеме, достаточном для того, чтобы установить, как представлено исследуемое свойство в наиболее типичных условиях реальной действительности. Появление представлений о норме того или иного выявленного им качества и является одним из итогов исследовательской деятельности ученого.

Тем самым исследовательская логика - это логика множества ограничений и изощрений, обусловленных требованиями научной четкости и доказательности. Там, как правило, по поводу каждого результата дается масса оговорок, призванных достаточно четко ограничить сферу его приложимости. Это связано с тем, что ученый отвечает только за то, что он исследовал. Поэтому истинный ученый всегда стремится избегать расширительного толкования полученных им результатов и выводов.

Логика психолога-практика - это логика действия, направленного на использование результатов научного исследования в интересах тех, кто обратился к ним за помощью. Это означает, что практик работает с теми, кто сам обращается к нему за определенным видом услуг. Психолог работает с "клиентами" - лицами, нуждающимися в психологической помощи.

Вторая отличительная черта практика заключается в том, что он всегда опирается на выявленную в ходе научных исследований норму. Норма – это:

а) оптимальное состояние объекта, предполагающее наиболее устойчивое его существование, более всего соответствующее определенным условиям и задачам функционирования;

б) исходное начало для сравнения (оценки) данных;

в) отсутствие отклонений (отрицательный логический критерий);

г) норма как описательная характеристика (положительный логический критерий).

Именно норма служит отправной точкой для всех его дальнейших действий. Практик прежде всего переводит затруднения каждого обратившегося к нему человека, на язык своей науки. Если обращение человека связано с его проблемами во взаимоотношениях с детьми, психолог в первую очередь переводит слова обратившегося в русло психологического диагноза, то есть описывает приведенные в рассказе клиента явления жизни в терминах своей науки - психологии семейных отношений, от лица которой он и осуществляет практическую деятельность.

Следующий шаг - оценка значимости проявлений тех или иных факторов. Для этого практик и использует те представления о норме, которые были разработаны ученым-исследователем. Процедура соотнесения нормы с реальным объектом основана, как правило, на использовании тех или иных стандартизированных методик исследования требуемых психологических или педагогических качеств. Для психолога это различные тестовые методики, позволяющие достаточно четко выявить соотношение между показателями реального объекта и требованиями нормы.

Если отклонения значительны и превышают величину допустимых колебаний нормы (а она также указывается исследователем), то практик фиксирует наличие такого рассогласования и предлагает клиенту свои услуги по коррекционному воздействию. Воздействие психолога - это определенные процедуры регуляции психических состояний. Итогом работы практика становится изменение качественных и количественных показателей той трудности, с которой клиент обратился к нему.

Таким образом, логика работы практика - это логика возврата системы к выявленной в науке норме. При этом практик своим применением этой нормы как бы постоянно "испытывает ее на прочность". В итоге накопление им данных может послужить основой для уточнения нормы. Тем самым практик реализует некоторые функции исследователя, но настоящим исследователем он не может себя считать до тех пор, пока не поставит под сомнение исходные теоретические положения, которые описывают норму и все, что с ней связано. Тогда практик становится теоретиком и начинает совмещать практическую работ с научно-исследовательской.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: