Рецензия на монографию Р.Г. Скрынникова




Чикина Валентина Андреевна

I курс, 8 группа

st050405@student.spbu.ru

Рецензия на монографию Р.Г. Скрынникова

«Самозванцы в России в начале XVII века. Григорий Отрепьев» [1]

Монография Руслана Григорьевича Скрынникова посвящена изучению сложной социально-политической борьбы, которая развернулась в Русском государстве на начальном этапе гражданской войны. Центральной фигурой данной работы является Лжедмитрий I. Автор отождествляет его с Григорием Отрепьевым. Р.Г. Скрынников описывает биографию последнего, дает оценку его роли в событиях Смутного времени. Большое внимание автор уделяет изучению социальных корней самозванства, а также анализу социально-утопических идей русского народа, в частности крестьянства.

Во введении автор говорит о состоянии государства до Смутного времени. Процесс объединения русских земель вокруг Москвы привел к формированию единого Русского государства в конце XV века. Золотая Орда, гроза для русского народа, распалась. В XVI веке Россия добилась значимых внешнеполитических успехов. Наступил экономический расцвет. Однако, он продлился не долго. В начале XVII века Россия начала переживать экономические неудачи, наступили внутренние раздоры и поражения в войнах. Именно этот период можно считать точкой отсчета Смутного времени.

Автор говорит о том, что бедствия, которые были за время Смутного времени, потрясли все слои населения. Все люди винили самозванцев, которых отождествляли с польскими ставленниками. По мнению автора, это не совсем правильно, ведь почву для самозванства положил внутренний конфликт, который произошел в обществе. Столкновение интересов разных слоев населения стал источником социального кризиса, а в последствии самой Смуты. Самым главным фактором Смуты, по мнению автора, был кризис феодального сословия.

Первая глава монографии рассказывает о конце законной династии. Династия Ивана Калиты управляла государством в течении трех веков. Иван Грозный окончательно разгромил татарские ханства, которые образовались на развалинах Орды. Автор отмечает, что в глазах современников Иван IV был грозным, но справедливым правителем. Государь, будучи Божьим посланником, казнил изменников-бояр, ни раз обращался к народу за советом и одобрением. При Иване IV у зависимых крестьян была последняя возможность выхода в Юрьев день.

Иван IV стал последним правящим потомком Ивана Калиты. Род Ивана Грозного, к сожалению, должен был исчезнуть. Еще в середине XVI века всем стали видны признаки вырождения династии. После смерти Ивана IV претендентами на престол оказались два его сына: Федор и Дмитрий. Согласно одной версии, Дмитрий был злодейски зарезан подосланными людьми Бориса Годунова. Смерть Дмитрия Угличского повлекла за собой народное восстание. В момент смерти Дмитрия никто еще не полагал, что царевич еще «вернется» через десять лет спустя. Второй сын Ивана IV Федор умер в 1598 году. Династия Калиты прервалась.

Вторая глава начинается с рассказа о последующей борьбе за трон. Вызванные политические страсти «оживили тень Дмитрия»[2]. После избрания Бориса Годунова данные слухи немного смолкли, но стремление спасения царевича Дмитрия только набирало обороты. Автору кажется очевидным то, что у Романовых и у Годунова было мало оснований готовить самозванца. Слухи же о последним распространялись в народе со страшной силой. Их искоренить уже было невозможно. Таким образом, народные волнения и ожидания создали комфортную обстановку для появления самозванца. Он объявился в 1602 – 1603 годах на территории Речи Посполитой. Уже в августе 1603 года Борис Годунов требовал от покровителя самозванца князя Острожского, чтобы тот выдал «вора».

Расследование показало, что самозванцем был никто иной, как чернец Чудова монастыря Юрий (Григорий) Отрепьев. Позднее уже после смерти Годунова и самого Отрепьева Василий Шуйский провел дознание относительно самозванца. В тот момент очень ярко была подчеркнута связь между Отрепьевым и Романовыми.

Юрий Отрепьев поступил на службу к Романовым добровольно. Затем он должен был перейти во двор к Черкасскому, где возможно дал на себя кабальную запись. Юрий не только не смешался с остальной холопской дворней, но и сделал хорошую карьеру у Черкасского. После ареста Романовых и Черкасского Юрий постригся в монахи. Затем он долгое время скитался по монастырям. «Отрепьев не жительствовал в провинциальных монастырях, а бегал по ним»[3]. В Чудовом монастыре он обосновался около 1601 года, когда примерно ему было около двадцати лет. В Литву он отправился в феврале 1602 года.

Третья глава рассказывает более подробные детали биографии Отрепьева. Он родился в небогатой дворянской семье. Отец его рано умер, и Юрий воспитывался матерью. Она научила его читать божественное писание. Кто-то обучил его письму при чем довольно искусному. Признано, что у Отрепьева был очень изящный почерк. Как уже было обозначено ранее, после расправ с семьей Романовых, Юрий постригся в монахи. В Чудовом монастыре чернец за ум и образованность получил более высокое положение при патриаршем дворе. Там он занимался переписыванием книг.

Четвертая глава описывает то, как чернец Варлаам подал Василию Шуйскому «Извет». В нем было указано облечение зловредного еретика Григория Отрепьева. Далее автор ищет доказательства того, что «Извет» не литературная мистификация, а подлинная челобитная.

Пятая глава «Рождение интриги» рассказывает о начале формирования самозванства. Григорий Отрепьев знал о событиях в Угличе не только из-за разговоров монахов, но и из-за того, что там жили его родственники. Будучи в Польше Григорий рассказал, что в нем еще в России узнали царского сына. Как сообщают источники, сообщниками Отрепьева были Варлаам и Мисаил Повадьин. Таким образом, бродячее духовенство стало средой, где сформировалась самозванческая интрига.

С начала бегства из Чудова монастыря Отрепьев испытал все тягости жизни. Лжедмитрий не любил вспоминать то время, которое он провел в Остроге и Гоще. В Гоще, по воспоминаниям современников, Отрепьев получил благосклонность арианов из-за того, что участвовал в их обрядах. Наставником самозванца был проповедник арианства Матвей Твердохлеб. Другой последователь этого учения, а именно Ян Бучинский, стал близким другом Отрепьева и был с ним до последних его дней.

Материальное положение Отрепьева улучшилось. Но зато теперь был шатким его авторитет в русском народе. Ведь «хороший царь» мог исповедовать только православие. «Московские власти, заслышав о переходе Отрепьева в арианскую «веру», навеки заклеймили его как еретика»[4]. Отрепьев это понимал и потому обратился к Адаму Вишневецкому, стороннику православия. Последний признал в самозванце царевича.

Шестая глава рассказывает о царствовании Бориса Годунова. Начиналось оно весьма благополучно. Дон служил прибежищем для беглых. Бориса Годунова это не устраивало, и он поступал очень решительно в отношении окраины. Донские казаки начали поддерживать самозванца. Стихийные бедствия, которые выпали на начало XVII века, тоже были на руку Лжедмитрию. Голод, болезни и постоянные смерти испортили авторитет Годунова, как правителя.

Выступления 1602 – 1603 годов автор разделяет на разбойные грабежи и голодные бунты. Насилие, порожденное голодом, было обращено против богатых. В это время молва о чудесно спасшемся Дмитрии только усиливалась. Страна встала на пороге гражданской войны.

Седьмая глава начинается с рассказа о том, как Отрепьев пытался вовлечь казаков в свою авантюру. С этой целью он ездил в Сечь. Запорожцы помогли Отрепьеву связаться с донскими казаками. В 1603 году послы Отрепьева посетили Раздоры на Дону. Лжедмитрий обещал им вольную жизнь, которую хотел «отобрать» у них Годунов. Поэтому казаки отозвались на обещания самозванца.

Однако далее Отрепьев решил заручиться большей поддержкой и решил обратиться за покровительством к католикам. Лжедмитрий перебрался к Юрию Мнишеку. В последствии самозванец сделал предложение дочери своего нового покровителя – Марине. Благодаря связям Мнишек провел самозванца к Сигизмунду III. Тот согласился помочь «царевичу» на определенных условиях. По кондициям, которые были подписаны между Сигизмундом и Отрепьевым, часть территории должна была перейти к Речи Посполитой. 25 мая 1604 года в Самборе был подписан брачный контракт Отрепьева и Мнишек. Был организован поход Лжедмитрия в Россию. Когда войско дошло до Днепра, самозванцу помогли «киевские мужики»[5], которые увидели в нем истинного царевича. Прошли уже два месяца пути. Было близко вторжение в пределы России.

Восьмая глава рассказывает об этом вторжении. Самозванец принял решение идти к Москве не по смоленской дороге, а через Чернигов. Практически все селения на его пути сдавались «царевичу», несмотря на грабежи его солдат. Однако вскоре войско самозванца ожидало сопротивление. За Северскую Украину шла борьба пять недель. «Ход гражданской войны в известной мере зависел от того, поддержат ли самозванца крестьянские массы»[6]. Когда в Москве стало известно о вторжении самозванца, Борис Годунов провел первую всеобщую мобилизацию после тринадцатилетней мирной передышки. Д.И. Шуйский начал поход на Северскую землю лишь на Дмитриев день – 12 ноября.

В девятой главе работы автор рассказывает о мятеже в степных городах. Восстания в южных регионах мешали планам московского командования. Была резко ухудшено военная ситуация. Стало сложным окружение столицы Лжедмитрия – Путивля. Мстиславскому было запрещено отпускать дворян на отдых. Это вызывало у всех возмущение. Тем временем в лагере началась эпидемия. Дворяне стали наперекор приказам покидать полки. Был проведен новый набор ратных людей.

Десятая глава описывает пребывание Отрепьева в Путивльском лагере. Там он прорабатывал свои идеи о поднятии против России ее соседей. Отрепьевым были посланы люди к Сигизмунду для переговоров. Польский сейм 1605 года высказался за сохранение мира с Россией. Из-за этого Сигизмунд III не мог оказать поддержку Отрепьеву. Зато восставшие жители Путивля и Курска развернули сильную агитацию по всей стране. В Путивле Лжедмитрий впервые присвоил себе титул царя.

Одиннадцатая глава рассказывает о конце правления Бориса Годунова. Он обещал вывести людей из нищеты. Но обрушившийся на его время голод испортил все планы. Борис был мудр, но несостоятелен, как указывает автор. Неудачи и болезни Годунова вводили его в апатию. Постоянные вести о Лжедмитрии подбивали правителя. Согласно версии, которой придерживается автор, Годунов умер от апоплексического удара.

Двенадцатая глава посвящена изучению мятежа под Кромами. Одним из главных инициаторов заговора под Кромами был рязанский дворянин Прокопий Ляпунов. Заговорщики подговаривали и самого Лжедмитрия, обещая ему престол. В этом мятеже активно участвовали помещики разных южных уездов. Другие же дворяне сохраняли верность династии.

Тринадцатая глава рассказывает о перевороте в столице. В конце мая 1605 года появилась весть о приближении войск Лжедмитрия к Москве. 31 мая был разбит лагерь в шести милях от Москвы. Вспыхнула паника. Согласно источникам, сигнал к мятежу подал окольничий Богдан Бельский. Начались погромы дворов столичных дворян и приказных чиновников. Восстание утихло также быстро, как и началось.

Наступило короткое междуцарствие. Именно оно описано в четырнадцатой главе монографии. Отрепьев переселил бояр и просил их явиться к нему в лагерь. Приехали не все, некоторые прислали второстепенных лиц. Находясь в Туле, Отрепьев известил страну о своем восшествии на царский престол. Однако его положение еще было весьма спорным, и «Отрепьев боялся расстаться с телохранителями даже в соборах»[7].

Пятнадцатая глава рассказывает о правлении Лжедмитрия. Вместе с самозванцем в Кремле установилась «воровская» дума. После коронации новоиспеченного царя дума обрела свои права. Лжедмитрий с самых первых дней стремился стать народным героем – справедливым царем. Экономическое положение страны при Лжедмитрии улучшилось. Вскоре власть вскружила Отрепьеву голову: он начал вести развратную жизнь. Жертвой утех царя стала дочь Годунова – Ксения.

Шестнадцатая глава повествует о боярском заговоре. В интересах у многих стояло разоблачение самозванца. Отрепьеву приходилось все время доказывать свою принадлежность к царскому роду. Заговором против царя руководили Шуйские и Голицыны.

Семнадцатая глава является завершением данной монографии. В ней говорится о гибели самозванца. 17 мая 1606 года во главе с Василием Шуйским Григорий Отрепьев был обличен в самозванстве и зверски убит. После этих событий народ перестал верить в «доброго царя», только увеличивались утопические взгляды. Юрий Богданович Отрепьев, несмотря ни на что, сыграл очень большую роль в истории нашей страны.

Монография Р.Г. Скрынникова, без сомнений, вносит серьезный вклад в развитие исторической науки. Очень интересна и ценна тема написания работы. Поражает широкий спектр источников, который использует в написании своей работы историк. Данная монография написана простым и доступным языком, поэтому подойдет для широкого круга читателей.

 

 


[1] Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII века. Григорий Отрепьев. Новосибирск, 1987.

[2] Там же. С. 17.

[3] Там же. С. 24.

[4] Там же. С. 43.

[5] Там же. С. 69.

[6] Там же. С. 77.

[7] Там же. С. 144.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: