Общая характеристика и классификация информационных систем




 

Имеется несколько определений понятия «Информационная система».

 

Так по законодательству РФ «Информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Информационные системы предназначены для хранения, обработки, поиска, распространения, передачи и предоставления информации».


 

С другой стороны, информационная система - в модели OSI - совокупность, состоящая из одного либо нескольких компьютеров, соответствующих средств программирования, операторов, физических процессов, средств телекоммуникаций и других компонентов, образующих автономное целое, способное осуществлять обработку данных или передачу данных.


 

Архитектура информационной системы - концепция, определяющая модель, структуру, выполняемые функции и взаимосвязь компонентов информационной системы.

 

Целью создания ИС является:

повышение оперативности, достоверности, полноты получаемой информации;

повышение производительности труда, сокращение сроков, уменьшение стоимости и трудоемкости информационных процессов.


 

ИС характеризуются множеством существенных признаков, в соответствии с которыми их можно классифицировать:

 

Тип хранимых данных;

Степень автоматизации информационных процессов в системе;

Характер обработки данных;

Назначение ИС.


По типу хранимых данных различают фактографические и документальные ИС.

 

Фактографические ИС предназначены для хранения и обработки структурированных данных в виде чисел, текстов и графических элементов.

 

Документальные системы предназначены для накопления, хранения и и поиска неструктурированных документов, состоящих из наименований, описаний, рефератов и текстов. Основной функцией этих систем является поиск документов по так называемым дескрипторам или ключевым словам, отражающих основное содержание документов.


 

По степени автоматизации информационных процессов в системе различают ручные, автоматизированные и автоматические системы.

 

В первых все операции выполняются человеком вручную и в данном пособии рассматриваться не будут

 

Автоматизированные системы характеризуются участием человека в процессе обработки информации и являются основными в данном пособии.

 

Автоматические системы функционируют без участия человека.


 

В зависимости от характера обработки данных различают информационно-поисковые и информационно-решающие ИС.

 

Первые выполняют ввод, хранение и выдачу информации по запросу пользователя практически без ее преобразования. Это все библиотечные системы, ИС, применяемые для бронирования и продажи билетов на транспорте и т.д.

 

В информационно-решающих ИС, помимо указанных функций, реализованы алгоритмы обработки информации, и, в зависимости от характера использования выходной информации, могут быть управляющие и советующие.


 

В управляющих ИС выходные данные могут непосредственно управлять производственными процессами, например, в АСУТП непрерывными производствами, а могут использоваться человеком для принятия решений. В таких системах, как правило, обрабатываются большие объемы информации, выполняется значительное количество задач. Это характерно для систем управления с детерминированными процессами, систем бухучета и т.д.

 

В советующих ИС выходные данные используются специалистами для принятия решений. Следует отметить, что существует множество систем с промежуточными требованиями, например, АСУП дискретного типа

В зависимости от сферы применения различают следующие классы ИС:

 

1. ИС организационного назначения – для автоматизации функций управленческого персонала промышленных и непромышленных предприятий различных отраслей.

Основные функции данных систем:

перспективное и оперативное планирование; контроль, учет, анализ и регулирование;

автоматизированные системы технологической подготовки дискретного производства;

бухучет, управление снабжением, сбытом и т.д.


 

2. ИС управления технологическими процессами (ТП) служат для автоматизации функций производственного персонала по управлению и контролю непрерывными производственными процессами и операциями.

 

Как правило, в таких ИС обычно имеются развитые средства сбора информации о состоянии технологических процессов: давления, температуры и т.д.

Алгоритмы управления разработаны на основе математических моделей управления этими процессами, в частности, это относится, прежде всего, к непрерывным производствам в химической, нефтехимической и других отраслях.


3. ИС автоматизированного проектирования, иначе называемых системами автоматизированного проектирования (САПР), предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, инженеров-конструкторов, архитекторов, дизайнеров при разработке объектов строительства, новой техники, технологии и т.д.

 

Основные функции этих систем:

Разработка технологических, функциональных, принципиальных и иных схем;

Выбор оборудования, приборов и материалов;

Выполнение сложных инженерных расчетов;

Формирование графической документации (чертежей, схем, планов и т.д.);

Разработка проектной документации.

САПР - наиболее сложные ИС, в которых информационное обеспечение, являющееся составной частью, зачастую имеет более сложную структуру, нежели ИС организационного типа.


 

4. Интегрированные или корпоративные ИС – системы, автоматизирующие большую часть функций предприятия, как функции управления, так и функции проектирования.

Такие системы построены по модульному принципу и работают на едином информационном пространстве.

В качестве примера на рисунке показана функциональная структура КИС проектной организации.


 


 

 


 


Целью разработки САПР является:

 

повышение качества и технико - экономического уровня проектируемых объектов, в том числе при их создании и применении;

 

повышение производительности труда, сокращение сроков, уменьшение стоимости и трудоемкости проектирования. dnMenu(0,1);


Состав комплексной САПР

 

Составными структурными частями САПР являются подсистемы,

обладающие всеми свойствами систем и создаваемых как самостоятельные системы.

По назначению подсистемы САПР разделяются на два вида:

проектирующие и обслуживающие.


 

К проектирующим относятся подсистемы, выполняющие проектные процедуры и операции, например:

 

подсистема проектирования механических конструкций;

 

подсистема проектирования систем вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха;

 

подсистема проектирования печатных плат устройств РЭА и т.д.


 

К обслуживающим относят подсистемы, предназначенные для поддержания работоспособности проектирующих подсистем, например:

 

подсистема графического отображения объектов проектирования;

 

подсистема информационного поиска и т.д.


 

В зависимости от отношения к объекту проектирования различают два вида проектирующих подсистем:

 

объектно - ориентированные или объектные;

 

объектно - независимые или инвариантные.


 

К объектным подсистемам относятся подсистемы, выполняющих одну или несколько проектных процедур или операций, непосредственно зависимых от конкретного объекта проектирования, например:

 

подсистема проектирования электродвигателей постоянного тока.


 

К инвариантным подсистемам относят подсистемы, выполняющие унифицированные проектные процедуры и операции, например:

 

подсистема прочностных расчетов, использующая метод конечных элементов может использоваться при проектировании конструктивных частей зданий и сооружений, станков, корпусов судов и т.д.


 

Подсистема состоит из компонентов САПР, объединенных общей для данной подсистемы целевой функцией и обеспечивающих функционирование этой системы.

 

Компоненты представляют собой элементы обеспечения, выполняющие определенные функции в подсистеме:

 

методическое обеспечение - документы, в которых отражены состав, правила отбора и эксплуатации средств автоматизированного проектирования;

 

лингвистическое обеспечение - языки проектирования и терминология;

 

математическое обеспечение - математические модели, вычислительные методы, алгоритмы;

 

программное обеспечение - документы с текстами программ, программы на машинных носителях и эксплуатационная документация;


техническое обеспечение - устройства вычислительной техники, средства передачи и приема данных, оргтехника и т.д.;

 

информационное обеспечение - документы, содержащие описания стандартных проектных процедур, типовых проектных решений, типовых элементов, комплектующих изделий, материалов и другие данные, а также файлы, блоки и базы данных на машинных носителях с записью указанных документов;

 

организационное обеспечение - схемы технологических процессов, положения, инструкции, приказы, штатные расписания и другие документы, регламентирующие организационную структуру подразделений и их взаимодействие с комплексом средств автоматизации проектирования.


Для достижения целей САПР необходимо:

 

совершенствование проектирования на основе применения математических методов и СВТ;

 

использование методов оптимизации и многовариантного проектирования, применение эффективных, адекватно отражающих основные особенности математических моделей проектируемых объектов;

 

унификация и стандартизация методов и объектов проектирования;

 

создание единых баз данных, содержащих систематизированные сведения о всех характеристиках, необходимых для автоматизированного проектирования объектов;


автоматизация процесса поиска, обработки и выдачи информации (т.е. цели обычной ИС);

 

повышение качества оформления проектной документации;

 

повышение доли творческого труда разработчиков за счет автоматизации рутинного;

 

подготовка и переподготовка специалистов;

 

 

взаимодействие с автоматизированными системами различного уровня и функционального назначения.


Жизненный цикл ИС

 


 

ИС создаются, как правило, в несколько стадий и этапов, выделяемых как части процесса создания по соображениям рационального планирования и организации работ, количества участников, организаций и т. д.

 

В общем виде, при создании сложных по каким-либо факторам, или трудоемких ИС, различается несколько стадий, в которой выделяется ряд этапов:


 

1. Формирование требований к системе включает:

 

обследование объекта автоматизированного управления или проектирования и обоснование необходимости создания АС;

 

формирование требований пользователя к системе;

 

оформление отчета о выполненной работе и заявки на разработку АС или тактико-технического задания.


 

2. Разработка концепций АС:

 

изучение объекта;

 

разработка вариантов концепций АС и выбор вариантов, удовлетворяющих требования пользователя;

 

оформление отчета о выполненной работе.


 

3. Техническое задание:

 

разработка и утверждение ТЗ.

 

4. Эскизный проект (основные технические решения):

 

разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям;

 

разработка документации по системе и ее частям.


 

5. Технический проект:

 

разработка технических решений по системе и ее частям;

 

разработка документации по системе и ее частям;

 

разработка и оформление документации на поставку изделий для комплектации системы и/или технических требований (ТЗ) на их разработку;

 

разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации.


 

6. Рабочая документация:

 

разработка документации на систему и ее части;

 

разработка и адаптация программ.


 

7. Ввод в действие:

 

подготовка объекта автоматизации к вводу системы в действие;

 

подготовка персонала;

 

комплектация системы поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно - техническими комплексами, информационным обеспечением и т.д.);

 

строительно - монтажные работы;

 

пуско - наладочные работы;

 

проведение предварительных испытаний;

 

проведение опытной эксплуатации;

 

проведение приемочных испытаний.


8. Сопровождение системы:

 

выполнение работ по гарантии;

 

послегарантийное обслуживание.


 

Стадии и этапы работ устанавливаются и согласовываются в договорах и ТЗ заказчиками и исполнителями.

 

Допускается отдельные стадии и этапы исключать или объединять, например, для несложных систем работы выполнять в одну стадию - техно - рабочий проект.

 

Целесообразно максимально распараллеливать работы для сокращения сроков разработки за счет привлечения других организаций - разработчиков, однако при этом следует иметь в виду увеличение связей между ними и усложнение управления процессом разработки.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: