по дисциплинам программы




Дополнительная профессиональная программа

(профессиональная переподготовка)

ПСИХОЛОГ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

МОДУЛЬ 5

«ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

ФОРМА АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Требования к итоговой аттестации

Итоговая аттестация включает теоретическую и практическую составляющие: предоставление материалов по практической части обучения (4-й модуль «Практикум») и итоговый экзамен по теоретической части обучения.

Итоговый экзамен проводится в письменной форме по билетам. В билет включаются два вопроса.

На итоговом экзамене проверяется наличие у обучающихся компетенций, необходимых для осуществления деятельности психолога в социальной сфере.

Методические указания. Экзамен проводится в объеме программы, по билетам, включающим 2 вопроса.

Общая оценка за экзамен определяется как средняя арифметическая оценок, полученных за каждый вопрос. При оценке теоретических знаний, практических умений обучающихся на экзамене учитываются также их текущая успеваемость по дисциплинам модуля и результаты итоговых заданий по дисциплинам, предусмотренных учебным планом.

Содержание экзамена

 

Слушатель, окончивший курсы профессиональной переподготовки «Психолог в социальной сфере», и получивший право на ведение профессиональной деятельности с квалификацией «Психолог в социальной сфере», должен быть готов: осуществлять профилактику и психологическую коррекцию негативных социальных проявлений в поведении социальных групп и отдельных лиц; оказывать психологическую помощь представителям социально уязвимых слоев населения; осуществлять подготовку межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам.

Экзамен осуществляется в целях проверки достижения слушателями обязательных результатов обучения по дисциплине – минимума, который необходим для дальнейшей профессиональной деятельности, выполнения программных требований к уровню подготовки обучающихся. Обучающийся допускается к сдаче экзамена, если он сдал все зачеты по дисциплинам.

Результаты итоговой аттестации оцениваются на основании:

– содержания ответов на теоретические вопросы экзаменационного билета итогового экзамена;

– наличия положительных итогов защиты проекта;

– эффективности применения практических материалов в профессиональной деятельности.

Итоговая аттестация оценивается по 4-х балльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Критерии оценки ответа выпускника на итоговом экзамене

Отметка «отлично» выставляется при условии, когда обучающийся:

– демонстрирует глубокое познание программного материала, в полном объеме раскрывает теоретическое содержание вопросов билета, увязывая его с задачами профессиональной деятельности;

– не затрудняется с ответом на дополнительные вопросы экзаменатора;

– при ответе использует понятийно-категориальный аппарат соответствующей учебной дисциплины и четко применяет его при анализе социальных явлений и проблем социальной и профессиональной деятельности;

– дает четкое обоснование принятых решений, умеет самостоятельно последовательно, логично, аргументированно излагать, анализировать, обобщать изученный материал, не допуская ошибок.

Отметка «хорошо» выставляется при условии, когда обучающийся:

– проявилдостаточный уровень сформированности компетенций, твердо знает программный материал, правильно, по существу и последовательно излагает содержание вопросов билета;

– при ответе использует понятийно-категориальный аппарат соответствующей учебной дисциплины и четко применяет его при анализе социальных явлений и проблем социальной и профессиональной деятельности;

– ответы на вопрос не имеют логически выстроенного характера, но используются такие мыслительные операции, как сравнение, анализ и обобщение;

– владеет основными умениями и навыками, но при ответе допускает незначительные ошибки и неточности.

Отметка «удовлетворительно» выставляется при условии, когда обучающийся:

– усвоил только основные положения программного материала;

– содержание вопросов билета излагает поверхностно, дает неполные (неточные) определения понятий, при аргументации не дает должного обоснования;

– допускает неточности и ошибки, нарушает последовательность в изложении материала;

– испытывает затруднения при ответе на дополнительные вопросы экзаменатора.

Отметка «неудовлетворительно» выставляется при условии, когда обучающийся:

– при оценке сформированности компетенций показал знания, умения и владения программным материалом ниже минимального (порогового) уровня, то есть допустивший принципиальные ошибки при ответе;

– представление профессиональной деятельности не рассматривается в контексте собственного профессионального опыта, практики его организации;

– при ответе на вопросы билета не дает трактовки основных понятий, при их употреблении не указывается авторство;

– не смог ответить на дополнительные вопросы или отказался отвечать.

Контрольные вопросы итоговой аттестации

по дисциплинам программы

«Психолог в социальной сфере»

1. Законодательная база Российской федерации в сфере социальных гарантий и поддержки граждан

2. Нормативно – правовое обеспечение деятельности социальных служб в оказании помощи семьям и детям.

3. Социальная политика государства в сфере здравоохранения и образования.

4. Нормативно – правовая база деятельности социальных служб с гражданами пожилого возраста и их особых групп (ветеранов, инвалидов).

5. Правовое регулирование деятельности психолога в социальной сфере.

6. Основные этические нормы и принципы профессиональной деятельности психолога.

7. Психология как наука. Предмет, задачи, методы исследования в психологии.

8. Психология личности. Психология деятельности и адаптации.

9. Индивидуально – психологические особенности личности.

10. Познавательные процессы личности и эмоционально – волевая сфера.

11. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.

12. Возрастная периодизация. Развитие психики на разных возрастных этапах. Понятие «ведущей деятельности».

13. Предпосылки, условия, закономерности психического развития. Понятие «социальная ситуация развития».

14. Предмет, задачи и методы педагогической психологии.

15. Психология обучения и развития.

16. Психологические основы воспитания.

17. Психология педагогической деятельности.

18. Социальная психология как наука, её основные методы исследования.

19. Социальная психология общения и взаимодействия.

20. Социальная психология личности.

21. Психология социальных групп и сообществ. Психология малых групп.

22. Психология толпы. Стихийное массовое поведение: понятие, социальный феномен и предмет исследования. Феномен слухов: слухи как социально – психологическое явление.

23. Понятие и типы молодежных субкультур, современных молодежных движений.

24. Психологические особенности реализации функции организации, планирования и управления.

25. Социальная работа. Направления и технологии социальной работы.

26. Основные практики психологической работы в социальной сфере.

27. Организация и планирование работы психолога в социальной сфере. Рабочая, учетная и отчетная документация психолога социальной сферы.

28. Профессионально важные качества и компетентности психолога социальной сферы. Профессиональное сознание и аутопсихологическая компетентность.

29. Основные понятия психологической диагностики, этапы её проведения.

30. Проблема постановки диагностических задач, психодиагностические умения.

31. Разработка и апробация диагностических методик в работе психолога социальной сферы. Типы диагностических методик и составление программ диагностического обследования.

32. Содержание диагностической работы психолога в социальной сфере. Этические нормы и принципы работы психолога при проведении психодиагностических процедур.

33. Особенности поведения и психических состояний личности в экстремальных, чрезвычайных и критических ситуациях.

34. Факторы психотравмирующих воздействий экстремальных ситуаций. Психологическая помощь и сопровождение в критических ситуациях.

35. Стресс, посттравматические стрессовые расстройства. Виды психологической помощи и сопровождения в стрессовых ситуациях.

36. Психологическая помощь людям помогающих профессий. Синдром выгорания и вторичная травма. Супервизия.

37. Психология отклоняющегося поведения. Понятие «социальная норма» и «социальные отклонения».

38. Возрастные варианты девиантного поведения.

39. Характеристика аддиктивного зависимого поведения. Социально – психологическое воздействие на отклоняющееся поведение.

40. Общая типология и классификация конфликтов, их структура и функции.

41. Типы и стратегии поведения личности в конфликтных ситуациях. Технологии управления конфликтом и предпосылки его предупреждения.

42. Основные понятия, предмет, задачи и теории этнопсихологии.

43. Этнопсихология личностных свойств: национальный характер и менталитет.

44. Этнопсихологические особенности коммуникации и социальной регуляции поведения.

45. Особенности и направления работы практического психолога в социальной сфере.

46. Основы консультативной психологии: модели, парадигмы в психологическом консультировании.

47. Техники и методы консультирования в социальной сфере.

48. Теоретико – методологические основы психокоррекционной работы в социальной сфере.

49. Социально – психологический тренинг как комплексная форма активного социально - психологического обучения.

50. Виды социально – психологических тренингов. Технологии организации и проведения социально – психологических тренингов.

Практическая составляющая. Предоставление материалов касается передачи итоговых документов по программе практикума, подтверждающих успешность реализации практической деятельности психолога в социальной сфере, предоставляемые по окончании его выполнения. Материалы должны демонстрировать качество психолога, необходимые для эффективного решения типичных профессиональных задач в области социальной сферы и соответствовать требованиям к получаемой квалификации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: