Министерство здравоохранения РФ. Российский государственный




Министерство здравоохранения РФ

Российский государственный

Медицинский университет

 

 

  УТВЕРЖДАЮ
    Декан педиатрического факультета   _________ / проф., Г.Н.БУСЛАЕВА
  «_30_ » мая 2011__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ХИРУРГИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА №1

наименование учебной дисциплины

 

Специальность: ХИРУРГИЯ

 

 

Форма обучения: очная

(очная, очно-заочная (вечерняя), заочная)

 

Продолжительность обучения 6 лет

(нормативный срок обучения)

 

Коллектив кафедры

№ п/п   Фамилия, Имя, Отчество Занимаемая должность   Ученая степень   Ученое звание   Стаж работы    
1.   Затевахин И.И. Зав.кафедрой   АКАДЕМИК РАМН Профессор      
2. Цициашвили М.Ш. Профессор   Д.М.Н.   Профессор      
3. Шиповский В.Н. Профессор Д.М.Н. Профессор    
4. Золкин В.Н. Профессор Д.М.Н. Профессор    
5. Матюшкин А.В. Профессор Д.М.Н. Профессор    
6. Лещева Г.К. Доцент К.М.Н. Доцент    
7. Алтунин А.И. Доцент (0,5 ставки) К.М.Н. Доцент    
8. Магомедова Э.Г. Доцент   К.М.Н. Доцент    
9. Монахов Д.В. Доцент К.М.Н. Доцент    
10. Давыдов А.А. Ассистент К.М.Н. Не имеет    
11. Дзарасова Г.Б. Ассистент К.М.Н. Не имеет    
12. Барзаева М.А. Ассистент (0, 5 ставки) - Не имеет    
13. Лобачев А.А. Ассистент (0,5 ставки) - Не имеет    
14. Мустафин А.Х. Ассистент (0,5 ставки) - Не имеет    
15. Максимов Н.В. Ассистент (0,25 ставки) - Не имеет    
16. Тищенко И.С. Ассистент (0,25 ставки) К.М.Н. Не имеет    

 

зав.кафедрой академик РАМН Затевахин И.И.

д.м.н. профессор

15.05.2011

Фак- уль- тет Темы Кол-во часов Форма контроля Кол-во часов на тему
Самостоятельно   Лек- ции Клиниче-ские занятия
4 и 5 курс Днев-ное отде-ление педиа-трич-еского факультета 1.острый аппендицит, дифф. диагностика и осложнения острого аппендицита. 2.Брюшные грыжи. Осложнения, клиника, диагностика, дифф. диагностика. 3.ЖКБ. Холецистит. Механическая желтуха, клиника, дифф. Диагностика, лечение. 4.Острый панкреатит. 5.Осложнения язвенной болезни желудка и 12 п.к. 6.Кишечная непроходимость 7.Рак желудка 8.Опухоль ободочной кишки 9.Опухоли молочной железы 10.Заболевания щитовидной железы 11.Острая, хроническая венозная и артериальная патология 12. Перитонит.                                           ИГАК 10 сем              

 

ВСЕГО 237 ЧАСОВ

I. ЦЕЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Подготовить профессионально грамм

1.2. отного участкового врача-
педиатра, который в различных конкретных ситуациях,
особенно в острых, экстремальных ситуациях способен
оперативно решать вопросы диагностики, у больных с
различными хирургическими заболеваниями.

1.3. Основные знания, приобретаемые студентами на кафедре
хирургии.

Студент должен знать клинику течения и симптоматику хирургических заболеваний, предусмотренных типовой программой.

Студент должен знать варианты клинического течения их, а также критерии диагностики и дифференциальной диагностики, тактику на доклиническом этапе.

Студент должен знать различные методы лечения этих заболевания, особенности послеоперационного ведения хирургических больных в условиях поликлиники.

1.3. Студент должен уметь, зная симптоматику и клинику течения,
поставить диагноз заболевания.

Студент должен уметь, зная варианты клинического течения заболевания, провести дифференциальную диагностику и поставить развернутый клинический диагноз.

Студент должен уметь назначать план обследования больного.

Студент должен уметь оценить тяжесть и прогноз заболевания й выбрать рациональный способ его лечения.


П. ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

  Перечень тем, их содержание  
1. 1.1.Лекция "Острый аппендицит", клиника, диагностика и лечение 1.2. Лекция "Дифференциальная диагностика и осложнения острого аппендицита". 1.3. Практические занятия: клиника, диагностика и дифференциальная диагностика острого аппендицита, лечение. 1.4. Практические занятия: осложнения острого аппендицита, клиника, диагностика.   1.5   1.5      
11.1.Лекция "Брюшные грыжи", клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение и осложнения брюшных грыж. 11.2.Практические занятия: брюшные грыжи, их осложнения, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика осложнений.        
III. III.I. Лекция "Желчнокаменная болезнь и холецистит", клиника, диагностика, дифференциальная диагностика и лечение. Ш.2. Лекция "Острый холецистит и его осложнения", клиника, диагностика, дифференциальная диагностика и лечение. Ш.З. Практические занятия: диагностика, дифференциальная диагностика желчнокаменной болезни и холецистита, принципы лечения. III.4. Практические занятия: механические желтухи, клиника, дифференциальная диагностика, лечение.  

IV. IV. Лекция "Острый панкреатит", клиника, диагностика, дифференциальная диагностика и лечение. .2. Практическое занятие: клиника, диагностика, дифференциальная диагностика различных форм острого панкреатита, принципы консервативного и оперативного лечения.  
V. .V 1Лекция "Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки": клиника, диагностика и хирургическое лечение осложнения язвенной болезни, прободная язва, стеноз. V.2. Практическое занятие: прободная язва желудка, клинические аспекты диагностики, виды консервативного и оперативного лечения. Стеноз привратника клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, инструментальные и лабораторные методы исследования. Виды оперативных пособий. 1.5 8
VI. VI.1. Лекция "Осложнения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, кровотечения, малигнизация, пенетрация". VI.2. Практическое занятие: гастродуоденальные кровотечения, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Показания к консервативному и оперативному лечению. Пенетрирующие и малигнизированные язвы желудка. Клиника, дифференциальная диагностика. Инструментальные и лабораторные методы исследования. Особенности оперативного лечения. 1.5    
VII. VII.1. Лекция "Кишечная непроходимость", клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. VII.2. Практическое занятие: "Клиника и    

  дифференциальная диагностика различных видов кишечной непроходимости, хирургическая тактика. Значение предоперационной подготовки и послеоперационного лечения.  
VIII. VIII.I. Лекция "Рак желудка", клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, радикальные и паллиативные операции, показания. VIII.2. Практическое занятие: рак желудка, клиника, дифференциальная диагностика, хирургическая тактика, предоперационная подготовка и послеоперационное ведение больных. Инструментальные и лабораторные обследования.  
IX. IX.I. Лекция "Опухоли ободочной кишки", клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. IX.2. Практическое занятие: клиника, дифференциальная диагностика, хирургическая тактика, лечение, виды операций. 2 4
X. Х.1. Лекция "Опухоли молочной железы", диагностика, дифференциальная диагностика. Х.2. Практическое занятие: опухоль молочной железы, клиника, дифференциальная диагностика, тактика лечения. 2 4
XI. XI.I. Лекция "Заболевание щитовидной железы", клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. XI.2. Практическое занятие: тиреотоксический зоб, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Показания к консервативному и оперативному лечению. 2 4
XII. ХИЛ. Лекция "Острые венозные окклюзии", клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. XII.2. Практическое занятие: острые венозные окклюзии, дифференциальная диагностика. Консервативное и 1 4

  оперативное лечение.  
XIII. ХШ.1. Лекция "Хронические венозные окклюзии". XIII.2. Практическое занятие: хронические венозные окклюзии, клиника, дифференциальная диагностика. Тактика лечения. Консервативное и оперативное лечение.  
XIV. XIV.1 Лекция "Острые артериальные окклюзии", клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. XIV.2. Практическое занятие: острые артериальные окклюзии, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. 1 4
XV. XV.1. Лекция "Хронические артериальные окклюзии". ХУЛ. Практическое занятие: хронические артериальные окклюзии, клиника, дифференциальная диагностика. 1 4
XVI. XVI.1. Лекция "Перитонит". Этиология, патогенез, классификация, клиника, диагностика, лечение в зависимости от распространенности процесса. Возможные исходы. Практические занятия  

III.


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ


 

Объем Наименование и краткое Цель
  в часах содержаниетемы  
1.   Курация больных, дежурства и Выработать у студента
    консультативный прием. профессиональные
    Каждый студент получает больного для навыки умения
    курации, у которого он подробно выясняет устанавливать контакт с
    жалобы, историю настоящего заболевания, больным, самостоятельно
    историю жизни, а также проводит объективное выявлять симптомы
    обследование. После этого студент высказывает заболевания на основании
    преподавателю свое мнение по комплекса симптомов
    предварительному диагнозу, плану уметь обосновывать
    обследования и лечения больного. Затем он диагноз и проводить
    знакомиться с исследованиями, проведенными в дифференциальную
    клинике, проводит дифференциальный диагноз диагностик, а также
    и обосновывает окончательный диагноз. К назначать план
    концу цикла подает на данного больного обследования и лечения
    историю болезни. Кроме того, каждый студент больного. Выработать
    получает 3-4 больных для микрокурации. навыки быстрой
    Каждый студент за время прохождения цикла 2 ориентации при острых
    раза дежурит по экстренной хирургии и хирургических
    принимает активное участие в дежурной заболеваниях.
    бригаде хирургов. Совместно со старшим  
  хирургом осматривает больных в приемном  
    покое, участвует в вечернем обходе и  
    экстренных операциях. Предусмотрено участие  
    студентов в консультативном приеме больных в  
    КДЦ больницы совместно с преподавателями и  
    врачами-консультантами.  

2.   Клиника, диагностика, дифференциальная Научить студентов
    диагностика и лечение острого аппендицита. клинической диагностике
    Студент изучает клиническую классификацию, и дифференциальной
    клинику, дифференциальную диагностику диагностике различных
    различных форм острого аппендицита. форм острого
    Особенности клиники острого аппендицита, аппендицита, как при
    обусловленные необычным положением обычном, так и
    отростка, а также особенности клиники острого необычном расположении
    аппендицита у детей, стариков и беременных. отростка, а также клинику
      острого аппендицита в
      различных возрастных
      группах у беременных.
      Выработать у студентов
      четкий алгоритм действий
      при подозрении на острый
      аппендицит в
      поликлинике. Научить
      особенностям
      послеоперационного
      ведения больных в
      амбулаторно -
      поликлинической сети.
3.   Осложнения острого аппендицита, их клиника. Научить студента
    диагностика, дифференциальная диагностика. правильно и в срок
    лечение. диагносцировать наиболее
    Студент изучает возможные осложнения типичные осложнения
    аппендицита до и после операции, их острого аппендицита до и
    диагностику и дифференциальную диагностику, после операции, научить
    лечение. Изучает клинику аппендикулярных проводить
    инфильтратов и их абсцессов: дифференциальную

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    поддиафрагмального, подпеченочного пространства; межкишечного абсцесса; инфильтрата и абсцесса дугласова пространства. Учиться проводить дифференциальную диагностику между аппендикулярным инфильтратом и опухолью слепой кишки; между нарушенной внематочной беременностью и острым аппендицитом; между почечной коликой и острым аппендицитом ретроцекального расположения; между острым холециститом и острым аппендицитом при подпеченочном расположении отростка. диагностику осложнений и определять хирургическую тактику при их лечении. По окончании отработки занятия студент должен уметь проводить дифференциальную диагностику острого аппендицита с целым рядом заболеваний, схожих по клинической картине.
4.   Клиника, диагностика, дифференциальная Научить студентов клинике, диагностике и дифференциальной диагностике различных видов грыж. После изучения темы студент должен уметь наметить план лечения и определить вид оперативного пособия. Знать тактику ведения таких больных в условиях поликлиники.
диагностика брюшных грыж. Способы лечения.
Понятие о грыжах живота. Причины и механизмы образования грыж. Особенности лечения грыж у детей. Клиника, дифференциальная диагностика различных видов грыж, показания и противопоказания к операции, виды оперативного пособия. Скользящая паховая грыжа, особенности оперативного лечения.
5.   Брюшные грыжи, их осложнения, диагностика и Научить студентов четко диагносцировать различные виды осложненных грыж,
дифференциальная диагностика осложнений.
Различные виды осложнений брюшных грыж: невправляемость, ущемление, воспаление.

Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика осложнений, лечение. Механизмы и виды ущемления грыж. Понятие о каловом и эластическом ущемлении. Признаки нежизнеспособности кишки. Этапы операции при ущемленной грыже.

Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика желчнокаменной болезни и холецистита. Принципы лечения. Понятие о желчнокаменной болезни. Клиническая классификация. Клиника и дифференциальная диагностика различных форм острого холецистита. Деструктивный холецистит. Клиника, дифференциальная диагностика, показания и противопоказания к тому или иному виду оперативного вмешательства. Особенности клиники и хирургической тактики при остром холецистите у больных пожилых возраста. Рентгеноконтрастные методы исследования желчевыводящих путей. Дифференциальная диагностика хронического холецистита и язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Дифференциальная диагностика острого холецистита и острого аппендицита при подпеченочном расположении отростка.


правильно решать различные практические вопросы в определении показаний и противопоказаний к операции,особенностям послеоперационного ведения больных.

Научить студентов клинике, диагностике, дифференциальной диагностике холециститов. После отработки темы студент должен уметь проводить дифференциальную диагностику различных форм острого холецистита; выработать правильный тактический план лечения больного, особенно у лиц пожилого возраста, кроме этого должен уметь проводить дифференциальную диагностику с целым рядом заболеваний, имеющих схожую клиническую картину.


 




 

 

 

    Механическая желтуха, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, принципы Научить студентов уметь распознавать различные
    лечения. виды желтух. После
    Студент изучает клинику и диагностику отработки темы студент
    механических желтух различного должен уметь проводить
    происхождения, а также клинику дифференциальную
    паренхиматозных желтух. Изучает особенности диагностику различного
    клиник желтух и особенности вида желтух, намечать
    дифференциальной диагностики с помощью план обследования и
    клинических, лабораторных и лечения.
    инструментальных методов лечения.  
8.   Клиника, диагностика и дифференциальная Научить студентов
    диагностика различных форм острого клинической диагностике
    панкреатита. и дифференциальной
    Студент изучает клинику различных форм диагностике различных
    острого панкреатита, а также форм панкреатита, как
    дифференциальную диагностику с между самими формами,
    заболеваниями, имеющими схожую так с другими
    клиническую картину, кроме того, заболеваниями.
    рассматриваются основные принципы Чрезвычайно важно,
    консервативной терапии острого панкреатита. чтобы студент после
      проработки темы четко
      знал основные принципы
      консервативного лечения
      острого панкреатита и ряд
      специальных методов
      лечения, знал особенности
      послеоперационного
    ■■■ ведения таких больных в
      условиях поликлиники.
9.   Гастродуоденальные кровотечения, клиника. Научить студента быстро
 

 

 

 

    дифференциальная диагностика, принципы распознавать различные
    лечения. виды желтух. После
    Студент изучает клинику и диагностику отработки темы студент
    механических желтух различного должен уметь проводить
    происхождения, а также клинику. дифференциальную
    паренхиматозных желтух. Изучает особенности диагностику различного
    клиник желтух и особенности вида желтух, намечать
    дифференциальной диагностики с помощью план обследования и
    клинических, лабораторных и лечения.
    инструментальных методов лечения. ...
8.   Клиника, диагностика и дифференциальная Научить студентов
    диагностика различных форм острого клинической диагностике
    панкреатита. и дифференциальной
    Студент изучает клинику различных форм диагностике различных
    острого панкреатита, а также форм панкреатита, как
    дифференциальную диагностику с между самими формами,
    заболеваниями, имеющими схожую так с другими
    клиническую картину, кроме того, заболеваниями.
    рассматриваются основные принципы Чрезвычайно важно,
    консервативной терапии острого панкреатита. чтобы студент после
      проработки темы четко
    знал основные принципы
      консервативного лечения
      острого панкреатита и ряд
      специальных методов
      лечения, знал особенности
      послеоперационного
      ведения таких больных в
      условиях поликлиники.
9.   Гастродуоденальные кровотечения, клиника. Научить студента быстро
 

 

 

 

 

 

    диагностика и дифференциальная диагностика. ориентироваться в
    Показания к консервативному и оперативному характере и источнике
    лечению. кровотечения. По
    Студент изучает клинику, диагностику и окончании отработки
    дифференциальную диагностику кровотечений, темы студент должен
    обусловленных как заболевание желудка, так и четко определять степень
    внежелудочными заболеваниями. Изучает тяжести кровотечения и в
    классификацию кровотечений по степени зависимости от этого
    тяжести и виды консервативного и оперативного назначать тот или иной
    лечения, инструментальные методы вид консервативного или
    обследования. оперативного лечения.
    Пендтрирующие язвы желудка и  
    двенадцатиперстной кишки, малигнизирующие  
    язвы желудка. Клиника, диагностика.  
    дифференциальная диагностика.  
    Инструментальные и лабораторные методы  
    исследования. Особенности оперативного  
    лечения.  
    Студент изучает клинику, дифференциальную Научить студента на
    диагностику язв желудка и двенадцатиперстной основании комплекса
    кишки с осложненным течением в виде симптомов, в
    пенитрации или малигнизации. Знакомятся со лабораторных и
    специальными лабораторными и специальных
    инструментальными методами, инструментальных
    подтверждающими наличие этих осложнений, а методов как можно
    также с особенностями лечения больных при раньше распознавать
    такого рода осложнениях. появления этих
      осложнений.
10.   Прободная язва желудка, клинические аспекты После прохождения тем
диагностики и дифференциальной диагностики. студент должен уметь
 

    Виды оперативного и консервативного лечения. диагносцировать м
    Студент изучает клинику, диагностику и проводить
    дифференциальную диагностику прободных язв дифференциальную
    желудка и двенадцатиперстной кишки, стадии диагностику. В
    течения прободных язв, показания к операции, зависимости от стадии
    показания и необходимые условия к заболевания должен уметь
    консервативному лечению прободной язвы. выбирать тот или иной
    Стеноз привратника, клиника, диагностика. вид оперативного
    дифференциальная диагностика. пособия, а также при
    Инструментальные и лабораторные методы необходимости провести
    исследования. Виды операционного пособия. консервативное лечение.
    Студент изучает симптоматику стеноза, а также Научить студента четко
    дифференциальную диагностику, особенно ориентироваться в
    между раком и язвенным стенозом. Изучает клинике, диагностике и
    также стадии стеноза, вопросы консервативного дифференциальной
    и оперативного лечения, зависимость от стадии диагностике, стадии
    и необходимость некоторых инструментальных стеноза и его
    методов обследования. прохождения. Уметь
      назначать план
      обследования и лечения
      больного со стенозом, а
      также выбирать тот или
      иной вид оперативного
      пособия в зависимости от
      стадии заболевания, знать
      специфические
      пострезекционные и
      постваготомические
      осложнения и
      особенности ведения

      таких больных в условиях
      поликлиники.
11.   Клиника и дифференциальная диагностика После прохождения темы
    различных видов кишечной непроходимости. студент должен четко
    Хирургическая тактика. ориентироваться в
    Студент изучает различные виды кишечной различных видах
    непроходимости, их клинику, непроходимости, знать
    дифференциальную диагностику, изучает необходимые
    дифференциальную диагностику со схожими по дополнительные методы
    клинической картине заболеваниями. Изучает обследования, уметь
    лечебную и хирургическую тактику при быстро решить
    различных видах непроходимости, тактические вопросы
    инструментальные методы исследования, а лечения больного.
    также вопросы предоперационной подготовки и  
    послеоперационной лечения.  
12.   Заболевания щитовидной железы, клиника. Научить студента
    диагностика, дифференциальная диагностика. ориентироваться в
    лечение. различных заболеваниях
    Студент изучает заболевания щитовидной щитовидной железы
    железы различной природы (воспалительные и воспалительной и
    опухолевые) в плане их клиники, опухолевидной природы.
    дифференциальной диагностики, а также Научить
    симптоматику базедовой болезни и студентадиагностике и
    классификацию по степени увеличения дифференциальной
    щитовидной железы и по стадиям диагностике
    тиреотоксикоза. Изучает способы тиреотоксического зоба
    консервативного и оперативного лечения, а как по стадиям
    также показания и противопоказания к тиреотоксикоза, так и
    проведению того или иного вида лечения, между другими
    основные и возможные осложнения в заболеваниями

послеоперационном периоде, меры профилактики и лечения последних. При проработ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: