351. Приведите уравнения реакции, с помощью которых можно различить глюкозу и сахарозу.
352. Напишите уравнение реакции молочнокислого брожения глюкозы.
353. На основе электронных представлений о химических связях поясните процесс образования циклических форм глюкозы (пиранозных и функциональных) из альдегидной.
354. Приведите структурную формулу мальтозы, представляющей собой дисахарид, образованный двумя остатками a-глюкозы, связанными между собой 1,4-гликозидной связью.
355. Напишите уравнения реакции в соответствии со схемой:
целлюлоза ® глюкоза ® пентаацетат глюкозы
356. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения:
СО2 ® крахмал ® глюкоза ® этанол ® бромэтан
357. Составьте уравнения реакции с участием глюкозы:
а) окисление аммиачным раствором оксида серебра;
б) этерификация с уксусной кислотой.
358. Напишите уравнения следующих реакций с участием целлюлозы:
а) гидролиза; | б) этерификации с избытком уксусной кислоты; |
в) этерификации с избытком азотной кислоты. |
Почему целлюлоза не вступает в реакцию "серебряного зеркала"?
359. Напишите структурные формулы:
1) альдегидной и циклических форм глюкозы; | 2) нескольких фрагментов цепи крахмала; |
3) нескольких ферментов цепи целлюлозы. |
360. Напишите уравнения реакций:
а) фотосинтеза крахмала; | в) молочнокислого брожения глюкозы; |
б) спиртового брожения глюкозы | г) восстановления глюкозы до сорбита; |
д) образования сахаридов меди. |
361. В чём сходство и различие в строении крахмала и целлюлозы? Почему из крахмала нельзя получить волокна? Напишите структурную формулу амилозы, состоящей из остатков a-глюкозы.
|
362. Чем объяснить высокую прочность целлюлозы и её нерастворимость в воде? Напишите уравнения реакций, характеризующие свойства целлюлозы.
363. Напишите уравнения реакций, подтверждающие биологическое значение крахмала и сущность его превращения в организме человека.
364. В чём отличие в строении восстанавливающих и не восстанавливающих дисахаридов?
365. Какие невосстанавливающие дисахариды не вступают в реакцию «серебряного зеркала» даже после полного гидролиза.
366. При брожении глюкозы получен этанол массой 110,4 г, выход которого составил 85 %. Вычислите массу глюкозы, которая подверглась гидролизу.
367. Рассчитайте массу целлюлозы, которая потребуется для получения тринитроцеллюлозы массой 891 г с выходом 75 %.
368. Рассчитайте массу кукурузных зерен, которых надо взять для получения спирта массой 145 кг (массовая доля этанола 96 %), если выход спирта составляет 75 %. Массовая доля крахмала в кукурузных зернах составляет
70 %.
369. Из крахмала массой 16,2 г получена глюкоза, выход который составляет 75 %. К глюкозе добавлен избыток аммиачного раствора оксида серебра. Рассчитайте массу серебра, образовавшегося при этом.
370. Определите массу крахмала, которые надо подвергнуть гидролизу, чтобы из полученной глюкозы при молочнокислом брожении образовалось молочная кислота массой 216 г. Массовая доля выхода продукта гидролиза крахмала равна 85 %, продукта брожения глюкозы – 70 %.
371. Рассчитайте массу триацетата целлюлозы, который можно получить из древесных отходов массой 2,5 т (массовая доля выхода равна 80 %). Массовая доля целлюлозы в древесине равна 50 %.
|
372. Массовая доля целлюлозы в древесине равна 50 %. Определите массу спирта, который может быть получен при брожении глюкозы, образовавшейся при гидролизе древесных опилок массой 810 кг. Учтите, что спирт выделяется из реакционной смеси в виде раствора с массовой долей 15 %. Выход этанола из-за производственных потерь составляет 70 %.
373. На смесь глицерина, фенола и глюкозы массой 36,6 г подействовали гидроксидом меди (II), при этом образовался осадок синего цвета массой 38 г. При взаимодействии этой смеси с оксидом серебра получился осадок серебра массой 21,6 г. Определите массовую долю смеси.
374. Глюкоза массой 320 г была подвергнута спиртовому брожению с выходом продукта 75 %. Образовавшийся спирт количественно окислили в кислоту. Определите объём раствора гидроксида натрия с массовой долей 0,20 и плотностью 1,225 г/мл, необходимого для нейтрализации полученной кислоты.
375. Массовая доля целлюлозы в древесине равна 50 %. Какая масса раствора спирта, содержащего 10 % воды, может быть получена при гидролизе 100 кг древесных опилок и брожения полученной глюкозы, если выход этанола в процессе брожения равен 75 %.
376. Массовая доля крахмала в картофеле равна 18 %. Определите массу крахмала, который можно получить из 60 кг картофеля, если выход продукта реакции равен 70 %.
377. Сколько литров воздуха (при нормальных условиях) потребуется для того, чтобы получить массу СО2, достаточного для образования в процессе фотосинтеза глюкозы массой 9 г, если молекулы СО2 составляют 0,03 % всех молекул воздуха?
378. При действии азотной кислоты на целлюлозу получено производное, в котором массовая доля азота равна 11,1 %. Какое производное целлюлозы получено? Составьте уравнение реакции его получения.
|
379. Вычислите объем раствора азотной кислоты, (массовая доля HNO3
80 %, плотность 1,46 г/мл), который надо взять для получения тринитроцеллюлозы массой 297 г.
380. Массовая доля крахмала в кукурузных зёрнах равна 70 %. Определите массу кукурузных зёрен, которую нужно взять для получения 100 кг этанола с массовой долей спирта 96 %, если выход спирта из крахмала равен 75 %.
381. Из 200 кг древесных опилок, массовая доля целлюлозы в которых равна 60 %, было получено 72 кг глюкозы в результате гидролиза. Каков ее выход от теоретически возможного?
382. Какую массу целлюлозы за сутки подвергли гидролизу, если при этом на гидролизном заводе из древесных опилок получили 150 т 96 % -ного гидролизного этилового спирта?
383. Сколько целлюлозы и азотной кислоты (в кг) нужно для производства 8 т тринитроцеллюлозы, если выход ее составляет 88 % от теоретически возможного?
384. Каков выход этилового спирта в процентах от теоретически возможного, если из 5 т картофеля, содержащего 0,2 % крахмала, было получено 450 л 95 %-ного этилового спирта с плотностью 0,8 кг/л?
385. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
а) крахмал → мальтоза → глюкоза → этиловый спирт → уксусноэтиловый эфир → ацетат натрия;
б) углекислый газ → крахмал → глюкоза → этиловый спирт → уксусный альдегид → уксусная кислота → триацетилцеллюлоза.
Литература
1. Кухарева Т.С., Мишина В.Ю., Ванюгина Т.В., Мосюров С.Е. Задачник по органической химии. Учебное пособие в 2 ч.− М.: МГПУ, 2011.
2. Буянов В.Н., Манаков И.В., Тарщиц Д.Л. Органическая химия. Задания для подготовки к контрольным работам. Учебное пособие.– М.: РХТУ им.
Д.И.Менделеева, 2009.
3. Карпов С.С., Нуриев Н., Теренин В.П., Зайцева Г.С. Задачи по общему курсу органической химии с решениями для бакалавров. Учебное пособие.–
М.: БИНОМ, 2015.
4.Иванов В.Г., Гева О.Н., Гаверова Ю.Г. Сборник задач и упражнений по органической химии. Учебное пособие. – М.: Академия, 2013.
5. Резников В.А. Сборник задач и упражнений по органической химии. Учебно-методическое пособие.– М.: Лань, 2014.
6. Вшивков А.А., Пестов А.В. Органическая химия. Задачи и упражнения.− Екатеринбург: Изд − во Уральского университета, 2015.