Сентиментализм (Карамзин, Радищев)
Часть общеевропейского литературного движения 179-е годы – расцвет. Начало 80-е - конец. 1810-е года.
На смену сентиментализму пришел романтизм. Кумиры 90-х: Жан-Жак Русо, Карамзин. Кумиры 1810-х: Напалеон, Байрон.
Сентиментализм основан на идеях просвещения. 1. Внесословные ценности. 2. Равенство людей. (ОТЛИЧИТЕЛЬНО!) 3. Культ чувства, а не культ разума.
Антоним сентиментализма – жестокосердие. Надо от него уходить.
Тип героя: умеет чувствовать и сочувствовать, переживать и сопереживать. Если каждый станет чувствительным, то в обществе настанет благоденствие и порядок.
«Наталья, боярская дочь»
Царь простил пару (Наталья и Алеша). Раньше за их проступок было сильное наказание, НО Царь способен сопереживать. – сентиментализм.
- Чувства человека находятся под контролем разум. Страсти – не разумные чувства. Они ведут к беде. Только под разумом – хорошие чувства. Чувства можно объяснить. (Пример: «Наталья, боярская дочь»)
- Нет абсолютных злодеев. Любого человека можно изменить. (Пример: «Бедная Лиза»)
Изменились герои, стиль – меняется система жанров.
Из-за сентиментализма начинает развиваться проза.
Выделяется два главных жанра: сентиментальная повесть («Бедная Лиза») и сентиментальные путешествия («Письма русских путешественников», «Путешествие из Петербурга в Москву»).
Радищев – русский сентиментализм. Публицист, философ.
Державин и Фонвизин испытали влияние сентиментализма, но так и не стали сентименталистами.
Фонвизин (В конце «Недоросли» жалко злодейку – намёк на сентиментализм)
Державин (Поэтическое наслаждение «поток слез», у Ломоносова «восторг ума»)
НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ КАРАМЗИН
(1766 – 1826)
Энциклопедист, поэт, публицист, журналист, государственный деятель, критик, историк.
Начал с журнала «Детское чтение для сердца и разума» 1784-1789гг. в Москве. Печатался в здании московского университета. Главный редактор – Новиков.
В 18 лет Карамзин и Петров – редакторы. Там Карамзин печатал свои первые произведения. Типичный путь молодого человека.
Нравственное образование получил в масонской ложе.
В 1789-1790 путешествует в Европе: Франция, Англия, Германия, Швейцария. Был в начале французской революции в Париже.
Решил издавать свой журнал (когда вернулся в Россию). В 1790-х годах. Заручился поддержкой Державина.
1791-1792гг. – издает литературный журнал «Московский журнал».
Цель Карамзина: сердцеведение – познание внутреннего человека. Повлиять на читателя. Трогать сердца и воспитывать вкус.
Именно Карамзин воспитал читателя.
Мгновенно его прославила повесть «Бедная Лиза» в 1791
Повесть строится на противоречии между естественным человеком и человеком цивилизованным. Оба эти человека хорошие, но разные. Естественный – имеет настоящие чувства, не подвержен влиянию названных символов (денег, славы). Цивилизованный – социализирован, зависим от окружающих его благ, общественного мнения и принципов.
Повесть гиперболизирована и насыщена символикой. Всё это подчеркивает разницу между типами людей.
Вопрос повести: Что делать при столкновении таких типов?
Как каждый человек, событие, слово вписаны в большое историческое время и там должны занять своё место, также вписаны и в маленькое, в своё жизненное пространство.
«Наталья, боярская дочь»
Вступление – автор говорит, что будет писать о прошлом. Когда люди были естественны.
- Откуда он узнал историю Натальи?
- Повесть псевдоисторическая. В ней заложен большой идейный смысл.
- Ирония над собой в повести.
«Письма русских путешественников» (1791-1792 – начало)
Издавались в журнале частично. Полностью были опубликованы в н.XIX века.
Личные. Реальные письма. Адресаты – семья Плещеевых.
Первый план – сам путешественник. Пишет не о том что видит, а о том, что чувствует.
Эмоции по поводу политической обстановки и т.д.
(Мысль: Нужно изучать и свою литературу древности)
Написал историю русской и мировой словесности.
Повесть «Остров Борнгольм» - стилизован под отрывок из путешествия. Предромантизм (готический стиль).
Путешественник знакомится с печальным молодым юношей на о.Баргольн. Затем с отцом, который запер свою дочь в башне за ужасный проступок. После путешественник узнает ужасную тайну о девушке (дочери) и печальном юноше. Он плачет. Садится в лодку и уплывает к своему кораблю. (Конец)
Повесть «Марфа-посадница» 1823г.
Художественно-историческая повесть.
Откуда узнал о Марфе-посаднице? (В начале)
Человек, его чувства в истории. «Живые черты в истории» - вошел в литературу историзм.
Карамзин уходит в журнал «Вестник Европы» главным редактором (с 1801г.)
Журнал – толстый (печатаются произведения с продолжениями). Два раздела: политика и литература.
В 1800-е годы пробовал себя в жанре исповедь «Моя исповедь» - от лица противоположного себе человека.
Психологический очерк «Чувствительный и холодный. Два характера» - 1803г. (В 19 веке многие авторы будут обращаться к теме «чувствительного и холодного» - Ленский и Онегин и т.д.)
1802г. – роман «Рыцарь нашего времени» Начальные главы. Романтическая история ровесника. В иронии, в самоиронии.
В 1803 году ушел из литературы и журналистике. Стал работать над «Историей государства Российского» С 1803 по 1826 гг.
В 1825 умирает Александр. Гонения на декабристов. (Возможно) Карамзин не выдержал такого удара судьбы и из-за этого умер.
АЛЕКСАНДР РАДИЩЕВ
(1749 – 1802)
Юрист
Творчество: Внутренний человек в его общественной жизни.
Рос в очень богатой семье. Где хранили предания о предках. Попал в пажеский корпус (дворянская элита). По велению Екатерины отправлен, как один из лучших студентов, в Лейпцигский университет. Там получил образование юриста, изучил медицину, языки, философию и т.д.
«Знания – ничего, если не имеешь убеждений. Убеждения – ничего, если не умеешь их отстаивать»
В 1770-е годы – карьера чиновника в Москве.
Поступил в Петербургскую таможню.
Начал с переводов. (Термин из переводов «Самодержавство» - наипротивнейшее человеческому ястевству состояние). – лейтмотив его жизни.
1782г. – письмо другу, который жил в Тобольске в честь открытие памятника «Медный всадник». Рассуждает о самодержавии. Говорит, что цари могут быть великими. Пользуется языком научного трактата.
Рассуждает от частного к общему.
Считал, что бывают тираны и сатрапы – Народ может их уничтожить (Народ – нация, Простой народ – крестьяне).
Ода «Вольность» - важные моменты в «Путешествии..» - тирана, деспота, сатрапа народ должен и может возвести на пложу.
1780-е годы «Беседа о том, что есть сын отечества»
Кто такой сын отечества. Есть он – свободный человек, истинный человек и сын отечества – одно и тоже.
Истинный человек обладает внутренней свободой.
(Масоны: «внешний человек» уступает место «внутреннему» после очищения и т.д.)
В 1790ш. «Путешествие из Петербурга в Москву»
Екатерина в 1783г. Издает указ: «Любой может иметь в своем доме типографию».
В мае 1790 г. Радищев в собственной типографии издает 650 экземпляров «Путешествий из Петербурга в Москву» и отдает в лавку Зотова. В июней 1790г. Его арестовали. Приговорили к смертной казни.
«Бунтовщик хуже Пугачева» Екатерина. Хуже т.к. он – образован, в отличии от Пугачева. Умнейший человек. Её собственный продукт. Однако, «Путешествия» написаны сложным научным языком. Они не являются массовыми.
Структура: Посвящение, Эпиграф, Вступление (Важная часть. Здесь объясняет зачем он написал книгу).
- Бедствия происходят от человека. От того, что мы не видим, что творится вокруг нас.
- Главы – все почтовые станции. Логика мысли: путешествие мысли.
Как утроено? – Зло – рабство. Рабство – повсюду, т.к. самодержавие.
Глава «Медная» - свободу нужно ждать не от проповедников, а от самой тяжести порабощения.
Вставлена ода «Вольность»
В конце – слово о Ломоносове. Т.к. найдется все же в России ум, способный изменить ситуацию. «Путешествие» не окончено. Путешествие мысли – продолжается.
Но попал под амнистию (т.к. был подписан мир со Швецией). Отправлен в ссылку.
Освободился в 1801г. И стал адвокатом при дворе Александра.
Скончался от яда.