Для того чтобы сельское хозяйство выжило в эти крайне неблагоприятные для его развития времена, земледелие должно полнее приближать свои технологии к почвенно-климатическим условиям. С одной стороны это предполагает ещё более дифференцированный подход к мелиорации, удобрению и обработке разнообразных почв, с другой стороны – очень актуальным становится создание новых сортов и гибридов, наиболее полно использующих местные климатические ресурсы и даже в какой-то степени игнорирующие их. В данном случае речь идёт о скороспелых сортах. В то же время, чтобы правильно подобрать агротехнику и набор высеваемых культур в резко меняющихся, на большей части территории России, условиях увлажнения и теплообеспечения, земледелец может и должен тесно опираться на климатический прогноз, точность которого в последнее время сильно повысилась.
Правила оформления контрольной работы
1. Работу можно выполнять в обычных учебных тетрадях на 18 листов или на бумаге стандартного размера в книжном варианте (лист развёрнут вертикально). Очень важно, особенно если работа написана от руки, а не напечатана, подписать каллиграфически правильно титульный лист. При этом особенно чётко должен выделяться шифр с аббревиатурой, присвоенный Вам на заочном отделении, например Э-99213, УБ-98104 (прил.1), название предмета и Ваши фамилия, имя и отчество.
2. Если у Вас крупный или неясный почерк, лучше писать через клеточку, а во втором случае более благоприятный вариант – отпечатать работу. Небрежное написание работы выражает несерьёзное отношение к предмету и неуважение к преподавателю.
3. На первой за титульным листом странице пишут содержание (прил.2), где перечисляют учебные вопросы. Список вопросов к контрольной работе представлен в приложении 3. По этим же вопросам составлены экзаменационные билеты. Так что в период подготовки к сессии именно на них следует обратить особое внимание.
|
4. Для выполнения контрольной работы нужно выбрать 3 вопроса: по одному вопросу из каждого раздела. Последняя цифра Ваших вопросов всегда должна совпадать с последней цифрой Вашего шифра.
5. Для написания контрольной работы необходимо иметь минимум три учебника: по почвоведению, земледелию и агрохимии.
6. Ответ на каждый новый вопрос должен начинаться с новой страницы, если до конца страницы менее1/3.
7. Заголовок вопроса отделяется от основного текста двойным интервалом. В тетради, как и при написании любого документа, нужно соблюдать поля, поэтому оставляйте интервалы сверху, снизу и справа страницы. Для тех, кто выполняет работу на бумаге стандартного размера, эти интервалы известны и общеприняты: сверху – 1,5 см, снизу – 2,0 см, слева – 3,0 см, справа – 1,0 см. В тетради интервалы более мелкие.
8. Отвечать следует по сути. У любого ответа должно быть короткое вступление и логическое завершение. Например, если вопрос о принципах построения и назначении какого-либо типа севооборотов, нужно начать ответ с того, что такое севооборот вообще. Или, если речь идёт о физических свойствах почвы, нужно коротко сказать, что такое почва, и какое значение для неё имеют физические свойства, и только потом характеризовать конкретные физические показатели почвы. Логическое изложение ответа и конкретная информация, раскрывающая суть вопроса, говорит о том, что студент действительно понял, о чём написал.
|
9. Контрольную работу должен завершать список используемой литературы.
10. После написания контрольной работы её пересылают, а ещё лучше сдают методисту. Там ей присваивают входной номер, и она идёт далее на кафедру преподавателю. Из-за нестабильности работы почты университет не рассылает не зачтённые контрольные работы на доработку, поэтому лучше узнать до сессии, зачтена ли Ваша работа.
Работа с литературой
Учебники типа «Земледелие с основами почвоведения», «Земледелие с основами агрохимии» не всегда включают необходимый объём информации. По агрохимии наиболее удачным является учебник 1989 года издания под редакцией академика ВАСХНИЛ Б.А. Ягодина, Москва, ВО «Агропромиздат». Так как количество этих учебников ограничено, для прояснения того или иного вопроса можно взять его в читальном зале университета (главный корпус, первый этаж). Учебник «Почвоведение» под редакцией профессора И.С. Кауричева (Москва, ВО «Агропромиздат», 1989) написан довольно сложным научным языком. Поэтому, если есть возможность, можно использовать более доступный в понимании учебник, например, И.И. Гантимуров Почвоведение, 1,2-я части, Новосибирск, 1975. Для углубленного понимания предмета желательно воспользоваться дополнительной литературой. Важно это и потому, что все учебники написаны европейскими авторами и слабо отражают специфику нашего региона. Список рекомендуемой литературы прилагается.
Рекомендуемая литература
|
1. Агропочвоведение / Под ред. проф. В.Д. Мухи – М.: Колос, 1994.
2. Агрохимия / Под ред. проф. Б.А. Ягодина – М.: Агропромиздат, 1989.
3. Земледелие / Под ред. проф. С.А. Воробьёва – М.: Агропромиздат, 1991.
4. Почвоведение / Под ред. проф. И.С.Кауричева – М.: Агропромиздат, 1989.
5. Качинский Н.А. Физика почвы: В 2 ч. – М.: Высш. шк., 1965, 1970.
6.Ковда В.А. Основы учения о почвах. – М.: Наука, 1973. – т.1,2.
7. Роде А.А. Основы учения о почвенной влаге. – Л.: Гидрометеоиздат, 1965; 1969. – Т.1, 2.
8. Орманджи К.Е. Вспашка. Боронование. Предпосевная культивация. Посев зерновых колосовых культур // Техника в сел. хоз-ве. –1978. - № 4.
9. Данилов Г.Г. Система обработки почв. – М.: Россельхозиздат, 1982.
10. Гончаров П.Л., Кирюшин В.И., Камерлок Э.И. Зональные системы земледелия Новосибирской области: Рекомендации / ВАСХНИЛ. Сиб. отд-ние. - Новосибирск, 1982.
11. Конев А.А. Почвозащитное земледелие в Западной Сибири: Лекция. – Новосибирск, 1982.
12. Комбинированная система основной обработки почвы // Степные просторы. – 1985. - № 4-5.
13. Рекомендации по обработке почв на склонах, подверженных водной и ветровой эрозии. – Новосибирск, 1978.
14. Приёмы обработки почв и влагонакопления в Западной Сибири и Зауралье /(Редкол.: Н.З. Милащенко и др.) / ВАСХНИЛ. Сиб. отд-ние.- Новосибирск, 1984. – 48 с.
15. Моргун Ф.Т. Почвозащитное бесплужное земледелие. – М.: Колос, 1984. –279 с.
16. Севообороты и приёмы обработки почвы в системе сухого земледелия: Науч. тр. / ВАСХНИЛ, Всерос. НИИ орошаемого земледелия. – Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1988. – 173 с.
17. Юферов В.А. Севообороты в Западной Сибири. – Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1970. – 96 с.
18. Борисова В.А. Овоще-кормовые севообороты в зональных системах земледелия (Приморского и Алтайского краёв) // Земледелие. – 1996. - № 1.
19. Зерновые культуры Сибири. – М.: Россельхозиздат. – 1985 – 224 с.
20 Шрамко Н.В. и др. Научные основы построения севооборотов // Вестник с.-х. науки Казахстана. – 1983. - № 10. –С. 26-30.
21. Нарциссов В.П. Системы земледелия и севообороты основных зон Российской федерации. – М.: Колос, 1968. – 438 с.
22. Роль растительных остатков, соломы и сидератов в воспроизводстве плодородия чернозёмов // Мелиорация и водное хозяйство. – 1991. - № 12. –С. 44-46.
23.Марковский А.Г. Эффективность минеральных удобрений при различных системах обработки почвы в севообороте // Плодородие почвы и урожай. – Ульяновск, 1975.- 45с.
24. Практикум по агрохимии / Под ред. проф.Б.А. Ягодина– М.: Агропромиздат, 1987.
Приложение 1
Образец заполнения титульного листа
ФГБОУ ВО НОВОСИБИРСКИЙ ГАУ
Кафедра почвоведения, агрохимии и земледелия
Контрольная работа
по земледелию
с основами почвоведения и агрохимии
Выполнила: студентки 2-го курса, факультета
заочного образования
гр.2339, шифр Т-34231
Грунина Галина Васильевна
Новосибирск 2018
Приложение 2
Образец составления содержания
Содержание
1. Понятие о системе земледелия. Составные части современной системы
земледелия……………………………………………………………………………2
2. Предупредительные меры борьбы с сорняками………………………………...5
3. Земледелие как отрасль сельского хозяйства и земледелие как наука……….10
4. Микроэлементы, их значение в жизни растений.
Микроудобрения……………...............................................................................13
5. Поглотительная способность почв…………………………………………......15
Используемая литература………………………………………………………..18
Приложение 3
Вопросы для выполнения контрольной работы по курсу
«Земледелие с основами почвоведения и агрохимии»
ПОЧВОВЕДЕНИЕ
1. Почвоведение как наука. Почва, факторы почвообразования.
2. Сущность почвообразовательного процесса.
3. Физические свойства почв, их значение с точки зрения земледелия.
4. Формы воды в почве и степень её доступности для растений.
5. Органическое вещество почв и гумус, их роль в почвообразовании и плодородии.
6. Почвенный профиль и почвенные горизонты.
7. Виды и показатели почвенного плодородия
8. рH почвы и его регулирование.
9. Поглотительная способность почв, её виды.
10. Ёмкость катионного обмена и состав обменных катионов (смотреть в разделе «Поглотительная способность почв»).
11. Газообразная и жидкая фазы почв.
12. Закономерности формирования почвенного покрова. Основные типы почв России и ближнего зарубежья.
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ
0. Земледелие как отрасль сельского хозяйства и земледелие как наука.
1. Понятие о сорной растительности. Вред, причиняемый сорняками отраслям сельского хозяйства.
2. Биологические особенности сорняков, позволяющие им успешно конкурировать с культурными растениями.
3. Классификация сорняков, принципы, положенные в её основу.
4. Предупредительные меры борьбы с сорняками.
5. Агротехнические меры борьбы с сорняками (удушение, истощение, провокация).
6. Биологические меры борьбы с сорняками.
7. Понятие о гербицидах. Классификация гербицидов.
8. Способы и приёмы основной обработки почвы.
9. Понятие о системах обработки почвы. Система основной (зяблевой) обработки почвы.
10.Система предпосевной обработки почвы под яровые культуры.
11. Система обработки почвы при уходе за посевами.
12. Система обработки чистого пара.
13 Понятие о водной и ветровой эрозии почв. Условия, районы распространения и вред, причиняемый ими.
14. Обработка почв, подверженных ветровой эрозии.
15. Обработка почв, подверженных водной эрозии.
16. Классификация паров, районы применения различных видов пара.
17. Приёмы поверхностной обработки почвы.
18. Понятие о бессменных и чередующихся посевах. Группировка сельскохозяйственных культур по их отношению к бессменным посевам.
19. Химические и биологические причины чередования сельскохозяйственных культур.
20. Физические и экономические причины чередования культур.
21. Классификация севооборотов, принципы, положенные в её основу.
22. Группа отличных предшественников для культур полевого севооборота.
23. Группа хороших предшественников для культур полевого севооборота.
24. Характеристика яровых зерновых культур как предшественников.
25. Полевые севообороты, их назначение и принципы построения.
26. Кормовые севообороты, их назначение и принципы построения.
27. Специальные севообороты, их назначение и принципы построения.
28. Внедрение севооборотов (введение, освоение, соблюдение).
29. Понятие о системе земледелия. Составные части современных систем земледелия.
30. Понятие о зональных системах земледелия.
АГРОХИМИЯ
1. Требования растений к условиям питания в различные периоды роста. Критические периоды в питании растений.
2. Способы и сроки внесения удобрений.
3. Роль азота в питании растений. Азотные удобрения, их свойства и применение.
4. Роль фосфора в жизни растений. Фосфорные удобрения, их свойства и применение.
5. Роль калия в жизни растений. Калийные удобрения, их свойства и применение.
6. Микроэлементы, их значение в жизни растений. Микроудобрения.
7. Комплексные удобрения, их характеристика и использование.
8. Органические удобрения, их характеристика и использование.
9. Роль органических и минеральных удобрений в питании растений и повышении плодородия почв.
10. Оценка экономической эффективности применения удобрений.
Содержание
Введение........................................................................................................... | |
1. Вводная лекция............................................................................................ | |
1.1. Земледелие как сфера человеческой деятельности. Развитие земледелия в России................................................................................................. | |
1.2. Земледелие как отрасль сельского хозяйства........................................ | |
1.3. Земледелие как наука............................................................................... | |
1.4. Задачи современного земледелия........................................................... | |
2. Правила оформления контрольной работы.............................................. | |
3. Работа с литературой.................................................................................. | |
Рекомендуемая литература............................................................. | |
Приложения..................................................................................................... |