CONSTITUTIONAL AND LEGAL BASIS OF MILITARY SERVICE IN THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION




КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫВОЕННОЙ СЛУЖБЫВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Военная служба – неотъемлемая часть общественной жизни, статус военнослужащего – особенный статус гражданина наделенного особыми правами и обязанностями, приобретая этот статус человек отказывается от части своих свобод, что вносит сумятицу в понимание прав человека, в общеизвестном смысле. Присягая на верность государству, становясь частью системы безопасности страны, призванной обеспечивать её оборону, военнослужащий в любой момент должен быть готов отказаться от своей частной жизни.

Ключевые слова: военная служба, статус военнослужащего, воинская обязанность, вооруженные силы, права военнослужащего.

P.S. Shalaev

Undergraduate Faculty of Law VPO "Penza State University," Penza

CONSTITUTIONAL AND LEGAL BASIS OF MILITARY SERVICE IN THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. Military service - an integral part of public life, the status of a soldier - a special status as a citizen endowed with special rights and responsibilities, acquiring the status of a person refuses to part of their freedoms, which introduces confusion in the understanding of human rights, in conventional sense. Oath of allegiance to the State, to join the armed forces, he becomes part of the security of the country, designed to ensure its defense, and unsubscribe at any time from his private life.

Keywords: military service, the status of a soldier, military service, armed forces.

Произошедшие перемены в последние десятилетия внутри страны, так и на международной арене, изменили роль России в мировом сообществе и в большой мере повлияли на институт военной службы. Имеющие целью обеспечивать суверенитет и территориальную целостность страны, Вооруженные Силы являются важнейшей составной частью обороны и безопасности государства, его внутренней и внешней политики. В последние десятилетия, в результате качественного прорыва в вооружении, военных технологиях и способах ведения информационной и психологической борьбы, военная служба приобрела новые черты и содержание, следовательно, возросли требования, предъявляемые к гражданам, проходящим военную службу, если раньше граждан набирали, то теперь они должны пройти отбор. Количественные показатели, плавно перетекают в качественные. Все большее значение в военной службе приобретают профессионализм, физиологическое и психическое здоровье военнослужащих, и их сознательное желание проходить службу в армии. Проводимая в Российской Федерации в настоящее время военная реформа вносит в институт военной службы существенные изменения. Все это предполагает серьезные качественные и количественные преобразования комплектования Вооруженных Сил личным составом и создание соответствующей нормативно-правовой базы. Видно, на примере законодательства, как менялся статус военнослужащего за последние десятилетия.

В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы конституционно-правового регулирования исполнения гражданами Российской Федерации обязанностей военной службы и, в частности, проблемы связанные с комплектованием Вооруженных Сил личным составом. Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила демократические начала государственности, учредила новую систему государственной власти, местного самоуправления, признала новые принципы организации общественной жизни, провозгласила в соответствии с международными стандартами приоритет прав и свобод человека и гражданина. Установлены и новые основы взаимоотношений Российской Федерации с другими государствами и международными структурами, в том числе и в военной сфере. Все эти преобразования не могли не отразиться на военной службе, как на очень важном государственно-правовом институте.

Если проанализировать некоторые статьи Конституции РФ касаемо военной службы, то мы увидим, что военная службы – это особый вид государственной службы, который требует отдельного нормативно-правового регулирования, что военнослужащий, имеет особый статус гражданина.

Конституция РФ провозглашает защиту Отечества долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, не отождествляя при этом обязанность по защите Отечества с обязанностью проходить военную службу[1,ст.59,ч.1].[1] Порядок прохождения военной службы Конституцией РФ прямо не регламентируется и определяется Федеральным Законом «О воинской обязанности и военной службе». Воинская обязанность граждан РФ, предусматривает призыв на военную службу [4, ст.1, п.1].[2] Призыв граждан на военную службу, исходя из содержания и смысла ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и правоприменительной практики, представляет собой принудительное (т.е. не зависящее от воли призываемого гражданина)направление граждан на военную службу. Представляется, что институт призыва ограничивает без разумных для того оснований перечисленные ниже конституционные права и свободы граждан и не соответствует Конституции РФ.

«Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации»[1, ст.19, ч.3].[3] Закрепленному цитируемой нормой праву граждан на недискриминацию по признаку пола противоречит Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», согласно которому призыву на военную службу подлежат только граждане мужского пола[4, ст.22, п.1].[4] Таким образом, устанавливается неравенство полов при исполнении воинской обязанности.

Призыв на срочную военную службу ограничивает на срок, равный сроку прохождения военной службы, свободу и личную неприкосновенность призванных граждан, что противоречит требованиям Конституции РФ[1, ст.22, ч.1].[5]

Конституция РФ предоставляет всем, законно находящимся на территории РФ, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства[1,ст.27,ч.1].[6] Таким образом, нормативное содержание названного конституционного права включает: 1) свободу передвижения каждого по территории РФ; 2) свободу выбора места пребывания; 3) свободу выбора места жительства. В условиях принудительного направления граждан на военную службу ни один из трех элементов права на свободу передвижения не может быть реализован. Самовольное оставление воинской части или места службы и дезертирство влекут привлечение гражданина, совершившего указанные деяния, к уголовной ответственности, согласно статьям Уголовного Кодекса РФ [2, ст. 337-338].[7] Право на выбор места пребывания и жительства при призыве подлежит ограничению: в соответствии со ст. 7 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», гражданин, призываемый на военную службу, на основании сообщения военного комиссариата принудительно снимается с регистрационного учета по месту жительства [7].[8] Известны такие случаи: юноша уходил служить по призыву, его снимали с регистрации по месту жительства; оставшийся зарегистрированным в квартире наниматель умирал, и муниципальная квартира заселялась новыми нанимателями. Вернувшись из армии, молодой человек оказывался лицом БОМЖ. Восстанавливать его права на жилище приходилось через суд.

Конституция РФ провозглашает свободу распоряжения способностями к труду, свободу выбора рода деятельности и профессии, запрещает принудительный труд[1, ст.37, ч.ч.1 и 2].[9] Гражданин, призванный на военную службу, не может реализовать право на свободу распоряжения способностями к труду и свободу выбора рода деятельности: направление на военную службу по призыву осуществляется независимо от воли призываемых граждан, и тем самым ограничиваются названные права человека.

Конституция РФ гласит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»[1, ст.55, ч.3].[10] Таким образом, «вводимые законодателем ограничения должны обеспечивать достижение указанных целей и не быть чрезмерными»(абзац первый пункта 3

мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 24 октября 2000 года № 13-П).[11]

Воинская обязанность — закрепленная Конституцией РФ и регулируемая нормами военного права обязанность граждан РФ нести военную службу в Вооруженных Силах РФ и других войсках и защищать Отечество. «Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных ФЗ случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой»[1, ст.59, ч.3].[12]

Воинская обязанность регулируется Федеральным Законом РФ от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне", Федеральным Законом РФ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и рядом других нормативных документов.

Законодательство РФ по вопросам обороны основывается на Конституции РФ, в которой установлено: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» [1, ст.59, ч.1].[13] Конституцией РФ Президенту РФ дано право:

1) формировать и возглавлять Совет безопасности РФ;

2) утверждать военную доктрину РФ;

3) назначать и освобождать высшее командование Вооруженных сил РФ.

«Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации», «в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение» [1, ст.87, ч.ч.1 и 2].[14] Меры по обеспечению обороны страны и государственной безопасности осуществляет Правительство Российской Федерации[1, ст.114, п. д].[15]

Базовым правовым актом военного законодательства является Федеральный закон РФ от 31.05.1996 г. № 61 «Об обороне», в котором определены:

1) основы и организация обороны;

2) полномочия органов государственной власти РФ в области обороны;

3) функции органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, обязанности должностных лиц, права и обязанности граждан в области обороны;

4) предназначение Вооруженных сил РФ, их комплектование и руководство, функции Министерства обороны и Генерального штаба;

5) основные положения – состояние войны, военное положение, мобилизация, гражданская оборона, территориальная оборона;

6) положение об ограничении деятельности политических партий и общественных объединений в Вооруженных силах РФ[5].[16]

Федеральный закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих» определяет права, обязанности и ответственность военнослужащих, основы правовой и социальной защиты военнослужащих.

Порядок организации воинского учета граждан, подготовки к военной службе, призыва на военную службу и ее прохождения определены в Федеральном законе РФ «О воинской обязанности и военной службе».

Повседневная деятельность военнослужащих, их жизнь, быт, несение службы, подготовка к выполнению должностных обязанностей регламентируются уставами, подразделяющимися на боевые и общевоинские, устанавливающие общие для всех видов Вооруженных Сил положения, определяющие взаимоотношения между военнослужащими, их общие и должностные обязанности и права, порядок несения внутренней, гарнизонной и караульной служб. К общевоинским уставам относятся: Устав внутренней службы Вооруженных сил РФ, Дисциплинарный устав Вооруженных сил РФ, Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных сил.

Порядок прохождения военной службы определяется Федеральным законом РФ от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», положением о порядке прохождения военной службы. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, могут быть направлены для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов в мирное время исключительно на добровольной основе и только если срок их военной службы составляет не менее 6 месяцев[4].[17]

Процесс комплектования вооруженных сил Российской Федерации регламентирован указами Президента РФ, Федеральными законами, приказами министра обороны, методическими рекомендациями.

Военнослужащий имеет особый статус гражданина, как и военная служба, которая определена в законодательстве, как особый вид государственной службы, имеющая свою специфику, свои ограничения и сложности, которые компенсируются определенными социальными гарантиями. Военная служба выделяется среди других видов деятельности человека поскольку она, в конечном счете (при реальном действии) предполагает осуществление насилия и применение оружия, т.е. таких средств, которые несут разрушение, боль и смерть, поэтому все вопросы конституционно-правового статуса военной службы, ее организации, форм и методов несения требуют надлежащего полного и исчерпывающего правового регулирования.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: