Содержание дисциплины «Управление организацией»
Основная литература:
- История менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 240 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-003803-2 - Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/188880
- Семенова, И. И. История менеджмента [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / И. И. Семенова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 199 с. - ISBN 978-5-238-01330-5. https://znanium.com/bookread2.php?book=391368
- Ужахова Л.М. ОСНОВЫМЕНЕДЖМЕНТА
- Майкл Мескон и др. «Основы менеджмента»
Тематика двух лекций(ауд)
1. Эволюция теории и практики управления (основные положения школы научного менеджмента, административной школы, школы психологии и человеческих отношений, школы количественных методов). Системный, процессный, ситуационный подходы в управлении.
2. Организация как объект управления: определение, признаки, функции, типология. Внутренняя и внешняя среда организации - будем изучать по учебнику Орчаков Теория организации (есть в интернете)
3. Управление и руководитель: основные определения (книги Питер Друкер Эффективный управляющий, статья Лютенса – высылаю, и Ужахова Основы менеджмента). Эффективность управления.
4. Мотивация как функция управления (любой учебник с названием Основы менеджмента)
5. Контроль как функция управления (любой учебник с названием Основы менеджмента)
6. Организационные процессы в менеджменте: коммуникации и принятие решений (любой учебник с названием Основы менеджмента)
Тематика трех семинаров (ауд)
1. Научные школы менеджмента: (составить карту памяти, самостоятельно, письменно, домашнее задание); групповая работа в ауд.
2. Управление и управляющий: отрывок из книги Питера Друкера Эффективный управляющий (1 глава) и статья Лютенса Менеджеры эффективные и успешные. (маркеры, плакат, в ауд.)
3. Лидерство: теории лидерства, учебная ситуация, опросник для самоанализа.
Тематика контрольных работ
Темы повторяться не могут!!!
1. Виртуальный руководитель: управление командами и сотрудниками на расстоянии
2. Власть, партнерство и эффективность менеджмента
3. Влияние глобализации на управление современной организацией
4. Государственное регулирование и его роль в функционировании и развитии организаций.
5. Делегирование полномочий как способ повышения эффективности организации
6. Инструменты и методы управления деловой репутацией современной организации
7. Информация и документ, их взаимосвязи и роль в эффективности менеджмента.
8. Использование процессного подхода в управлении организацией
9. Использование системного подхода в управлении организацией
10. Исследование лидерства в организации
11. Исследование организации как социально-экономической системы
12. Исследование содержания и особенностей профессиональной деятельности менеджера
13. Исследование эффективности организационных коммуникаций
14. Концепция стратегического управления организацией.
15. Концепция эффективности управления организацией
16. Личность менеджера и культура управления
17. Личный имидж, репутация и бренд менеджера
18. Межкультурные коммуникации и кросскультурная компетентность менеджера
19. Методы принятия управленческих решений
20. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности
21. Организационные изменения, реструктуризация, реорганизация и их эффективность.
22. Организационные формы и модели менеджмента
23. Основные положения административной (классической) школы, их практическое применение в практике управления организацией
24. Основные положения школы научного управления, их практическое применение в практике управления организацией
25. Основные положения школы психологии и человеческих отношений, их практическое применение в практике управления организацией
26. Особенности корпоративного управления организацией.
27. Особенности управления предприятиями различных организационно-правовых форм
28. Особенности формирования и тенденции развития российского менеджмента
29. Построение деловой репутации и нетворкинг в сети
30. Принятие решений в условиях неопределенности и риска
31. Роль внутренней и внешней среды в функционировании и развитии организации
32. Роль научно-технического прогресса в формировании и развитии менеджмента
33. Роль эмоционального интеллекта и социальных компетенций в профессиональной деятельности менеджера
34. Система контроля деятельности современной организации
35. Система планирования деятельности современной организации
36. Система управленческого контроля в организации
37. Собственность и управление: связь и тенденции развития
38. Современные направления развития организаций, организационной структуры управления и менеджмента.
39. Современные концепции лидерства: специфика и проблемы применения
40. Сравнительный анализ национальных моделей менеджмента
41. Стиль руководства и организационная эффективность
42. Управление высокорезультативными командами
43. Управление знаниями и информацией в организации
44. Управление мотивацией трудовой деятельности в организациях разных форм собственности
45. Управление по целям и достижение результатов в современной организации
46. Управление проектами в условиях современного менеджмента.
47. Управление стартапами
48. Формирование и развитие этики менеджмента
49. Формирование индивидуального стиля и репутация менеджера
50. Формирование концепций эффективного управления организацией в процессе эволюции школ менеджмента, их использование в практике управления современной организации
51. Формирование концепций эффективного управления организацией в процессе эволюции школ менеджмента в России, их использование в практике управления современной организации
52. Функции, структура и эффективность менеджмента.
Критерии рецензирования контрольных работ (условия получения зачета) в соответствии с нормативными документами ТюмГУ:
1. оформление работы – наличие титула установленного образца со всей необходимой информацией (направление обучения, полное наименование темы, ФИО обучающегося и пр.), соблюдены требования по всем базовым параметрам (поля, размер шрифта, выравнивание текста, форма таблиц и пр.) высылаю методичку по оформлению.
2. оригинальность текста – не ниже 40%, отсутствуют признаки искусственного завышения уровня оригинальности, присутствует корректное цитирование, сделаны ссылки на фактически использованные источники информации;
3. оглавление – указаны все разделы работы (главы, пункты и пр.) с правильной нумерацией страниц, названия соответствуют тем, которые приведены в тексте;
4. введение (2 стр.) – указаны актуальность темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, значимые источники информации;
5. глава 1 (10-12 стр., 3 пункта, объем отдельных пунктов не менее 3 стр.) – приведены результаты обзора и анализа литературы по ключевым аспектам темы, присутствует четкое соответствие текста названиям пунктов и главы, показана взаимосвязь с изучаемой дисциплиной, все таблицы, рисунки, схемы имеют название, указан их источник заимствования, в тексте есть обоснование необходимости их использования, сделаны общие выводы по теоретической части исследования;
6. глава 2 (10 стр., 2-3 пункта, объем отдельных пунктов не менее 5 стр.) – на примере анализа деятельности конкретной организации рассмотрена практическая составляющая темы, для этого использованы описанные в главе 1 технологии, инструменты и пр., предлагаемые рекомендации обоснованы и соответствуют изучаемой дисциплине, сделаны общие выводы по практической части исследования;
7. заключение (2 стр.) – сформулированы выводы по результатам проведенного исследования теории и практики в рамках выбранной темы, присутствует их соответствие целям и задачам, указанным во введении;
8. список литературы (не менее 5 источников) – указаны фактически использованные источники, на которые сделаны ссылки по тексту работы, они актуальны, отражают современную точку зрения на выбранную тему, правильно оформлены.
Вопросы к экзамену
1. Менеджмент и управление: подходы к определению, основные признаки менеджмента как типа управления в условиях рыночной экономики. Инфраструктура менеджмента
2. Этапы развития менеджмента (Древний мир, Средневековье и Новое время, промышленная революция и производственные отношения).
3. Основные положения школы научного управления (Ф.Тейлор, Г.Гантт, Ф. и Л. Гилбреты, Г.Эмерсон, Г.Форд)
4. Основные положения классической (административной) школы (А.Файоль, Л.Урвик, М.Вебер, Г.Черч, Дж.Муни и А.Рейли)
5. Основные положения школы психологии и человеческих отношений (М.П.Фоллетт, Ч.Барнард), этапы Хоторнского эксперимента
6. Становление, развитие и основные положения количественной школы
7. Системный, процессный и ситуационный подходы
8. Особенности американской модели менеджмента: стратегическое управление, доктрина «производственной демократии», исследования проблем менеджмента
9. Особенности японской модели менеджмента: ориентация на «социального человека», корпоративный дух и система «пожизненного найма», управление качеством
10. Особенности западноевропейской модели менеджмента: концепция «социального рыночного хозяйства» Л.Эрхарда, социальное партнерство, шведская модель социализма Г. Мюрдаля
11. Современная концепция менеджмента и формирование российской модели менеджмента
12. Организация как объект управления: определение, признаки и социальные функции организации в обществе. Современное понимание организаций.
13. Подходы к классификации организаций: конфигурационный подход Г Минцберга, организационно-формальный, функциональный и социально-психологический подходы
14. Новые формы интеграции организаций, необходимость их формирования
15. Основные элементы и характеристики внутренней среды организации
16. Макроокружение и деловая среды организации: система факторов и свойства. Взаимодействие организации с внешней средой
17. Методы анализа среды организации
18. Жизненный цикл организации и его основные стадии
19. Менеджер – профессиональный управляющий. Особенности профессиональной деятельности менеджера. Разделение управленческого труда
20. Понятие и классификация управленческих решений.
21. Процесс принятия управленческих решений
22. Мозговой штурм и дерево решений: процедура и правила проведения. Понятие и правила релевантности информации.
23. Метод номинальной группы и метод Дельфи: процедура, правила проведения, отличие.
24. Понятие и виды коммуникаций и коммуникаторов.
25. Особенности и барьеры организационных коммуникаций. Коммуникационный процесс. Особенности и барьеры межличностных коммуникаций.
26. Концепция стратегического планирования: понятие, этапы процесса. Понятие и виды стратегий.
27. Понятие и виды полномочий. Делегирование полномочий.
28. Виды и характеристика иерархических структур.
29. Виды и характеристика адаптивных структур.
30. Тенденции и правила проектирования организационных структур предприятия.
31. Понятие мотивации и стадии мотивационного процесса.
32. Содержательные теории мотивации.
33. Процессуальные теории мотивации.
34. Сущность контроля и причины, вызывающие его необходимость.
35. Типы контроля.
36. Этапы процесса контроля и их характеристика.
37. Понятие и виды групп.
38. Факторы, влияющие на эффективность деятельности групп.
39. Управление командами
40. Понятие власти, влияния и лидерства.
41. Теории лидерских качеств.
42. Теории ситуационного лидерства.
43. Теории поведенческого лидерства.
44. Понятие, последствия и типы конфликтов.
45. Методы разрешения конфликтов.
46. Управления стрессами.
47. Концепция эффективности менеджмента: понятие, основные виды, критерии и показатели.
Условия получения экзаменационной оценки автоматом:
ü посещение всех лекций и семинарских занятий,
ü своевременная сдача контрольной работы - это обязательное условие
ü выполнение и сдача всех практических заданий, по которым определяется средний балл и выставляется экзаменационная оценка.
ü При пропуске занятий и не выполнении заданий – экзамен сдается по представленным выше вопросам.