Министерство здравоохранения РФ
Российский государственный
Медицинский университет
УТВЕРЖДАЮ | |
Декан педиатрического факультета _________ / проф., Г.Н.БУСЛАЕВА | |
«_30_ » мая 2011__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ХИРУРГИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА №1
наименование учебной дисциплины
Специальность: ХИРУРГИЯ
Форма обучения: очная
(очная, очно-заочная (вечерняя), заочная)
Продолжительность обучения 6 лет
(нормативный срок обучения)
Коллектив кафедры
№ п/п | Фамилия, Имя, Отчество | Занимаемая должность | Ученая степень | Ученое звание | Стаж работы | |
1. | Затевахин И.И. | Зав.кафедрой | АКАДЕМИК РАМН | Профессор | ||
2. | Цициашвили М.Ш. | Профессор | Д.М.Н. | Профессор | ||
3. | Шиповский В.Н. | Профессор | Д.М.Н. | Профессор | ||
4. | Золкин В.Н. | Профессор | Д.М.Н. | Профессор | ||
5. | Матюшкин А.В. | Профессор | Д.М.Н. | Профессор | ||
6. | Лещева Г.К. | Доцент | К.М.Н. | Доцент | ||
7. | Алтунин А.И. | Доцент (0,5 ставки) | К.М.Н. | Доцент | ||
8. | Магомедова Э.Г. | Доцент | К.М.Н. | Доцент | ||
9. | Монахов Д.В. | Доцент | К.М.Н. | Доцент | ||
10. | Давыдов А.А. | Ассистент | К.М.Н. | Не имеет | ||
11. | Дзарасова Г.Б. | Ассистент | К.М.Н. | Не имеет | ||
12. | Барзаева М.А. | Ассистент (0, 5 ставки) | - | Не имеет | ||
13. | Лобачев А.А. | Ассистент (0,5 ставки) | - | Не имеет | ||
14. | Мустафин А.Х. | Ассистент (0,5 ставки) | - | Не имеет | ||
15. | Максимов Н.В. | Ассистент (0,25 ставки) | - | Не имеет | ||
16. | Тищенко И.С. | Ассистент (0,25 ставки) | К.М.Н. | Не имеет |
зав.кафедрой академик РАМН Затевахин И.И.
д.м.н. профессор
15.05.2011
Фак- уль- тет | Темы | Кол-во часов | Форма контроля | Кол-во часов на тему | ||
Самостоятельно | Лек- ции | Клиниче-ские занятия | ||||
4 и 5 курс Днев-ное отде-ление педиа-трич-еского факультета | 1.острый аппендицит, дифф. диагностика и осложнения острого аппендицита. 2.Брюшные грыжи. Осложнения, клиника, диагностика, дифф. диагностика. 3.ЖКБ. Холецистит. Механическая желтуха, клиника, дифф. Диагностика, лечение. 4.Острый панкреатит. 5.Осложнения язвенной болезни желудка и 12 п.к. 6.Кишечная непроходимость 7.Рак желудка 8.Опухоль ободочной кишки 9.Опухоли молочной железы 10.Заболевания щитовидной железы 11.Острая, хроническая венозная и артериальная патология 12. Перитонит. | ИГАК 10 сем |
ВСЕГО 237 ЧАСОВ
I. ЦЕЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Подготовить профессионально грамм
1.2. отного участкового врача-
педиатра, который в различных конкретных ситуациях,
особенно в острых, экстремальных ситуациях способен
оперативно решать вопросы диагностики, у больных с
различными хирургическими заболеваниями.
1.3. Основные знания, приобретаемые студентами на кафедре
хирургии.
Студент должен знать клинику течения и симптоматику хирургических заболеваний, предусмотренных типовой программой.
Студент должен знать варианты клинического течения их, а также критерии диагностики и дифференциальной диагностики, тактику на доклиническом этапе.
Студент должен знать различные методы лечения этих заболевания, особенности послеоперационного ведения хирургических больных в условиях поликлиники.
1.3. Студент должен уметь, зная симптоматику и клинику течения,
поставить диагноз заболевания.
Студент должен уметь, зная варианты клинического течения заболевания, провести дифференциальную диагностику и поставить развернутый клинический диагноз.
Студент должен уметь назначать план обследования больного.
Студент должен уметь оценить тяжесть и прогноз заболевания й выбрать рациональный способ его лечения.
П. ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Перечень тем, их содержание | ||
1. | 1.1.Лекция "Острый аппендицит", клиника, диагностика и лечение 1.2. Лекция "Дифференциальная диагностика и осложнения острого аппендицита". 1.3. Практические занятия: клиника, диагностика и дифференциальная диагностика острого аппендицита, лечение. 1.4. Практические занятия: осложнения острого аппендицита, клиника, диагностика. | 1.5 1.5 |
11.1.Лекция "Брюшные грыжи", клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение и осложнения брюшных грыж. 11.2.Практические занятия: брюшные грыжи, их осложнения, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика осложнений. | ||
III. | III.I. Лекция "Желчнокаменная болезнь и холецистит", клиника, диагностика, дифференциальная диагностика и лечение. Ш.2. Лекция "Острый холецистит и его осложнения", клиника, диагностика, дифференциальная диагностика и лечение. Ш.З. Практические занятия: диагностика, дифференциальная диагностика желчнокаменной болезни и холецистита, принципы лечения. III.4. Практические занятия: механические желтухи, клиника, дифференциальная диагностика, лечение. |
IV. | IV. Лекция "Острый панкреатит", клиника, диагностика, дифференциальная диагностика и лечение. .2. Практическое занятие: клиника, диагностика, дифференциальная диагностика различных форм острого панкреатита, принципы консервативного и оперативного лечения. | |
V. | .V 1Лекция "Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки": клиника, диагностика и хирургическое лечение осложнения язвенной болезни, прободная язва, стеноз. V.2. Практическое занятие: прободная язва желудка, клинические аспекты диагностики, виды консервативного и оперативного лечения. Стеноз привратника клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, инструментальные и лабораторные методы исследования. Виды оперативных пособий. | 1.5 8 |
VI. | VI.1. Лекция "Осложнения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, кровотечения, малигнизация, пенетрация". VI.2. Практическое занятие: гастродуоденальные кровотечения, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Показания к консервативному и оперативному лечению. Пенетрирующие и малигнизированные язвы желудка. Клиника, дифференциальная диагностика. Инструментальные и лабораторные методы исследования. Особенности оперативного лечения. | 1.5 |
VII. | VII.1. Лекция "Кишечная непроходимость", клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. VII.2. Практическое занятие: "Клиника и |
дифференциальная диагностика различных видов кишечной непроходимости, хирургическая тактика. Значение предоперационной подготовки и послеоперационного лечения. | ||
VIII. | VIII.I. Лекция "Рак желудка", клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, радикальные и паллиативные операции, показания. VIII.2. Практическое занятие: рак желудка, клиника, дифференциальная диагностика, хирургическая тактика, предоперационная подготовка и послеоперационное ведение больных. Инструментальные и лабораторные обследования. | |
IX. | IX.I. Лекция "Опухоли ободочной кишки", клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. IX.2. Практическое занятие: клиника, дифференциальная диагностика, хирургическая тактика, лечение, виды операций. | 2 4 |
X. | Х.1. Лекция "Опухоли молочной железы", диагностика, дифференциальная диагностика. Х.2. Практическое занятие: опухоль молочной железы, клиника, дифференциальная диагностика, тактика лечения. | 2 4 |
XI. | XI.I. Лекция "Заболевание щитовидной железы", клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. XI.2. Практическое занятие: тиреотоксический зоб, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Показания к консервативному и оперативному лечению. | 2 4 |
XII. | ХИЛ. Лекция "Острые венозные окклюзии", клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. XII.2. Практическое занятие: острые венозные окклюзии, дифференциальная диагностика. Консервативное и | 1 4 |
оперативное лечение. | ||
XIII. | ХШ.1. Лекция "Хронические венозные окклюзии". XIII.2. Практическое занятие: хронические венозные окклюзии, клиника, дифференциальная диагностика. Тактика лечения. Консервативное и оперативное лечение. | |
XIV. | XIV.1 Лекция "Острые артериальные окклюзии", клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. XIV.2. Практическое занятие: острые артериальные окклюзии, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. | 1 4 |
XV. | XV.1. Лекция "Хронические артериальные окклюзии". ХУЛ. Практическое занятие: хронические артериальные окклюзии, клиника, дифференциальная диагностика. | 1 4 |
XVI. | XVI.1. Лекция "Перитонит". Этиология, патогенез, классификация, клиника, диагностика, лечение в зависимости от распространенности процесса. Возможные исходы. Практические занятия |
III.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
№ | Объем | Наименование и краткое | Цель |
в часах | содержаниетемы | ||
1. | Курация больных, дежурства и | Выработать у студента | |
консультативный прием. | профессиональные | ||
Каждый студент получает больного для | навыки умения | ||
курации, у которого он подробно выясняет | устанавливать контакт с | ||
жалобы, историю настоящего заболевания, | больным, самостоятельно | ||
историю жизни, а также проводит объективное | выявлять симптомы | ||
обследование. После этого студент высказывает | заболевания на основании | ||
преподавателю свое мнение по | комплекса симптомов | ||
предварительному диагнозу, плану | уметь обосновывать | ||
обследования и лечения больного. Затем он | диагноз и проводить | ||
знакомиться с исследованиями, проведенными в | дифференциальную | ||
клинике, проводит дифференциальный диагноз | диагностик, а также | ||
и обосновывает окончательный диагноз. К | назначать план | ||
концу цикла подает на данного больного | обследования и лечения | ||
историю болезни. Кроме того, каждый студент | больного. Выработать | ||
получает 3-4 больных для микрокурации. | навыки быстрой | ||
Каждый студент за время прохождения цикла 2 | ориентации при острых | ||
раза дежурит по экстренной хирургии и | хирургических | ||
принимает активное участие в дежурной | заболеваниях. | ||
бригаде хирургов. Совместно со старшим | |||
хирургом осматривает больных в приемном | |||
покое, участвует в вечернем обходе и | |||
экстренных операциях. Предусмотрено участие | |||
студентов в консультативном приеме больных в | |||
КДЦ больницы совместно с преподавателями и | |||
врачами-консультантами. |
2. | Клиника, диагностика, дифференциальная | Научить студентов | |
диагностика и лечение острого аппендицита. | клинической диагностике | ||
Студент изучает клиническую классификацию, | и дифференциальной | ||
клинику, дифференциальную диагностику | диагностике различных | ||
различных форм острого аппендицита. | форм острого | ||
Особенности клиники острого аппендицита, | аппендицита, как при | ||
обусловленные необычным положением | обычном, так и | ||
отростка, а также особенности клиники острого | необычном расположении | ||
аппендицита у детей, стариков и беременных. | отростка, а также клинику | ||
острого аппендицита в | |||
различных возрастных | |||
группах у беременных. | |||
Выработать у студентов | |||
четкий алгоритм действий | |||
при подозрении на острый | |||
аппендицит в | |||
поликлинике. Научить | |||
особенностям | |||
послеоперационного | |||
ведения больных в | |||
амбулаторно - | |||
поликлинической сети. | |||
3. | Осложнения острого аппендицита, их клиника. | Научить студента | |
диагностика, дифференциальная диагностика. | правильно и в срок | ||
лечение. | диагносцировать наиболее | ||
Студент изучает возможные осложнения | типичные осложнения | ||
аппендицита до и после операции, их | острого аппендицита до и | ||
диагностику и дифференциальную диагностику, | после операции, научить | ||
лечение. Изучает клинику аппендикулярных | проводить | ||
инфильтратов и их абсцессов: | дифференциальную |
поддиафрагмального, подпеченочного пространства; межкишечного абсцесса; инфильтрата и абсцесса дугласова пространства. Учиться проводить дифференциальную диагностику между аппендикулярным инфильтратом и опухолью слепой кишки; между нарушенной внематочной беременностью и острым аппендицитом; между почечной коликой и острым аппендицитом ретроцекального расположения; между острым холециститом и острым аппендицитом при подпеченочном расположении отростка. | диагностику осложнений и определять хирургическую тактику при их лечении. По окончании отработки занятия студент должен уметь проводить дифференциальную диагностику острого аппендицита с целым рядом заболеваний, схожих по клинической картине. | ||
4. | Клиника, диагностика, дифференциальная | Научить студентов клинике, диагностике и дифференциальной диагностике различных видов грыж. После изучения темы студент должен уметь наметить план лечения и определить вид оперативного пособия. Знать тактику ведения таких больных в условиях поликлиники. | |
диагностика брюшных грыж. Способы лечения. | |||
Понятие о грыжах живота. Причины и механизмы образования грыж. Особенности лечения грыж у детей. Клиника, дифференциальная диагностика различных видов грыж, показания и противопоказания к операции, виды оперативного пособия. Скользящая паховая грыжа, особенности оперативного лечения. | |||
5. | Брюшные грыжи, их осложнения, диагностика и | Научить студентов четко диагносцировать различные виды осложненных грыж, | |
дифференциальная диагностика осложнений. | |||
Различные виды осложнений брюшных грыж: невправляемость, ущемление, воспаление. |
Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика осложнений, лечение. Механизмы и виды ущемления грыж. Понятие о каловом и эластическом ущемлении. Признаки нежизнеспособности кишки. Этапы операции при ущемленной грыже.
Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика желчнокаменной болезни и холецистита. Принципы лечения. Понятие о желчнокаменной болезни. Клиническая классификация. Клиника и дифференциальная диагностика различных форм острого холецистита. Деструктивный холецистит. Клиника, дифференциальная диагностика, показания и противопоказания к тому или иному виду оперативного вмешательства. Особенности клиники и хирургической тактики при остром холецистите у больных пожилых возраста. Рентгеноконтрастные методы исследования желчевыводящих путей. Дифференциальная диагностика хронического холецистита и язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Дифференциальная диагностика острого холецистита и острого аппендицита при подпеченочном расположении отростка.
правильно решать различные практические вопросы в определении показаний и противопоказаний к операции,особенностям послеоперационного ведения больных.
Научить студентов клинике, диагностике, дифференциальной диагностике холециститов. После отработки темы студент должен уметь проводить дифференциальную диагностику различных форм острого холецистита; выработать правильный тактический план лечения больного, особенно у лиц пожилого возраста, кроме этого должен уметь проводить дифференциальную диагностику с целым рядом заболеваний, имеющих схожую клиническую картину.
Механическая желтуха, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, принципы | Научить студентов уметь распознавать различные | ||
лечения. | виды желтух. После | ||
Студент изучает клинику и диагностику | отработки темы студент | ||
механических желтух различного | должен уметь проводить | ||
происхождения, а также клинику | дифференциальную | ||
паренхиматозных желтух. Изучает особенности | диагностику различного | ||
клиник желтух и особенности | вида желтух, намечать | ||
дифференциальной диагностики с помощью | план обследования и | ||
клинических, лабораторных и | лечения. | ||
инструментальных методов лечения. | |||
8. | Клиника, диагностика и дифференциальная | Научить студентов | |
диагностика различных форм острого | клинической диагностике | ||
панкреатита. | и дифференциальной | ||
Студент изучает клинику различных форм | диагностике различных | ||
острого панкреатита, а также | форм панкреатита, как | ||
дифференциальную диагностику с | между самими формами, | ||
заболеваниями, имеющими схожую | так с другими | ||
клиническую картину, кроме того, | заболеваниями. | ||
рассматриваются основные принципы | Чрезвычайно важно, | ||
консервативной терапии острого панкреатита. | чтобы студент после | ||
проработки темы четко | |||
знал основные принципы | |||
консервативного лечения | |||
острого панкреатита и ряд | |||
специальных методов | |||
лечения, знал особенности | |||
послеоперационного | |||
■■■ | ведения таких больных в | ||
условиях поликлиники. | |||
9. | Гастродуоденальные кровотечения, клиника. | Научить студента быстро | |
дифференциальная диагностика, принципы | распознавать различные | ||
лечения. | виды желтух. После | ||
Студент изучает клинику и диагностику | отработки темы студент | ||
механических желтух различного | должен уметь проводить | ||
происхождения, а также клинику. | дифференциальную | ||
паренхиматозных желтух. Изучает особенности | диагностику различного | ||
клиник желтух и особенности | вида желтух, намечать | ||
дифференциальной диагностики с помощью | план обследования и | ||
клинических, лабораторных и | лечения. | ||
инструментальных методов лечения. | ... | ||
8. | Клиника, диагностика и дифференциальная | Научить студентов | |
диагностика различных форм острого | клинической диагностике | ||
панкреатита. | и дифференциальной | ||
Студент изучает клинику различных форм | диагностике различных | ||
острого панкреатита, а также | форм панкреатита, как | ||
дифференциальную диагностику с | между самими формами, | ||
заболеваниями, имеющими схожую | так с другими | ||
клиническую картину, кроме того, | заболеваниями. | ||
рассматриваются основные принципы | Чрезвычайно важно, | ||
консервативной терапии острого панкреатита. | чтобы студент после | ||
проработки темы четко | |||
знал основные принципы | |||
консервативного лечения | |||
острого панкреатита и ряд | |||
специальных методов | |||
лечения, знал особенности | |||
послеоперационного | |||
ведения таких больных в | |||
условиях поликлиники. | |||
9. | Гастродуоденальные кровотечения, клиника. | Научить студента быстро | |
диагностика и дифференциальная диагностика. | ориентироваться в | ||
Показания к консервативному и оперативному | характере и источнике | ||
лечению. | кровотечения. По | ||
Студент изучает клинику, диагностику и | окончании отработки | ||
дифференциальную диагностику кровотечений, | темы студент должен | ||
обусловленных как заболевание желудка, так и | четко определять степень | ||
внежелудочными заболеваниями. Изучает | тяжести кровотечения и в | ||
классификацию кровотечений по степени | зависимости от этого | ||
тяжести и виды консервативного и оперативного | назначать тот или иной | ||
лечения, инструментальные методы | вид консервативного или | ||
обследования. | оперативного лечения. | ||
Пендтрирующие язвы желудка и | |||
двенадцатиперстной кишки, малигнизирующие | |||
язвы желудка. Клиника, диагностика. | |||
дифференциальная диагностика. | |||
Инструментальные и лабораторные методы | |||
исследования. Особенности оперативного | |||
лечения. | |||
Студент изучает клинику, дифференциальную | Научить студента на | ||
диагностику язв желудка и двенадцатиперстной | основании комплекса | ||
кишки с осложненным течением в виде | симптомов, в | ||
пенитрации или малигнизации. Знакомятся со | лабораторных и | ||
специальными лабораторными и | специальных | ||
инструментальными методами, | инструментальных | ||
подтверждающими наличие этих осложнений, а | методов как можно | ||
также с особенностями лечения больных при | раньше распознавать | ||
такого рода осложнениях. | появления этих | ||
осложнений. | |||
10. | Прободная язва желудка, клинические аспекты | После прохождения тем | |
диагностики и дифференциальной диагностики. | студент должен уметь | ||
Виды оперативного и консервативного лечения. | диагносцировать м | ||
Студент изучает клинику, диагностику и | проводить | ||
дифференциальную диагностику прободных язв | дифференциальную | ||
желудка и двенадцатиперстной кишки, стадии | диагностику. В | ||
течения прободных язв, показания к операции, | зависимости от стадии | ||
показания и необходимые условия к | заболевания должен уметь | ||
консервативному лечению прободной язвы. | выбирать тот или иной | ||
Стеноз привратника, клиника, диагностика. | вид оперативного | ||
дифференциальная диагностика. | пособия, а также при | ||
Инструментальные и лабораторные методы | необходимости провести | ||
исследования. Виды операционного пособия. | консервативное лечение. | ||
Студент изучает симптоматику стеноза, а также | Научить студента четко | ||
дифференциальную диагностику, особенно | ориентироваться в | ||
между раком и язвенным стенозом. Изучает | клинике, диагностике и | ||
также стадии стеноза, вопросы консервативного | дифференциальной | ||
и оперативного лечения, зависимость от стадии | диагностике, стадии | ||
и необходимость некоторых инструментальных | стеноза и его | ||
методов обследования. | прохождения. Уметь | ||
назначать план | |||
обследования и лечения | |||
больного со стенозом, а | |||
также выбирать тот или | |||
иной вид оперативного | |||
пособия в зависимости от | |||
стадии заболевания, знать | |||
специфические | |||
пострезекционные и | |||
постваготомические | |||
осложнения и | |||
особенности ведения |
таких больных в условиях | |||
поликлиники. | |||
11. | Клиника и дифференциальная диагностика | После прохождения темы | |
различных видов кишечной непроходимости. | студент должен четко | ||
Хирургическая тактика. | ориентироваться в | ||
Студент изучает различные виды кишечной | различных видах | ||
непроходимости, их клинику, | непроходимости, знать | ||
дифференциальную диагностику, изучает | необходимые | ||
дифференциальную диагностику со схожими по | дополнительные методы | ||
клинической картине заболеваниями. Изучает | обследования, уметь | ||
лечебную и хирургическую тактику при | быстро решить | ||
различных видах непроходимости, | тактические вопросы | ||
инструментальные методы исследования, а | лечения больного. | ||
также вопросы предоперационной подготовки и | |||
послеоперационной лечения. | |||
12. | Заболевания щитовидной железы, клиника. | Научить студента | |
диагностика, дифференциальная диагностика. | ориентироваться в | ||
лечение. | различных заболеваниях | ||
Студент изучает заболевания щитовидной | щитовидной железы | ||
железы различной природы (воспалительные и | воспалительной и | ||
опухолевые) в плане их клиники, | опухолевидной природы. | ||
дифференциальной диагностики, а также | Научить | ||
симптоматику базедовой болезни и | студентадиагностике и | ||
классификацию по степени увеличения | дифференциальной | ||
щитовидной железы и по стадиям | диагностике | ||
тиреотоксикоза. Изучает способы | тиреотоксического зоба | ||
консервативного и оперативного лечения, а | как по стадиям | ||
также показания и противопоказания к | тиреотоксикоза, так и | ||
проведению того или иного вида лечения, | между другими | ||
основные и возможные осложнения в | заболеваниями |
послеоперационном периоде, меры профилактики и лечения последних. При проработ