Форма организации – кружок.




Пояснительная записка

В 6-х классах изучение правил дорожного движения имеет особое
значение в развитии школьника.Рабочая программа составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования и предусматривает развитие у обучающихся способность привычного и естественного соблюдения правил безопасного поведения на дороге.

В рабочей программе по внеурочной деятельности произведена корректировка примерной программы в плане введения дополнительных тем и увеличения количества часов, способствующих преемственности урочной и внеурочной деятельности учащихся, а также с учетом материально-технической базы кабинета и регионального компонента.

Ведущая идея программы - изучение ПДД с целью снижения дорожно- транспортного травматизма среди детей школьного возраста посредством повышения уровня знаний по ПДД, формирование культуры общественного поведения. Программапредполагает постепенное
расширение и углубление знаний по правилам дорожного движения, совершенствование умений и навыков детей школьного возраста от одной ступени к другой.

Актуальность программы обусловлена следующими факторами:

В связи с увеличением количества автомашин и ростом интенсивности дорожного движения в школьных учреждениях необходимо предусмотреть комплекс самых разнообразных мероприятий по формированию у детей навыков правильного поведения на улицах.

Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении. При переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию направлены на понимание того, что вопросы изучения ПДД и профилактики ДДТТ должны
быть рассмотрены, как один из аспектов личной безопасности ребенка.

В школе необходимо обеспечение и профилактика безопасности детей в условиях дорожного движения. Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся
причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

Занятия по данной программе проводятся педагогом, с привлечением сотрудников ГИБДД, педагогов ДДТ.

Цель программы - формирование знаний и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах у обучающихся 6-х классов, путем освоения основных правил дорожного движения.

Основные задачи программы:

Образовательными задачами изучения ПДД и безопасного поведения детей на дорогах являются:

● повысить у учащихся уровень знаний по ПДД РФ;

● формирование системы знаний, умений и навыков, позволяющих детям школьного возраста безопасно передвигаться в условиях дорожного движения;

● формирование культуры поведения в общественном транспорте;

● формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка как основы безопасности в условиях общения с дорогой.

● помочь учащимся усвоить требования разделов ПДД РФ для пешеходов и велосипедистов;

● оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.

Развивающие:

● развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

● способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.

Воспитательные:

● воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;

● выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;

● сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Программа составлена по трем основным видам деятельности:

● обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице;

● творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);

● практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использо-ванием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).

Особенности реализации программы:

Данная образовательная программа предусматривает различные упражнения, выполнение самостоятельных заданий, работу в индивидуальных тетрадях по ПДД, проведение на занятиях игр и бесед с обучающимися, изготовление учебно-наглядных пособий. Предполагается
использование учебно-наглядных пособий: видеофильмов, компьютерных игр, электронных тестов и др.

Образовательная программа по правилам дорожного движения обеспечивает достаточную для продолжения образования подготовку и расширяет представления обучающихся о закономерностях окружающего мира, развивает эрудицию, воспитывает дорожную культуру. В результате освоения образовательной программы по правилам дорожного движения формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности. Простое заучивание правил и определений уступает место установлению отличительных признаков объекта, поиску
общего и различного, анализу информации. В процессе изучения образовательной программы по правилам дорожного движения обучающиеся знакомятся с основными видами знаков. Они учатся высказывать суждения с использованием дорожных терминов и понятий, ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного задания, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда. Знание правил дорожного движения позволяет развивать организационные умения: умения планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.

В процессе обучения школьники учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность. Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД.

Педагогические принципы обучения:

При работе с обучающимися следует придерживаться несколько простых, но очень важных принципов обучения для успешной реализации программы:

● принцип индивидуализации;

● принцип новизны;

● принцип цикличности;

● принцип преемственности;

● принцип наглядности;

● принцип доступности;

● учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
дифференцированный подход к обучению;

Главное не заучивать правила, сколько их понять (принять), превратить в прочные навыки; обучение идет не правилам дорожного движения, а правилам безопасного поведения на дороге;

Количество часов и их место в учебном плане:

Срок реализации программы 1 год. Группа комплектуется из учащихся: второй год обучения: 6 класс. Количество детей в группе: 27 человек. Занятия проводятся 3 раза в неделю во внеурочное время.

Форма организации – кружок.

 

Тематический план

№ п\п Наименование разделов, блоков, тем Всего часов Теория Практика
  Вводное занятие      
  Элементы улиц и дорог      
  Выбор безопасных маршрутов      
  Изучение ПДД      
  Этика и культура транспортного поведения      
  Дорожные знаки      
  Фигурное вождение велосипеда      
  Основы оказания первой доврачебной помощи.      
  Агитация и пропаганда ПДД      

 

Планируемые результаты освоения обучающимися программы(внеурочной деятельности:

В результате проведения занятий по основам безопасности дорожного движения обучающиеся должны знать:

● правила перехода улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением;

● правила перехода железной дороги;

● правила перехода улиц при высадке из общественного транспорта;
нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
обновленные Правила дорожного движения;

● серии дорожных знаков и их представителей;

● новые формы агитации и пропаганды ПДД;

● основы розыска людей, транспорта;

● опасные места вблизи школы, дома, в районе;

● безопасные участки улиц и дорог в районе;

● типичные ошибки поведения на улице, приводящие к несчастным случаям и
авариям;

● правила движения индивидуально, группами и в колоннах;

● опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;

● места, где можно и где нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых
коньках, скейтбордах, санках и т. п.;

● название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков
для водителей.

● влияние соблюдения правил дорожного движения на здоровье человека;
Обучающиеся должны уметь:

● переходить проезжую часть дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам;

● ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением;

● переходить железнодорожные пути;

● переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;

● осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта;

● читать информацию по дорожным знакам в Автогородке;

● работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства» по категориям А, В;

● оценивать дорожную ситуацию, принимать правильные решения;

● совершенствовать основы деятельности по пропаганде и агитации ПДД,

● управлять велосипедом, производить технический осмотр;

● оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;

● обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях; -

● ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;

● правильно вести себя на посадочных площадках, при посадке на маршрутный транспорт и высадке из него.

● переходить проезжую часть дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам;

Формирование универсальных учебных действий в процессе внеурочной деятельности:

Личностные:

● принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

● самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на
здоровый образ жизни;

● уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

● осознание ответственности человека за общее благополучие;

● этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

● положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;

● способность к самооценке;

● начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные:

● навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

● умение ставить и формулировать проблемы;

● навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

● установление причинно-следственных связей.

Регулятивные:

● использование речи для регуляции своего действия;

● адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и
других людей по исправлению допущенных ошибок;

● умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

● умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные:

В процессе обучения дети учатся:

● работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

● ставить вопросы;

● обращаться за помощью;

● формулировать свои затруднения;

● предлагать помощь и сотрудничество;

● слушать собеседника;

● договариваться и приходить к общему решению;

● формулировать собственное мнение и позицию;

● осуществлять взаимный контроль;

● адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Для адекватного поведения в дорожной обстановке у обучающихся формируются и развиваются качества личности:

● устойчивые привычки осматриваться вокруг, наблюдать, видеть, слышать
движение транспорта, находясь на улице;

● переходить дорогу только по пешеходным переходам, осматриваясь по
сторонам отработанными на занятиях поворотами головы;

● переходить проезжую часть только прямо, а не наискосок, не перебегать
дорогу, обращать внимание на возможные опасности, не оглядываться на
оклик знакомых, не выбегать на дорогу за мячом, собакой и т. д.;

● кататься на велосипеде, роликах, коньках, санках во дворах и в специально
отведенных для этого местах;

● сидеть в легковом автомобиле в детском удерживающем кресле,
пристегнутым ремнем безопасности.

Библиография (книгопечатная продукция)

1. Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал) для 5-11 кл. (2, 3, 4): Сост. Маркин Н. И., Денисов М.Н. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.

2. Л.И. Тошева «Основы безопасного дорожного движения» подробные сцинарии занятий, тематическое планирование, материалы для тестирования, 1-4 классы

3. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками./Авт.-сост. М.С. Коган. – Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2006.

4. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом», учебное пособие по Правилам дорожного движения для учащихся нач.шк. в 2ч. (для 5 кл., 6 кл.) – СПб.: Изд. Дом «МиМ», 2007. Титов С.В., 5. Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

6. Рыбин А.Л. Безопасность в дорожно-транспортной ситуации. М. Просвещение, 2008

7.Правила дорожного движения Российской Федерации.


Тематическое планирование 2-й год обучения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: