Прочитайте приведённые ниже произведения и выполните задание 1.2.3.




 

 

  *** Тени сизые смесились, Цвет поблекнул, звук уснул — Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул. Мотылька полёт незримый Слышен в воздухе ночном... Час тоски невыразимой!.. Всё во мне, и я во всём...   Сумрак тихий, сумрак сонный, Лейся в глубь моей души, Тихий, томный, благовонный, Всё залей и утиши. Чувства — мглой самозабвенья Переполни через край!.. Дай вкусить уничтоженья, С миром дремлющим смешай!   Ф. И. Тютчев   *** Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит.   В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом... Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чём?   Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!   Но не тем холодным сном могилы... Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;   Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел, Надо мной чтоб, вечно зеленея, Тёмный дуб склонялся и шумел.   М. Ю. Лермонтов

Пояснение.

1.1.3.Сходство Онегина и Печорина проявляется и в их одинаковом отношении к любви, неспособности к глубокой привязанности. Безразличие к жизни, пассивность, внутренняя опустошенность подавили в Онегине всякое ис-креннее чувство. Общество с его жестокими нравами воспитало Печорина эгоистом и себялюбцем, где настоящие душевные порывы скрыты за маской холодной вежливости. Они уже не верят в любовь. Онегин отвергает любовь Татьяны, объясняя это тем, что он не «создан для блаженства» семейной жизни. Чувствует пресыщение и Печорин: «Да, я уже прошел тот период жизни душевной, когда ищут только счастия, когда сердце чувствует необходимость любить сильно и страстно кого-нибудь».

Однако есть и явные отличия между характерами этих персонажей и сред-ствами их художественного изображения в обоих романах: если Печорину свойственны безграничная потребность в свободе и постоянном стремлении «подчинять своей воле, что его окружает», «возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха», то Онегин не стремится к постоянному самоутверждению за счет других людей, занимает более пассивную позицию. В отличие от Онегина мировосприятие Печорина отличается большим цинизмом, пренебрежением к людям.

 

 

1.2.3. Зарисовку вечернего пейзажа мы находим в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...». Природа объята мирной дремотой, безмятежность вечернего пейзажа подчеркивает ощущение одиночества и тоски, владеющие лирическим героем. Лермонтовский герой ищет «свободы и покоя», он хочет «забыться и заснуть». Его измученный бунтующий дух не находит успокоения в созерцании природы; однако и он ощущает родство с ней, поэтому хотел бы, чтобы над ним, когда он погрузится в бесконечный сон, «вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел».

А вот как рисует картину вечернего пейзажа Ф. И. Тютчев в стихотворении «Тени сизые смесились...»:

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул —

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальный гул...

Мы снова видим природу погруженной в дремоту. А каковы же чувства и переживания лирического героя Тютчева? У Тютчева он ощущает себя в единстве с окружающей природой: «все во мне и я во всем» — сумерки настраивают на философские раздумья о гармонии в душе человека, которую можно восстановить благодаря общению с природой:

В стихотворениях Лермонтова и Тютчева картины природы служат для понимания переживаний лирического героя.

 

4.

Выберите толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (2.1–2.4). В блан­ке от­ве­тов ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние в объёме не менее 200 слов (если объём со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 баллов).

 

Опирайтесь на ав­тор­скую по­зи­цию (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке учи­ты­вай­те ав­тор­ский замысел), фор­му­ли­руй­те свою точку зрения. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои тезисы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее двух стихотворений). Ис­поль­зуй­те теоретико-литературные по­ня­тия для ана­ли­за произведения. Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию сочинения. Со­чи­не­ние пи­ши­те чётко и разборчиво, со­блю­дая нормы речи.

 

2.1. В чём со­сто­ит смысл со­по­став­ле­ния Татьяны и Ольги в ро­ма­не А.С. Пуш­ки­на «Евгений Онегин»?

 

2.2. Как в про­из­ве­де­ни­ях В.С. Вы­соц­ко­го раскрывается тема че­ло­ве­че­ско­го достоинства? (По двум-трём сти­хо­тво­ре­ни­ям поэта).

 

2.3. Ка­ко­во авторское от­но­ше­ние к Ка­лаш­ни­ко­ву и как оно вы­ра­же­но в поэме? (По поэме М.Ю. Лер­мон­то­ва «Песня… про купца Калашникова»).

 

2.4. Каким предстаёт чи­нов­ни­че­ство в ко­ме­дии Н.В. Го­го­ля «Ревизор»?

Пояснение.

2.1. В чём состоит смысл сопоставления Татьяны и Ольги в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

Характеры сестер Лариных показаны через противопоставление друг другу. Ольга весёлая, жизнерадостная девушка. Она послушная дочь, родители её любят, с детства она была обыкновенным ребенком, ничто не вызывало в ней опасений. В Ольгу без памяти влюблён Ленский. На его ухаживания она отвечает взаимностью, но её любовь непостоянна. Когда Ленского не стало, она недолго горевала и вскоре вышла замуж. Татьяна, наоборот, печальна, молчалива, замкнута в себе. Она не похожа на других девушек. В то время как все вышивали, заполняли альбомы, Татьяна читала романы и любовалась природой. В отличие от своей сестры "она в семье своей родной казалась девочкой чужой./ Она ласкаться не умела/ К отцу, ни к матери своей." Татьяна – натура глубокая и любит Татьяна по-настоящему, не так как Ольга, неслучайно именно в Татьяне Пушкин видит идеал русской женщины.

2.2. Как в произведениях В.С. Высоцкого раскрывается тема человеческого достоинства? (По двум-трём стихо­творениям поэта).

Владимир Высоцкий — феномен семидесятых годов, его творчество самобытно и многогранно. Он написал более 600 стихотворений и песен, сыграл более 20 ролей в спектаклях и более 20 ролей в кинокартинах и телефильмах. Социальная и нравственная позиция Высоцкого нашла наиболее яркое выражение в "авторской песне" (термин самого В. Высоцкого). Гражданским нервом его творчества была правдивость – та острая и естественная реакция на общественные вопросы, что всех волновали, вызывали раздумья. Творчество Высоцкого в этом плане являло собой нормальную реакцию нормального человека, чуждого жизни с двойным дном (одно видим – говорим другое), возведенное художественным даром и талантом искренности в степень высокого народного искусства. Это “Банька по-белому” - сказание о трагической судьбе человека, прошедшего через обвинения и репрессии; “Чужая колея” - притча об инерции бессмысленного движения и пагубности его; “Мне в ресторане вечером вчера…” - едкая сатира о восшествии воров торгашей на Олимп Общественного благоговения. Поэт не отделял себя от своих героев, остро ощущал и как бы перекладывал на свои плечи сложную запутанность их судеб, боль и горечь переживаний. Его песни — своего рода самопознание народной души.

 

2.3. Каково авторское отношение к Калашникову и как оно выражено в поэме? (По поэме М.Ю. Лермонтова «Песня… про купца Калашникова»).

В народных традициях дана трактовка основных характеров «Песни». Калашников – народный герой, защитник народной нравственности, чести и справедливости. Он отстаивает не только свое доброе имя, но и честь всего православного народа. Поэтому имя его останется в веках, несмотря на немилость власти. Купец Калашников продолжает линию лермонтовских героев-мстителей. Калашников дорог поэту не только как борец против неправды и произвола. Не менее дорога его нравственная стойкость, внутренняя убежденность в своей правоте.

 

2.4. Каким предстаёт чиновничество в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?

Действие в «Ревизоре» относится к началу 30-х годов прошлого века. Всевозможные злоупотребления властью, казнокрадство и взяточничество, произвол и пренебрежительное отношение к народу были характерными, укоренившимися чертами тогдашнего чиновничества. Именно такими Гоголь и показывает в своей комедии правителей уездного города.

Во главе их стоит городничий. Он неглуп: более здраво, чем его сослуживцы, судит о причинах присылки к ним ревизора. Умудрённый жизненным служебным опытом, он обманывал людей. Городничий – умудрённый взяточник: «Это уж так самим богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят». Он постоянно присваивает казённые деньги.

Вторым по значению лицом в городе является судья Ляпкин-Тяпкин. В отличии от других чиновников, он представитель выборной власти: «избран судьёй по воле дворянства». Поэтому он держится свободней с городничим, позволяет себе оспаривать его. Он считается в городе «вольнодумцем» и образованным человеком, так как прочитал пять или шесть книг.

Попечитель богоугодных заведений Земляника готов сделать донос на своих сослуживцев. Почтмейстер Шпекин вскрывает чужие письма.

Все чиновники нарисованы Гоголем, как живые, каждый из них своеобразен. Но в то же время все они создают суммарный облик чиновничества, управляющего страной, раскрывают гнилостность общественно-политического строя крепостнической России.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: