Краткая аннотация опыта
В описании опыта работы раскрывается вопрос нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения.
Важность этого вопроса бесспорна. На каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения. Нравственно - патриотическое воспитание – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечения связи человека с родными корнями, его любви к Отечеству, которая начинается с осознания и ответственного отношения к малой Родине.
От того, каким вырастет подрастающее поколение, зависит будущее нашей страны. Поэтому патриотическое воспитание на сегодняшний день является приоритетным направлением в области образования.
Данный опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию можно использовать как начинающим педагогам, так и педагогам с опытом работы, так как темы мероприятий и их содержание очень разнообразны, рассчитаны на разные возрастные категории детей.
Заместитель директора _______________ Проценко Ю.О.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТОЧКА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
№ | Характеристики опыта | Пояснения | |
1. | Сведения об авторе | ||
Ф.И.О. | Проскурина Татьяна Петровна | ||
Место работы | МБОУДОД «Дом детского творчества Пролетарского района г. Донецка» | ||
Должность | Педагог-организатор | ||
Дата рождения | 27 сентября 1949 года | ||
Образование | Среднее специальное | ||
Название (полное) учебного заведения, год его окончания | Курское педагогическое училище, 1968г. | ||
Специальность по диплому | Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы | ||
Курсы повышения квалификации (место прохождения курсов, № свидетельства, дата) | 11.03.2021 – 19.03.2021 Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования», Удостоверение № QB 1821114919, выдано 19.03.2021г. | ||
Педагогический стаж | 52 года | ||
Стаж работы в занимаемой должности | 41 год | ||
Кв. категория | 9 тарификационный разряд | ||
Педагогическое звание | Не имею | ||
2. |
| Работа по нравственно-патриотическому воспитанию в учреждении дополнительного образования | |
3. | Условия формирования опыта | Мой опыт работы формировался на протяжении многих лет. Я являюсь руководителем любительского объединения «Досуг», руководителем кружка «Шашки» и секции «Настольный теннис». В своей работе уделяю большое внимание вопросу охраны жизни и здоровья детей, нравственно-патриотическому воспитанию. Наблюдая за поведением детей и подростков, я заметила, что материальные ценности стали преобладать над духовными, искажены представления о доброте, милосердии. Поэтому работу по нравственно-патриотическому воспитанию считаю приоритетной. | |
4. | Теоретическая база опыта | Теоретической основой опыта являются положения педагогики и психологии о воспитании детей, Концепция патриотического воспитания в ДНР. В своей работе по патриотическому воспитанию я использовала рекомендации Иванова Г.А. «Патриотизм как основа формирования духовно-нравственных ценностей на современном этапе», Приходько В.И. «Актуальность проблемы воспитания патриотизма и готовности молодежи к защите Отечества», Бурлаковой И.И. «Патриотизм как социально-нравственное явление», Образовательная программа ДНР «Донбасс - мой край родной», интернет-ресурсы. | |
5. | Актуальность и перспективность опыта | В последнее время чрезвычайно актуальной является проблема нравственно-патриотического воспитания детей. В обществе наблюдается духовная опустошенность, низкая культура, утрачивается чувство патриотизма как одна из духовных ценностей нашего народа. Происходит отчуждение молодежи от отечественной культуры, исторического опыта своего народа. В настоящее время главным приоритетом государства становится воспитание человека-патриота, человека-гражданина, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу. | |
6. | Новизна опыта | Работа по нравственно - патриотическому воспитанию - неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса и досуговой деятельности. С рождением Донецкой Народной Республики проводится ряд воспитательных мероприятий, посвященных новым знаменательным датам: - День Республики, - 1 октября - День памяти по погибшим детям и педагогическим работникам, - День флага ДНР, - «Растут патриоты Донбасса», - «Молодой Республике – здоровое поколение», «От Победы до Победы». Проведение данных мероприятий направлено на патриотическое воспитание детей: воспитание любви к родному краю, к Донецкой Народной Республике, желание защищать свою Родину, знать ее героев. | |
7. | Адресность опыта | Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию можно использовать как начинающим педагогам, так и педагогам с опытом работы, так как темы мероприятий и их содержание очень разнообразны, рассчитаны на разные возрастные категории детей. | |
8. | Технология опыта | В основу опыта легли такие принципы, как:- принцип личностно-ориентированного общения, где дети выступают как активные участники, а не пассивные слушатели; - принцип наглядности: экскурсии, оформление уголков с иллюстрациями, фотоматериалами по данной теме; - принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу с другими организациями; - принцип учета исторического опыта прошлых поколений; - принцип адресного подхода в формировании чувства патриотизма с учетом деятельности учреждения; - принцип учета региональных условий для работы по нравственно-патриотическому воспитанию; - принцип занимательности, так как материал должен быть интересен детям, тогда они охотно будут выполнять задания, изучать данный материал. Я определяю цель своей работы. Затем подбираю материал, соответствующий теме, возрасту детей, учитываю условия, уровень сложности материала. Использую средства формирования основ патриотизма: общение, художественную литературу, народное творчество и игру. Как правило, нравственно-патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и целенаправленным – тогда можно добиться результата. | |
Результативность опыта | Результатом работы по нравственно–патриотическому воспитанию должен стать подъем духовного и культурного уровня подрастающего поколения, уважения к истории своей страны, желания быть полезным своей Родине. У детей изменилось отношение к истории нашей страны, они больше узнали о героях ВОВ, чьи имена носят улицы нашего города. Изменилось и отношение к проводимым мероприятиям. Они охотно участвуют в воспитательных мероприятиях патриотической направленности, стремятся себя достойно проявить. Активно участвуют в акциях, которые проводятся в микрорайоне детско-юношеского клуба «Радуга»: «С Днем Победы!», «День Республики», «Твори добро», «Чтобы помнили». Принимают активное участие в Республиканских конкурсах патриотического направления и занимают призовые места: -«Я помню! Я горжусь!» - 1 место, «Бережем планету вместе» - 1 и 2 место, «Зеленая планета» - 2 и 3 место, «Дороги добра»- два 3-тьих места, «Безопасность Республики - забота общая» - 1 место в районном конкурсе. Работа по нравственно-патриотическому воспитанию всегда актуальна и она продолжается. | ||
Приложение к опыту работы | - Видео презентация опыта работы. - Методические рекомендации к работе педагогов дополнительного образования. - Сценарии проводимых мероприятий. - Материалы выступлений на педагогическом совете. - Результаты тестирования педагога-организатора. - Результативность участия педагога и воспитанников в воспитательных мероприятиях. |