Текст 5
Цитата: «Не следует останавливаться на уровне каништха-адхикари, преданного низшего класса, которого привлекает только поклонение Божеству в храме».
. Запомнить и объяснить термины:
- каништха
- мадхьяма
- уттама
Текст 5 соответствует стадии бхаджана-крия и описывает как общается с тремя типами преданных мадхьяма-адхикари.
Также это инструкции для всех, кого из вайшнавов мы должны выбирать в друзья, кому мы должны служить, другими словами, как и к кому следует применять указания текста 4.
Здесь рассматриваются три типа преданных согласно их духовному уровню: каништха-адхикари, мадхьяма-адхикари и уттама-адхикари. Как перходить с уровня каништхи на уровень уттама.
Разделы комментария:
1 Определение трех уровней преданных. (стр 47-48, и кон комм). Стр162 гуру-ништха. Ключ для понимания священных писаний.
2 Важность дикши. (процесс который помогает перейти от каништхи до уттамы).
3 Важность намы (для развития)
4 Важность веры (для развития)
5 Служение гуру (для развития)
Важность стиха – выбор общения. Шрила Прабхупада приводит инструменты при помощи которых можно продвигаться.
кршнети йасйа гири там манасадрийета
дикшасти чет пранатибхиш ча бхаджантам ишам
шушрушайа бхаджана-виджнам ананйам анйа-
ниндади-шунйа-хрдам ипсита-санга-лабдхйа
Преданному, который повторяет святое имя Господа Кришны, следует оказывать почтение мысленно; перед преданным, который получил духовное посвящение (дикшу) и поклоняется Божеству, нужно смиренно склоняться, а с чистым преданным, который достиг высот в неуклонном преданном служении и в чьем сердце не осталось и следа желания критиковать других, необходимо общаться и стараться служить ему с верой и преданностью.
Связь между четвертым и пятым стихом:
Пятый стих продолжает обучать обучению с вайшнавами.
1 Стих относится к мадхьяме.
Деление стиха:
Первая строка – каништха (Шрила Прабхупада приводит пример сахаджии)
Вторая строка – мадхьяма (тот кто имеет дикшу, уходит склонность к греху. стр 147)
Четвертая строка - уттама-адхикари
1 (тот кто достиг совершенство в бхаджане и тот кто не завидует). Повторяет свои круги на четках и ищет новые пути для распространения сознания Кришны (кон комм). Не тратит время впустую.
2 Уходит склонность к нинде (к оскорблениям)
Эти три категории преданных определяются здесь с точки зрения практики
Уттама, уровень гуру | Мадхьяма | Каништха | |
Знание | Глубокое, шастра юкти нипуно | Неполное. Изучает | Поверхностное. «все знает» |
Вера | Непоколебимая праудха | Вера в гуру дритха | Появляются сомнения комала |
Защита | Сражается, приводит аргументы | Отходит | Фанатизм |
Место в лестнице бхакти | С уровня ручи | До ручи | До анартха нивритти |
Видение по ШБ | Видит каждого как слугу Кришны. Видит каждого на своем уровне (гопи и олени) | Тот, кто различает категории преданных | Поклоняется Божеству, не может различать преданных |
По наме. Наму дают по уровню веры | Своим видом вдохновляет других повторять святое имя. Шудханам. | Постоянно повторяет. Нама-абхас. | Один раз повторил святое имя. Нама-апарадха. |
Причина падения (Бхактисид) | Когда имитирует уттаму. | Когда имитирует гуру |
10 основ философии:
Знание шастр это знание семи аспектов татвы.
1 Кришна татва - Бог
2 Шакти татва - Кришны самодостаточны(три энергии)
3 Раса татва отношения между Кришной и дживами.
4 Мукта джива
5 Баддха джива(природа рабства)
6 Процесс освобождения
7 Ачиньтья бхедаабхеда татва
Верить в шастры это
1 татва вичар – вера,знание о татве
2 абхидея вичар – вера, знание в путь
3 праеджана вичар – вера, знание в цель (према пумартха мохан)
ГЛАВНАЯ ОСНОВА - ШРИМАТ БАГАВАТАМ АМАЛАМ
Ценности самое уязвимое место.Смена цели вытесняет Бакти(букти и мукти)
Глубина веры и знания этих 7 аспектов делит преданных на каништху мадхьяму и уттаму.
2 Дикша – человек готов совершат аскезы. (пройти бхакти-шастри) Получив дикшу, человек становится равным Кришне.
Дикша: тапа (разочарование в материальных наслаждениях), В нашей сампрадае серьезно относились к дикше. (Бхактисидханта сарасвати, Нароттам). Гуру должен следить готов ли ученик к дикше. Мадхьяма падает имея много неквалифицированных учеников.
Стих относится к ступени бхаджана-крияи комментарий углубляет понимание как это сделать. Как действовать чтобы перейти на ступень ништхи. (стр 166, 25 мин)
3 Нама – стр 52 Господа Шри Чайтанья Махапрабху, которого называют патита-паваной. Мы патиты, но к счастью есть патита-павана. Шрила Прабхупада даёт святое имя и дальше даёт важность служения. Когда человек искренне служит, то тогда он может рассчитывать на милость Господа.
Имя продается за веру если я каништха, мне дадут только нама-апарадху.
Падение происходит тогда когда человек выдает себя за высокий уровень. (каништха выдает себя за мадхьяму). Он проповедует с этого уровня.
Мадхьяма – тот, кто должен проповедовать (он различает). Проповедуя мадхьяма не должен выходит за пределы своей компетенции. Идеально гуру должен быть уттамой. Уттама тот кто равно может дать сознание Кришны всем.
4 Вера – ее необходимо укреплять: изучать священные писания, вера происходит из гуны благости (сатва-анурупа БГ17.3).
5 Служение гуру - определение уттама - гуру. Осознав себя вечным слугой Кришны, человек утрачивает интерес ко всему, что не связано со служением Кришне. Всегда думая о Кришне, изобретая все новые и новые методы распространения святого имени Кришны, он осознает, что единственная его задача – распространять движение сознания Кришны по всему миру. Следует считать такого человека уттама - адхикари и всегда искать его общества, строя свои отношения с ним на шести принципах (стр 64).
Уттам адхикари – тот способен изменить сердце человека (Бхактивинод Тхакур). Рупа Госвами определяет отношения с гуру словом шушрушая (слушать и слушаться).
Качества гуру: контроль чувств (уровень ништхи).
Служение гуру называется вишрамбха гуру сева - это способ постичь смысл священных писаний.
Лучшая дакшина гуру – поделиться тем знанием которое человек получил от гуру.
Святое имя можно купить только за чистую монету, выдавая себя за преданного более высокого уровня человек не сможет получить чистое имя.
- История про Тотаку, ученика Шанкарачарьи
Ключ к прогрессу, по словам Шрилы Прабхупады – повторение маха-мантры с верой в Кришну и принятие пищи только в виде прасада. Только так можно понять Его и приблизиться к Нему.
Вывод: Необходимо знать о трёх категориях преданных, чтобы разумно осуществлять шесть принципов любовных взаимоотношений, упомянутых в тексте 4. По совету Шрилы Прабхупады, следует искать общества уттама-адхикари и стремиться стать мадхьяма-адхикари, не останавливаясь на начальной ступени.
.
Задания
Ответить на вопросы:
1. Охарактеризуйте типы преданных-неофитов.
2. Каковы признаки истинного вайшнава? Как следует к нему относиться?