Рыночная экономика в современной России




 

Анализируя экономическую систему, сложившуюся в современной России, необходимо сразу оговориться, что в последние десятилетия вопросы, связанные с экономической деятельность являются сильно политизированными, в основном потому, что наше общество прошло через болезненный процесс перестройки не только экономики, но и государства в целом, что породило сильнейшие разногласия в оценке тех или иных достижений последних лет. Деятельность российских властей по реформированию плановой социалистической экономической системы, доказавшей к концу 1980-х годов свою полную несостоятельность, неоднозначно воспринимается обществом, одни и те же исторические факты и экономические показатели могут широко толковаться в угоду политических предпочтений, также и в наши дни – любая критика, которой подвергается правительство, в том числе и по его экономической деятельности, часто воспринимается российской властью, все последние годы скатывающейся к авторитарному правлению, как провокация недоброжелателей государства в целом, не имеющая под собой серьезных оснований. В то же время объективная критика крайне полезна, так как в российской экономике, не имеющей большого опыта формирования и использования рыночных механизмов, и до сих пор не избавившейся от теней социалистического прошлого, возможны и существуют многие деструктивные явления, однако указывают на эти явления преимущественно представители оппозиции, политики и экономисты, но не представители правящей партии и правительства. Поэтому, критично оценить состояние рыночной экономики в России можно, ссылаясь в основном на противников проводимого властями курса, что тоже не может быть в полной мере объективным.

Конец Советского Союза, вместе с его командной неэффективной экономикой, державшейся последние годы исключительно на ценах на сырьё, продаваемом за границу, привёл к необходимости коренным образом перестраивать не только хозяйственную систему, но государственное устройство в целом. Обанкротившаяся экономика СССР к 1990 году не могла удовлетворять элементарные потребности общества, государственная казна была практически пуста, в технологическом смысле страна безнадёжно отстала от передовых стран Запада, уровень жизни оставался низким, появился дефицит товаров первостепенной важности, дошло до введения карточек на продовольственные товары. В таких условиях новое российское правительство во главе с Е. Гайдаром пошло по пути радикальных реформ в экономической и социальной сферах, реализуемых на принципах монетаризма, то есть минимального влияния государства на экономическую деятельность. В 1992 году была проведена так называемая политика «шоковой терапии», последовательно введены следующие реформы:

– разовое введение с 1 января 1992 г. свободных цен;

– либерализация торговли средствами производства и товарами народного потребления;

– приватизация государственных предприятий и жилья.

Основой для экономических реформ, переводящих российскую экономику на капиталистические рельсы, было убеждение, что переход к свободной конкурентной рыночной системе и минимальное влияние государства на экономическую деятельность быстро приведут к положительным результатам. Однако на практике оказалось, что этого недостаточно. Проблемы, накопившиеся к этому времени, плюс многочисленные ошибки на пути реформирования оказались гораздо серьезнее, чем предполагали либеральные экономисты начала 90-х. К 1997 году экономисты были вынуждены констатировать: экономика неспособна удовлетворить потребности населения в товарах и услугах и обеспечить даже простое воспроизводство, обновление основного капитала. Происходит технологическая деградация экономики. Основной капитал устарел как физически, так и морально. В нем преобладают технологические уклады, доминировавшие в XIX и первой трети XX в. Промышленное производство за 1990–1995 гг. по сравнению с предкризисным 1989 годом сократилось на 50,5%. Продукция машиностроения и легкой промышленности в общем ее объеме снизилась с 42,9% в 1990 г. до 20,1%, а в общем объеме инвестиций в промышленности с 26,4% до 9%. Катастрофически упал уровень жизни населения, вырос уровень безработицы.

Всё это привело к тому, что властям пришлось частично свернуть реформы, не доведя их до логического завершения, что не позволило России быстро продвинуться к зрелой рыночной экономике. Но все же страна снова встала на путь капиталистической рыночной экономики, и так тяжело развивавшейся в России до появления советской власти из за пережитков феодализма и слаборазвитой инфраструктуры, а с 1917 года и вовсе свернутой большевиками.

Главным результатом осуществления экономических и политических реформ в России является формирование системы рыночных отношений. Конституцией закреплено право частной собственности, право свободного предпринимательства. В стране появились все виды рынков: товаров, услуг, труда, капиталов, кредитов, собственности и т.д. Проведена массовая приватизация, налоговая и земельная реформы, укрепились позиции частного сектора. На начало 1998 года общее число приватизированных предприятий составило 126,7 тыс. что составило 59% от количества государственных предприятий к началу приватизации. На долю негосударственного сектора к 1998 году приходилось уже 70% валового национального продукта, появилось большое количество частных предприятий, а общее количество предприятий выросло почти в 10 раз.

Несмотря на непопулярность многих решений, нельзя не признать тот факт, что в начале 90-х гг. в России были заложены основы рыночной экономики, осуществлен кардинальный разворот в сторону капиталистической рыночной системы, и хотя в последние годы наблюдается явная тенденция к возврату под контроль государства стратегических отраслей промышленности, таких например, как добыча нефти и газа, понятно, что возврат к плановой экономике сейчас уже невозможен. В России безусловно существуют основополагающие факторы для функционирования рыночной экономики, такие как частная собственность, свобода предпринимательства, но как и в любой другой стране, находящейся в стадии перехода от одной формации к другой, уместен вопрос, насколько эти возможности реализуются на практике, способна ли рыночная экономика в сложившихся условиях работать эффективно, обеспечивая экономический рост и удовлетворяя запросы общества.

В современной России многие условия для функционирования рынка созданы далеко не в полной мере. Формально в России никто не вправе диктовать предпринимателям, что производить, кому и за сколько продавать, также не ограничиваются сверху свобода предпринимательства и выбора, никто не ограничивает права экономических субъектов на реализацию своих личных интересов. Однако существуют серьезные проблемы в сфере защиты прав рыночных субъектов, механизм рыночного ценообразования не работает лучшим образом из-за крайней монополистичности российской экономики, также наблюдаются серьезные проблемы в области конкуренции на рынках, отсутствует общий положительный деловой климат.

Например, право частной собственности, основное и незыблемое условие для существования капитализма, реализуется в России порой странным образом. Если права простых обывателей на их собственность более менее защищены, то в сфере бизнеса дела обстоят не лучшим образом. Распространившаяся в последние годы эпидемия незаконного рейдерства, незаконного захвата действующего предприятия порой с помощью коррумпированных государственных чиновников, приобрела такой размах, что вызвала серьезное беспокойство в деловой среде. Как оказалось, в определенных условиях закон не в силах защитить полноправного собственника от враждебного силового захвата, а зачастую представители власти активно участвуют в переделе и захвате чужой собственности с помощью судей, милиции и прочих государственных органов. К тому же многие противники действующих властей открыто обвиняют российских высших чиновников в практике государственного рейдерства, когда крупные и успешные предприятия различными способами пытаются либо перевести в государственную собственность (путём банкротства, например, и последующей скупки активов государством), либо вынудить их собственников продать свои предприятия другим, близким к власти предпринимателям. Всем известны дела компаний ЮКОС, «Русснефть», «Евросеть», в процессе которых руководителям и собственникам этих успешных предприятий предъявлялись налоговые претензии или даже уголовные обвинения, впоследствии чего до недавних пор успешные бизнесмены оказывались либо за решеткой либо в бегах за границей, а их предприятия продавались другим, более выгодным для властей людям. И хотя эти случаи не имеют массового характера, они все же заставляют сомневаться в том, что право частной собственности в России защищено должным образом, особенно если учитывать то, что российская судебная система не является в полной мере независимой и порой способна избирательно применять право в интересах власти. Все это никак не способствует созданию благоприятного предпринимательского климата, инвестированию в производство, ограничивает стимулы бизнеса развивать свои компании, так как если государство неспособно гарантировать защиту прав собственника, никакой предприниматель не будет вкладывать свои деньги в развитие и покупку предприятий. Зачастую российские предприниматели охотнее готовы инвестировать деньги в иностранные предприятия или недвижимость, понимая, что это надежнее чем вкладываться в российское предприятие, цена активов которого может рухнуть в одночасье после одного резкого заявления председателя правительства РФ (как в случае с компанией «Мечел» в 2008 году). Также и иностранные инвесторы не готовы достаточно вкладывать в российскую экономику не будучи уверенными в сохранности своих вложений. Например, инвестиции в основной капитал в Китай за период 2002–2005 гг., превысили инвестиции в российское производство почти в два раза.

Подавляющее воздействие на развитие нормальной рыночной системы и на все общество в целом оказывает коррупция, достигшая невиданных размахов на все уровнях власти. По данным Transparency International в 2007 году Россия заняла 143-е место в мире по соседству со слаборазвитыми странами Африки. Коррупция проявляется на всех уровнях российского общества, но в экономике особенно губительным образом она влияет на развитие малого бизнеса. Административные поборы, взятки чиновников, налоговые претензии в сочетании с монополистическими тенденциями практически во всех отраслях давят малый бизнес, не давая ему эффективно развиваться. Малому и среднему бизнесу крайне тяжело выходить на рынки, которые монополизированы крупными компаниями при поддержке местного чиновничества. За последние годы число малых предприятий в России практически не выросло и сегодня составляет около миллиона, или менее 7 предприятий на 1000 человек населения. Для сравнения, в странах ЕС численность малых предприятий составляет в среднем 45 на 1000 человек населения, в Японии – 50, в США – 75. Доля малых предприятий в структуре численности занятых в странах Запада составляет свыше 50%, в Японии – почти 80%. В России в малом предпринимательстве занято всего лишь около 9 миллионов человек, или всего 12% от общего числа занятых. Примерно такая же доля малого бизнеса в нашем ВВП. Для сравнения, в США доля малых предприятий в ВВП – свыше 50%, в еврозоне – свыше 60%. Неутешительные показатели, если учесть то, что в развитых странах малый бизнес является основой экономического процветания, условием для существования среднего класса.

Проблема монополизма является ключевой в российской экономике. Практически в любой отрасли мы найдем монополиста, способного диктовать свои условия на рынке и давить конкуренцию в зародыше – в электроэнергетике, газовой отрасли, железных дорогах, ЖКХ. Эти инфраструктурные монополисты давят на российскую экономику, не давая развиваться рыночным механизмам ценообразования, ограничивают конкуренцию. В современной России во многих регионах не может быть и речи о выборе из разных поставщиков электроэнергии, газа, телекоммуникационных услуг, такой поставщик как правило один, а значит нет конкуренции, нет выбора, нет правильного рынка. Например, по данным Росстата, в среднем в 2003–2007 годах цены на цемент росли почти на 35% в год, только в 2007 году они выросли на 62%. Это обусловлено тем, что большая часть производства цемента в стране оказалась в руках компании «Евроцемент», скупившей в начале 2000-х годов десятки цементных заводов в стране и пользуясь дефицитом цемента на рынке, установившей монопольно высокие цены. В октябре 2005 года Федеральная антимонопольная служба обвинила компанию в установлении монопольно высоких цен. В 2006 году компания выплатила самый крупный в истории применения антимонопольного законодательства штраф в размере 267 млн рублей. Несмотря на принятые антимонопольные меры, деятельность «Евроцемента» продолжает оказывать деструктивное влияние на российский цементный рынок: параллельно с ростом цен компания сокращает производство. Показательна ситуация с ценами на бензин осенью 2008 года – вследствие падения цен на нефть в ноябре 2008 года в Европе и США бензин подешевел практически вдвое, тогда как в России только на 8%. Существенно цены снизились только три месяца спустя, и то – только после неоднократных призывов правительства и президента к ФАС разобраться в ситуации.

Однако существуют и положительные примеры в области конкуренции. Например, бурное развитие сотовой связи и услуг доступа к интернету, привело к большому количеству игроков на этом рынке, не ведущих свою историю из советского прошлого. За счёт конкуренции цены на услуги телекоммуникационных компаний неуклонно падали все последние 10 лет, а качество предоставляемых услуг – росло. Также заметен существенный рост конкуренции в сфере торговли и услуг. Это лишний раз доказывает, что построение конкурентной рыночной системы в России возможно, но для этого надо либо строить бизнес «с нуля», либо коренным образом реформировать структуры, доставшиеся России еще от Советского союза.

Многие либеральные экономисты призывают к скорейшему реформированию монополий, считая их главным тормозом экономики, однако сейчас российские власти наоборот, считают, что крупные государственные компании и госкорпорации способны выполнять роль локомотивов, тянущих за собой всю экономику. За последние годы создана не одна госкорпорация, получившая многомиллиардную поддержку, однако эффективность таких образований до сих пор остается под вопросом. Также вызывают сомнения мероприятия государства по вливанию денежных средств в крупные малоэффективные и технологически отсталые компании, такие как «АвтоВАЗ», например, которые неспособны выпускать качественные по мировым меркам продукты даже при государственной поддержке.

Еще одним фактором, оказывающем негативное воздействие на развитие и укрепление рыночной экономики в России можно назвать слаборазвитую инфраструктуру, как в экономике, так и в стране в целом. Банковская система во многом неспособна обеспечивать нужное финансирование предпринимательства, фондовый рынок не затрагивает большую часть населения, страховая система недостаточно развита.

Вообще, неразвитая инфраструктура в стране оказывает огромное негативное влияние на хозяйственную деятельность. За счет плохой сети автомобильных дорог грузоперевозки дороги, железная дорога диктует свои цены, пользуясь монопольным положением РЖД, цены на авиаперелеты неоправданно высокие за счет высоких цен на авиатопливо, тарифы в ЖКХ чрезвычайно завышены и растут каждый год и т.д. Как раз в этих отраслях, связанных с деятельностью естественных монополий государство занимается регулированием цен путем ограничения торговой наценки или уровня рентабельности, однако цены в основном продолжают расти, а конкуренции не появляется. В период 2000–2007 годов тарифы на коммунальные услуги выросли в 9,5 раза, их среднегодовой рост составил более 33%.

Основываясь на вышесказанном, можно признать, что граждане РФ до сих пор не ощутили на себе всех преимуществ рыночной конкуренции и продолжают во многом оставаться под влиянием крупных монополистов и сочувствующих им чиновников. Создание конкурентной рыночной системы, избавление от монополизма и коррупции – вот основные задачи для российского общества. Иначе перспективы построения в России коррумпированного государственного капитализма латиноамериканского типа могут стать реальными. Россия остается слаборазвитой в экономическом отношении страной с плохо действующими финансовыми институтами и правовой защитой бизнеса, со слаборазвитой инфраструктурой, с коррумпированной бюрократией, с неэффективными производствами, низкой производительностью труда. Все основные экономические показатели России основаны на высоких ценах на природные ресурсы, которыми в изобилии страна располагает, однако малый и средний бизнес практически не развит, заброшено сельское хозяйство и легкая промышленность, высокотехнологичное производство осталась далеко позади передовых стран мира. Разразившийся осенью 2008 года экономический кризис лишний раз доказал, что все эти проблемы никуда не ушли и продолжают тормозить развитие страны, а первоочередной задачей государства является проведение реформ для построения в стране развитой конкурентной рыночной системы, свободной от давления монополистов и бюрократии и ориентированной в первую очередь на рост благосостояния простых граждан.

 


Список литературы

 

1. Экономикс: принципы, проблемы и политика: пер. с 13-го англ. изд./ Макконнелл К.Р., Брю С.Л. – М.: ИНФРА – М, 1999

2. Основы экономики: Учебн. пособие / Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. – СПб, «Бизнес-пресса», 2001

3. История мировой экономики: конспект лекций./ Бор М.З. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 1998

4. Индивид, рынок и правовое государство / Мизес Л. – СПб., «Пневма», 1999

5. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие / Под ред. Петрова А.Н., Кныша М.И – СПб.: «Любавич», 1999

6. Путин. Итоги: Независимый экспертный доклад /Немцов Б., Милов В. – М.: Издательство «Новая газета», 2008



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: