Основные характеристики манипулятивного общения подростков.обрывочно, переход




Характерные черты Действия подростков
· скрытый характер воздействия, невозможность открыто признать факт манипулирования «начинает выкручиваться, придумывает разные причины», «главное – не опускать глаза, смотреть прямо, чтобы не поняли», «нужно не молчать, говорить, что знаешь, и ждать, пока другие помогут»
· невозможность быть полностью искренним «нельзя все честно рассказывать», «не хочется обижать отказом, вот и скрываешь настоящую причину», «лучше всего не говорить, только кое-что»  
· невозможность полностью избежать морального осуждения со стороны своей совести «скажешь «нет», а потом жалеешь об этом», «не пошла, а потом весь вечер переживала», «лучше подчиниться и сделать, чтоб потом совесть не мучила»  
· невозможность самостоятельно и осознанно принимать решения «приходится подчиниться», «нельзя выбрать, что хочется», «тобой руководят»
· внутренний дискомфорт «неприятно на душе, когда тобой пользуются», «сидишь весь вечер, а кто-то потом просто спишет у тебя», «как камень на душе после этого».  

 

6Сравнение теоретического материала позволяет подчеркнуть ограничительный характер манипулятивного общения подростков в становлении их личностной свободы.

Например:

1. Осознанность и избирательность поведения при личностной свободе, и невозможность самостоятельно и осознанно принимать решения при манипулятивном общении, что подтверждается высказываниями подростков «тобой руководят», «приходится подчиниться» и т.д.

2. Уважение, учет интересов другого в условиях личностной свободы и внутренний дискомфорт, ощущение, что тебя используют в манипулятивном общении «неприятно на душе», «как камень на душе», «тобою пользуются».

Диагностика манипулятивного общения подростка.

Обсуждение и анкетирование по данной проблеме проводилось среди учеников 10 класса МОУ СОШ №23.

В начале исследования, для выявления первичных представлений по теме, испытуемым было предложено ответить на заданные вопросы:

- знают ли они, что такое манипуляция между людьми;

- используют ли они манипуляцию;

- используют ли они манипуляцию в отношениях с одноклассниками;

- используют ли манипуляцию как «наклейку ярлыков;

- как применение рекомендаций.

В результате были выявлении результаты, подробный анализ которым можно дать, обратившись к Приложению 1.

 

Далее было проведено анкетирование, целями которого являлись:

- выявление знаний различных классификаций манипуляции;

- составление представлений о том, какие способы манипуляции наиболее часто используются в общении, участниками которого являются подростки.

В качестве материала для опроса были даны 10 высказываний, предложенных как речевые манипуляции:

1. «это не моя проблема (отстранение);

2. «ну, тогда я брошу школу» (угроза);

3. «ты меня не любишь, иначе бы ты…» (спекуляция, любовь как средство);

4. «у всех есть (джинсы), кроме меня» (сравнение);

5. «я пожалуюсь отцу, он с тобой разберется» (угроза, шантаж);

6. «мама не пускает меня гулять, как же так, пап?» (настраивание одного человека против другого);

7. «если ты сделаешь (уроки), то сможешь (пойти погулять)» («манящие яблоки»);

8. «(Саша) учится лучше тебя» (сравнение);

9. «из-за тебя меня скоро инфаркт хватит» (болезнь);

10.«ты же не хочешь, чтобы люди думали, что ты можешь сделать это…» (социальный шантаж).

Опрашиваемым было предложено ответить на вопрос: «Применяют ли они данные высказывания и насколько часто?»

Провести анализ диагностической работы можно по таблице (см. Приложение 2).

В результате проведённого анкетирования были выявлены наиболее часто используемые способы манипуляции: отстранение, угроза, сравнение.

Моя уязвимость».

Известно, что манипулятивное воздействие возможно только в случае нахождения манипулятором уязвимых мест жертвы. Что является вашей «слабой стороной»? Какие Ваши личностные качества может использовать другой человек для управления Вами?

Опрашиваемым было предложено оценить себя по 5-ти бальной шкале, где 1 – минимальное проявление качества; 5 – максимальное проявление качества.

Ø неуверенность в себе, застенчивость;

Ø уверенность в себе, самоуверенность;

Ø чувство вины;

Ø чувство ответственности;

Ø стремление получить похвалу;

Ø обидчивость;

Ø щедрость, расточительство;

Ø бережливость, жадность;

Ø гордость;

Ø искренность;

Ø тщеславие;

Ø оптимистический взгляд на мир, уверенность, что все будет хорошо;

Ø реалистический взгляд на мир, пессимизм;

Ø высокомерие;

Ø общительность;

Ø стремление получить одобрение значимых людей;

Ø скромность;

Ø честолюбие;

Ø любовь к себе, эгоизм;

Ø неумение сказать «нет». (Приложение №2)

Анализируя ответы, можно выявить качества личности, подвергающие подростка психологическому воздействию со стороны окружающих:

· неуверенность в себе, застенчивость; %

· чувство вины;%

· реалистический взгляд на мир, пессимизм;%

· стремление получить одобрение значимых людей;%

 

Заключение.

Как было выяснено, подросток не может существовать без общения. Но и свободным он желает быть, как и каждый человек, а манипуляция в некотором роде ограничивает эту потребность.

Опираясь на проведённые исследования, можно подтвердить предположение о том, что манипуляция выступает существенной помехой на пути достижения подростком личностной свободы.

Человек не рождается манипулятором. Он развивает способность манипулировать другими людьми с тем, чтобы избегать неприятностей и добиваться желаемого, причем развивает он эту способность бессознательно. Благодаря ей, существование человека становится более комфортным, но благодаря ей же, он утрачивает способность переживать ценность и полноту своего существования.

Говоря об отрицательных сторонах манипулятивного воздействия нельзя забывать о том, что возможны положительные проявления этого явления. Это и переход от психологического воздействия к коммуникабельности личности, установлению взаимопонимания и взаимосотрудничества и т.д. Однако этот факт не всегда оправдывает действия манипулятора.

Оценивая результаты своей работы. Я нашла…Как не стать жертвой манипулятора.

Шаг первый. Логика: поскольку чаще всего в манипулятивном сообщении нет никакой связи, между первой частью и второй («если ты будешь общаться с Леной, я не буду помогать тебе с уроками»), можно объяснить манипулятору, что в его фразе отсутствует логика. Иногда это помогает.

Шаг второй. Неловкость: иногда манипулятивное высказывание звучит вполне логично, но имеет скрытый подтекст. Ставить манипулятора в неловкое положение – увлекательное занятие. «Ты говоришь, что очень уважаешь меня, потому что хочешь уйти пораньше? Ну, так и говори».

Шаг третий. Оцените: обычно манипулятор не уверен в себе, а иначе, зачем бы ему манипулировать? Своим поведением, он пытается обеспечить себе власть над окружающими, хотя больше всего его заботит собственная безопасность. Дайте ему почувствовать себя комфортно, скажите, что понимаете, цените и принимаете его. Увидите, тяга превращать людей в марионеток уменьшиться.

Шаг четвертый. Сделайте свой выбор: манипулятор давит на ваши чувства и надеется тем самым заставить сделать то или иное. Однако, то, что люди заставляют нас испытывать те или иные чувства – это миф. Чувства находятся внутри нас, и никто кроме нас не в состоянии их «включить» и «выключить». Вас пугают? Ответьте иронией. Вас берут «на слабо»? Ответьте удивлением. Вас выводят из себя? Помните о том, что это лишь приглашение, которое вы можете принять и от которого вы можете отказаться. Манипулятор будет озадачен.

Шаг пятый. Понять себя: в каждой семье принято реагировать на события определенным образом. В одной семье принято над всем подшучивать, в другой – расстраиваться по поводу и без него, в третьей – винить в своих бедах только себя и посыпать голову пеплом. Дети, которые выросли в этих семьях, получат эту «ведущую» эмоцию по наследству. Они будут иронизировать, печалиться и мучиться чувством вины соответственно, чаще, чем другие. Можно предположить, что когда эти дети вырастут, им будут чаще попадаться манипуляторы, которые будут играть именно на их «ведущем» чувстве. Исходя из этого, всем можно посоветовать понять, какая именно эмоция им досталась от родителей. А дальше вернуться к предыдущему пункту.

Можно с уверенностью сказать, что «манипуляция» не имеет границ изучения. Каждый раз пытаясь наиболее четко сформулировать проблему можно разносторонне рассмотреть ее, что безусловно пробуждает все новый и новый интерес к данной теме.

 


 

Приложения

Приложение 1.

 

Приложение 2.

 

  часто иногда никогда
1. 13ч. 3ч.
2. 11ч. 2ч. 3ч.
3. 5ч. 7ч. 4ч.
4. 7ч. 3ч. 6ч.
5. 4ч. 0ч. 12ч.
6. 4ч. 2ч. 10ч.
7. 5ч. 6ч. 5ч.
8. 6ч. 1ч. 9ч.
9. 4ч. 4ч. 8ч.
10. 3ч. 1ч. 12ч.

 

 


 

Литература:

1. Кара – Мурза С. Г. «Манипуляция сознанием».

2. Бондарева Л.В., Козачек А.В. Психология манипулятивного общения в подростковом возрасте. – Волгоград: 2003.

3. Козачек О.В. Работа психолога с манипулятивными проявлениями в поведении подростков. Волгоград: ВГПУ, 2001.

4. Финько И.Л., Кривцова С.В. Как сказать «нет» и не потерять друзей: манипулирование глазами школьного психолога. Москва, 1997.

5. Материалы из книги Э. Шострем "Человеческий выбор - манипуляция или актуализация".

6. Статья из журнала "Семейный доктор", № 5, 2000.

7. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. МГУ, М.: 1996

8. Щербакова Л. «Злое искусство манипулирования».

9. По материалам сайта https://www.petrowskiy.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: