Проблемы и стратегии их решений




 

В процесс исследования целесообразности создания СЭЗ на территории Грузии на протяжении последних лет было вовлечено огромное количество как отечественных, так и зарубежных специалистов. Изучив основные особенности экономического и научно-технического потенциала страны, ее географическое положение, инвестиционные возможности и международное сотрудничество, а также политическую ситуацию, ученые пришли к выводу, что единственной реальной возможностью для Грузии является создание небольших свободных зон в промышленных центрах с развитой инфраструктурой. Инвестиционный кризис в стране не позволит выделить достаточное количество денежных средств на создание новой инфраструктуры и развитие социальной сферы в крупных зонах. Вместе с этим перераспределение денежных средств из других проектов может негативно сказаться на состоянии экономики в целом, к тому же подобный процесс всегда сопровождает множество сложностей, что может растянуть его на длительный срок.

Таким образом, определяющим фактором в выборе потенциальной свободной зоны является ее географическое расположение. Как отмечалось ранее, первым объектом для создания СЭЗ стала город Батуми на территории республики Аджария. Однако, проблемы, связанные с административно-территориальным статусом республики, привели к тому, что правительство страны не стало рассматривать этот вопрос с экономической точки зрения, а расценило его как попытку политического обособления Аджарии. Впоследствии, несмотря на то, что А. Абашидзе и бывший президент Грузии Эдуард Шеварднадзе достигли некоторой согласованности относительно законопроекта «О СЭЗ», большинство представителей правительства страны крайне негативно восприняли идею создания специальной зоны на территории республики. Так, бывший премьер-министр Грузии Зураб Жвания еще в мае 2003 года заявил, что правительство готово рассмотреть несколько Законопроектов о создании СЭЗ в стране, но на Аджарию это не распространяется, так как контроль со стороны центральной власти на территории республики весьма затруднен, а после создания свободной зоны вообще может быть утерян. Вместе с этим, действующий президент страны Михаил Саакашвили оценил намерение создать СЭЗ в Аджарии более резко, назвав это политическим бунтом и попыткой расчленения Грузии на сепаратистские зоны. В решение данного вопроса не обошлось и без внешнего вмешательства, так, глава Соединенных Штатов Америки Джордж Буш поддержал политику М. Саакашвили относительно Аджарии, и заявил, что считает необходимым проведение досрочных выборов в республики, чтобы укрепить политическое влияние верховной власти в регионе и вернуть территориальную целостность страны.

Стоит заметить, что большинство специалистов не разделяют оптимизма представителей правительства и считают, что создание крупных свободных зон едва ли целесообразно в современных условиях. Некоторые аналитики справедливо отмечают, что социальное и экономическое неравенство в разных регионах страны нужно снижать за счет создания прочной законодательной базы, способной поддержать развитие предпринимательства и малого бизнеса. Например, город Поти в правительственной программе считается одним из наиболее возможных месторасположений СЭЗ, так как там присутствует порт. Однако независимые специалисты заявляют, что создание специальной зоны именно в этом районе может стать серьезной ошибкой, так как управление портом само по себе является сложной задачей, к тому же в стране с крайне несовершенным законодательством. Таким образом, если город превратится в СЭЗ, то контроль над ним станет практически невозможным. В Грузии и без этого существует огромное количество проблем в плане административно-территориального регулирования, таким образом, первоочередной является установление единой юрисдикции во всех регионах страны.

К этому стоит добавить, что на данном этапе становления Грузии значительные сокращения налоговых выплат из потенциальных свободных зон, или полный отказ от выплат, а также ряд других финансовых льгот могут в значительной степени повысить нагрузку на бюджет и во многом препятствовать дальнейшему развитию экономики. И только когда в стране будет сформирована удовлетворительная экономическая среда в целом, а центральные органы управления будут контролировать всю территорию Грузии, тогда можно будет говорить о необходимости разработки определенных программ по созданию СЭЗ.

Нельзя оставить без внимания и тот факт, что многие международные финансовые организации высказали свое мнение относительно возможности создания свободных экономических зон на территории Грузии, и в целом оно совпадает с мнением грузинских специалистов. Так, например, глава Международного Валютного Фонда Джонатан Дан неоднократно заявлял, что его организация не намерена поддерживать решение правительства о создании СЭЗ, более того, считает его крайне не обдуманным и весьма опасным для развития экономики страны.


Заключение

 

На сегодняшний день укрепление международных экономических связей имеет большое значение для Грузии, именно поэтому вопросы интеграции являются актуальными для страны.

Пожалуй, наивысшим достижением в области международной интеграции стало для Грузии вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) в 2000 году. Процесс присоединения к этой экономической организацию был длительным и сложным, сопряженным с множеством переговоров и процедур. В 1996 году Грузия получила статус наблюдателя, что необходимо для ознакомления с системой торговых отношений в рамках ВТО. А в начале 1997 года правительство республики представила Меморандум о внешней политике, свидетельствовавший о готовности к реформированию экономики для соответствия стандартам торговой организации. Стоит отметить, что для страны, долгое время существовавшей в рамках командно-административной системы и лишь недавно вступившей на путь перехода к рыночной экономике, очень сложно было осуществить реформирование законодательно-правовой базы и сформировать соответствующие механизмы регулирования, которые бы удовлетворяли страны-участницы. Правила, разработанные в рамках ГАТТ и ВТО, корректировались в течение 50 лет, таким образом, критерии, предъявляемые странам, претендующим на членство в организации, являются очень строгими.

В итоге, в 2000 году Парламент Грузии ратифицировал Протокол о присоединении к Маракешскому соглашению, и фактически страна стала полноправным членом Всемирной торговой организации. Вступление в это важнейшее международной экономическое объединение является первым шагом на пути к новому экономическому порядку.

Факт вступления страны во Всемирную торговую организацию рассматривается как признание Западом успеха Грузии в проведенных экономических реформах, что имеет огромное значение для дальнейшей интеграции в систему международных экономических отношений и дает возможность защиты собственны экономических интересов на международных рынках. Вместе с этим, Грузия получила шанс эффективно использовать свой транзитный потенциал, а также привлечь в страну столь необходимые иностранные инвестиции. Все это в скором времени сможет способствовать ускоренному становлению экономики страны и повышению благосостояния нации. На данном этапе своего развития, заручившись поддержкой ВТО, Грузия действительно имеет возможность занять достоянное место в системе международного разделения труда, и на основе своих географических и климатических особенностей выявить реальные экономические преимущества перед другими странами.

Действующий президент страны Михаил Саакашвили считает, что крайне выгодным с политической точки зрения для Грузии может стать присоединение к блоку НАТО. В 2004 году комиссия Североатлантического блока посещала республику, и после длительного изучения обстановки, сделала в целом положительное заключение относительно реформ, проведенных в стране. Вместе с этим стоит отметить, что в Грузии до сих пор существует огромное количество как политических проблем и несовершенств в законодательной базе. Так, например не решены следующие вопросы: охрана и мониторинг границы, борьба против терроризма, усовершенствование демократических институтов, защита прав человека, верховенства закона, борьба против коррупции, демократический контроль над вооруженными силами. Основной проблемой остается внутриполитический конфликт на юге страны. Проблемы административно-территориального деления в отношении Аджарии и Южной Осетии, их политический статус, а также активное вмешательство в решение этого вопроса России крайне негативно воспринимаются специалистами НАТО. Представители американского правительства не раз заявляли, что пока Грузия не сможет решить проблемы собственных границ, причем самостоятельно, о вступлении в НАТО говорить не стоит. По самым приблизительным оценкам интеграция республики в североатлантический блок может произойти не ранее 2010 года.


Список литературы

 

1. Абашидзе З. Россия – Грузия: проблемы и перспективы. // Вопросы истории. – 2001. – №10. – С. 137 – 142.

2. Банки: Мировой опыт. Аналитические материалы/РАН Институт информации по Общественным Наукам. – М.: Хроникер, 2004. – 301 с.

3. Барковский А., Исламова Р., Ковалев А. Экономические стратегии стран СНГ и России. – М.:РУНД, 2003. – 279 с.

4. Беридзе Т. К проблеме измерения ненаблюдаемой экономике в Грузии // Вопросы экономики. – 2004. – №8. – С. 72 – 78.

5. Бондарь Т. Грузия не способна самостоятельно решить свои долговые проблемы // Финансист. – 2001. – №11. – С. 47 – 49.

6. Глонти В. Федеративные отношения в Грузии. // Мировая экономика и международные отношения. – 2005. – №7. – С. 107 – 111.

7. Глонти В.К проблеме создания свободных экономических зон в Грузии // Проблемы теории и практики управления. – 2003. – №5. – С. 20.

8. Кабалина В. Инновации на постсоветских промышленных предприятиях // Вопросы экономики. – 2004. – №7. – С. 34 – 39.

9. Лордкипанидзе Ш. Внешняя миграция и ее перспективы. Пример Грузии. // Южный Кавказ: региональный аналитический журнал. – 2001. – С. 5.

10. Маглакелидзе Т. Валютные проблемы Грузии // Мировая торговля и Международные отношения. – 2002. – №9. – С. 89 – 92.

11. Максоев М. Некоторые экономические проблемы кавказского региона. // Общество и экономика. – 1998. – №2. – С. 136 – 143.

12. Меладзе Г.Г. Внешняя миграция в Грузии, 1996–2001 годы // Социологический журнал. – 2003.

13. Месхил Я. Кредитная политика Грузии // Вопросы экономики. – 1998. – №9. – С. 49 – 53.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: