Прочитайте приведённые ниже фрагменты произведений и выполните задание 1.1.3.




Вариант № 55739

1.

1.1.1. Какой предстаёт Бэла в приведённом фрагменте?

 

1.2.1. В чём поэт видит сход­ство двух «стихий»: гор и моря?

 

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1.—1.1.2.

 

Вот, однако же, смотрю, он <Печорин> стал снова задумываться, ходит по комнате, загнув руки назад; потом раз, не сказав никому, отправился стрелять, — целое утро пропадал; раз и другой, всё чаще и чаще... «Нехорошо, — подумал я, верно между ними чёрная кошка проскочила!»

Одно утро захожу к ним — как теперь перед глазами: Бэла сидела на кровати в чёрном шёлковом бешмете, бледненькая, такая печальная, что я испугался.

— А где Печорин? — спросил я.

— На охоте.

— Сегодня ушёл? — Она молчала, как будто ей трудно было выговорить.

— Нет, ещё вчера, — наконец сказала она, тяжело вздохнув.

— Уж не случилось ли с ним чего?

— Я вчера целый день думала, — отвечала она сквозь слёзы, — придумывала разные несчастья <…> А нынче мне уж кажется, что он меня не любит.

— Право, милая, ты хуже ничего не могла придумать! — Она заплакала, потом с гордостью подняла голову, отёрла слезы и продолжала:

— Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его — я княжеская дочь!..

Я стал ее уговаривать.

— Послушай, Бэла, ведь нельзя же ему век сидеть здесь, как пришитому к твоей юбке: он человек молодой, любит погоняться за дичью, — походит, да и придёт; а если ты будешь грустить, то скорей ему наскучишь.

— Правда, правда! — отвечала она, — я буду весела. — И с хохотом схватила свой бубен, начала петь, плясать и прыгать около меня; только и это не было продолжительно; она опять упала на постель и закрыла лицо руками.

Что было с нею мне делать? Я, знаете, никогда с женщинами не обращался: думал, думал, чем её утешить, и ничего не придумал; несколько времени мы оба молчали... Пренеприятное положение-с!

Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдём прогуляться на вал? Погода славная!» Это было в сентябре; и точно, день был чудесный, светлый и не жаркий; все горы видны были как на блюдечке. Мы пошли, походили по крепостному валу взад и вперед, молча; наконец она села на дёрн, и я сел возле неё. Ну, право, вспомнить смешно: я бегал за нею, точно какая-нибудь нянька.

 

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

 

 

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 1.2.1.−1.2.2.

 

  Гимн морю и горам Заказана погода нам Удачею самой, Довольно футов нам под киль обещано, И небо поделилось с океаном синевой — Две синевы у горизонта скрещены.   Не правда ли, морской хмельной невиданный простор Сродни горам в безумье, буйстве, кротости: Седые гривы волн чисты, как снег на пиках гор, И впадины меж ними — словно пропасти!   Служение стихиям не терпит суеты. К двум полюсам ведёт меридиан. Благословенны вечные хребты! Благословен Великий океан!   Нам сам Великий Случай — брат, Везение — сестра, Хотя — на всякий случай — мы встревожены. На суше пожелали нам ни пуха ни пера, Созвездья к нам прекрасно расположены.   Мы все вперёдсмотрящие, все начали с азов, И если у кого-то невезение — Меняем курс, идём на SOS, как там, в горах, на зов, На помощь, прерывая восхождение.   Служение стихиям не терпит суеты. К двум полюсам ведёт меридиан. Благословенны вечные хребты! Благословен Великий океан!   Потери посчитаем мы, когда пройдёт гроза, Не сединой, а солью убелённые, Скупая океанская огромная слеза Умоет наши лица просветлённые...   Взята вершина — клотики вонзились в небеса! С небес на землю — только на мгновение: Едва закончив рейс, мы поднимаем паруса — И снова начинаем восхождение.   Служение стихиям не терпит суеты. К двум полюсам ведёт меридиан. Благословенны вечные хребты! Благословен Великий океан!

В. С. Высоцкий, 1976

 

Пояснение.

1.1.1. Черкешенка Бэла - натура гордая, независимая, неординарная. Именно поэтому она, собственно, и привлекла внимание Печорина. Именно такой мы видим ее и в приведенном отрывке. Она искренне любит Григория Александровича, потому искренне переживает его холодность, хотя старается не подавать виду. Она понимает, что Печорин разлюбил ее, поэтому готова на отчаянный поступок, гордость не позволяет ей унижаться. Живя одной любовью, Бэла выглядит перед лицом смерти гордой женщиной, полной человеческого достоинства.

 

1.2.1. Горы и море - две стихии, служение которым «не терпит суеты». Влюбленные в горы не могут без них, как не могут без моря его почитатели: взятие вершины сродни покорению океана. И горы, и море могут быть одинаково непредсказуемы и опасны. И остается надеяться, что будет покровительствовать «Нам сам Великий Случай — брат, Везение — сестра». Лирический герой стихотворения - романтик, вот почему он в опасности видит свою судьбу, испытать которую можно и на море, и в горах:

Не правда ли, морской хмельной невиданный простор

Сродни горам в безумье, буйстве, кротости:

Седые гривы волн чисты, как снег на пиках гор,

И впадины меж ними — словно пропасти!

2.

1.1.2. Какую роль в дан­ном фраг­мен­те иг­ра­ет пей­заж­ная за­ри­сов­ка («Это было в сентябре…»)?

 

1.2.2. Ка­ко­ва роль эпи­те­тов в приведённом стихотворении?

 

Пояснение.

1.1.2. На фоне прекрасного осеннего дня разворачивающаяся личная драма Бэлы выглядит еще более трагичной. Жизнь Бэлы можно сравнить с осенним днем. Погода еще чудесная, день «славный», горы красивы, но все равно это осень, после которой наступит зима, это последние радостные деньки. Так и в жизни Бэлы трагедия приближается, и хотя еще не разразилась драма, но ее предвестники уже рядом, следуют по пятам, и она неизбежна.

 

1.2.2. Эпитет - образное определение, является в тексте изобразительно-выразительным средством. В стихотворении В. Высоцкого эпитеты помогают создать неповторимый образ гор, моря, передать настроение лирического героя, его отношение к «двум стихиям». Эпитеты: «скупая слеза», «вечные хребты», «хмельной простор» и другие служат именно этим целям.

3.

1.1.3. Во фрагменте описывается расставание главных героев повести. В чём эта сцена отличается от сцены прощания Андрея Соколова с семьёй в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» (см. ниже)?

 

1.2.3. Что общего и что различного в стихотворении А. А. Фета «Вечер» и в приведённом ниже одноимённом стихотворении И. А. Бунина?

 

Прочитайте приведённые ниже фрагменты произведений и выполните задание 1.1.3.

 

Эраст хотел проститься и с Лизиною матерью, которая не могла от слёз удержаться, слыша, что ласковый, пригожий барин её должен ехать на войну. Он принудил её взять у него несколько денег, сказав: «Я не хочу, чтобы Лиза в моё отсутствие продавала работу свою, которая, по уговору, принадлежит мне». Старушка осыпала его благословениями. «Дай Господи, — говорила она, — чтобы ты к нам благополучно возвратился и чтобы я тебя ещё раз увидела в здешней жизни! Авось-либо моя Лиза к тому времени найдёт себе жениха по мыслям. Как бы я благодарила Бога, если б ты приехал к нашей свадьбе! Когда же у Лизы будут дети, знай, барин, что ты должен крестить их! Ах! Мне бы очень хотелось дожить до этого!» Лиза стояла подле матери и не смела взглянуть на неё. Читатель легко может вообразить себе, что она чувствовала в сию минуту.

Но что же чувствовала она тогда, когда Эраст, обняв её в последний раз, в последний раз прижав к своему сердцу, сказал: «Прости, Лиза!..» Какая трогательная картина! Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятиях свою бедную, томную, горестную подругу, которая, прощаясь с ним, прощалась с душою своею. Вся натура пребывала в молчании.

Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил её — она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся — далее — далее — и, наконец, скрылся — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти.

 

Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»

 

*************************

А тут вот она, война. На второй день повестка из военкомата, а на третий — пожалуйте в эшелон. Провожали меня все четверо моих: Ирина, Анатолий и дочери — Настенька и Олюшка. Все ребята держались молодцом. Ну, у дочерей — не без того, посверкивали слезинки. Анатолий только плечами передёргивал, как от холода, ему к тому времени уже семнадцатый год шёл, Ирина моя... Такой я её за все семнадцать лет нашей совместной жизни ни разу не видал. Ночью у меня на плече и на груди рубаха от её слёз не просыхала, и утром такая же история... Пришли на вокзал, а я на неё от жалости глядеть не могу: губы от слёз распухли, волосы из-под платка выбились, и глаза мутные, несмысленные, как у тронутого умом человека. Командиры объявляют посадку, а она упала мне на грудь, руки на моей шее сцепила и вся дрожит, будто подрубленное дерево... И детишки её уговаривают, и я, — ничего не помогает!

Другие женщины с мужьями, с сыновьями разговаривают, а моя прижалась ко мне, как лист к ветке, и только вся дрожит, а слова вымолвить не может. Я и говорю ей: «Возьми же себя в руки, милая моя Иринка! Скажи мне хоть слово на прощанье». Она и говорит, и за каждым словом всхлипывает: «Родненький мой... Андрюша... не увидимся мы с тобой... больше... на этом... свете...»

Тут у самого от жалости к ней сердце на части разрывается, а тут она с такими словами. Должна бы понимать, что мне тоже нелегко с ними расставаться, не к тёще на блины собрался. Зло меня тут взяло! Силой я разнял её руки и легонько толкнул в плечи. Толкнул вроде легонько, а сила-то у меня была дурачья; она попятилась, шага три ступнула назад и опять ко мне идёт мелкими шажками, руки протягивает, а я кричу ей: «Да разве же так прощаются? Что ты меня раньше времени заживо хоронишь?!» Ну, опять обнял её, вижу, что она не в себе...

 

М. А. Шолохов «Судьба человека»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: