Тема 1. Предмет и методы религиоведения




 

Предметная область религиоведения. Вероучение. Основные разделы религиоведения: философия религии, социология религии, география религии, история религии, феноменология религии, психология религии, учение о свободомыслии. Цели религиоведения.

 

Религия и атеизм как формы духовной культуры. Понятие религия. Структура современных религий. Религиозное сознание, его уровни. Религиозный культ. Религиозные организации: церковь, харизматический культ, секта, деноминация.

 

Классификация религий: монотеистические и политеистические, живые и мертвые, родоплеменные, народностно-государственные, мировые. Природные и религии откровения. Понятие религии. Происхождение термина «религия». Концепции религии: теологические, философские, социальные, психологические, этнологические. Сущностные характеристики религии.

 

Основания классификации религий

Религиозная вера реализует себя во множестве вариантов. Сложны и противоречивы попытки строгим образом классифицировать различные религии. Христианство на первых порах формировалось в результате восстания против иудаизма. Буддизм складывался в споре с брахманизмом. Любая классификация имеет свои особенности, содержит в себе положительные и отрицательные черты. Нет возможности описать все подходы к классификации религиозных учений. Однако можно изложить классификацию, которая отличается известной простотой.

 

Все религиозные учения справедливо, судя по всему, разделить на две большие группы.

 

1. Ритуальные религии, или религии жертвоприношения. Их можно обозначить также как язычество.

2. Религии откровения (спасения), которые можно охарактеризовать одним словом "монотеизм".

При таком подходе в первый блок войдут все древние и современные пантеистические религии, во второй – так называемые мировые религии (христианство, буддизм, ислам).

 

Язычество в этой системе рассуждений может рассматриваться как комплекс религиозных верований, основанных на обожествлении сил природы. Языческие религии распадаются на два направления.

 

1. Политеизм (многобожие). Сюда включаются все первобытные религии, религии древних цивилизаций, религии античного мира, дохристианские религии европейских племен и народов.

2. Пантеизм (от пан – "все, всякий" и греч. theos – "бог, божество") – разновидность язычества, утверждающая неразличимости Бога и природы, безусловную их неразъемность. Здесь следует назвать в основном религии Востока. Из религий прошлого упомянем брахманизм, джайнизм, из современных – религии Индии и Китая: индуизм, конфуцианство, даосизм, буддизм в форме Махаяны, японский синтоизм. Можно причислить к пантеизму отдельные доктрины иудаизма (каббалистическая традиция).

 

Религиями откровения (спасения) считаются такие верования, приверженцы которых полагают, что сам Бог явил себя человеку, чтобы донести до людей высшую божественную истину и дать людям неоценимый шанс в виде спасения их от тления и смерти. К религиям откровения относятся христианство, ислам и иудаизм. В их фундаменте так называемая ветхозаветная религия. Христианство в современном виде существует в трех конфессиональных формах.

 

1. Православное христианство, которое охватывает народы Юго-Восточной и Восточной Европы (русские, украинцы, белорусы, грузины, сербы, греки, болгары, румыны, черногорцы).

2. Католическое христианство, охватывающее, за редким исключением, народы Юго-Западной Европы и Латинской Америки.

3. Протестантское христианство, приверженцами которого являются, в основном, народы Центральной и Северной Европы, Северной Америки.

Ислам в наше время имеет два направления.

 

1. Суннизм, приверженцами которого являются 80% всех мусульман мира.

2. Шиизм, которому верны в основном персидские народы (Иран, часть Ирака, часть Афганистана, Таджикистан).

Современный иудаизм также включает в себя два направления.

 

1. Раввинизм – традиционный иудаизм.

2. Хасидизм – новое направление, возникшее 200 лет назад.

Классификация придает особое значение мировым религиям, которые, однако, определяются не по числу приверженцев и не по степени распространенности в мире. Так, китайцев-конфуцианцев больше буддистов. Евреи живут в большинстве стран мира. Но ни конфуцианство, ни иудаизм в число мировых религий не входят. Мировыми же считаются религии, которые объединяют людей независимо от цвета кожи и национальной принадлежности. Буддистом, например, может стать человек, живущий в России. Главная черта мировых религий – наднациональность.

 

Известная эволюционная классификация предложена Г. В. Ф. Гегелем. В соответствии с ней религии делятся на три типа:

 

– естественные религии;

– религии духовной индивидуальности;

– абсолютная религия.

К естественным религиям относятся:

 

– непосредственная религия (колдовство);

– субстанциональные естественные религии: религия меры (Китай); религия фантазии (брахманизм); религия "в-себе-бытия" (буддизм);

– переходные естественные религии: религия добра или света (Персия); религия страдания (Сирия); религия загадок (Египет).

К религиям духовной индивидуальности относятся:

 

– религия величия (иудаизм);

– религия прекрасного (Греция);

– религия целесообразности или рассудка (Рим).

Абсолютная религия одна – христианство, причем трактуемая как лютеранство, которому Г. В. Ф. Гегель был привержен.

 

Очевидно, эта классификация строится на принципе примата христианства, а самое главное, она полностью подчинена общей гегелевской схеме диалектического развития с характерным для нее выделением триад (две противоположности и синтез), в соответствии с чем и выбираются все критерии. На этом основании ее нередко относят не к эволюционным, а к философским классификациям, когда разнообразие религий стремятся осмыслить исходя из заранее выбранной философской позиции.

 

Эволюционного подхода придерживался О. Конт (выделявший три вида религий, соответствующих историческим этапам ее развития: фетишизм, политеизм и монотеизм). Также ему следовал Дж. Лёббок (1834–1913), выделивший семь видов религий и этапов ее развития: изначальный атеизм, фетишизм, тотемизм, шаманизм, идолопоклонство, боги – сверхъестественные творцы, боги – благодетельные существа.

 

Одной из классических является классификация Э. Б. Тайлора. Она предполагает выделение:

 

– культа предков, характерного для примитивных обществ и основанного на почитании духов умерших;

– фетишизма – поклонения предметам, обладающим, с точки зрения верующего, сверхъестественной силой;

– идолопоклонства – восприятия образа бога как самого бога;

– тотемизма – веры в существование связи между человеческим коллективом и духом – первопредком, воплощенным в образе тотема – животного, насекомого, явления природы, предмета и т.д.;

– политеизма – религии многобожия, почитания множества богов;

– монотеизма – веры в высшее и единое божество.

Весьма популярна классификация одного из основателей религиоведения, Ф. М. Мюллера, выделявшего три этапа развития религии:

 

– политеизм;

– генотеизм – почитание единого верховного бога при сохранении многобожия;

– монотеизм.

Классификация американского социолога Р. Белла (р. 1927), понимающего религию как совокупность символических форм, соотносящих человека с конечными условиями существования, основывается на степени дифференцированности религиозных символов и выделяет следующие виды религии:

 

– примитивная религия (религиозные верования первобытной эпохи), основанная на двух символических формах – мифе и ритуале;

– архаическая религия (религии неолита и первых цивилизаций) – появление культа, религиозной организации и жреческого сословия, дистанция между человеком и божеством увеличивается;

– историческая религия (мировые религии) – появление представлений о трансцендентном и противопоставление его сфере действительности. К основным характеристикам исторических религий можно отнести: идею единого бога, универсальность (религия не привязана к конкретному этносу), наличие религиозных действий, необходимых для спасения верующего, отделение религиозной организации от иных форм социальных организаций, значительная дистанция между верующим и богом;

– раннесовременная религия (протестантизм эпохи Реформации) – ориентация не на трансцендентный, а на посюсторонний мир, достижение спасения в миру, отсутствие посредников между человеком и богом, добровольное членство в религиозной общине;

– современная религия (деизм Просвещения, кантовская "религия в пределах только разума") – личность, а не религиозная организация является носителем веры.

Географический подход к классификации религий основывается на критерии географического распределения религий и их объединения в группы в соответствии с географией их распространения:

 

– религии Ближнего Востока – финикийская, древнеегипетская, зороастризм, иудаизм, христианство, ислам и т.д.;

– религии Дальнего Востока – конфуцианство, даосизм, синтоизм, ламаизм, дзэн-буддизм и т.д.;

– религии Индии – индуизм, джайнизм, ранний буддизм, сикхизм;

– религии Африки;

– религии Америки (коренных жителей Америки);

– океанические религии – религиозные верования коренных пародов Австралии, Новой Зеландии и Тихоокеанского региона;

– классические религии Древней Греции и Древнего Рима.

Недостатком является склонность религий менять ареал распространения, как это произошло с христианством, буддизмом, исламом, иметь несколько ареалов, причем могут образовываться местные, региональные разновидности, превращающиеся в самостоятельную религию.

 

По характеру происхождения, распространения и влияния религии делят на этнические (национальные) и мировые (рис. 9).

 

Классификация религий по характеру происхождения, распространения и влияния

 

Рис. 9. Классификация религий по характеру происхождения, распространения и влияния

 

Основной характеристикой мировых религий (христианство, ислам, буддизм) является отсутствие этнических, языковых и государственных границ для распространения религии и активный прозелитизм (вербовка новых последователей веры). Национальные, или этнические, религии – религии, получившие распространение среди одного народа или группы народов, составляющих единое культурное пространство или входящих в состав одного государства (конфуцианство и даосизм в Китае, индуизм в Индии, синтоизм в Японии и т.д.). Это религии, распространение которых ограничено представителями одного народа.

 

Национальные религии, в свою очередь, можно разделить на две группы: этнообразующие и этноограничивающие религии.

 

К этнообразующим религиям можно отнести иудаизм, его принятие автоматически делает человека евреем, т.е. религия определяет этническую принадлежность человека. К этноограничивающей религии можно отнести индуизм, в котором индуистом может быть только человек, рожденный в одной из индийских каст, т.е. существует жесткая граница, не позволяющая посторонним входить в религиозную группу. По этой причине нельзя говорить о наличии в индуизме сект, все течения, там существующие, при всем разнообразии на равных правах являются индуизмом, пока исповедуются людьми, родившимися в одной из каст, в противном же случае это верование уже не имеет отношения к индуизму.

 

Существует и критерий выделения религий откровения и народных религий (вариант использования критерия происхождения), нередкий в западном религиоведении. В его основе лежит разделение религий, предполагающих для своего появления сверхъестественное откровение божества, и религий, основанных на убеждении в существовании божеств, полученном усилиями разума, познающего мир. Этот критерий предполагает в значительной степени особенности самооценки религии и ее отношения к другим религиям.

 

Религии откровения понимаются как комплекс верований, в которых проявляется факт богоявления (теофании), через которое верующему открывается божество, и наличие религиозно-нравственного содержания факта богоявления. К религиям откровения обычно относят иудаизм, христианство и ислам.

 

По специфике происхождения и идейному содержанию выделяются следующие виды религий.

 

Во-первых, авраамические (авраамитические) религии: монотеистические, происходящие из общей древнесемитской религиозной традиции почитания патриарха семитских племен Авраама (рис. 10). Все они в той или иной мере признают Ветхий Завет.

 

Авраамические религии

 

Рис. 10. Авраамические религии

 

Во-вторых, пророческие религии, в которых одной из центральных фигур является личность пророка – провозвестника воли Бога людям (рис. 11). Пророк выступает в качестве посредника между Богом и людьми, передавая последним волю и установления Бога.

 

Пророческие религии

 

Рис. 11. Пророческие религии

 

В-третьих, дхармические религии, в основе которых лежит идея дхармы как универсального закона бытия (рис. 12).

 

Дхармические религии

 

Рис. 12. Дхармические религии

 

В-четвертых, религии с преобладанием этического компонента. Этический компонент является составной частью каждой религии. Но он обычно вторичен по отношению к сверхъестественному, проистекает из него. Существует ряд религий, в которых первичным элементом религии были этические учения, а собственно религиозный компонент вторичен, он "подстраивался" под этику или "надстраивался" над ней; к таким религиям можно отнести конфуцианство и даосизм, а также ранний буддизм.

 

Значительной популярностью пользуются классификации по этнолингвистическому принципу (Ф. М. Мюллер, К. Риннгрен, X. Стрем): письменные и бесписьменные, арийские, индоевропейские, семитские, тюркские и т.д. В этих случаях религии совпадают с ареалами распространения родственных языков.

 

Марксистское религиоведение использует классовые критерии, деля религии на доклассовые и классовые.

 

В отечественной науке часто встречается деление религий:

 

– на ранние формы религиозных верований;

– национальные религии;

– мировые религии;

– новые религиозные движения.

Для обозначения последних часто используются термины "секта" и "ересь", которые зачастую имеют негативный оттенок из-за их специфического использования и восприятия в культуре, сформированной под влиянием христианства, в теологии которого эти термины и стали широко употребляться.

 

Феноменологический подход стал популярным с распространением феноменологии религии. Классификацию определяют описанные феномены (очевидные данности) религиозного сознания. В качестве таковых могут выступать "уединенность", "борьба", "беспокойство", "сила", "бесконечность", "сострадание", "величие", "унижение", "любовь" (Г. Ван дер Леув), "нравственность" и "спасение" в разных выражениях и соотношениях (Г. Зибек (1842-1920)).

 

Религия не только совокупность различных религиозных идей, взглядов и учений, это и социальные организации – устойчивые социальные общности, состоящие из социальных групп, обладающие сложной структурой. Религиозная организация объединяет людей общими верованиями и связанными с ними целями и задачами. Она предполагает разделение труда, власти, делегирование ответственности, единообразие и регламентацию поведения, включая и ритуальные действия. В ней вырабатывается сложная система ролей и взаимодействий между их носителями, включающих лично-эмоциональные и официально-формальные отношения. Сами носители религиозных взглядов не отрицают неизбежного наличия социального элемента в религиозной организации, даже если ее бытие и признается имеющим внеземную санкцию.

 

На ранних этапах развития религии не существовало религиозной организации, религия и общество не разделялись, а религиозная принадлежность определялась групповой или этнической. Подобные религиозные верования принято именовать "диффузными" (народными) религиями.

 

Церковь – религиозная организация, не противопоставляющая себя миру, принимающая его культуру, порядки и правила, стремящаяся к тому, чтобы включить в свои ряды максимально большое количество членов общества. Членство в церкви, как правило, определяется традицией. Критерии членства в церкви умеренные, что связано с желанием объединить наибольшее количество верующих, члены церкви анонимны, а требования церкви к своим членам умеренны. Спасение достигается только через посредничество церкви, обладающей всей полнотой возможностей для этого. Для церкви характерна сложная бюрократическая организация, основанная на разделении должностных и профессиональных полномочий между служителями культа (например, священнический сан в христианстве не тождественен административному назначению на церковную должность), управление церковью осуществляется руководителем административного типа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: