Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание 1.1.3.




 

В один день Лиза должна была идти в Москву, затем чтобы купить розовой воды, которою мать её лечила глаза свои. На одной из больших улиц встретилась ей великолепная карета, и в сей карете увидела она – Эраста. «Ах!» – закричала Лиза и бросилась к нему, но карета проехала мимо и поворотила на двор. Эраст вышел и хотел уже идти на крыльцо огромного дому, как вдруг почувствовал себя – в Лизиных объятиях. Он побледнел – потом, не отвечая ни слова на её восклицания, взял её за руку, привёл в свой кабинет, запер дверь и сказал ей: «Лиза! Обстоятельства переменились; я помолвил жениться; ты должна оставить меня в покое и для собственного своего спокойствия забыть меня. Я любил тебя и теперь люблю, то есть желаю тебе всякого добра. Вот сто рублей – возьми их, – он положил ей деньги в карман, – позволь мне поцеловать тебя в последний раз – и поди домой». – Прежде нежели Лиза могла опомниться, он вывел её из кабинета и сказал слуге: «Проводи эту девушку со двора».

(Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»)

 

 

****

 

 

Ч а ц к и й

…Наш ментор, помните колпак его, халат,

Перст указательный, все признаки ученья

Как наши робкие тревожили умы,

Как с ранних пор привыкли верить мы,

Что нам без немцев нет спасенья!

А Гильоме, француз, подбитый ветерком?

Он не женат ещё?

 

С о ф и я

На ком?

 

Ч а ц к и й

Хоть на какой-нибудь княгине

Пульхерии Андревне, например?

 

С о ф и я

Танцмейстер! можно ли!

 

Ч а ц к и й

Что ж, он и кавалер.

От нас потребуют с именьем быть и в чине,

А Гильоме!..– Здесь нынче тон каков

На съездах, на больших, по праздникам приходским?

Господствует ещё смешенье языков:

Французского с нижегородским?

 

С о ф и я

Смесь языков?

 

Ч а ц к и й

Да, двух, без этого нельзя ж.

 

С о ф и я

Но мудрено из них один скроить, как ваш.

 

Ч а ц к и й

По крайней мере не надутый.

Вот новости! – я пользуюсь минутой,

Свиданьем с вами оживлён,

И говорлив; а разве нет времён,

Что я Молчалина глупее? Где он, кстати?

Ещё ли не сломил безмолвия печати?

Бывало, песенок где новеньких тетрадь

Увидит, пристаёт: пожалуйте списать.

А впрочем, он дойдёт до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных.

 

С о ф и я

Не человек, змея!

(Громко и принужденно.)

Хочу у вас спросить:

Случалось ли, чтоб вы смеясь? или в печали?

Ошибкою? добро о ком-нибудь сказали?

Хоть не теперь, а в детстве, может быть.

 

Ч а ц к и й

Когда всё мягко так? и нежно, и незрело?

На что же так давно? вот доброе вам дело:

Звонками только что гремя

И день и ночь по снеговой пустыне,

Спешу к вам, голову сломя.

И как вас нахожу? в каком-то строгом чине!

Вот полчаса холодности терплю!

Лицо святейшей богомолки!.. –

И всё-таки я вас без памяти люблю.

(Минутное молчание.)

Послушайте, ужли слова мои все колки?

И клонятся к чьему-нибудь вреду?

Но если так: ум с сердцем не в ладу.

Я в чудаках иному чуду

Раз посмеюсь, потом забуду.

Велите ж мне в огонь: пойду как на обед.

 

С о ф и я

Да, хорошо – сгорите, если ж нет?

(А.С. Грибоедов. «Горе от ума»)

 

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание 1.2.3.

 

 

  ВОЛНЫИ ЛЮДИ Волны катя́тся одна за другою С плеском и шумом глухим, Люди проходят ничтожной толпою Также один за другим.   Волнам их неволя и холод дороже Знойных полудня лучей; Люди хотят иметь души… и что же? – Души в них волн холодней!

(М.Ю. Лермонтов, 1830–1831)

 

****

 

 

  БУРЯ Ты видел деву на скале В одежде белой над волнами, Когда, бушуя в бурной мгле, Играло море с берегами, Когда луч молний озарял Её всечасно блеском алым И ветер бился и летал С её летучим покрывалом? Прекрасно море в бурной мгле И небо в блесках без лазури; Но верь мне: дева на скале Прекрасней волн, небес и бури.

(А. С. Пушкин, 1825)

4. Выберите толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (2.1–2.4). В блан­ке от­ве­тов ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние в объёме не менее 200 слов (если объём со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 баллов).

 

Опирайтесь на ав­тор­скую по­зи­цию (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке учи­ты­вай­те ав­тор­ский замысел), фор­му­ли­руй­те свою точку зрения. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои тезисы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее двух стихотворений). Ис­поль­зуй­те теоретико-литературные по­ня­тия для ана­ли­за произведения. Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию сочинения. Со­чи­не­ние пи­ши­те чётко и разборчиво, со­блю­дая нормы речи.

 

2.1 В чём за­клю­ча­ет­ся смысл эпи­гра­фа к ко­ме­дии Н.В. Го­го­ля «Ревизор»?

 

2.2 Какие «чувства добрые» нашли во­пло­ще­ние в ли­ри­ке А.С. Пушкина? (На при­ме­ре не менее двух сти­хо­тво­ре­ний поэта.)

 

2.3 По­че­му свои сказ­ки М. Е. Салтыков-Щедрин ад­ре­со­вал «детям из­ряд­но­го возраста»? (На при­ме­ре не менее одной сказ­ки по вы­бо­ру экзаменуемого.)

 

2.4 Как во­ен­ная тема рас­кры­ва­ет­ся в одном из про­из­ве­де­ний рус­ской ли­те­ра­ту­ры XX века? (По вы­бо­ру учащегося.)

 

Пояснение.

1.1.2 Какую роль в приведённом фрагменте играют детали, упоминаемые городничим?

 

Художественная деталь – важное средство выразительности. Порой с помощью детали автору удаётся сказать больше, чем несколькими страницами текста. В приведённом отрывке с помощью деталей составляется кар-тинка уездного города. Так мы узнаём, что больные походят в больницах на кузнецов, а в суде разводят «домашних гусей с маленькими гусёнками». Не давая оценки происходящему, Гоголь оставляет право за читателями прочесть меж строк и сделать выводы.

 

1.2.2 Какую роль в приведённом стихотворении играют эпитеты?

 

Эпитеты – образные определения, они придают тексту выразительность, образность, яркость. Эпитетов в стихотворении Пушкина много. Эпитет «опальный» (находящийся в немилости властей) перекликается по смыслу со словом изгнанник. Сыновним чувством проникнуты строки о няне. Сколько боли в словах «уже старушки нет»! Эпитеты помогают поэту нарисовать образ няни, сказать о своих чувствах к ней. Поэт никогда не услышит «шагов её тяжёлых...», не забудет «кропотливого» дозора. Эпитеты используются и в описаниях природы: «златые» нивы и др.

Ваша

 

Пояснение.

1.1.3. В обоих отрывках показаны двойственные ситуации. Как Эраст не рад встрече с Лизой, потому что изменились жизненные обстоятельства и чувства, так и Софья видит в Чацком остроту, злобность, потому что она влюблена теперь в Молчалина, а объяснения с Чацким для неё в тягость.

 

1.2.3. В обоих стихотворениях показана морская стихия: море «катит» волны в лермонтовском стихотворении, море бушует, играет в пушкинском. Вроде бы сходные природные явления нарисованы, однако изображены они по-разному. Лирического героя Лермонтова стихия не воодушевляет, он не видит в ней прелести, потому что волны напоминают ему «ничтожную толпу людей». Лирический герой Пушкина видит красоту морского пейзажа и хотя на фоне волн прекрасней для него всё же дева, он восхищён красотой бури как символа обновления:

Прекрасно море в бурной мгле

И небо в блесках без лазури...

 


Пояснение.

Комментарии к сочинениям

 

2.1 В чём заключается смысл эпиграфа к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?

 

Эпиграф «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» был поставлен Гоголем ко второй редакции комедии «Ревизор». Народная пословица явилась своеобразным ответом автора комедии на негодование чиновной публики в связи с постановкой этой пьесы на сценах петербургского Александринского театра и московского Малого театра в 1836 году. Автора комедии упрекали в искажении действительности, в желании опорочить русскую жизнь.

Актер Щепкин, игравший городничего в постановке Малого театра, писал, что публика на представлении была «высшего типа» и многим комедия была «не по вкусу». Как можно было ее лучше принять, «когда половина публики была берущей, а половина дающей»?

Комедия Гоголя стала как бы зеркалом, в котором отразились картины взяточничества, казнокрадства, злоупотреблений, характерные для русской жизни николаевской России. Гоголь ответил своим эпиграфом тем, кто упрекал его в клевете на русскую действительность и покушение на честь и достоинство чиновничества. С эпиграфом перекликаются и слова городничего в последнем монологе (действие пятое), обращенные в зал, к сидящей публике: «Чему смеетесь? — Над собою смеетесь!..»

 

2.2 Какие «чувства добрые» нашли воплощение в лирике А.С. Пушкина? (На примере не менее двух стихотворений поэта.)

 

Лирический герой Пушкина сложен и многогранен, его образ - это духовно богатая, патриотичная и свободолюбивая личность, протестующая против деспотизма и тирании, верящая в торжество справедливости, готовая бороться и отстаивать свои убеждения. Вместе с тем герою Пушкина не чуждо чувство прекрасного: дружба, любовь, рассуждения о смысле жизни, близость к природе. Лирический герой поэта - это совокупность положительных качеств самого Пушкина. Его лирика - это отражение его собственных чувств и переживаний. С помощью героев своих произведений Пушкин раскрывает читателю частичку своей души, его призывы и при-знания всегда искренны.

 

2.3 Почему свои сказки М. Е. Салтыков-Щедрин адресовал «детям изрядного возраста»? (На примере не менее одной сказки по выбору экзаменуемого.)

В сказках Салтыкова-Щедрина подняты недетские проблемы. Они требуют вдумчивого прочтения. Сказки создавались в эпоху реакции (1881 г. – убийство царя Александра II). Форма сказки избрана потому, что просто-му читателю этот жанр наиболее понятен и близок. Это были сказки для детей от 7 до 70 лет, сказки «для детей изрядного возраста». Дети – это взрослые, нуждающиеся в поучении. В сказке можно было в завуалированной форме обратить внимание на самые злободневные вопросы обще-ственной жизни, встать на защиту народных интересов. Сказки Салтыкова-Щедрина называют также «малой энциклопедией сатиры», а самого Сал-тыкова-Щедрина – «прокурором русской действительности». Так, в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» громадный мужик, мастер на все руки, перед протестом которого, если бы он был на это способен, не устояли бы генералы, безропотно подчиняется тунеядцам. Сам же веревку свил, чтоб генералы держали его ночью на привязи. Да еще благодарен, что генералы «мужицким его трудом не гнушаются». Трудно представить более рельефное изображение силы и слабости рус-ского народа в эпоху самодержавия. Сказка остается злободневной и сейчас.

 

2.4 Как военная тема раскрывается в одном из произведений русской литературы XX века? (По выбору учащегося.)

 

Тема может быть раскрыта на примере произведений о Великой Отече-ственной войне: «Судьба человека» М. Шолохова, «А зори здесь тихие…» Б. Васильева и др. Борис Васильев сам воевал, защищая родину в годы Великой Отечественной Войны. Он был свидетелем всех её ужасов, и смог правдоподобно и детально воссоздать страшные моменты того времени в своих книгах. Одна из них – это гениальное произведение «А зори здесь тихие…». В повести рассказывается о подвиге советских женщин в годы войны. У каждой из девушек – героинь повести «А зори здесь тихие…» — своя довоенная судьба, свои радости и трагедии. И хоть «война – не женское дело», они отважно сражаются за Родину во имя будущего. Все девушки трагически погибают от рук вероломных захватчиков – фашистов. Борис Васильев в своей повести создал образ настоящих героев того страшного и жестокого времени.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: