Иконопись Оружейной палаты частных собраний




Иконописная школа при царской Оружейной палате возникла в России с 1640-х годов. После окончания Смутного времени русская культура в XVII веке задышала свободой и расцвела. Согласуясь с духом времени, изменился и иконописный стиль. В работах изографов Оружейной палаты появляются более насыщенные краски, отчетливо видна живописность манеры исполнения иконы, лики и тело святых приобретают анатомически правильное изображение.

Наследие Оружейной палаты – это не только московские художники, но и провинциальные иконописцы, которые по мастерству ничуть не хуже столичных.

В манере написания икон можно заметить традиции эпохи барокко, ведь искусство было открыто миру, и Оружейная палата не стала исключением, впитав в себя то, что приходило в XVI-XVII веках из Европы.

Шло время, и Оружейная палата была реформирована в иконописный цех в начале 1730-х годов. Но по привычке иконописных мастеров продолжали называть мастерами Оружейной палаты. А «живоподобный» стиль оружейников продолжал жить еще долго, особенно в провинции.

Но помимо иконописной школы, здесь же возникла школа русской гравюры, явившаяся связующим звеном с новой гравюрой следующего столетия.

С середины 17 века здесь были собраны лучшие мастера из различных городов России и из-за рубежа. В Оружейной палате работали оружейники Н. Давыдов и А. Вяткины, В. Титов, Н. Кобелев, ювелиры и серебряники Д. Осипов, Ф. Ивановы, А. Павлов, художники и иконописцы С. Ушаков, И. Салтанов и другие.

Художники 17 века задумывались над переоценкой принципов, которые лежали в основе древнерусской живописи. Важнейший в этом смысле была деятельность царского иконописца Симона Ушакова и его друга Иосифа Владимирова. Они пытались сформулировать и обосновать новые эстетические идеалы в своих литературных сочинениях, представляющих первые на Руси трактаты, посвященные вопросам искусства.

Прежде всего, Симона Ушаков и Иосифа Владимирова интересовал вопрос художественной формы, и они пришли к мысли, что условная форма русской иконописи не в состоянии передать все богатство окружающего мира. Симон Ушаков хотел, чтобы живопись обладала свойством зеркала, и поэтому благосклонно относился к реалистическому творчеству современных ему художников Запада, которые «всякие вещи и бытия в лицах представляют и будто живых изображают».

Он считал необходимым перенести приемы реалистической живопись и в церковное искусство, мотивируя это тем, что люди хотят видеть и бога и святых такими же, как «царские персоны», то есть изображенными правдиво.

Одним из первых русских иконописцев Симон Ушаков стремился ввести в традиционную иконопись приемы светотеневой моделировки с тем, чтобы придать статичным ликам объемность, подчеркнуть в них индивидуальные черты, сделать их максимально «жизнеподобными».

Характерной чертой его творчества был пристальный интерес к изображению человеческого лица. Под его рукой аскетические лица приобретали живые черты. В качестве примера можно привести его икону «Нерукотворный Спас» - одну из влюбленных композиций мастера. Отказываясь от плоскостности старой иконописи, Ушаков не смог преодолеть ее условность. Правда, он пытался сделать форму объемной и тщательно моделировал лицо Христа, но моделировка еще очень приблизительна, за ней не чувствуется знания автономии. В гораздо более яркой и действенной форме желание избавится от канонов иконописи сказывались тогда, когда художники изображали своих современников. Широко известно другое его произведение – «Насаждение древа государства Всероссийского». На фоне Успенского собора помещены фигуры Ивана Калиты и митрополита Петра, поливающих большое древо, на ветвях которого укреплены медальоны с портретами князей и царей. С левой стороны на картине стоит Алексей Михайлович, с правой – его супруга с детьми.

Кисти Ушакова принадлежит также икона «Троица», на которой появляются реалистические детали. Его «Троица» отличается импозантностью, обилием деталей, «живоподобным» письмом ликов и пышно декорированным фоном, где палаты Авраама превращены в классический античный портик, а дуб и гора напоминают идиллический пейзаж.

Из других известных образов Симона Ушакова стоит привести следующие иконы: «Благовещение», «Похвала Владимирской иконе Божией Матери».

Симон Ушаков оказал большое влияние на развитие русской живописи.

Мастера Оружейной палаты в 17 веке применяют золото в таком изобилии, что икона нередко становится в буквальном смысле драгоценным произведением. Но эта изукрашенность и позолота акцентируют внимание зрителя на внешней красоте, великолепии и богатстве, оставляя духовный смысл в забвении. Эстетика барокко, господствующая в русском искусстве начиная с конца 17 века, совершенно меняет понимание символической природы золота. Взаимосвязь слова и образа в конце 17 века окончательно разрушается.

Икона не воспринимается больше как эквивалент слова, а только как его иллюстрация. На полях икон часто можно увидеть тексты, поясняющие изображение, словно иконописец не доверяет образу. В многословии эпоха теряет концентрированность духа, не слышит Слово, в многообразии живописи теряет Образ.

В богородичных иконах все больше начинает сказываться барочная эстетика с ее любовью к изукрашенности, изящной отделке деталей, эмоциональной приподнятости образа. Барокко проникает в Россию в самом конце 17 века и находит здесь весьма благородную почву.

Несмотря на предостережения духовной власти и изъявления негодования со стороны представителей ее, эти вольнодумные произведения церковной кисти мало-помалу переходили к нам на Русь в виде икон, исполненных на фряжский образец, живописных картин и особенно печатных или гравированных листов, которыми во множестве снабжали нас немецкие земли.

К великому соблазну благочестивых людей того времени, они появлялись в открытой продаже и нашли себе значительный спрос. Кроме иконноряда, который представлял собою обширный рынок для сбыта изделий по этой части и находился на нынешней Никольской улице, существовало в Москве и еще нескольких мест, к примеру около Спасских ворот, на мосту, который был перекинут через ров, тянувшийся вдоль кремлевской стены, были также устроены лари и лавочки, где напоказ проходящим выставлялись и, разумеется раскупались те же соблазнительные картины.

Будучи великим ревнителем греческих обрядов и в частности византийских иконописных преданий, святейший патриарх Никон едва ли не первый из духовных властей начал бороться со злом. Через своих людей он всюду, даже из домов самых знатных московских сановников, отбирал иконы нового письма, приказывал выкалывать им глаза и объявлять царский указ, угрожающий строгим наказанием тем, кто впредь осмелится писать подобные иконы.

Возмущенный новшествами и желая во что бы то ни стало изъять их из иконографии, он решился даже в 1654 г. всенародно, в присутствии царя и антиохийского патриарха Макария, предать анафеме в неделю православия всех, кто впредь будет писать или держать у себя в доме франкские иконы.

Один из ведущих иконописцев Оружейных палаты Иосиф Владимиров, объясняя странную иконоборческую выходку патриарха, находит ей оправдание, считая, что Никон таким образом боролся с плохо написанными иконами. Сам Иосиф, как художник-профессионал, очень ревностно относился к качеству иконописания. Он-то, напротив, считал, что все зло происходит не от иностранцев, а от своих неграмотных «богомазов», которые распространяют в народе иконы «числом по более, ценой подешевле».

Для Владимирова ничего не значит ни древность иконы, ни ее чтимость, если она написана плохо.

Действительно, из сакрального образа икона в 17 веке превращается в предмет купли-продажи, из мира богословов икона переходит в мир торгово-ремесленнических отношений. Иосиф выступает за качество икон против их количества, считая, что лучше один образ Спаса иметь, чем много плохих икон, ибо лучше не иметь икон вовсе, советует мастер, чем молится перед плохой.

По всей видимости, проблема качества иконописи стояла остро не только в Москве. Например, вологодский епископ Маркелл запретил мастерам в своей епархии писать иконы под страхом отлучения от Церкви. Он назначил старост, надзирающих за иконописцами, а тех в свою очередь заставил подписывать свои произведения, чтобы каждый лично отвечал за качество собственной работы.

Иконописные мастерские при Оружейной палате были организованы по принципу западноевропейской цеховой структуры: все иконники были разделены на разряды, в соответствии с которыми они получали заказы и жалование.

Царским указом в 1668 году мастерам сел Мстеры и Холуя было запрещено писать иконы по причине их плохого качества. Таким образом, во второй половине 17 века иконописание становится делом государственных интересов, но уходит из-под контроля Церкви.

Иконописцы Оружейной палаты в начале 17 века еще сохраняли свое влияние на мастеров иконописи, ориентированных на Москву. Они продолжали создавать свои утончённые образы, следуя компромиссной стилистике Симона Ушакова. В 1701 г. Кирилл Уланов создал монументальную икону «Богоматери Владимирской», в которой он достигает выразительности при исключительной сдержанности изобразительных средств.

Распространение интереса к античности, к внешней мудрости заражает церковное сознание, искажает его. Это выражается в смешении естественного разума философов с разумом Отцов Церкви, в аргументации об искусстве, а также и в собственно богословской области.

Тем не менее, иконопись 17 века в своей массе не только держится еще на достаточно высоком духовном и художественном уровне, о чем свидетельствуют дошедшие до нас памятники, но и является наиболее здоровым элементом в богослужебной жизни русской Церкви.

Общий упадок духовной жизни в Православии привел к тому, что перед натиском западных исповеданий оно оказалось безоружным. Ни перед Западом в его внутренней борьбе, ни свей собственной жизни, перед стоявшими в ней проблемами Православие не смогло раскрыть своего жизненного и творческого значения.

Если Церковь сохранила свою независимость от римокатоличества и протестантства, то православное богословие и православное искусство эту независимость потеряли.

При этом в искусстве зависимость выразилась в форме более сильной и более затяжной, а потому и более чреватой последствиями. Такое положение надолго привьет православному искусству своеобразный комплекс приниженности по отношению к искусству западному, надолго оторвет его от своего живого творческого наследия.

Новое направление в искусстве изменяет понимание образа, изменяет его содержание, отрывает православный образ от его прямого и непосредственного назначения, оно, естественно, изменяет и самосознание художника.

В православном церковном искусстве человек – главная и единственная тема. Ни одно искусство не уделяет ему столько внимания, не ставит его на такую высоту, на какую ставит его икона. Все изображаемое на иконе соотносится с человеком – пейзаж, животные, растения. В иерархии бытия он занимает главенствующее положение: он – центр мироздания, и окружающий его мир передается в том состоянии, какое сообщается ему святостью человека. Теперь же его художник нового направления видит свою задачу в том, чтобы изобразить святого так же, как и не святого.

Наступает период уже сознательного разрыва с принципом, установленным Седьмым Вселенским Собором, согласно которому живописцу принадлежит лишь художественная сторона дела, и переход к принципу, по которому икона – плод воображения художника, за который он и несет авторскую ответственность.

Целостный соборный опыт Церкви распадается на индивидуальные восприятия художников. Другими словами, открывается путь к пониманию авторства в современном его смысле, то есть к тому принципу, к которому позже новое направление приведет церковное искусство, то направление, которое станет выразительным официальной церковной жизни. И искусство это останется чуждым народу до тех пор, пока, как мы увидим дальше, правящие верхи, государственные и церковные, не станут вводить его административными мерами.


Заключение

Подводя итог работы, хочется в первую очередь отметить, что Оружейная палата – это величайший музей мира. Самыми ценными экспонатами за всю его историю были: военные трофеи, парадная одежда царей и одежда представителей русской православной церкви, золотые и серебряные изделия, гребень и футляр (17 век), Потир (был поминальным вкладом Ирины Годуновой в Архангельский собор – некрополь русских князей и царей), трон царя Бориса Годунова, доспех рыцарский турнирный, двойной кубок (подаренный царю Алексею Михайловичу), седло (подарено царю Федору Иоанновичу иранским шахом Аббасом I в 1590 г.), панагия (изображался эмалевый портрет Петра I, помещенный на оборотной стороне панагии с изображением распятия, выполнен замечательным портретистом Григорием Муссикийским по живописному оригиналу художника Неллера), ковш царя Михаила Федоровича (1624 г.), блюдо царицы Мари Темрюковны (блюдо было подарено свадебным подарком царя Ивана Грозного молодой жене, черкесской княжне), кафтан и камзол парадные, ендова (выполнена по заказу боярина Василия Стрешнева), табакерка (выполнена одним из лучших мастеров эпохи классицизма Жоржем Адором), летняя коляска «гондола» (принадлежала карета Екатерине II – это один из лучших экипажей в собрании Оружейной палаты), ковчег-складень с иконой «Богоматерь Умиление» (принадлежал складень думному дьяку Посольского приказа Ивану Грязневу).

Одна из самых уникальных экспонатов – является не только шапка Мономаха, украшенная соболиным мехом и драгоценными камнями, знаменитый двойной трон, созданный специально для коронации двух братьев: 15 летнего Ивана V и 10 летнего Петра I, трон Ивана Грозного запоминается изображениями различной тематики, макет рыцаря на лошади полностью закованного в броню.

Уникальным образцом русского оружейного и ювелирного искусства также является парадный шлем, выполненный знаменитым кремлевским златокузнецом, оружейником Никитой Давыдовым для царя Михаила Романова. Стальная поверхность шлема украшена тончайшим золотым узором, в котором традиционный русский орнамент удачно сочетается с арабской вязью. Сверкающие самоцветы, алмазы, эмалевые украшения дополняют декоративное оформление шлема.

Но помимо уникальных и ценных уже представленных выше экспонатов Оружейной палаты есть еще и другие.

Одним из которых славится изящной отделкой парадное оружие, выполненное в центральной мастерской Московского Кремля – Оружейной палате. Пистолеты сделаны известным русским мастером Первушей Исаевым.

В собрании Оружейной палаты имеются три сервиза, выполненные мастерами знаменитой Северской мануфактуры. Сервизы были подарены Александру I Наполеоном в память о заключении Тильзитского мира.

Но, пожалуй, самым ценным экспонатом Оружейной палаты – является музей, который находится в здание Оружейной палаты и хранит в себе экспонаты Алмазного фонда, которые были перевезены из Петербурга во время Первой мировой войны.

Среди самых известных экспонатов – императорские символы власти, главные из которых Корона, Держава и скипетр. Корона Екатерины II, изготовленная в 1762 году для ее коронации, является символом всей коллекции музея. Она украшена 5000 бриллиантами и 75 жемчужинами. На ее вершине – темно-красная шпинель (398, 72 карата). Длина нижней окружности короны – 64 см. Высота с крестом – 27.5 см.

Золотая Держава – гладкий полированный шар, внутри полный, обвитый бриллиантовой гирляндой. В месте соединения поясков – индийский алмаз в 42,92 карата. Венчает Державу сапфир цейлонского происхождения в 200 карат. Весит Держава – 861 грамм, высота с крестом – 24 см.

Скипетр (жезл, символ власти) со знаменитым алмазом «Орлов» был подарен фаворитом Екатерине II графом Орловым на ее именины вместо обыкновенного букета цветов. Эти три реликвии – Алмаз «Орлов» в скипетре, синий в державе и алая шпинель в короне символизирует цвета Российского флага – белый, синий, красный.

Среди других экспонатов – изготовленный для корсажа платья Елизаветы Петровны в 1760 году «Большой букет» из бриллиантов и изумрудов, всемирно известный камень Алмаз «Шах» - один из самых старых индийских алмазов (на нем сохранились исторические надписи), орден Святого апостола Андрея Первозванного, брошь с черным бриллиантом и диадема «Русская красавица», изготовленная из платины и украшенная 1000 бриллиантами и 25 жемчужинами.

Но помимо известных и уникальных экспонатов Оружейной палаты, самым ценным является то, что именно Оружейная палата для мастеров царской иконописи при Оружейной палате – стало одним из самых ярких и интересных явлений в истории русского искусства. Которое формировалось на переходном этапе русской культуры от Средневековья к Новому времени и пришлось на время правления Алексея Михайловича и его сына Петра Алексеевича. И заканчивается оно в елизаветинское время.

Ведь именно с Оружейной палатой мы связываем прежде всего рождение нового иконописного стиля, который соответствовал своему времени. А именно его создателем выступил Симон Ушаков. К искусству Оружейной палаты на протяжение долгого времени относились пренебрежительно и даже несправедливо. Но в последнее время произошла его переоценка, которая нам открылась его ценностью и самобытностью.

То, что это высокое искусство, теперь уже никто не отрицал. Поэтому сегодня Оружейная палата – это одна из самых востребованных тем собирательства среди коллекционеров икон.

Обобщая выбранные проблемы, хочется остановить свой взгляд на том, как Симон Ушаков возрождал утраченный стиль иконописи.

«Симон Ушаков очень любил давать новую стилистическую редакцию старым, древним иконографиям. Мы знаем, что он неоднократно писал «Богоматерь Владимирскую», писал «Богоматерь Смоленскую», «Казанскую», многие другие иконы, в том числе повторял и рублевскую «Троицу» - но естественно в той манере, которую он сам и разработал.

В 12 веке святитель Василий Рязанский был изгнан из города Мурома, когда пытался христианизировать его жителей. Но они по несправедливому обвинению вынудили его покинуть город. Святой уплыл по реке в город Рязань, держа в руках икону Богоматери. Симон Ушаков увидев эту икону, не смог не заинтересоваться.

И конечно Симон Ушаков не упустил случая изобразить древний образ в живоподобном стиле.

Ушаков понимал живоподобный стиль как тот, который был изначально, еще в византийской традиции, но вскоре был утрачен. И недаром этот стиль впоследствии называли «греческое письмо».

Симон Ушаков представлял себе, что иконный образ к концу, ко второй половине 17 века, уже утратил свои первоначальные качества, и писать иконы нужно уже не так. Он предложил этот вариант стиля, который очень понравился при дворе и который завоевал популярность в русском обществе.

В этом стиле впоследствии работали все мастера Оружейной палаты».

 

 


 

Список литературы

1. 200 лет Музеям Московского Кремля, Алексей Левыкин. [Электронный ресурс] // iTeam: URL: https://www.tg-m.ru/articles/2-2006-11/200-let-muzeyam-moskovskogo-kremlya (дата обращения: 18.10.2019)

2. 10 уникальный фактов об «Оружейной палате». [Электронный ресурс] // iTeam: URL:https://moscow.zagranitsa.com/article/4274/oruzheinaia-palata-10-faktov-ob-unikalnoi-sokrovishchnitse-moskvy (дата обращения: 18.10.2019)

3. Мастера Оружейной палаты 17 века. [Электронный ресурс] // iTeam: URL: https://acathist.ru/en/novosti/item/139-mastera-oruzhejnoj-palaty-v-xvii-veke ((дата обращения: 18.10.2019)

4. Иконопись Оружейной палаты из частных собраний. [Электронный ресурс] // iTeam: URL: https://kulturomania.ru/articles/item/ikonopis-oruzheynoy-palaty-iz-chastnykh-sobraniy-v-muzee-rublyeva/ (дата обращения: 18.10.2019)

5. Иконопись Оружейной палаты из частных собраний. Часть 1. [Электронный ресурс] // iTeam: URL: https://tv-soyuz.ru/peredachi/hraniteli-pamyati-vystavka-ikonopis-oruzheynoy-palaty-iz-chastnyh-sobraniy (дата обращения: 18.10.2019)

6. Экспонаты Оружейной палаты [Электронный ресурс] // iTeam: URL: https://www.msk-guide.ru/almazniy_fond.htm (дата обращения: 18.10.2019)

7. Наталья Вьюева «ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: