КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ ПО
ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ, ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ ГОЛОВЫИ ШЕИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ІІ КУРСА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СТОМАТОЛОГИЯ »
НА III СЕМЕСТР 2021 ‑ 2022 УЧЕБНОГО ГОДА.
№ пп | Тема практического занятия | Вопросы подлежащие изучению | Перечень практических навыков | Объем в час. | Дата | Аудитория |
1. | Содержание, задачи предмета и методы его изучения. Вскрытие. | Патологическая анатомия, Ее содержание, объекты изучения, задачи, методы и уровни исследования. Патологоанатомическая служба и ее значение в системе здравоохранения. Вопросы этики и деонтологии в патологической анатомии. Вскрытие. | 1. Уметь опознать и дать классификацию основным патологическим процессам на макро- и микропрепаратах, органокомплексах умерших. 2. Уметь описать патологический процесс на макро- и микропрепаратах. 3. Уметь объяснить морфологический субстрат клинических проявлений изучаемых патологических процессов. 4. Овладеть этическими нормами поведения при работе в секционном зале. 5. Построить структурно-основные элементы патологоанатомического диагноза. | 01.09-03.09 | Учебные комнаты, макромузей и секционный зал. | |
2. | Паренхиматозные дистрофии: белковые, жировые, углеводные, наследственные ферментопатии. | Изучение понятия “дистрофия”. Классификация. Причини. Патогенез. Патологоанатомические изменения при всех видах паренхиматозных дистрофий: белковых, жировых, углеводных. | 1. Уметь опознать и дать классификацию основным патологическим процессам на макро- и микропрепаратах, органокомплексах умерших. 2. Уметь описать патологический процесс на макро- и микропрепаратах. 3. Уметь объяснить морфологический субстрат клинических проявлений изучаемых патологических процессов. 4. Овладеть этическими нормами поведения при работе в секционном зале. 5. Построить структурно-основные элементы патологоанатомического диагноза. | 06.09-10.09 | Учебные комнаты, макромузей и секционный зал. | |
3. | Стромально-сосудистые белковые дистрофии: мукоидное, фибриноидное набухание, гиалиноз). Стромально-сосудистые дистрофии углеводные и жировые. | Стромально-сосудистые дистрофии: белковые (кроме амилоидоза), жировые, углеводные. их морфологическая характеристика, причины, патогенез нарушений обмена. | 1. Уметь опознать и дать классификацию основным патологическим процессам на макро- и микропрепаратах, органокомплексах умерших. 2. Уметь описать патологический процесс на макро- и микропрепаратах. 3. Уметь объяснить морфологический субстрат клинических проявлений изучаемых патологических процессов. 4. Овладеть этическими нормами поведения при работе в секционном зале. 5. Построить структурно-основные элементы патологоанатомического диагноза. | 13.09-17.09 | Учебные комнаты, макромузей и секционный зал. | |
4. | Амилоидоз. Смешанные дистрофии. Морфология нарушений обмена хромопротеидов. Нарушение обмена липидогенных красителей. Морфология нарушения обмена нуклеопротеидов и минералов | Морфологическая характеристика, причины, патогенез, классификация амилоидоза. Характеристика клинико-морфологических форм. Причини, патогенез нарушение обмена хромопротеидов. Патологоанатомические изменения при нарушении обмена гемоглобиногенных, протеиногенных и липидогенных пигментов. Патологоанатомические изменения при нарушении обмена нуклеопротеидов и минералов. Образование камней. | 1. Уметь опознать и дать классификацию основным патологическим процессам на макро- и микропрепаратах, органокомплексах умерших. 2. Уметь описать патологический процесс на макро- и микропрепаратах. 3. Уметь объяснить морфологический субстрат клинических проявлений изучаемых патологических процессов. 4. Овладеть этическими нормами поведения при работе в секционном зале. 5. Построить структурно-основные элементы патологоанатомического диагноза. | 20.09-24.09 | Учебные комнаты, макромузей и секционный зал. | |
5. | Некроз. Инфаркт | Морфологическая характеристика некроза. Понятие о паранекрозе, некробиозе, патобиозе, аутолизе. Причини, механизмы развития, классификация, клинико-морфологические формы. Морфологическая характеристика инфаркта с теоретическим выяснением данных процессов. Виды. Значение для организма. | 1. Уметь опознать и дать классификацию основным патологическим процессам на макро- и микропрепаратах, органокомплексах умерших. 2. Уметь описать патологический процесс на макро- и микропрепаратах. 3. Уметь объяснить морфологический субстрат клинических проявлений изучаемых патологических процессов. 4. Овладеть этическими нормами поведения при работе в секционном зале. 5. Построить структурно-основные элементы патологоанатомического диагноза. | 27.09-01.10 | Учебные комнаты, макромузей и секционный зал. | |
6. | Расстройства кровообращения: полнокровие, малокровие. Стаз. Кровотечение. Плазморрагия. | Патологоанатомические изменения, характерные для полнокровия, малокровия, стаза, кровотечения, кровоизлияния, плазморрагии с выявлением этиологии, патогенеза и последствия этих процессов. | 1. Уметь опознать и дать классификацию основным патологическим процессам на макро- и микропрепаратах, органокомплексах умерших. 2. Уметь описать патологический процесс на макро- и микропрепаратах. 3. Уметь объяснить морфологический субстрат клинических проявлений изучаемых патологических процессов. 4. Овладеть этическими нормами поведения при работе в секционном зале. 5. Построить структурно-основные элементы патологоанатомического диагноза. | 04.10-08.10 | Учебные комнаты, макромузей и секционный зал. | |
Расстройства кровообращения: тромбоз. Эмболия.. Шок. Расстройства лимфообращения. | Морфологическая характеристика тромбоза, эмболии, шока, недостаточности лимфообмена с выявлением этиологии, патогенеза, проявлений и последствия этих процессов. | 1. Уметь опознать и дать классификацию основным патологическим процессам на макро- и микропрепаратах, органокомплексах умерших. 2. Уметь описать патологический процесс на макро- и микропрепаратах. 3. Уметь объяснить морфологический субстрат клинических проявлений изучаемых патологических процессов. 4. Овладеть этическими нормами поведения при работе в секционном зале. 5. Построить структурно-основные элементы патологоанатомического диагноза. | 11.10-15.10 | Учебные комнаты, макромузей и секционный зал. | ||
Воспаление. Общие вопросы. Экссудативное воспаление. | Определение, этиология и патогенез воспаления. Медиаторы воспаления. Кинетика воспалительной реакции. Морфология воспаления. Морфологические признаки и структурные изменения при всех видах экссудативного воспаления. | 1. Уметь опознать и дать классификацию основным патологическим процессам на макро- и микропрепаратах, органокомплексах умерших. 2. Уметь описать патологический процесс на макро- и микропрепаратах. 3. Уметь объяснить морфологический субстрат клинических проявлений изучаемых патологических процессов. 4. Овладеть этическими нормами поведения при работе в секционном зале. 5. Построить структурно-основные элементы патологоанатомического диагноза. | 18.10-22.10 | Учебные комнаты, макромузей и секционный зал. | ||
9. | Продуктивное воспаление. Гранулематозное воспаление. | Продуктивное воспаление, его виды, причины, морфологическая характеристика. Исход. Гранулематоз, его кинетика. Причины, механизм развития, нозологическая характеристика специфического воспаления при туберкулезе, лепре, сифилисе, склероме, сапе. Морфология тканевых реакций при них. | 1. Уметь опознать и дать классификацию основным патологическим процессам на макро- и микропрепаратах, органокомплексах умерших. 2. Уметь описать патологический процесс на макро- и микропрепаратах. 3. Уметь объяснить морфологический субстрат клинических проявлений изучаемых патологических процессов. 4. Овладеть этическими нормами поведения при работе в секционном зале. 5. Построить структурно-основные элементы патологоанатомического диагноза. | 25.10-29.10 | Учебные комнаты, макромузей и секционный зал. | |
10. | Иммунопатологические процессы | Морфология нарушений иммуногенеза. Изменения тимуса, периферически, иммунной системы, морфогенез и морфологическая характеристика гиперчувствительности замедленного типа (РГЗТ), реакций гиперчувствительности немедленного типа (РГНТ), аутоиммунных заболеваний, иммунодефицитных состояний. Морфологические признаки напряженного иммунитет. | 1. Уметь опознать и дать классификацию основным патологическим процессам на макро- и микропрепаратах, органокомплексах умерших. 2. Уметь описать патологический процесс на макро- и микропрепаратах. 3. Уметь объяснить морфологический субстрат клинических проявлений изучаемых патологических процессов. 4. Овладеть этическими нормами поведения при работе в секционном зале. 5. Построить структурно-основные элементы патологоанатомического диагноза. | 01.11-05.11 | Учебные комнаты, макромузей и секционный зал. | |
11. | Приспособительные и компенсаторные процессы. Регенерация. | Общие закономерности регенераторного процесса и регенерации отдельных тканей. Морфология процессов организации, метаплазии, гипертрофии, атрофии, дисплазии. | 1. Уметь опознать и дать классификацию основным патологическим процессам на макро- и микропрепаратах, органокомплексах умерших. 2. Уметь описать патологический процесс на макро- и микропрепаратах. 3. Уметь объяснить морфологический субстрат клинических проявлений изучаемых патологических процессов. 4. Овладеть этическими нормами поведения при работе в секционном зале. 5. Построить структурно-основные элементы патологоанатомического диагноза. | 08.11-12.11 | Учебные комнаты, макромузей и секционный зал. | |
12. | Опухоли: общие вопросы. Эпителиальные опухоли без специфической локализации | Определение понятия " опухоль". Классификация. Морфология опухолевого роста. Морфогенез и гистогенез опухолей. Предопухолевые (предраковые) состояния. Строение опухолей. Метастазы, виды, закономерности. Морфологическая характеристика доброкачественных и злокачественных опухолей из эпителия. | 1. Уметь опознать и дать классификацию основным патологическим процессам на макро- и микропрепаратах, органокомплексах умерших. 2. Уметь описать патологический процесс на макро- и микропрепаратах. 3. Уметь объяснить морфологический субстрат клинических проявлений изучаемых патологических процессов. 4. Овладеть этическими нормами поведения при работе в секционном зале. 5. Построить структурно-основные элементы патологоанатомического диагноза. | 15.11-19.11 | Учебные комнаты, макромузей и секционный зал. | |
13. | Эпителиальные органоспецифические опухоли. | Клинико-морфологическая характеристика опухолей экзо- и эндокринных желез и эпителиальных покровов. | 1. Уметь опознать и дать классификацию основным патологическим процессам на макро- и микропрепаратах, органокомплексах умерших. 2. Уметь описать патологический процесс на макро- и микропрепаратах. 3. Уметь объяснить морфологический субстрат клинических проявлений изучаемых патологических процессов. 4. Овладеть этическими нормами поведения при работе в секционном зале. 5. Построить структурно-основные элементы патологоанатомического диагноза. | 22.11-26.11 | Учебные комнаты, макромузей и секционный зал. | |
14. | Мезенхимальные опухоли | Морфологическая характеристика доброкачественных и злокачественных опухолей мезенхимального генеза. Саркома, ее виды. | 1. Уметь опознать и дать классификацию основным патологическим процессам на макро- и микропрепаратах, органокомплексах умерших. 2. Уметь описать патологический процесс на макро- и микропрепаратах. 3. Уметь объяснить морфологический субстрат клинических проявлений изучаемых патологических процессов. 4. Овладеть этическими нормами поведения при работе в секционном зале. 5. Построить структурно-основные элементы патологоанатомического диагноза. | 29.11-03.12 | Учебные комнаты, макромузей и секционный зал. | |
15. | Опухоли из меланинобразующей ткани. Опухоли нервной системы и оболочек мозга. | Классификация и морфологическая характеристика опухолей из ткани нервной системы и оболочек мозга. Классификация и морфологическая характеристика опухолей из меланинобразующей ткани. | 1. Уметь опознать и дать классификацию основным патологическим процессам на макро- и микропрепаратах, органокомплексах умерших. 2. Уметь описать патологический процесс на макро- и микропрепаратах. 3. Уметь объяснить морфологический субстрат клинических проявлений изучаемых патологических процессов. 4. Овладеть этическими нормами поведения при работе в секционном зале. 5. Построить структурно-основные элементы патологоанатомического диагноза. | 06.12-10.12 | Учебные комнаты, макромузей и секционный зал. | |
16. | Опухоли системы крови Анемии. | Классификация и морфологическая характеристика опухолей, которые развиваются из элементов кроветворной ткани. Анемии: клинико-морфологическая характеристика. | 1. Уметь опознать и дать классификацию основным патологическим процессам на макро- и микропрепаратах, органокомплексах умерших. 2. Уметь описать патологический процесс на макро- и микропрепаратах. 3. Уметь объяснить морфологический субстрат клинических проявлений изучаемых патологических процессов. 4. Овладеть этическими нормами поведения при работе в секционном зале. 5. Построить структурно-основные элементы патологоанатомического диагноза. | 13.12-17.12 | Учебные комнаты, макромузей и секционный зал. | |
17. | Атеросклероз. | Этиология и патогенез атеросклероза. Факторы риска Патологоанатомическая характеристика стадий. Клинико-морфологические формы. | 1. Уметь опознать и дать классификацию основным патологическим процессам на макро- и микропрепаратах, органокомплексах умерших. 2. Уметь описать патологический процесс на макро- и микропрепаратах. 3. Уметь объяснить морфологический субстрат клинических проявлений изучаемых патологических процессов. 4. Овладеть этическими нормами поведения при работе в секционном зале. 5. Построить структурно-основные элементы патологоанатомического диагноза. | 20.12-24.12 | Учебные комнаты, макромузей и секционный зал. | |
18. | Гипертоническая болезнь. Симптоматические гипертензии. Цереброваскулярные заболевания. Ишемическая болезнь сердца. Кардиосклероз. Кардиомиопатии. | Этиология и патогенез. Морфологическая характеристика стадий. Морфология гипертонического криза. Клинико-морфологические формы гипертонической болезни. Гипертонические состояния. Цереброваскулярные заболевания, морфологическая характеристика. Этиология и патогенез. Клинико-морфологические формы. Патологическая анатомия ИБС: этиология, патогенез, клинико-морфологические формы. Кардиосклероз. Кардиомиопатии. | 1. Уметь опознать и дать классификацию основным патологическим процессам на макро- и микропрепаратах, органокомплексах умерших. 2. Уметь описать патологический процесс на макро- и микропрепаратах. 3. Уметь объяснить морфологический субстрат клинических проявлений изучаемых патологических процессов. 4. Овладеть этическими нормами поведения при работе в секционном зале. 5. Построить структурно-основные элементы патологоанатомического диагноза. | 27.12-31.12 | Учебные комнаты, макромузей и секционный зал. | |
Всего: | 36 час |
Утверждено на заседании кафедры патологической анатомии и судебной медицины „30„ __августа___ 2021 года Зав. кафедрой _____________ (доц.О.В. Телешова) (подпись) (Ф.И.О.) | «СОГЛАСОВАНО» ЦМК по _ теоретическим и медико-биологическим _ дисциплинам „ „ __ ______ 2021 года Председатель ЦМК _______________ (проф.С.А. Кащенко) (подпись) (Ф.И.О.) |