Борьба с инфляцией в России




Социально-экономические последствия инфляции и антиинфляционные меры государства

 

Социально-экономические последствия инфляции

 

В экономической практике субъектам рынка важно не только всесторонне и правильно измерить инфляцию, но и соответственно оценить ее последствия и адаптироваться к ним. С этой точки зрения, прежде всего, имеют значение структурные характеристики динамики цен. При так называемой сбалансированной инфляции цены товаров растут, сохраняя прежние соотношения между собой. Особое значение при этом имеет сбалансированность их общего роста с ценами на рынке труда, в таком случае уровень реальных доходов трудящихся не снижается, хотя накопленные ранее денежные сбережения теряют свою ценность. Несбалансированная же инфляция вызывает перераспределение доходов, структурные изменения в производстве товаров и услуг, поскольку цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Особенно быстро растут цены на повседневные товары неэластичного спроса. Как правило, отстают от других темпы роста цен на рынках труда, что ведет к снижению уровня жизни и росту социальной напряженности.

Ряд экономистов придерживаются той точки зрения, что незначительная по размерам инфляция (скажем, ежегодное повышение цен составляет 3—4%), сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство. При этом расширение производства будет тем значительнее, чем больше имеется неиспользуемых факторов производства. Рост массы обращающихся денег ускоряет платежный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. В свою очередь, рост производства приведет к восстановлению равновесия между товарной и денежной массой при более высоком уровне цен.

Процесс этот противоречив. С одной стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой стороны, рост цен ведет к обесценению неиспользуемого капитала. Выигрывают не все, а прежде всего наиболее сильные фирмы, имеющие современное оборудование, наиболее совершенную организацию производства.

Также от инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен. Взяв в качестве ссуды, к примеру, 1 млн. руб., дебитор должен вернуть через оговоренный срок взятую сумму (с процентами). Но если за это время покупательная способность рубля упадет вдвое, то сумма, которая будет возвращена банку, по своей реальной покупательной способности окажется наполовину меньше по сравнению с взятой в кредит (без учета процентов).

Постоянные доходы

Инфляция наказывает людей, которые получают относительно фиксированные номинальные доходы. Иначе говоря, она перераспределяет доходы, уменьшая их у получателей фиксированных доходов и увеличения их у других групп населения.

Люди, живущие на нефиксированные доходы, могут выиграть от инфляции. Номинальные доходы таких групп населения могут обогнать уровень цен, или стоимость жизни, в результате чего их реальные доходы увеличатся. Рабочие, занятые в развивающихся отраслях промышленности и представленные мощными профсоюзами, могут добиться того, чтобы их номинальная заработная плата шла в ногу с уровнем инфляции или опережала его.

С другой стороны, от инфляции страдают и некоторые наемные рабочие. Те, кто работает в нерентабельных отраслях промышленности и лишены поддержки сильных, боевых профсоюзов, могут оказаться в такой ситуации, когда рост уровня цен обгонит рост их денежных доходов.

Выигрыш от инфляции могут получить управляющие фирм, другие получатели прибылей. Если цены на готовую продукцию будут расти быстрее, чем цены на ресурсы, то денежные поступления фирмы будут расти более быстрыми темпами, чем издержки. Поэтому некоторые доходы в виде прибыли будут обгонять волну инфляции.

Сбережения

Инфляция может нанести сильный урон владельцам сбережений. С ростом цен реальная стоимость, или покупательная способность, сбережений, отложенных на черный день, уменьшится.

Во время инфляции уменьшается реальная стоимость срочных счетов в банке, страховых полисов, ежегодной ренты и других бумажных активов с фиксированной стоимостью, которых когда-то хватало, чтобы справиться с тяжелыми непредвиденными обстоятельствами. Конечно, почти все формы сбережений приносят процент, но, тем не менее, стоимость сбережений будет падать, если уровень инфляции превысит процентную ставку. Например, было вложено 1000 руб. в коммерческий банк или куплена облигация за 1000 руб. при 6%-ной ставке. Но если инфляция достигает 13%, то в конце года стоимость, или покупательная способность, этой тысячи уменьшится до 938, то есть вкладчик получит 1060 руб., но дефлирование этих 1060 руб. с учетом 13%-ной инфляции означает, что реальная стоимость 1060 руб. составляет лишь около 938 (1060 руб. разделить на 1.13).

Кредитные отношения

Инфляция также перераспределяет доходы между дебиторами и кредиторами. В частности, непредвиденная инфляция приносит выгоду дебиторам (получателям ссуды) за счет кредиторов (ссудодателей). Предположим, вы берете в банке 1000 руб., которые должны возвратить через два года. Если бы за этот период общий уровень цен увеличился в 2 раза, то 1000 руб., которые вы должны выплатить, имеем бы половину покупательной способности первоначально взятой вами суммы. Правда, без учета выплаты процентов вы возместите ту же сумму, какую вы взяли в долг. Но вследствие инфляции за одну денежную единицу теперь можно будет купить только половину того, что могли бы купить в то время, когда брали ссуду. Когда цены растут, стоимость денег падает, Таким образом, из-за инфляции получателю ссуды дают “дорогие” деньги, а он возвращает ее “дешевыми“ деньгами.

Последствия ожидаемой инфляции

Последствия инфляции в сфере распределения были бы не такими тяжелыми и даже устранимыми, если бы люди могли предвидеть инфляцию и иметь возможность скорректировать свои номинальные доходы с учетом предстоящих изменений в уровне цен. Если предвидеть наступление инфляции, то можно также внести изменения в распределение доходов между кредитором и дебитором, о которых мы только что говорили. Предположим, что кредитор и получатель ссуды договариваются о том, что 5% являются умеренной процентной ставкой по займу сроком на один год в том случае, если уровень цен останется неизменным. Но вследствие инфляционных процессов как кредитор, так и получатель ссуды полагают, что есть основания ожидать 6%-ного повышения цен в течение будущего года. Если банк дает заемщику ссуду в 100 руб. при 5%-ной ставке, то в конце года он получит 105 руб. Но если инфляция действительно достигнет 6% в течение этого года, то покупательная способность этих 105 руб. упадет примерно до 99 руб.

Фактически получается, что кредитор заплатит получателю ссуды один рубль за то, что последний в течение года пользовался его деньгами. Кредитор может избежать выплаты такой странной субсидии, если повысит процентную ставку в соответствие с предполагаемой уровнем инфляции. Например, назначив ставку в 11%, кредитор в конце года получит 111 руб., которые с учетом 6%-ной инфляции имеют реальную стоимость, или покупательную способность, примерно 105 руб. В этом случае за пользование 100 руб. в течение года происходит приемлемая для обеих сторон передача 5 руб., или 5%, от дебитора кредитору. Уместно отметить, что сберегательные и ссудные учреждения ввели закладные с изменяющейся процентной ставкой, чтобы защитить себя от негативного воздействия инфляции.

Между прочим, эти примеры показывают, что высокие номинальные процентные ставки являются скорее следствием инфляции, а не ее причиной.

Инфляция и налоги

Другой важный элемент издержек от инфляции (в условиях верных ожиданий, но неполной приспособленности институтов) возникает из-за трудностей адаптации налоговой системы к инфляционным процессам. Здесь существуют две крупные проблемы.

Во-первых, с ростом уровня цен доля налоговых выплат в общей величине реальных доходов увеличивается, рождая, таким образом, эффект прогрессивного роста налогов. Если бы налоги находились в постоянной пропорции к номинальным доходам независимо от величины последних, в этом не было бы никакой проблемы, поскольку в таком случае люди выплачивали бы одинаковый, не зависящий от уровня цен процент своих доходов в виде налогов. Но так как норма налогообложения при использовании его прогрессивной формы имеет тенденцию расти вместе с уровнем номинальных доходов, то инфляция, приводя к росту номинальных доходов, тем самым увеличивает и долю налогов в реальных доходах.

Вторая проблема связана с налогообложением капитала. Налогообложение доходов на капитал являлось сложной проблемой и в лучшие времена. При этом основным был вопрос, должны ли прибыли от капитала облагаться налогом как доходы или же по специальной, более низкой ставке. При появлении в экономике инфляции эта проблема ещё более усложняется, так как рост капитала, связанный с приращением рыночной стоимости активов, реагирует на инфляцию более оперативно, чем реальные прибыли. Ни одной стране не удалось добиться существенного успеха в нейтрализации последствий влияния инфляции на налогообложение капитала. Некоторые специалисты в области налогов даже считают, что наибольший ущерб от инфляции заключается именно в том, что она увеличивает фактическое налогообложение капитала.[6]

Негативные последствия инфляционных процессов

Но каковы бы ни были якобы «позитивные» функции инфляции, выходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, она оказывает на ход экономического развития целый комплекс сугубо отрицательных, негативных влияний. Отметим кратко лишь некоторые из них.

-Инфляция сужает возможности накопления. Сбережения в ликвидной форме сокращаются, частично принимают натуральную форму (скупку недвижимости). Соотношение между потребляемой и сберегаемой частями доходов сдвигается в сторону потребления

-Инфляция ослабляет позиции властных структур. Стремление государственных органов получить посредством эмиссии дополнительные средства для решения неотложных задач имеет своим следствием рост недовольства, усиление нажима со стороны различных социальных групп в целях увеличения заработков, получения дополнительных льгот и субсидий. Снижается доверие к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым правительством. Реакция населения на ухудшение условий на потребительском рынке, в производстве принимает нередко довольно острые формы.

Также к негативным последствиям инфляционных процессов относятся:

1.Снижение реальных доходов населения (при неравномерном росте номинальных доходов);

2. Обесценение сбережений населения (повышение процентов на вклады, как правило, не компенсирует падение реальных размеров сбережений);

3.Потеря у производителей заинтересованности в создании вещественных товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров);

4. Усиление диспропорций между производством промышленной и сельскохозяйственной продукции;

5. Ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в силу снижения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие;

6. Ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, чьи доходы формируются за счет госбюджета) [7]

 

 

3.2 Антиинфляционные государственные меры

 

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. В первую очередь экономисты пытаются определить, что лучше — адаптироваться к инфляции или ликвидировать ее путем радикальных мер. В разных странах этот вопрос решается по-разному, с учетом целого комплекса специфических обстоятельств. Например, в США и Англии на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией, тогда как некоторые другие страны разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т.п.).

Если оценить характер антиинфляционной политики, то можно выделить в ней два подхода, один из которых разрабатывают современные кейнсианцы, а другой экономисты неоклассической школы.

В рамках кейнсианского подхода предусматривается активная бюджетная политика — маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

В условиях инфляции, при избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате, за счет сокращения спроса, снижаются темпы инфляции. Но одновременно сокращается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы.

Для расширения спроса, в условиях спада, тоже проводится бюджетная политика. Для стимуляции спроса понижаются налоги, проводятся программы государственных капиталовложений и других расходов. Прежде всего, низкие налоги устанавливаются в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Неоклассицисты же, выдвигают на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Считается, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Такое регулирование проводит Центральный банк, который формально не находится под контролем правительства. Банк воздействует на экономику путем изменения количества денег в обращении и ставок ссудного процента.

В современной рыночной экономике невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей и др.), поэтому ее считают инфляционной. Следовательно, очевидно, что полностью ликвидировать инфляцию, нереально. Именно поэтому многие государства стремятся не допустить разрушительных ее масштабов, сделать умеренной, контролируемой, вместо того, чтобы пытаться устранить ее совсем.

В наше время считается, что целесообразнее всего сочетать долговременную и краткосрочную политики. Вот примерный комплекс мер антиинфляционной политики.

Долговременная политика включает в себя несколько задач:

- Погашение инфляционных ожиданий населения, которые нагнетают текущий спрос. Для этого правительство должно проводить четкую последовательную антиинфляционную политику и завоевать, таким образом, доверие населения. Оно должно содействовать своими мероприятиями (стимулирование производства, антимонопольные меры, либерализация цен и т.п.) эффективному функционированию рынка, что повлияет на изменение потребительской психологии.

Принятие мер по сокращению бюджетного дефицита (так как его финансирование посредством займов у Центрального банка ведет к инфляции) за счет повышения налогов и снижения расходов государства.

– Проведение мероприятий в области денежного обращения, в частности, установление жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы, что позволяет контролировать уровень инфляции.

- Ослабление влияния внешних факторов. В частности, задача состоит в том, чтобы уменьшить инфляционное воздействие на экономику переливов иностранного капитала (при положительном сальдо платежного баланса) в виде краткосрочных кредитов и займов правительства за рубежом для финансирования бюджетного дефицита.

 

Краткосрочная же политика направлена на временное снижение темпов инфляции. Здесь необходимое расширение совокупного предложения без увеличения совокупного спроса достигается предоставлением государством льгот предприятиям, выпускающим дополнительно к основному производству побочные товары и услуги. Государство может приватизировать часть своей собственности и таким образом увеличить поступления в государственный бюджет и облегчить решение проблемы его дефицита, а также понизить инфляционный спрос за счет продажи большого количества акций новых частных предприятий. Содействует росту предложения массированный импорт потребительских товаров.

Определенное воздействие на темпы инфляции оказывает уменьшение текущего спроса при неизменном предложении. Это может быть достигнуто за счет повышения процентных ставок по вкладам, стимулирующим более высокую норму сбережения.[8]

Борьба с инфляцией в России

 

Инфляция в 2009 году в России составила 8,8% (за полный год) в то время как в 2010 году она составила 4,8% (за 7 месяцев, с января по июль включительно), а по прогнозу Минэкономразвития к концу года составит 7,5%

Ниже вы увидите графики роста инфляции в течение 2008 и 2009 года (рис.1) а также за период 2009 и 2010 года. (рис.2)

Если в первой половине 2009 года инфляция стабильно росла, то во второй половине рост почти совсем остановился, в то время как кривая инфляции за 2008 год ушла вверх. Таким образом, уровень инфляции в России заметно снижается

Рис. 1 Сравнительный график инфляции за 2008 и 2009 год

 

 

Рис.2 Сравнительный график инфляции за 2009 и 2010 год

 

[9]

Как видно из последнего графика в этом году уровень инфляции заметно ниже, чем в предыдущем.

Рассмотрим, какие же меры принимаются правительством России в борьбе с инфляцией и насколько они эффективны.

На протяжении последних пяти лет Банк России (ЦБ) вместе с Минфином проводили политику сдерживания цен, основанную на примитивных принципах «стерилизации». Она заключалась в рублевых заимствованиях денежных властей (чтобы сократить «избыточную» ликвидность) и последовательном снижении курса главной валюты международных расчетов — доллара США — на внутреннем рынке (чтобы ЦБ при покупке валюты эмитировал меньше рублей).

Практика доказала, что такие меры не обеспечили ценовой стабильности. Да они и не могли этого сделать. И потому, что имеют естественные рубежи реализации, и потому, что их использование не только бессмысленно в борьбе с инфляцией, но и крайне опасно.

Стало очень неразумным инвестировать в реальное производство. Но деньги, вытесненные из производства, нашли альтернативу — и был отмечен существенный рост цен на недвижимость, закупок предметов роскоши и иных непроизводительных расходов. Одновременно с тем неоднократно объявленная и поэтому чуть ли не гарантированная ЦБ прибыльность горячего капитала здорово исказила мотивы инвестиций в Россию. Очень выгодно стало конвертировать иностранную валюту в рубли и, не рискуя, снимать курсовую пену — пока деньги в России наращивают спекулятивный жирок, цена иностранной валюты падает, и теперь ее можно купить «на выходе» много больше, чем «на входе». Именно поэтому ускоренно развивался сектор финансового посредничества, в котором сегодня максимальные зарплаты, не сопровождаемые, между прочим, товарным наполнением. Одновременно драматическими темпами усиливалась и продолжает усиливаться зависимость банков и других финансовых учреждений от внешних источников.[10]

А функция рубля во многом стала сводиться лишь к обслуживанию операций на фондовых биржах и товарооборота между импортерами, магазинами и потребителями зарубежного товара, вместо того чтобы обеспечивать всю цепочку расчетных взаимоотношений российских заказчиков и подрядчиков. Рубль оказался слабо востребованным реальной экономикой и поэтому избыточным, подверженным инфляции.

Спасение в росте. Между тем эффективная борьба с инфляцией должна вестись исключительно посредством мер, стимулирующих рост экономики. Растущая экономика — это естественный и поэтому единственно надежный инструмент стабилизации цен.

Роль ЦБ. Если дополнительные деньги становятся действительно потребны национальной экономике, то эффективный предприниматель всегда находит возможность взять их в банках своей страны или за рубежом (пусть и по относительно высокой цене), а экспортер — добровольно конвертирует полученную выручку в национальную валюту. И, наоборот — при избытке денег в экономике они активно идут во вклады в банки (понижая стоимость кредитов) или инвестируются за рубеж. Роль эмиссионного центра должна заключаться лишь в удержании ставок процента в заданном коридоре, чтобы не допускать большой амплитуды колебаний кредитного рынка.

Однако для России такая ситуация будет возможна, лишь когда ЦБ прекратит «стерилизовать» ликвидность, а станет для коммерческих банков нетто-кредитором. Тогда он сможет диктовать ценовые условия рынку, а не быть его заложником. Заимствования самого ЦБ тоже будут нужны, но только для изъятия временно избыточной ликвидности, т.е. когда есть уверенность, что, во-первых, ликвидность избыточна и, во-вторых, это избыток временный. Нетто-кредитование со стороны ЦБ будет гарантировать прибыльность его операций на открытом рынке и, значит, иметь антиинфляционный эффект.

Отказ от государственных займов. Госзаймы искусственно завышают ставки в экономике и дестимулируют финансирование реального сектора. Они же требуют процентных выплат в пользу инвесторов. Таким образом, эти заимствования создают двойной инфляционный эффект — препятствуют росту товарного предложения и увеличивают платежеспособный спрос. Полное прекращение госзаймов высвободит ресурсы для роста товарного производства.

Освобождение от налогов. Сегодня развитие бизнеса в России затруднено чрезмерным вмешательством государства в его деятельность, многочисленными проверками и отчетностью. Пожалуй, наибольшие проблемы создает налогообложение.

Стоит освободить для начала хотя бы малый и средний бизнес от всех видов налогов и сборов, кроме тех, что мотивированы услугами со стороны государства (в первую очередь передачей в частную эксплуатацию земли и недр). Такое освобождение не приведет к значимым потерям бюджета, но частично отменит нерыночный принцип взаимоотношений бизнеса и государства, когда государство требует денег от бизнеса, ничего не предоставляя ему взамен. Между тем, сам бизнес продолжит выполнять значимую социальную роль — пополнять прилавки товаром и обеспечивать работой и заработком граждан. Освобождение от налогов даст бизнесу значительную экономию времени и денег, выведет его из тени. В свою очередь это послужит мощным стимулом роста производства и, соответственно, вклада в борьбу с инфляцией.

Надо применить и иные меры экономического свойства, получение видимого антиинфляционного эффекта от которых не потребует длительной подготовки. В частности, ввести близкие к запретительным пошлины на экспорт энергоносителей. Это позволит обеспечить долгосрочную сырьевую безопасность России, пополнить внутренний рынок топливом и ужесточить конкуренцию за потребителя. Что, конечно же, приведет к снижению цен.[11]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время инфляция – один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции – в различных его проявлениях – носит не случайный характер, а весьма устойчивый.

Именно поэтому разработка антиинфляционных программ становиться одной из важнейших задач государства, в котором неистовствует инфляция. Известно, что антиинфляционная стратегия предусматривает целый комплекс долгосрочных мер, но они оказываются не эффективными, если не ведется работа по погашению инфляционных ожиданий. Для того чтобы решить эту проблему, необходимы комплекс мер по укреплению рыночных механизмов и доверие большинства населения правительству.

И, конечно, чтобы сдержать инфляцию, необходимо всемерно сокращать бюджетный дефицит. Это важно потому, что в принципе нет путей ликвидации бюджетного дефицита, не ведущих к усилению инфляции. Решить проблему можно двумя путями – увеличивая налоги или сокращая государственные расходы. Так как возрастание налоговых поступлений даёт лишь кратковременный эффект, а на деле приведёт к подрыву стимулов к труду, сокращению инвестиций, замедлению развития производства и в итоге к сокращению базы налогообложения, то рационально отказаться от этого пути. Следовательно, остаётся второй путь – сокращение расходной части. Но реализовывать этот путь нужно постепенно, предвидя возможные социально-экономические последствия.

Все меры антиинфляционной стратегии будут действенны, если они подкреплены процессом развития и стабилизации производства.

Одновременно со стратегическими мерами необходимо использовать и меры долгосрочного тактического воздействия. Такая тактика даёт результат в том случае, если она увеличивает предложение без изменения спроса, или наоборот, снижает спрос без снижения предложения. Решение первой проблемы связано с усилением товарности рынка; проще говоря, необходимо продавать всё, что можно продать: неиспользуемые факторы производства, недвижимость, незавершённое производство, отходы производственной деятельности, - всё, на что может быть спрос. Рассасывание денежной массы и уменьшение денежного спроса может способствовать разумно организованная приватизация, возможность вкладывать денежные средства в акции предприятий. В конечном итоге создаются условия для поддержания предельно низких темпов инфляции, не влияющих на рыночный механизм и не мешающих нормально развиваться рыночной экономике.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Андрианов В. Инфляция и методы и ее регулирования / Маркетинг. – 2006. - № 3. - С.3-13.

2. Дробышевский С. Возможные меры по снижению инфляции в России и оценка их эффективности / Экономическая политика. - 2008. - №4. - С.73-82.

3. Николаев И. Общество и экономика. - 2008. - №6. - С.98-101

4. Никитин С. Инфляция и антиинфляционная политика: зарубежный и отечественный опыт / Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - №4. - С.16-20.

5. Никитин С. Инфляция и возможности ее преодоления / С. Никитин // Экономист. - 2006. - №8.

6. Осадчая И. Инфляция: суть, причины, формы проявления / Наука и жизнь. - 2008. - №4. - С.14-20.

7. Плышевский Б. Инфляция: причины и механизм / Экономист. - 2008. - №7. - С.25-33.

8. Юдаева К. Инфляция / Экономическая политика. - 2008. – №3. - С.144-157.

9. https://www.vedomosti.ru

10. https://www.finstat.ru

11. https://ru.wikipedia.org/wiki/Гиперинфляция

12. https://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/255.htm

 

 


[1] Осадчая И. Инфляция: суть, причины, формы проявления / Наука и жизнь. - 2008. - №4. - С.14-16.

 

[2] Плышевский Б. Инфляция: причины и механизм / Экономист. - 2008. - №7. - С.25-33.

 

[3] https://ru.wikipedia.org/wiki/Гиперинфляция

[4] Юдаева К. Инфляция / Экономическая политика. - 2008. – №3. - С.144-150.

 

[5] Юдаева К. Инфляция / Экономическая политика. - 2008. – №3. - С.150-157.

 

[6] Осадчая И. Инфляция: суть, причины, формы проявления / Наука и жизнь. - 2008. - №4. - С.17-20.

 

[7] Андрианов В. Инфляция и методы и ее регулирования / Маркетинг. – 2006. - № 3. - С.3-13.

 

[8] Никитин С. Инфляция и антиинфляционная политика: зарубежный и отечественный опыт / Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - №4. - С.16-20.

 

[9] https://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/255.htm

[10] Николаев И. Общество и экономика. - 2008. - №6. - С.98-101

[11] Дробышевский С. Возможные меры по снижению инфляции в России и оценка их эффективности / Экономическая политика. - 2008. - №4. - С.73-82.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: