По курсу «Психология профессионального образования»




Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

 

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Методические указания

К выполнению контрольной работы

Для студентов по направлению подготовки

Профессиональное обучение (по отраслям)

Заочной формы обучения

 

 

Составитель:

к.п.н., доцент Е.А.Васильева

 

 

Санкт-Петербург

Введение

Дисциплина «Психология профессионального образования» является одной из базовых дисциплин психолого-педагогического цикла в подготовке бакалавров по направлению профессиональной подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)». В рамках этой учебной дисциплины рассматриваются вопросы, связанные с развитием человека как субъекта труда, профессиональным развитием личности, возрастными особенностями развития профессионала, с психологическими особенностями педагога профессионального обучения. Дисциплина « Психология профессионального образования»тесно связана с дисциплинами «Общая психология», «Возрастная физиология и психофизиология», «История педагогики и философия образования», «Введение в специальность».

Цель дисциплины

Сформировать компетенции обучающегося в области психологии развития личности, психологии труда и профессиональной деятельности, педагогической психологии.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: 1) роль и значение национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании; 2) стадии развития человека как субъекта труда и этапы профессионализации; 3) возрастные особенности учащихся учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования; 4) специфику, формы и методы работы по профориентации, профконсультированию, профотбору, профподбору; 5) психолого-педагогических концепции, лежащие в основе формирования профессиональных знаний и умений; 6) структуру педагогической деятельности, профессиональную лексику педагога; 7) закономерности педагогического общения и способы управления индивидом и группой учащихся; 7) пути развития и саморазвития личности педагога как профессионала.
Уметь: 1) выбирать оптимальную модель профессионального поведения с учетом реальной ситуации; 2) определять этапы профессионализации личности; 3) осуществлять первичное профконсультирование; 4) определять возрастные особенности учащихся образовательных учреждений профессионального образования; 5) направлять саморазвитие и самовоспитание личности; 6) выявлять и оценивать результаты деятельности педагога и работы обучаемых; 7) составлять документы и другие тексты в соответствии с коммуникативными задачами.  
Владеть: 1) технологиями работы с различного рода источниками информации (печатными, электронными и др.); 2) способами решения педагогических конфликтов; 3) технологиями педагогического общения; 4) приемами самоменеджмента при построении карьерного и личностного роста.

 

 

I. Методические рекомендации и указания

По выполнению контрольной работы

Для студентов заочного отделения

По дисциплине «Психология профессионального образования»

Контрольная работа выполняется в виде ответов на вопросы, которые приведены ниже. Ответы должны носить конкретный характер, содержать термины, значение которых студент может объяснить самостоятельно. Приветствуются ответы в виде схем, таблиц, в которых раскрыто основное содержание.

Объем контрольной работы не должен превышать 10-12 страниц. Размер шрифта -14, межстрочный интервал -1. Обязательно оформление титульного листа и списка использованных источников (если использованы данные из Интернета, необходима ссылка на сайт, страницу, название материала и автора, желательно указывать последнюю дату обращения на данную электронную страницу).

Контрольная работа сдается не позднее 15 мая!

Вопросы контрольной работы и разъяснения к ним

1) Докажите, есть ли возрастные границы у процесса социализации?

В первом вопросе необходимо дать обоснование, исходя из характеристики процесса социализации, механизмов социализации (внушения, идентификации, подражания, социальной фасилитации, конформизма) и основных институтов социализации.

Рекомендуемая литература по 1 вопросу:

1.Психологический лексикон: энциклопедический словарь в шести томах / ред.-сост. Л. А. Карпенко, общ. ред. А. В. Петровский. - М.: ПЕР СЭ.

Т.1.Психология развития: словарь / ред. А. Л. Венгер. - 2010.

2.Андриенко Е. В.Социальная психология: учебное пособие. - М., Академия, 2009.

3.Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебник - М., Смысл, Академия, 2007.

4.Габай Т. В.Педагогическая психология: учебное пособие.- М.,Академия, 2010.

5. Давыдов В. В. Лекции по педагогической психологии: учебное пособие.- М.,Академия, 2010.

 

2) Что такое профессиональное самоопределение? Какие факторы выбора профессии существуют?

Во втором вопросе необходимо дать определение понятия «профессиональное самоопределение», кратко раскрыть его суть. Перечислить факторы выбора профессии по Е.А.Климову.

Рекомендуемая литература по 2 вопросу:

1. Климов Е. А.Психология профессионального самоопределения: учебное пособие.- М.,Академия, 2010.

2. Психология для гуманитарных вузов. П/ред. В.Н.Дружинина – СПб,Питер, 2011.

 

3) Что лежит в основе психологической классификации профессий, разработанной Е.А.Климовым?

В третьем вопросе необходимо кратко раскрыть основу психологической классификации профессий, разработанную Е.А.Климовым (типы, классы, разряды, отделы профессий)

Рекомендуемая литература по 3 вопросу:

1. Климов Е. А.Психология профессионального самоопределения: учебное пособие.- М.,Академия, 2010.

2. Психология для гуманитарных вузов. П/ред. В.Н.Дружинина – СПб,Питер, 2011.

 

4) Дайте краткое разъяснение следующим понятиям:

а) профессиональная ориентация

б) профессиональный отбор

в) профессиональный подбор.

В четвертом вопросе дать только определение понятий, не раскрывая их.

Рекомендуемая литература по 4 вопросу:

1. Климов Е. А.Психология профессионального самоопределения: учебное пособие.- М.,Академия, 2010.

2. Психология для гуманитарных вузов. П/ред. В.Н.Дружинина – СПб,Питер, 2011.

 

5) Кратко охарактеризуйте формы и методы профориентации.

В пятом вопросе кратко раскрыть методы и формы профориентации (по профессиональной диагностике, профессиональному просвещению, профессиональному воспитанию, профессиональному консультированию, профессиональному отбору и профессиональной адаптации).

Рекомендуемая литература по 5 вопросу:

1. Климов Е. А.Психология профессионального самоопределения: учебное пособие.- М.,Академия, 2010.

2. Психология для гуманитарных вузов. П/ред. В.Н.Дружинина – СПб,Питер, 2011.

3. Пряжников Н.Г., Пряжникова Е.Ф. Профориентация. – М., Академия, 2007.

 

6) Раскройте специфику педагогической деятельности. Какие функции выполняет, какие компоненты она содержит?

В шестом вопросе необходимо дать определение педагогической деятельности. Перечислить и кратко раскрыть функции педагогической деятельности (презентативная, инсентивная, корректирующая и диагностические функции). Также перечислить и кратко раскрыть пять функциональных компонентов по Н.В.Кузьминой (гностический, проектировочный конструктивный, организаторский коммуникативный).

Рекомендуемая литература по 6 вопросу:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика и психология. – М., СПб, Питер,2011.

2. Сарычев С.В. Логвинов И.Н. Педагогическая психология. - СПб,2009

3. Зимняя И. А.Педагогическая психология.- М.: Логос, 2008.

 

7) Кратко раскройте педагогические умения.

В седьмом вопросе необходимо перечислить и кратко раскрыть педагогические умения (аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные; развивающие, ориентационные, перцептивные, коммуникативные).

Рекомендуемая литература по 7 вопросу:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика и психология. – М., СПб, Питер,2011.

2. Сарычев С.В. Логвинов И.Н. Педагогическая психология. - СПб,2009

3. Зимняя И. А.Педагогическая психология.- М.: Логос, 2008.

 

II. Вопросы для подготовки к экзамену

по курсу «Психология профессионального образования»

 

1. Предмет психологии профессионального образования, связь с историей профессионального образования.

2. Социализация личности. Механизмы социализации.

3. Периодизация психического развития личности и связь с профессионализацией.

4. Профессиональное самоопределение личности.

5. Стадии развития профессионала (по Е.А. Климову).

6. Психологическая характеристика учащихся учебных заведений начального профессионального образования (старший подростковый возраст).

7. Психологическая характеристика студентов учебных заведений среднего и высшего профессионального образования (ранняя юность).

8. Профессионально важные качества: мотивация, темперамент и характер, интеллектуальные способности.

9. Профориентация: концептуальные подходы, основные функции.

10. Формы и методы работы по профориентации..

11. Определение профпригодности на стадии профориентации и во время выполнения профессиональных обязанностей.

12. Аспекты и методы профессионального отбора.

13. Прогрессивные стадии развития личности.

14. Регрессивные стадии развития личности.

15. Понятия «педагогическая деятельность», функции педагогической деятельности.

16. Психология педагогической деятельности: функции, компоненты педагогической деятельности (по Н.В. Кузьминой).

17. Профессиональные позиции педагога.

18. Педагогическое общение. Барьеры педагогического общения.

19. Стили педагогического руководства коллективом учащихся.

20. Манипулирование в педагогическом общении (причины, особенности манипулятивного поведения педагога и учащихся).

21. Педагогические конфликты: виды, причины, участники.

22. Стили поведения в конфликтных ситуациях.

23. Способы выхода из конфликтных ситуаций.

24. Развитие мотивации учения в профессиональном образовании. Эталоны мотивации (по А.К.Марковой).

25. Учение Л.С. Выготского о «зонах ближайшего развития», «уровнях актуального развития».

26. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения.

27. Теория поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину).

28. Психологический анализ процесса оценивания деятельности учащихся: функции оценивания, критерии, проблемы.

29. Развитие педагогических умений. Творчество и профессионализм в педагогической деятельности.

30. Психологическая подготовка к профессиональной деятельности.

 

Рекомендуемая учебная литература

а) основная учебная литература

1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы. - М., 2010

2. Немов Р.С. Психология.2 кн.: Психология образования. - М., 2010

3. Психология: учебник для гуманитарных вузов. П/ред. Дружинина В.Н. - СПб, 2009

4. Реан А.А., Бордовская Н.В. Педагогика и психология. - СПб, 2009

5. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. - СПб, 2009

6. Сарычев С.В. Логвинов И.Н. Педагогическая психология. - СПб,2010

б) дополнительная литература и другие информационные источники

7. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. - М., 2009

8. Бендюков М.А., Соломин И.Л., Ткачев М.И. Азбука профориентации. -СПб, 2010.

9. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб, 2009

10. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб, 2010

11. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург, 2009

12. Квинн В. Прикладная психология. - СПб, 2008

13. Климов Е.А. Как выбрать профессию. - М., 2009

14. Климов Е.А. Психология: воспитание, обучение. - М., 2009

15. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М., 2010

16. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - СПб., 2008

17. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. -М.,2010

18. Леонтьев А.А. Педагогическое общение.- М., 2007.

19. Образование взрослых: цели и ценности. П/ред. Г.С. Сухобской, Е.А. Соколовской, Т.В. Шадриной. - СПб, 2002

20. Практическая психология для экономистов и менеджеров. П/ред. Тутушкиной М.К. - СПб, 2009

21. Психологическая подготовка к педагогичексой деятельности. - М., 2008

22. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие. - М., 2010

23. Реан А.А. Психология изучения личности. - СПб, 2010

24. Рогов Е.А. Выбор профессии: Как стать профессионалом. - М., 2010

25. Симонов П.В. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. - М., 2008

26. Сластенин В.А., Мажар Н.Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. - М., 2010

27. Учитель: здоровье и профессиональное развитие. - Кемерово, 2007

28. Хозяинов Т.И. Педагогическое мастерство преподавателя.- М., 2008.

29. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. - М., 2009.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: