ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСЛЕ РАСПАДА СССР




 

Чтобы разобраться в содержании, особенностях и тенденциях развития политической культуры в современной России, необходимо хотя бы кратко рассмотреть позитивные и негативные черты политической культуры советского периода. Получивший в последние годы широкое распространение очернительный подход к оценке доминирующих в СССР взглядов, позиций, поведения власти и большинства населения вряд ли можно считать плодотворным. Он создаёт искажённое представление и характере политической культуры советского периода, её достоинствах и теневых сторонах.

Фундамент политической культуры советского общества был заложен победой Октябрьской революции. Теоретической базой радикальных преобразований, начавшихся после Октября, были социалистические идеи Маркса, Энгельса, Ленина о народовластии, ликвидации эксплуатации человека человеком социальной справедливости, свободе и равенстве. Они нашли благодарную почву в умах большинства народа и явились основой сплочённости людей в борьбе за решение сложных задач строительства нового общества.

Бесспорное достоинство формируемых большевиками новых политических взглядов и оценок, новых критериев поведения человека и гражданина заключается в том, что они в главном отвечали интересам всех тех, кто своими знаниями, уменьем и трудом приумножали силу и могущество страны Советов.

К числу важнейших принципов политической культуры (этого не могут отрицать самые жёсткие критики идеологической деятельности КПСС) относились следующие идеи:

чувство патриотизма и государственности как исторически сложившиеся черты характера, выстраданная русским народом и не имеющая чётко выраженной или узконациональной направленности;

главенство духовных ценностей над материальными, торжество социальной справедливости;

человеколюбие;

общность, коллективизм, соборность;

верность долгу, служение отечеству;

духовное и социальное единство народа.

В тридцатые годы в стране была создана стройная, глубоко продуманная система утверждения новой политической культуры.

Она включала воспитательную работу в школе, пионерской и комсомольской организациях, профсоюзах. Она действовала на каждом промышленном предприятии, в колхозах и совхозах, вузах и техникумах. В целях утверждения новой политической культуры широко использовались партийные печать и радио, художественная литература, кино, театр и другие средства воздействия на сознание и поведение людей.

Результатом огромной по масштабам и хорошо организованной работы по формированию теоретических основ, определённо содержания и культуры нового типа явилось (что бы не говорили сегодняшние критики) утверждение в сознании и поведении большинства населения страны принципиально отличающейся от господствующей в мире капитала системы ценностей. Это в полной мере проявилось в годы Великой Отечественной войны, когда решался вопрос быть или не быть Советскому государству.

Вчерашние комсомольские секретари, лауреаты сталинских премий, популярные когда-то пропагандисты «вечно живого» учения классиков марксизма последние годы выпустили десятки толков воспоминаний. В них они рассказывают современному читателю, что бойцы Красной Армии поднимались в атаку лишь под угрозой стоящих за их спинами заградительных отрядов НКВД, что немецкие позиции захватывались только после того, как их заваливали трупами советских солдат, что решающий вклад разгром фашистской Германии внесли союзники. Всё это не имеет ничего общего с действительностью. Красная Армия, советские люди сражались за те материальные, духовные и нравственные ценности, которые были созданы их умом и знаниями, их мозолистыми руками в трудные годы строительства нового общества.

Сказание не означает, что в содержании, формах и методах утверждения в общественном сознании политической культуры нового типа не было теневых сторон. Они были и весьма серьёзные. К ним относились: создание мифа об обострении классовой борьбы по мере продвижении страны к социализму, тезис о существовании бесчисленных явных и скрытых «врагов народа», с которыми нужно вести беспощадную войну, внедрение в сознание людей представления и мнимых, преимуществах единомыслия, подавления малейших проявлений самостоятельных, отличных от указаний партии взглядов и оценок событий и т.п. В широких масштабах для «воспитания» и «перевоспитания» людей, сомневающихся в правильности политики партийного руководства, имеющих отличную от официальной точку зрения на различные стороны советской действительности, использовались репрессивные меры: исключение из партии, увольнений с работы, высылка заграницу, уголовное преследования и др.

Однако все это не может служить доказательствам того, что советская система держалась якобы на страхе и насилии. НКВД при всех огромных возможностях этого ведомства был не способен держать сколько-нибудь длительное миллионов людей. Требовались совсем иные источники тех выдающихся свершений, результатом которых явилось превращение советского государства в великую державу, успешно противостоящую претензиям США на мировое государство.

Горбачёвская «перестройка положила начало ревизии содержания политической культуры, которая сформировалась в годы строительства социализма. Призыв генсека к «новому мышлению», пересмотру отношения к западным духовным и нравственным ценностям, демагогический лозунг о всестороннем учёте «человеческого фактора» и т.д. привели к фактическому отступлению от марксизма, являвшегося идейной основой политической культуры советского общества.

С распадом СССР начался коренной пересмотр господствовавшей в России политической культуры. Этот процесс выражался: во-первых, в политических акциях – принятии Верховным Советом РСФСР «Декларации о суверенитете», расстреле из танковых орудий Белого дома, разработке новой суперпрезидентскую республику, в ельцинских указах о приватизации и др.; во-вторых, в оценке советского прошлого – октябрьская революция 1917 года стала рассматриваться «большевистский переворот; национализация буржуазной и помещичьей собственности объявлялась чуть ли не ограблением благодетелей и заступников народа; индустриализация страны стала оцениваться не только как средство ликвидации отсталости и укрепления обороноспособности, но и как создание базы всемирной коммунистической революции; коллективизация деревни изображалась как чудовищной произвол в отношении самой работоспособной части крестьянства – «настоящих хозяев». В-третьих, в духе буржуазного мировоззрения пересматривались учебные программы в общеобразовательной и высшей школе: вожди белой гвардии, коллаборационисты, изменники Родины подчас характеризовались как патриоты, идейные борцы против тоталитарного режима. В-четвёртых, «идеальные демократии» трактовалась в духе «прав человека» и «минимума государства»

В-пятых, стратегическими партнёрами, своеобразными ориентирами во внешней политике провозглашались США и Евросоюз. Глава внешнеполитического ведомства ельцинского правительства Андрей Козырев в одном из интервью заявлял, что он первый прозападный министр иностранных дел России за 300 лет существования Российской империи.

Задача утверждения в общественном создании буржуазно-либерального мировоззрения подчинены художественная литература, кино, изобразительное искусство, театр, печать, радио, телевидение. Именно они выступают как главные средства. Их усилиями приобретают популярность у подрастающего поколения такие черты политической культуры «переходного периода», как индивидуализм, ориентация на западные ценности, инфантильность, политический индифферентизм, превосходство личных интересов над общественными и т.п.

В одном из последних газетных интервью не очень давно ушедший от нас удивительный поэт и великий гражданин России, мудрый аварец Расул Гамзатов говорил:

«Моя любимая Россия впадает в вечные крайности. Причём не только вчера. Сегодня другие перехлёсты, но столь явные, что их трудно не заметить. Встречаясь с президентом России, я прямо спросил его: «Как же так получилось, Владимир Владимирович, церковь приблизили к себе, а культуру и литературу отдалили?». Сейчас в России построено много великолепному убогие сельские домики до нищета. Согласитесь, тоже крайность. Говорят, церкви – это для Бога и для души, а что для людей? («Трибуна 27.09.03)

 

 

Контрольные вопросы.

1. Содержание понятий «культура» и политическая культура».

2. Структура политической культура.

3. Проблема политического участия.

4. Типология и функции политической культуры.

5. Формирование политической культуры общества.

6. Особенности становления российской политической культуры.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: