Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества




Тема 1. Физическая культура в профессиональной подготовке студентов и социокультурное развитие личности студента

 

Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества

Понятие «культура» (от лат. cultura – воспитание, образование, развитие почитание) означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Три формы культуры: материальная, духовная и физическая.

Материальная культура общества– это созданная всеми разновидностями труда человека окружающая его искусственная среда. К ее ценностям можно отнести здания, сооружения, инструменты, оборудование, транспорт, связь, различные технологии, сорта культурных растений, породы домашних животных и др.

Духовную культуру общества олицетворяют такие ценности как экологическая, профессиональная, религиозная и другие виды морали и этики; гуманитарные, естественнонаучные, информационные и другие позитивные научные знания о мире; эстетически направленная культура в виде художественной литературы, изобразительного искусства, музыки, театра, кино, радио, телевидения и др.

Физическая культура (в широком смысле слова) часть общей культуры общества. Она отражает способы физкультурной деятельности, результаты, условия, необходимые для окультуривания, которые направлены на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособности.

Все три формы общественной культуры имеют тесную взаимосвязь.

В условиях современного общества физической культуре принадлежит ведущая роль в совершенствовании человеческих способностей. В процессе занятий физическими упражнениями происходит морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, развиваются и улучшаются его жизненно важных физических качеств, формируются двигательные умений и навыки, основы здорового образа жизни. Систематические занятия физической культурой и спортом сохраняют здоровье и долголетие, которому сопутствует творческий трудовой подъем.

 

1.2. Ценности физической культуры и процессы, связанные
с их приобретением

 

Регуляторным фактором социального поведения личности является ценностная ориентация, которая выражает личную значимость предлагаемых обществом культурных ценностей.

В сфере физической культуры и спорта существует широкий спектр ценностных ориентаций. Так, это могут быть ориентации, связанные с желаниями приятно проводить время, со стремлениями быть не хуже других, получить обязательный зачет, постоять за себя, стать сильным, с потребностью общения, с потребностью реализовать себя в спорте и др. Вполне естественно, что с течением времени в зависимости от пола, возраста и других факторов некоторые ориентации могут утратить приоритетный характер.

В понятие ценностей физической культуры личности входят:

1. Научно-теоретические знания в виде представлений, понятий, раскрывающие суть явлений в сфере физической культуры; учебно-методические умения и навыки, в т.ч. контролирование и корректирование собственных двигательных действий, руководство подобными действиями в коллективе сверстников и т.п.

2. Психофизическая подготовленность – понятие, включающее в себя физическую подготовленность, а также качественные изменения психических свойств личности, ее нравственного, эстетического и интеллектуального уровней.

3. Стиль жизни. Его компонентами являются: режим труда, отдыха и питания; личная гигиена; двигательная активность, закаливание, учет неблагоприятных условий внешней среды; культура межличностного общения.

Для физкультурно-спортивной деятельности характерен широкий спектр воздействий на личность с помощью ряда системно упорядоченных процессов. Важнейший и наиболеераспространенный из таких процессов – процесс физического воспитания.

Физическое воспитание осуществляется в семье, в сфере образования, в сферах труда, отдыха, реабилитации, которые служат специальными каналами передачи ценностей физической культуры от общества к личности. Усвоенные в процессе физического воспитания ценности физической культуры в рамках образовательной (формирование знаний, двигательных умений и навыков), оздоровительной (воспитание физических качеств и сопряженных с ними способностей) и воспитательной (воспитание психических качеств и свойств) сторон этого процесса будут составлять индивидуальные личностные ценности.

В физической культуре данные ценности и ряд специфических процессов по их приобретению заключены в понятиях – «физическая подготовка», «физическая подготовленность», «психофизическая подготовленность», «спорт», «спортивная тренировка», «физкультурно-кондиционная тренировка», «физическое развитие».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: