Определение числового значения пробы Шиллера-Писарева (йодного числа Свракова)




стойкость капилляров десны (в баллах)
время рассасывания вакуумных гематом (в баллах)

На основе показателей индекса может быть проведена следующая оценка функционального состояния периферического кровообращения:ИПК = 0,8-1,0 (80-100%) - физиологическая норма;ИПК = 0,6-0,7(60-70%) - хорошее, компенсированное состояние;ИПК = 0,075-0,5 (7,5-50%) - удовлетворительное состояние;ИПК = 0,01-0,074 (1-7,4%) - состояние декомпенсации.

Определение пародонтального индекса дает возможность учесть наличие как гингивита, так и других симптомов патологии пародонта: подвижность зубов, глубину клинического кармана и др.
Используют следующие оценки:0 - нет изменений и воспаления;1 - легкий гингивит (воспаление десны не охватывает весь зуб);2 - гингивит без повреждения прикрепленного эпителия (клинический карман не определяется);4 - исчезновение замыкающих кортикальных пластинок на вершинах альвеолярного отростка по рентгенограмме;6 - гингивит с образованием клинического кармана, нарушения функции нет, зуб не подвижен;8 - выраженная деструкция всех тканей пародонта, зуб подвижен, может быть смещен.Состояние пародонта оценивается у каждого имеющегося зуба. В сомнительных случаях ставят наивысшую из возможных оценок.Для расчета индекса полученные оценки складывают и делят на число имеющихся зубов по формуле:

 
Индекс ПИ = сумма оценок у каждого зуба
число зубов у обследуемого

Значение индекса оценивается следующим образом:0,1-1,0 - начальная и легкая степень патологии пародонта;1,5-4,0 - средне-тяжелая степень патологии пародонта;4,0-8,0 - тяжелая степень патологии пародонта.

Индекс нуждаемости в лечении болезней пародонта (CPITN)

Для определения индекса CPITN необходимо обследовать окружающие ткани в области десяти зубов, представленных ниже:

17 / 16   26 / 27
47 / 46   36 / 37

Исследование проводится методом зондирования для выявления кровоточивости, над- и поддесневого «зубного камня», клинического кармана с помощью специального (пуговчатого) зонда. Оценка индекса CPITN осуществляется по следующим кодам:0 - нет признаков заболевания;1 - кровоточивость десны после зондирования;2 - наличие над- и поддесневого «зубного камня»;3 - клинический карман глубиной 4-5 мм;4 - клинический карман глубиной 6 мм и более.

В соответствующих ячейках регистрируют состояние лишь шести зубов. При обследовании 17 и 16, 26 и 27, 36 и 37, 46 и 47 зубов учитывают коды, соответствующие более тяжелому состоянию. Например, если в области 17 зуба обнаружена кровоточивость, а в области 16 - «зубной камень», то в ячейку заносят код, обозначающий «зубной камень» Если какой-либо из указанных зубов отсутствует, то осматривают зуб, рядом стоящий в зубном ряду. При отсутствии и рядом стоящего зуба ячейка зачеркивается диагональной чертой и не участвует в сводных результатах.

 

Особенности строения временных и постоянных зубов у детей разного возраста. Сроки прорезывания временных зубов. Сроки формирования и прорезывания постоянных зубов.

В молочном прикусе насчитывается 20 зубов; премоляры отсутствуют. Зубы первого прорезывания имеют белый цвет, напоминающий снятое молоко. Форма коронок молочных зубов в общих чертах сходна с таковой постоянных зубов, но они значительно меньше, слой твердых тканей тоньше, зубная полость обширнее. Корневые каналы и апикальные отверстия, широкие в период формирования и рассасывания. Граница перехода коронки в корень выражена резко. Более надежным признаком дифференциации считается выступообразное утолщение эмали (эмалевый валик) в области шейки и меньшая твердость молочных зубов. Кроме общих признаков, имеются индивидуальные особенности.

Резцы. У молочных зубов резцы более выпуклые, чем у постоянных. На небной поверхности отсутствуют борозды. Признаки угла четко выражены. Дистальный угол бокового резца верхней челюсти более закруглен, чем у центрального резца. Валик эмали на боковом резце у шейки менее выражен, чем у центрального. Корни центральных резцов верхней челюсти расширены, а их верхушки часто бывают изогнуты в губную сторону. Коронки центральных резцов нижней челюсти меньше. Корни их плоские, с бороздками на медиальных и латеральных сторонах.

Клыки. Коронка молочного клыка верхней челюсти, как правило, короче постоянного и имеет выпуклые поверхности. Характерно наличие на режущем крае острого зубца и на небной поверхности ярко выраженных бугорков. Коронка клыка нижней челюсти уже клыка верхней. Зубец сохраняется на нем более длительно. Корень клыка округлой формы с несколько изогнутой верхушкой.

Первые моляры. Коронка первого моляра верхней челюсти вытянута в медиально-дистальном направлении, на жевательной поверхности имеются два бугра с выраженным щечно-медиальным бугром. Небная поверхность коронки более выпукла. На щечной поверхности зуба располагаются две борозды, создающие впечатление ребристой поверхности. Первый молочный моляр верхней челюсти имеет три широко расходящихся корня. Их верхушки как бы срезаны, верхушечные отверстия широкие. Коронка первого молочного моляра нижней челюсти вытянута в переднезаднем направлении. Четыре бугра на жевательной поверхности лучше выражены, чем у других зубов. Эмалевый валик в области шейки хорошо развит. Щечная поверхность разделена на две части: медиальную — широкую и дистальную — узкую. У первого молочного моляра нижней челюсти имеются два сильно расходящихся корня. Медиальный корень длиннее и шире дистального.

Вторые моляры. Для вторых молочных моляров верхней челюсти характерны косоугольная форма коронки и выраженная эмалевая складка, располагающаяся между переднеязычными и заднещечными бугорками, а также сращение заднещечного корня с небным и отсутствие признака корня. В первом молочном моляре верхней челюсти этот признак хорошо выражен. Вторые молочные моляры нижней челюсти по своей форме и строению похожи на первые постоянные моляры той же челюсти. На жевательной поверхности коронки обнаруживается 5 бугорков: 3 из них расположены по щечному краю, а 2 — по язычному. Наиболее выраженный бугор — передне-щечный. Корни этих зубов по форме ничем не отличаются от постоянных, лишь больше расходятся в стороны.

 

 

4. Особенности психологии детей разного возраста Особенности детского стоматологического приема. Взаимодействие - ребенок, родители, врач. В процессе взросления постоянно изменяются способность человека к восприятию окружающей действительности и способы реагирования на нее в силу этого стоматологу приходится корректировать и подход к маленьким пациентам в зависимости от возраста, психотипа и индивидуальности. До трех лет мир ребенка в основном зиждется на родительском окружении. Достаточное количество еды и питья создают хорошее настроение. В этом возрасте ребенок еще не в состоянии правильно реагировать на ситуации, возникающие при лечении зубов. Местная анестезия до двух лет, как правило, невозможна. Для лечения ребенка до 3 лет необходимо присутствие родителей, чтобы он чувствовал себя комфортнее и безопаснее. Уже в грудном возрасте у ребенка развивается способность узнавания как основа памяти. Поэтому ребенок и в последующее время может реагировать на сходную ситуацию страхом, на этот раз уже обусловленным какими-либо, пусть даже второстепенными обстоятельствами. Поэтому, исходя из психо-профилактических соображений, с самыми маленькими пациентами необходимо обращаться по возможности максимально щадяще и стремиться завоевать их доверие. Не стоит так же использовать образ стоматолога как некий пугающий фактор, говоря, что если ребенок будет плохо ухаживать за зубами, то он попадет в стоматологическое кресло. Стоит готовить ребенка к посещению зубного врача как естественному и не страшному событию. С трехлетнего возраста большинство детей идет в детские сады и спектр их взаимодействия расширяется до сверстников и воспитателей. Ребенок становится более контактным и самостоятельным, расширяется его кругозор, что позволяет заинтересовать его используя его любознательность. Ребенок все свободнее чувствует себя без родителей в присутствии незнакомых людей, восприимчив к поощрению его самостоятельности. В детских садах предусмотрены плановые групповые осмотры стоматолога. Их преимущество перед индивидуальными встречами в том, что ребенок не остается один на один с человеком в белом халате, а идет в составе группы. Целесообразно проводить осмотр сначала наиболее спокойных детей, так как пример товарищей окажет благотворное влияние на остальных. С шести или семи лет жизни в судьбе большинства детей наступает еще один переломный момент – начало учебы в школе. Начало учебы является поворотным моментом в поведении ребенка, так как от него требуют усвоения знаний, на самосознание шестилетних существенно влияют успехи и неудачи. На ребенка возлагаются новые, до того неизвестные для него обязанности, что может являться стрессовым фактором для него. Чувство неуверенности в себе может привести к потере самостоятельности и чувства достоинства, а при стрессовой ситуации возможно возвращение к поведению, характерному для раннего детского возраста. В препубертатном возрасте ребенок становится менее зависимым от родителей, крепнут его связи со сверстниками. Он уже лучше знает окружающий мир, учится понимать его. У него появляется чувство социальной ответственности и долга. Ребенок умеет в зависимости от обстоятельств прятать чувство страха за показным геройством или внешним спокойствием. Эта приспособляемость к неприятным ситуациям при соответствующем объяснении делает возможным применение местной анестезии. В пубертатном возрасте тенденция с самостоятельности еще более возрастает, однако резко начинает падать авторитет взрослых людей, к советам и наставлениям которых ребенок, а вернее уже подросток начинает относиться со скепсисом и раздражением как чему-то докучливому и утратившему свою значимость. На фоне масштабных желаний и устремлений, такая мелочь как забота о гигиене полости рта кажется несущественной, однако в этом возрастном периоде появляется потребность нравиться представителям противоположного пола и зарождаются первые представления о собственной эстетике и привлекательности. Именно эту особенность можно использовать как мотиватор при обучении профилактике и гигиене. Как в пубертатном, так и в препубертатном возрастах ребенок может за показным геройством прятать чувство страха перед приемом. Об этом стоит помнить и даже при достаточно спокойном поведении ребенка проводить прием как можно более мягко и предупредительно. Поведение родителей сопровождающих ребенка так же играет роль в качестве приема. Различают следующие модели поведения родителей по отношению к маленькому пациенту: Чрезмерная опека. Ребенку запрещается самостоятельно решать свои проблемы и бороться со страхом. Вследствие этого он становится робким, у него пропадает уверенность в себе, каждую новую ситуацию маленький пациент воспринимает со страхом. Иногда это чувство передается ребенку от родителей, которые крепко прижимают его к себе. Снисходительное поведение. Такие дети научились управлять родителями, что позволяет им добиться исполнения своих желаний. При невыполнении выдвигаемых требований дети становятся настойчивее и упрямее. На приеме у врача они ведут себя так же. Авторитарное поведение. В этом случае родители, давящие на ребенка своим авторитетом, требуют от него поведения, не соответствующего его возрасту. Родители не помогают ребенку преодолеть страх, а принуждают его к этому. Дети не чувствуют доверия к врачу, оказывают сопротивление, применяют тактику затягивания лечения. Прохладное поведение вплоть до отказа от лечения. К этому типу относятся родители, которые игнорируют интересы ребенка вплоть до открытого отказа в просьбах и жестокого обращения. При этом, чтобы привлечь внимание, ребенок может вести себя упрямо или агрессивно. Исходя из вышесказанного для зубного врача неплохо проводить беседы не только с детьми, но и их родителями о том как своим поведением помогать сотрудничеству специалиста и ребенка, а не наоборот. Особое внимание уделяется первичному осмотру ребенка. Первая встреча стоматолога с ребенком преследует не только сбор данных для оценки стоматологического статуса, но и установление контакта с ним. Поэтому действия врача при первой встрече должны быть особенно осторожными, продуманными, чтобы не испугать ребенка, не причинить ему боли. Спокойный, доброжелательный тон, проявление внимания к вопросам, интересующим ребенка, помогают завоевать его доверие. О каждом своем действии врач должен предупреждать ребенка, разъяснять в доступной форме цель этих действий. Во время первой встречи лучше не предпринимать попыток лечения, если к тому нет неотложных показаний. Особенно важно придерживаться этого правила у детей с повышенной тревожностью рекомендуют лечение таких испуганных детей начинать лишь во время 4-го посещения, используя 1-е для установления контакта и осмотра, 2-е - для информации ребенка об основах гигиены полости рта, 3-е для обучения приемам чистки зубов и адаптации к подготовительным этапам лечения, обследованию полости рта с помощью зеркала и зубоврачебного зонда, введению в рот ватных валиков, включению бормашины. Стоит сказать также о некоторых ньюансах используемых во время лечения детей. Во-первых это более широкое применение аппликационной анестезии как перед инъекцией так и как самостоятельной способ обезболивания (например при удалении молочных зубов с рассосавшимися корнями). Стоит отдавать предпочтение гелям с различными вкусовыми добавками, чтобы ребенок не чувствовал горького вкуса анестетика. Аппликацию стоит производить на высушенную поверхность слизистой на время порядка 5 минут. Так же не стоит по возможности ограничить количество располагаемых во рту ребенка приспособлений для изоляции рабочего поля: слюноотсосы, языкодержатели, матрицы и т. д. Чем большим количеством инструментов врач пользуется, тем большего беспокойства ребенка стоит ожидать.     5. Общее обезболивание в детской терапевтической стоматологии. Основными показаниями к общему обезболиванию в детской стоматологии являются: 1. Наличие пороков развития (заболеваний) центральной нервной системы (олигофрения болезнь Дауна и т.п.); 2. Эпилепсия; 3. Непереносимость местных анестетиков; 4. Повышенная психоэмоциональная возбудимость ребенка; 5. Заболевания сердечно-сосудистой системы в стадии компенсации; 6. Бронхиальная астма; 7. Возраст ребенка до 5 лет; 8. Наличие одонтогенных воспалительных заболеваний (абсцессы, флегмоны и т.д.), когда применение местных анестетиков болезненно и малоэффективно; 9. Большой объем оперативного вмешательства, при котором местная анестезия недостаточно; 10. Лечение большого количества зубов в одно посещение; 11. Желание родителей провести лечение под наркозом (если нет противопоказаний). Противопоказаниями к плановому наркозу в детской стоматологии являются: 1. Острые заболевания верхних дыхательных путей, или обострение хронических; 2. Острые заболевания паренхиматозных органов (печени и почек), или обострение хронических; 3. Некомпенсированный сахарный диабет, рахит; 4. Заболевания сердечно-сосудистой системы в стадии декомпенсации; 5. Повышенная температура тела (инфекционные заболевания, вирусные инфекции и т.п.); 6. Полный желудок (не ранее, чем через 4 часа после еды); 7. Затруднение носового дыхания (для назофарингеального наркоза); 8. Острые стоматиты, в т.ч. вирусные; 9. Аномалии конституции, связанные с гипертрофией вилочковой железы; 10. Геморрагические диатезы (например, гемофилия). В детской стоматологической практике используются следующие виды наркоза: I. Ингаляционный наркоз: 1) масочный; 2) назофарингеальный; 3) эндотрахеальный или интубационный: а) эндотрахеальный через нос; б) эндотрахеальный через рот; в) эндотрахеальный через трахеостомическую трубку. II. Неингаляционный наркоз: 1) внутривенный; 2) внутримышечный; 3) прямокишечный. III. Смешанный наркоз: достигается при введении в организм нескольких анестетиков как ингаляционным, так и неингаляционным путем. IV. Нейролептаналгезия: для обеспечения потери болевой чувствительности (аналгезии) вводят сильный аналгетик, а также нейролептик, вызывающий безразличие к окружающему. Из нейролептиков чаще всего используется дроперидол, а из аналгетиков – фентанил. Нейролептаналгезия может применяться как в чистом виде, так и в сочетании с местной анестезией и с эндотрахеальным наркозом. К ингаляционным анестетикам относят: эфир; фторотан; галотан; трилен; пентран; закись азота; циклопропан; галан. В настоящее время эфир и циклопропан не применяются, как токсичные и опасные в применении. В практике детской стоматологии для ингаляционного наркоза чаще всего используется фторотан (галотан) – закись азота - кислородная смесь. Внутривенный наркоз как самостоятельный метод чаще всего используется при непродолжительных вмешательствах. К препаратам для неингаляционного наркоза относятся: тиопентал натрия; гексенал; оксибутират натрия (ГОМК); сомбревин; кетамин и его аналоги; дроперидол; седуксен (диазепам); фентанил и др. Для внутримышечного наркоза чаще всего используется кетамин (кеталар, калипсол). При этом наркоз наступает через 4–6 минут и длится до 1 часа, а для продления наркоза допустимо повторное введение препарата. Обследования перед общим наркозом: Ø заключение участкового педиатра о состоянии здоровья ребенка, о перенесенных заболеваниях; Ø общий анализ крови и мочи + тромбоциты и свертываемость крови; Ø группу крови и резус-фактор; Ø ЭКГ; Ø результаты некоторых биохимических исследований (содержание сахара в крови, мочевины, билирубин); Ø заключения соответствующих специалистов при наличии сопутствующей патологии; Ø определить температуру тела ребенка (данные замера температуры тела ребенка). Премедикация перед общим обезболиванием проводится с целью создание эмоционального покоя, облегчение введения в наркоз и уменьшение дозы наркотика, предупреждение избыточных рефлекторных реакций в ходе анестезии и операции, уменьшения секреции слюнных желез. Кроме того, некоторые препараты, используемые для премедикации, потенцируют действие местных и общих анестетиков. Исходя из этого, в состав веществ для премедикации включают: Ø снотворные препараты (фенобарбитал или другие барбитураты); Ø антигистаминные препараты (димедрол, пипольфен и др.); Ø аналгетики (промедол, анальгин и др.); Ø транквилизаторы (триоксозин, седуксен, элениум); Ø атропин. Имеются многочисленные схемы премедикации, но все их можно уложить в следующие рамки: – вечером, накануне операции, назначают антигистаминные препараты; – за 2 часа до операции введение этих препаратов повторяют (не во всех схемах премедикации); – за 30 – 40 минут до операции внутримышечно вводят аналгетики, атропин и малые транквилизаторы (не всегда). При проведении амбулаторных вмешательств в полости рта в условиях поликлиники (лечение зубов) пользуются чаще всего наркозом смесью фторотана, закиси азота и кислорода. Основным является назофарингеальный способ наркоза. Рот фиксируют в открытом положении при помощи межчелюстных распорок. Тампон из поролона в области корня языка перекрывает ротовое дыхание, препятствует аспирации. Больной полулежит в стоматологическом кресле. Анестезиолог удерживает наркозную маску и нижнюю челюсть в правильном положении на весь период наркоза. После наркоза в амбулаторных условиях ребенок нуждается в наблюдении в течение 1-2 часов. Домой он может быть отправлен только в сопровождении взрослых. Следует отметить, что в последнее время в амбулаторных условиях все шире стали использовать препараты для неингаляционного наркоза (кеталар и его аналоги), применение которых позволяет санировать полость рта.  

 

 

7. Особенности оказания стоматологической помощи детям с ограниченными возможностями Детей с ограниченными возможностями следует отнести в особую стоматологическую категорию. Во-первых заболевание может осложнить стоматологический прием. Во-вторых, заболевание либо проводимое лечение может повлиять на стоматологический статус подобных пациентов. В-третьих стоматологическое вмешательство для таких пациентов может быть более опасным чем для соматически здоровых пациентов. Рассмотрим некоторые наиболее распространенные заболевания. Детский церебральный паралич. ДЦП - группа различных по клиническим проявлениям синдромов. которые возникают в результате дизонтогенеза мозга или его повреждения на различных этапах онтогенеза и характеризуются неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения. У детей с ДЦП чаще наблюдают и в большей степени выражены некоторые патологические состояния челюстно - лицевой области. - С наибольшей частотой встречается кариес и его осложнения. Наибольшая интенсивность кариеса характерна для больных с тяжелым поражением ЦНС при ДЦП. что обусловлено комплексом этиологических факторов, действующих на разных стадиях развития организма ребенка. Именно поэтому интенсивность кариозного процесса обусловлена сочетанием нарушений гистоорганогенеза и минерализации зубов. Временные зубы поражаются кариесом в большей степени. Преобладание количества кариозных зубов над здоровыми свидетельствует о неудовлетворительном качестве и несвоевременной стоматологической помощи данной категории детей. - У детей с ДЦП выявлено многообразие пороков развития зубок смешаная гипоплазия временных и постоянных зубов (обусловленная неблагоприятными факторами их формирования и минерализации под воздействием причин, вызвавших ДЦП). задержка прорезывания временных и постоянных зубов, патологическая стираемость временных и постоянных зубов (особенно при гиперкинетической форме). - Заболевания пародонта. Эти заболевания (хронический гингивит) встречаются довольно часто, что объясняется неспособностью многих пациентов адекватно чистить зубы, а гигиенические мероприятия полости рта у них осуществляются плохо и редко. Большую роль в развитии заболеваний пародонта играет диета. Дети, испытывающие трудности с жеванием и глотанием. употребляют мягкую, легкопроглатываемую пищу, которая обычно богата углеводами. У пациентов, принимавших фенитоин (дифенин) для предотвращения развития судорог, часто наблюдают гипертрофию десен. - Аномалии окклюзии. У описываемых больных аномалии окклюзии наблюдав в 2 раза чаще, чем у остальных детей. Встречаются в основном следующие аномалии: протрузия верхних фронтальных зубов, глубокое резцовое перекрытие, большая сагиттальная щель, вертикальная дизокклюзия и односторонний перекрестный прикус. Основной причиной этих патологических состояний является дисгармония внутри- и внеротовых мышц челюстно-лицевой области. Некоординируемые и неконтролируемые движения нижней челюсти, губ и языка также имеют большое значение в развитии аномалий окклюзии. - Бруксизм. Данное расстройство нередко наблюдают у пациентов с ДЦП. При этом отмечают значительное стирание окклюзионных поверхностей временных и постоянных зубов, что приводит к снижению высоты нижней трети лица. Впоследствии может развиться дисфункция височно- нижнечелюстного сустава. - Травма. Больные ДЦП более подвержены травме, особенно верхних фронтальных зубов. Это связано с большим риском падений у таких детей наряду с уменьшенной способностью смягчать падения, а также протрузией верхних фронтальных зубов. Эпилепсия. Эпилепсия - хроническое заболевание, характеризующееся повторными, преимущественно непровоцируемыми приступами с нарушением двигательных, чувствительных, вегетативных, мыслительных или психических функций, возникающих вследствие чрезмерных нейронных разрядов в сером веществе коры головного мозга. У больных эпилепсией регистрируют снижение минеральной плотности костной ткани в среднем на 10-20%. Внезапно возникающие, периодически повторяющееся судорожные приступы могут приводить к травмам, локальным изменениям зубов или слизистой оболочки полости рта. В результате стоматологического обследования у таких детей выявлена высокая распространенность кариеса и его осложнений (84,2%). При изучении особенностей кариозного процесса было выявлено, что наибольшая его интенсивность характерна для больных с парциальными формами эпилепсии. Во временных зубах множественный кариес протекает остро с образованием большого количества непигментированных полостей, распространяющихся по поверхности зуба (плоскостная форма). В постоянных зубах у детей с парциальной эпилепсией выявляют кариозные полости с нетипичной локализацией на бугорках моляров и премоляров. Кроме того, у этих детей зарегистрированы пороки развития зубов в виде системной гипоплазии и большое количество ЗЧА (72%). Патологическая сгораемость эмали зубов и травматическое поражение зубов больше характерны для детей с генерализованными формами эпилепсии, что связано с сильным сжатием челюстей при эпилептическом припадке. Травма зубов выражается множественными сколами твердых тканей в пределах эмали зуба, реже в пределах эмали и дентина. Из заболеваний пародонта чаще встречается хронический катаральный гингивит, одной из причин которого является неудовлетворительная гигиена полости рта. Однако гингивиты у данной группы пациентов плохо поддаются общепринятому медикаментозному лечению даже при тщательном уходе за полостью рта. Возможно, это связано с побочным действием противосудорожных препаратов, применяющихся для лечения эпилепсии. Хронический гипертрофический гингивит встречается редко, что связано с переходом практической медицины на более современные противосудорожные препараты, не имеющие подобного побочного эффекта. У большинства детей с эпилепсией отмечают неудовлетворительную гигиену полости рта, что можно объяснить неспособностью осуществлять гигиенические процедуры вследствие задержки психоречевого развития и недостаточной моторики рук, а также отсутствием системы обучения гигиене полости рта и недостаточным контролем со стороны родителей. При оказании стоматологической помощи эпилептикам следует учитывать следующие моменты: - эпилептический припадок может быть вызван мелькающим светом, сильной эмоцией, громкими звуковыми раздражителями, проведением обезболивания; - использование некоторых медикаментов для лечения основного заболевания может изменить картину крови, так лечение фенитоином, карбамазепином и этосуксимидом осложняется агранулоцитозом, тромбоцитопения характерна при применении фенитоина, карбамазепина и особенно вальпроевой кислоты, вследствие чего любые травматические вмешательства и даже использование высокоскоростных пылесосов и слюноотсосов может привести к кровотечениям и гематомам, причем в последствии последние могут нагноиться; - еще один побочный эффект от применения вышеуказанных лекарств – повышенная нервозность, поэтому даже простейшие манипуляции у данных детей требуют гораздо больше времени и эмоциональных усилий; - стоматолог должен хорошо уметь распознать признаки ауры начинающегося приступа и вовремя прекратив вмешательство суметь оказать необходимую помощь, иногда еще до начала ауры за несколько часов или минут у ряда больных ухудшается самочувствие, появляется головная боль, головокружение, беспокойство. Исходя из вида и частоты эпилептических приступов пациентов подразделяют на три группы: - пациенты у которых в результате адекватного лечения припадки не регистрируются достаточно долгое время (более года), их прием производится в условиях поликлиники с учетом особого статуса пациента; - пациенты припадки, которых имеют место достаточно редко (менее раза в неделю), их прием ведется на базе стационара, куда они периодически госпитализируется для коррекции медикаментозной терапии, целесообразно перед началом санации проконсультироваться с педиатром о необходимой премедикации или повышении дозы антиконвульсантов; - пациенты с часто повторяющимися приступами дети с очень большой задержкой психоречевого развития, а также маленькие дети, страдающие эпилепсией и имеющие большой объем стоматологического лечения, лечение таких пациентов желательно проводить под общим обезболиванием.   8. Основные методы обследования пациента в детской стоматологии. Зубные формулы временных и постоянных зубов. Основными в детской стоматологии как и в многих других отраслях медицины являются общеизвестные субъективные (сбор анамнеза и жалоб) и объективные (осмотр, пальпация и инструментальное обследование с помощью зонда и стоматологического зеркала) методы. Жалобы в большинстве своем могут быть на те или иные явления как местного, так и общего характера. Местные жалобы могут быть на: - боль: стоит в ходе опроса выяснить: - ее локализацию (при пульпите и кариесе боль часто делокализована и при множественном поражении бывает нелегко найти причинный зуб, при невралгии боль имеет место с местах иннервации соответствующей ветви, при остром периодонтите локализация очень четкая и пациент безошибочно указывает зуб, который болит) - самопроизвольность либо зависимость от тех или иных раздражителей (например, курковые зоны при невралгии) - характер (достаточно относительный показатель, но все же позволяющий с достаточной определенностью отличить резкую похожую на удар тока боль при невралгии, либо внезапном давлении на обнаженный рог пульпы от монотонной и ноющей в, допустим, подостром очаге воспаления) - зависимость от времени суток (для пульпита характерны вечерне – ночные приступы болей, но в целом тоже достаточно относительный показатель) - иные неприятные или необычные ощущения: - жжение (при катаральном воспалении слизистой оболочки, при анемии, при раздражении барабанной струны патологическими состояниями ВНЧС) - онемение, выпадение чувствительности какой либо области (при повреждении либо патологии ветвей тройничного нерва) - хруст и(или) щелканье в суставе при движениях нижней челюсти (например при проскальзывании суставного хряща вперед суставной головки при дисфункции ВНЧС) - дискомфорт при приеме пищи, речи вследствии: - неполного открывания рта (артрозы, анкилозы) - привычного вывиха - аномалий развития элементов полости рта (короткие уздечки губ и языка, макроглоссия) Следует помнить, что ребенок может выразить не точно свои ощущения, а его родители могут судить, как и врач лишь по жалобам маленького пациента. Анамнез жизни может быть отягощенным и неотягощенным. Анамнез считают отягощенным, если установлены факторы, вызвавшие или способствовавшие возникновению заболевания, выявлена генетическая предрасположенность заболеванию, определены другие болезни ребенка, имелись нарушения питаниям условий жизни ребенка и др. Для анамнеза жизни важно выяснить: - место рождения и проживания ребенка для выяснения возможной эндемической патологии - заболевания, прием медикаментов и стрессорные факторы воздействовавшие на мать в период беременности - срок и особенности рождения ребенка (изменения срока вынашивания, родовые травмы) - характер питания (искусственное или естественное грудное вскармливание, характер пищи по прошествии грудного периода) - перенесенные и имеющиеся на данный момент соматические заболевания ребенка, карту прививок, контакт с очагами инфекционных заболеваний, особенно в недавнем прошлом - аллергологический анамнез и аллергические заболевания: атопический дерматит, бронхиальная астма - характер ухода за полостью рта При сборе анамнеза заболевания устанавливают следующие данные; - когда и как началось заболевание (остро, внезапно, постепенно) - связь его возникновения с инфекцией, травмой, интоксикацией, переохлаждением: какие факторы предшествовали заболеванию - особенности клинических проявлений (первые патологические признаки, их изменение, появление новых симптомов) - течение заболевания (прогрессирующее, регрессирующее, с ремиссиями) - факторы, отягчающие течение, вызывающие рецидив заболевания - факторы, способствующие улучшению состояния - проведенное ранее обследование и его результаты - проведенное ранее лечение и его результаты - проведенные профилактические мероприятия Осмотр подразделяется на общий и местный, последний в свою очередь на внеротовой и внутриротовой. Общий осмотр имеет целью выяснить: - общесоматическое состояние пациента, которое можно подразделить на удовлетворительное (нет жалоб на общее самочувствие, нет патологии в работе органов и систем), средней степени тяжести (есть ухудшение общего самочувствия, умеренные изменения температуры, пульса, но ребенок достаточно активен, адекватно вступает в контакт), тяжелое (подвижность ребенка ограничена, он заторможен, контакт затруднен, могут быть нарушения сознания). - частоту, ритм, глубину дыхания, пульса, температуру тела, давление - характер осанки ребенка (при нарушенной осанке наблюдают гиперактивность ряда мышц, в том числе грудино-ключично- сосцевидной, что обусловливает краниовертебральную патологию и развитие ЗЧА) - состояние кожных покровов и наличие и характер морфологических элементов, позволяющих предположить то или иное заболевание (коревая сыпь, элементы по типу кокард при многоформной эксудативной эритеме и д.т.) - состояние лимфоузлов: локализация, размеры и количество, подвижность или спаянность узлов между собой, с подлежащими тканями, эластичность или плотность, болезненность или безболезненность, температура кожи и внешний вид кожи в месте пальпируемых узлов. Местный внеротовой осмотрпозволяете выяснить: - состояние регионарных лимфоузлов - особенности конфигурации лица: - наличие выраженной асимметрии лица (при воспалительном процессе флюктуирующее, болезненное образование, при наличии остеом – плотное, безболезненное) - изменение классических пропорций лица, говорящих о наличии ЗЧА - нарушения функций носового дыхания и глотания, что так же становится причиной ЗЧА (так появление точечных углублений на подбородке (симптом наперстка) и увеличение высоты нижней трети лица во время глотания говорит об его инфантильном типе) - нарушение речи (нарушение произнесения звуков ”л”, ”р”, ”д”, ”т” может быть признаком, например, короткой уздечки языка) - заподозрить патологию ВНЧС пальпацией последнего у козелка уха в покое и движении, наблюдением за характером и полнотой открывания рта - консистенцию и болезненность слюнных желез при пальпации - пальпация жевательной, височной и крыловидных мышц для выяснения повышенного тонуса и болезненности Местный внутриротовой осмотр позволяет определить: - наличие дефектов строения и морфологии красной губ: - расщелины губ - различные формы хейлитов (чешуйки при сухой форме эксфолиативного хейлита, симптом росы при гландулярном) - заеды (мокнущая, покрытая белым налетом кандидозная, покрытая золотистой корочкой, легко образующая трещины - стрептококковая) - небольшие гематомы и ранки (как следствие вредной привычки прикусывания губ, либо тенденции к самотравматизации у детей с нарушениями умственного развития) - наличие дефектов строения уздечек губ и языка и преддверия полости рта (преддверие полости рта до 5 мм. мелкое, 5-10 мм. среднее, более 10 мм. глубокое, уздечка обычно начинается в 4-6 мм. от края десны (нацрук с106))


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: