Планы семинарских занятий и методические указания к ним
По курсу «Религиоведение»
для студентов Гуманитарного факультета.
Семинар №1. Вводный.
- Цели и задачи курса «Религиоведение».
- Характеристика основных терминов и понятий в курсе «Религиоведение».
- Обзор основной литературы по курсу.
На вводном семинаре следует закрепить лекционный материал и раскрыть цели, задачи курса, выявить его взаимосвязь и различие с другими гуманитарными дисциплинами, в том числе курсом «Культурология».
Раскрывая второй вопрос, важно добиться у студентов понимания сущности и составных частей религии. Опираясь на лекционные материалы, помочь студентам закрепить такие понятия как: религия, вера, вероучение, культ, религиозная организация, церковь, секта, религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения и т.д. Показать основные подходы к вопросу о происхождении религии; сравнить богословский (теологический) и научный подходы к феномену религия; уяснить функции и роль религии в обществе; дать классификацию религий.
В конце занятия дать обзор основной литературы по курсу, обратив внимание на кафедральные пособия и литературу, имеющуюся в библиотеке ЛЭТИ. Дать задание к следующему семинару, в том числе подробно разобрать работу Э.Б. Тейлора «Первобытная культура».
Литература: Особое внимание обратить на р. І и р. ІІ Главы VІ учебника «Основы религиоведения»: Учеб. под ред. И.Н. Яблокова. М. 2000, а также работу Э.Б. Тейлора «Первобытная культура».
Семинар №2. Основные формы религии первобытного общества.
- Происхождение религии в условиях палеолита. Особенности первобытных форм религии.
- Фетишизм
- Тотемизм
- Анимизм. Племенные культы.
- Магия. Шаманизм.
По первому вопросу дать различные подходы по вопросу о происхождении религии в условиях палеолита. (Э. Тейлор, Дж. Фрезер, Э. Дюркгейм, Л. Фейербах, Вольтер, Б. Спиноза, Ф. Энгельс, З. Фрейд, Е. Фромм, А. Мень). Проанализировать отличительные особенности первобытной религии.
|
Далее остановиться на характеристике таких форм религии как фетишизм, тотемизм, анимизм. Раскрыть также племенные культы (погребальный культ, культ предков); проанализировать сущность и значение обряда инициации; показать место и роль Венеры Виллендорфской в системе культовой практики. В заключении сравнить религию и магию. Дать определение шаманизму и выявить его отличительные особенности.
Литература. Основы религиоведения: Учеб.Под ред.И.Н. Яблокова М.2000. Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиоведение: Учебник для высш. учебных заведений. Ростов н/Д;2004; История мировой культуры: Учебное пособие/под ред.проф. В.В. Калашникова. СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2001. Э.Б. Тайлор Первобытная культура. М. 1989 А. Мень. История религия. В поисках пути, истины и жизни в 7 гг. М,1991.
Семинар №3. Религиозная жизнь в Древней Месопотамии и Египте. Реформа Эхнатона.
- Мифы Древней Месопотамии и Египта.
- Религия народов Древней Месопотамии.
- Религия Древнего Египта. Религиозная реформа Эхнатона.
По первому вопросу следует раскрыть понятие мифа, его отличительные особенности. Главное внимание уделить мифу об Осирисе и Исиде, о Гильгамеше, Энума Элиш. Дать классификацию мифов (космогонические, антропогонические, солярные, лунарные, астральные и т.д).
|
По второму вопросу проанализировать пантеон богов в Древней Месопотамии, проследить его эволюцию в связи с семитскими вторжениями и развитием месопотамского общества. Выявить роль магии и мантики. Охарактеризовать попытку Хаммурапи ввести культ единого бога Мардука.
В заключение семинара остановиться на особенностях религиозной жизни Древнего Египта, показать значение в жизни египтян культа мертвых, загробной жизни. Подвести студентов к понятию загробного воздаяния (Суд Осириса).
Охарактеризовать пантеон богов Древнего Египта, их зооантропоморфное изображение как особенность египетской религии, проследить, какую роль в жизни Египта играл культ фараона как живого Бога на земле. Прокомментировать точку зрения У. Баджа о том, что египтяне, несмотря на огромное количество божеств, никогда не забывали о едином Боге (по «Книге Мертвых»).
Раскрыть сущность и содержание религиозной реформы Эхнатона, причины её неудачи.
Литература: Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов. Под ред. проф. А.Н. Марковой. М. 2002. Монте Пьер. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов./Пер. с фр. М.2000. История мировой культуры. Учеб.пособие/Под ред. проф. В.В. Калашников. СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2001. Мифы народов мира: В 2 т. М. 1982.
Семинар №4. Конфуцианство. Даосизм.
- Конфуций: жизнь и судьба.
- Конфуцианство.
- Даосизм.
Раскрывая первый и второй вопросы, дать краткий анализ основных сюжетов жизнедеятельности Конфуция, показать при этом особенности религиозной жизни и религиозного сознания в Китае. Далее раскрыть учение Конфуция (отношение к культу предков; культ Неба; культ императора; концепции благородного мужа; понятие о пяти «постоянствах»; этика; ритуал; «теория имен»; теория «срединного положения человека» и т.д) Дальнейшие судьбы Конфуцианства в Китае.
|
Даосизм. Лао-цзы и его легендарная книга «Дао-дэ-цзин». Учение о Дао. Принцип недеяния. Учение об относительности бытия, жизни и смерти. Даосские монахи и монастыри. Практика обретения бессмертия. «Алхимия» в системе даосизма. Даосский пантеон. Судьбы даосизма.
Литература. Основы религиоведения. Учеб./под ред. И.Н. Яблокова; Религии Китая. Хрестоматия. СПб. 2004. Конфуций. Мудрецы поднебесной. Симферополь, 1998.; К.В. Кислюк, О.Н. Кучер. Религиоведение. Учеб.
Семинар №5. Религия Древней Индии: индуизм (брахманизм), джайнизм, буддизм.
Рекомендуемая форма семинара – коллоквиум.
- Арийская цивилизация Древней Индии. Ведический период.
- Индуизм (брахманизм).
- Джайнизм. Буддизм.
При анализе темы важно понять истоки религии Древней Индии. Они непосредственно связаны с историей арийской цивилизации. В этой связи показать, кто такие арии, откуда и когда они пришли в Индию, где и каким образом заселили её территорию. Характеризуя Веды, обратить внимание на возможное время их создания; их структуру. Раскрыть содержание ведической религии.
Второй вопрос следует начать с анализа такого явления как касто-варновая система и брахманы, их роль в жизни индийского общества. Это обусловлено тем, что индуизм тесно связан с традиционной структурой индийского общества – его делением на варны и касты. Упомянуть также, помимо Вед и Брахманов, о выдающихся эпических поэмах «Рамаяна» и «Махабхарата», поскольку именно в «Махабхарате» (в шестой книге - «Бхагавад-гита») впервые была изложена самая известная черта индуизма – учение о переселении душ. «Законы Ману» - кодекс кастового строя. «Законы Ману» о привилегиях и общественном положении брахманов. Четыре периода и цели жизни брахмана. Обряд посвящения (упанайяна).
Формирование нового пантеона богов. Понятие Тримурти (Брахма – Шива – Вишну). Кастовый характер богов. Роль Индры и Рудры как богов кшатриев и вайшьев. Брахма-главное божество, бог брахманов. Два направления в индуизме: шиваизм и вишнуизм. Понятие об аватарах. Кришна и Будда как аватары Вишну. Вероучение индуизма: циклическое устройство бытия; учение о переселении душ; сансара; карма; дхарма; мокша. Упанишады и философские школы. Религиозно-культовая практика Индуизма.
При анализе четвертого вопроса следует, прежде всего, дать краткую характеристику джайнизма, его общих черт и особенностей по сравнению с буддизмом и индуизмом (брахманизмом). Учение джайнистов.
Буддизм. Жизнь Гаутамы (Будды). Происхождение буддизма – самой ранней по времени появления мировой религии. Буддистские религиозные источники. Буддистское вероучение (учение о четырех возвышенных истинах; о «восьмисоставном пути»; об архатах; нирване; сансаре; дарме или дхарме). Понятие о Боге. Этика буддизма. Распространение буддизма, буддистские общины. Принятие буддизма как государственной религии. Раскол буддизма: махаяна и хинаяна. Бодхисаттва. Судьбы буддизма.
Литература. Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиоведение. Учеб. Основы религиоведения: Учеб. Под ред. И.Н. Яблокова. Крывелев И.А. История религии. Очерки в 2-х тг.М.1988.
Семинар №6. Мир Ветхого завета.
- История древних иудеев.
- Ветхий завет: структура, язык, содержание, значение.
- Иудаизм.
Раскрывая первый вопрос, следует уделить главное внимание в нем тому обстоятельству, что евреи находились в постоянном взаимодействии со многими народами древнего мира, отчасти перенимая их культурную традицию (напр. Месопотамии, откуда, как повествует легенда, вышел Авраам и его потомство). Проследить египетский период жизни евреев, их исход из Египта, который связывают с легендарным Моисеем и возвращением вновь в Ханаан, в «Землю обетованную». Проанализировать складывание древнееврейского государства, деятельность первых царей - Саула, Давида и Соломона. Отметить последующий процесс распада государственности, что привело к подчинению иудеев более сильным государствам. Можно поставить перед студентами вопрос: почему древним иудеям не удалось создать сильного государства? Утрата государственности и «рассеивание» иудеев среди других народов древнего мира порождает у них уникальный феномен – складывание в недрах общественного сознания древнейшей монотеистической религии.
Охарактеризовать Ветхий Завет как часть Библии. Показать мировое значение Ветхого завета, Библии. Указать время создания этого уникального религиозного памятника, его авторство и язык. Раскрыть содержание наиболее важных фрагментов Ветхого завета. Из Пятикнижия Моисея студенты должны знать сюжеты о сотворении мира; о грехопадении; о Каине и Авеле; о Содоме и Гоморре; о вавилонской башне; легенду о Моисее и др. Из «Исторических книг» внимание обратить на повествование о царях Иудеи, а из Книги премудростей интересно остановиться на сюжете об Иове. Проанализировать десять заповедей.
В последнем вопросе раскрыть доктринальную сущность иудаизма, его культовую практику, религиозную обрядность и праздники, проследить судьбу иудаизма.
Литература. В.К. Кислюк, О.Н. Кучер. Религиоведение. Основы религиоведения. Учеб./Под ред. И.Н. Яблокова; Г. Гече. Библейские истории. Ветхий Завет. Новый Завет. М., 1990. Библия
Семинар №7. Религия Древней Греции и Рима.
- Мифы Древней Греции.
- Религия Древней Греции.
- Религия Древнего Рима.
Раскрывая первый вопрос, следует подчеркнуть особенность мифологии Древней Греции. Для ее мифов характерна высокая художественность образов, гуманистическая направленность, антропоморфизм, органическая связь с изобразительным искусством. Греческая мифология чрезвычайно богатое и в то же время сложное явление, оно содержит в себе различные пласты мифов, легенд, преданий, литературных новелл, сказочных сюжетов. Для понимания этих особенностей важно раскрыть подробнее некоторые из мифов.
Религию Древней Греции интересней проследить с древнейшей стадии – Эгейской или крито-микенской культуры. Что касается собственно греческой религии, важно проанализировать в ней такие древнейшие пласты, как следы тотемизма; промысловых культов; тайных союзов; погребальных и семейно-родовых культов; вредоносной и лечебной магии; аристократического культа героя; земледельческого культа; культа Диониса. Охарактеризовать складывающийся общегреческий пантеон богов; проанализировать происхождение олимпийских богов, и, прежде всего, Зевса – верховного олимпийского бога. Жречество. Культовые отправления. Орфики и пифагорейцы. Религия эллинизма.
Религия Древнего Рима во многом связана как с этрусками, так и с Древней Грецией. Важно подчеркнуть анимизм, присущий ранней римской религии, а в более поздний период – её антропоморфизм, подобно грекам. Семейно-родовой культ (маны; гении; лары; пенаты; ларвы; лемуры). Следы тотемизма. Погребальный культ. Аграрные и земледельческие культы. Мантика. Жречество в Древнем Риме. Складывание римского пантеона богов. Культ императора.
Литература: Культурология. История мировой культуры: Учеб./Под ред. проф. А.Н.Марковой. М. 2002.; Очерки истории мировой культуры. Учеб. пособие./Под ред. В.В.Калашникова. СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 1993.; С.А.Токарев. Религия в истории народов мира. М., 2005. Мифы народов мира: В 2 тт.М.1982.
Семинар №8. Происхождение христианства. Новый Завет.
- Исторические условия зарождения христианства.
- Проблема историчности Христа. Учение Христа.
- Новый Завет как составная часть Библии: время создания, язык, структура, содержание, значение.
- Становление и развитие христианской церкви.
Раскрывая первый вопрос, следует добиться понимания студентами того факта, что христианство в настоящее время является самой распространенной мировой религией. Это вторая мировая религия по времени возникновения после буддизма. Важно подчеркнуть, что христианство возникло неслучайно, а явилось результатом закономерного развития древнего мира, причем возникло именно в Палестине. Поэтому следует рассмотреть историческую эпоху, в которой зарождается новая религия, а именно: состояние Римской империи и положение дел в Палестине. Важно понять, что религиозными истоками христианство связано с иудаизмом. Проанализировать важнейшие секты, течения и движения в Палестине. Саддукеи, фарисеи, назореи, зелоты, сикарии, ессеи. Особое внимание уделить Кумранской общине. Идеи эсхатологии и мессианства в Палестине. Лжепророки.
Христианство неразрывно связано с личностью И.Христа. Дать два подхода, две школы по этому вопросу: мифологическую и историческую. Привести соответствующие доводы, аргументы и памятники культуры, оставшиеся от этой эпохи. Показать особенность теологического подхода к проблеме И.Христа. Туринская плащаница. Новозаветные сюжеты: крещение И.Христа; роль И.Крестителя; проповедническая деятельность И.Христа и его учение; смерть и воскресение И.Христа.
По ІІІ и ІV вопросу необходимо проследить, как складывались судьбы христианства после смерти И.Христа, каким образом устная традиция воплощалась в письменные источники. При анализе Нового Завета охарактеризовать язык, на котором он был написан, авторство отдельных частей, структуру и содержание. Характеристика четвертого вопроса связана с периодом 30-321 гг., главным содержанием которого стало массовое распространение христианства по всей территории Римской империи; объединение разрозненных общин в единую централизованную религиозную организацию (церковь). Роль Петра и Павла в этом процессе. Официальное признание христианства римскими властями. Миланский эдикт 313 г. Последующий период в истории христианской церкви связан с деятельностью Вселенских соборов. Унификация христианского вероучения и культа.
Литература: К.В. Кислюк, О.Н. Кучер. Религиоведение. Основы религиоведения:/Под ред. И.Н. Яблокова, В.Н. Никитин. Религиоведение. Вероучения религий мира: учеб. пос. для вузов,2-е изд. СПб, Химиздат, 2001; Очерки истории мировой культуры/СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 1993.Под ред. проф. В.В. Калашникова; И.С. Свенцицкая. Раннее христианство: страницы истории. М., Наука, 1987; А. Мень. Сын человеческий. М. 2000. Библия. С.А.Токарев. Религия в истории народов мира. М., 2005. Мифы народов мира: В 2 тт.М.1982. И.Д.Амусин. Общественные и религиозные течения в Палестине во II в. до н. э. – I в. н.э. Кумранская община // История древнего мира. Под ред. И.М.Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой. М.: Наука, 1989, с.369-382.
Семинар №9. Схизма. Разделение западной и восточной церкви.
- Церковь и государство в истории Византии.
- Иконопочитатели и иконоборцы в истории Византии.
- Схизма: причины и последствия.
По первому вопросу необходимо уяснить соотношение светской и церковной власти в Византийской империи. Концепция «симфонии» власти, созданная Юстинианом.
Раскрывая второй вопрос, необходимо подчеркнуть, что борьба по различным вопросам христианского вероучения шла в течение первых двух веков существования Византийской церкви. Она касалась проблемы понимания Святой Троицы и природы Иисуса Христа, а также других догматических спорных проблем. В VІІІ – первой пол. ІΧ в. это вылилось в борьбу между иконоборцами и иконопочитателями. Важно понять причины, сущность, проявления и последствия этих драматических событий для судеб Византии и православия.
В конце занятия важно уяснить причины раскола христианской церкви, отделение западной от восточной церкви и расхождение между ними по догматическим и каноническим вопросам.
Литература: Культурология. История мировой культуры. Учеб./Под ред. проф. А.Н. Марковой. 2002; История мировой культуры: Учеб. пособие/Под ред. проф. В.В. Калашникова. СПб, 2001. Токарев С.А. Религия в истории народов мира.
Семинар №10. Теория и практика ислама. Коран. (Коллоквиум).
- Исторические условия зарождения ислама.
- Жизнь пророка Мухаммада.
- Основные положения вероучения ислама. Коран.
- «Столпы» культовой практики ислама. Шариат.
Приступая к анализу первого вопроса, следует отметить, что ислам – наиболее молодая из мировых религий. Однако по числу верующих она занимает второе место в мире. Целесообразно показать особенности ислама, регионы распространения в мире, взаимосвязь ислама со всем образом жизни исламских государств. Важно понять, в каких исторических условиях зародился ислам, почему для арабского населения (полукочевых и кочевых народов семитской языковой семьи, проживавших на Аравийском п-ове) оказалась неприемлемой к VІІ в. ни одна из существующих к тому времени религиозных доктрин. В то же время показать взаимосвязь и преемственность ислама с иудаизмом и христианством.
Далее проследить основные вехи жизненного пути Мухаммада, начало его проповеди, роль Мекки и Медины в его судьбе.
Основные положения его вероучения: вера в Аллаха, вера в предвечность Корана; вера в пророка Мухаммада; вера в загробное воздаяние; вера в божественное предопределение. Эти догматы изложены в Коране, и поэтому следует дать краткую характеристику этого религиозного памятника: язык; структура; редакции, переводы.
Важнейшую роль в исламе играет культовая практика. В этой связи раскрыть такие её элементы как: аш-шахада; ритуальная молитва (намаз); пост (ас-саум); милостыня (закят); паломничество (хадж). Джихад и его роль в жизни мусульманина. Запреты ислама. Обрядовая практика (обрезание; жертвоприношение). Шариат. Праздники в исламе.
Кааба. Мечеть. Течения в исламе: суфизм, суннизм, шиизм.
Культура исламских государств.
Литература: Культурология. История мировой культуры. Учеб./Под ред. проф. А.Н. Марковой; Ислам. Краткий справочник. М., Наука,1983; Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М.,1992; Никитин В.Н. Религиоведение. Вероучения религий мира: Учеб. пособие, СПб,2001. Коран. М.,1986.
Семинар №11. Религия и наука. Проблема средневекового синтеза.
- Церковь и монастыри средневековья.
- Школьное дело и образование. Средневековые университеты.
- Религия и наука. Проблема средневекового синтеза.
- Католицизм.
При анализе І вопроса важно учитывать, что стержневой основой культуры средневековья стала христианская церковь, христианское вероучение. Церковь оказалась единственным учреждением Римской империи, которое избежало разрушения варварами. Поэтому церковь стала связующим звеном античной эпохи и эпохи средневековья, в том числе и в духовной сфере. С помощью конкретного материала целесообразно проследить, какие функции выполняли средневековые монастыри, каким образом они сохраняли знания и культурную традицию (напр. Бенедиктинцы).
Далее показать, как было построено школьное дело и образование в раннем средневековье (напр. в империи Карла Великого, «каролингское возрождение») и в зрелом средневековье. Особое внимание уделить университетам.
Проблема средневекового синтеза может быть раскрыта через анализ этой дилеммы у Тертуллиана, П. Абелера, Аврелия Августина и Фомы Авинского. Средневековая схоластика. Северин Боэций, Иоанн Скот Эриуген, Альберт Великий, Роджер Бэкон, Бернард Клервоский, Сигер Брабантский, Уильям Оккам. Особенности средневековой науки.
В конце семинара целесообразно показать христианскую доктрину через деятельность католической церкви.
Литература: Культурология. История мировой культуры: Учеб./под ред. проф. А.Н. Марковой; Очерки истории мировой культуры: Учеб. пособие/Под ред. проф. В.В. Калашникова. СПб, 1993; Культурология: Учеб пособие/Под ред. проф. Г.Д. Драча. Ростов Н/Д, 2006; История мировой культуры: Учеб. пособие/Под ред. проф. В.В. Калашникова, 2001.
Семинар №12. Итальянские гуманисты и церковь в эпоху Возрождения.
Данная тема семинара может быть рассмотрена через призму судеб и творчества представителей науки и искусства, литературы, философии и политики, а также общественных деятелей. Например: Н. Коперник; Г. Галилей; Ф. Петрарка; Данте; Л. Бруни; Ринуччини; Л. Валла; Браччолини; Дж. Бруно; Н. Макиавелли; Дж. Ванини. За пределами Италии можно обратиться к творчеству Э. Роттердамского и его «Похвале глупости».
Литература: Культурология. История мировой культуры: Учеб./Под ред. проф. А.Н. Марковой; Основы религиоведения: Учеб./Под ред. И.Н. Яблокова. М.,2000.
Семинар №13 и 14 (4 часа). М. Лютер и судьбы протестантизма.
- Причины и сущность реформации.
- М. Лютер и реформации в Германии.
- Реформации в других странах Европы.
- Основные направления контрреформации католической церкви.
По І вопросу важно понять причины реформации, определить её сущность и содержание, регион развития, а также выяснить истоки реформации в предшествующий период (учение Д. Виклифа, Я. Гуса).
Показать причины реформации в Германии. Охарактеризовать личность М. Лютера и его учение: догмат об оправдании одной верой; догмат о милосердии Божьем; признание абсолютного авторитета Священного писания как единого источника веры в Бога; принцип «всеобщего священства». Культовая практика. Устройство церкви. М. Лютер и Мюнцер. Судьбы реформации в Германии. Лютеранство.
Реформацию в других странах Европы целесообразно рассмотреть на примере Англии (англиканство); Швейцарии (У. Цвингли и Ж. Кальвин, кальвинизм) и Франции. Проследить общие и отличительные черты этих процессов. Дать краткую характеристику различных ответвлений протестантизма (конфессий, течений, сект).
В завершении семинара дать оценку раскола католической церкви и проанализировать её ответную реакцию на протестантизм и реформационное движение (Тридентский собор; книжная цензура; инквизиция; деятельность ордена иезуитов, И.Лойола).
Литература: Культурология. история мировой культуры. Учеб./Под ред. проф. А.Н. Марковой; Основы религиоведения. Учеб. пособие/Под ред. И.Н. Яблокова; З.И.Плавскин Испанская инквизиция: палачи и жертвы – исторические очерки./СПб., 2000.
Семинар №14. Наука и религия в Западной Европе в Новое время.
- Эпоха Просвещения и её особенности.
- Свободомыслие в Западной Европе.
Рассмотрев сущность и содержание эпохи Просвещении, её характерных черт, важно показать взаимосвязь и соотношение религии и науки через призму философии, естествознания, политики и других сфер жизни. Целесообразно развитие свободомыслия раскрыть через судьбы наиболее ярких представителей Нового времени (Ф.М. Вольтер, Т. Гоббс, Д. Дидро, К.А. Гельвеций; П. Гольбах; Ж. Мелье; Г.Э.Лессинт; И.Г. Гердер, Л.Фейербах, К. Марке, Ф. Энгельс).
Литература: Культурология. История мировой культуры. Учеб./Под ред. проф. А.Н. Марковой; Очерки истории мировой культуры. Учеб. пособие/Под ред. проф. В.В. Калашникова. СПб,1993; А. Дидро. Избранные атеистические произведения. М. 1956; А.Н. Герцен. Об атеизме, религии и церкви. М. Политиздат, 1976.
Семинар № 15. Мировые религии. Христианство и ислам: сравнительный анализ. (Коллоквиум).
Семинар №16. Религия в современном мире: Тенденции и перспективы развития.
Семинар № 17. В заключении изучения курса подвести краткие итоги развития религиозных учений и религиозного сознания и дать обзор современному состоянию этой проблемы в ΧΧ в.