Можно ли обращаться с мольбами за неверного?




 

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Многих мусульман часто интересуют следующие вопросы: «Можно ли делать ду’а за неверного, к примеру, чтоб Аллах его вылечил и т.д.? И если нельзя, то можно ли делать ду’а, чтобы он принял Ислам? И потом, если ли разница между запретом просить прощения для умершего неверного и живого? И правда ли что запрещено просить именно прощения для неверного, тогда как просить милости для него нет проблем? И как понимать аят, в котором сказано, что пророк Ибрахим сказал, что будет просить прощение за своего отца, который был неверным?»

Следует отметить, что мольба за неверного бывает двух видов:

Первый вид, это мольба за неверного в том, что имеет отношение к бытовым вещам или наставлению на истинный путь, как например, чтобы Аллах повел его по прямому пути, или исцелил, мольба о том, чтобы Аллах увеличил его имущество или потомство и т.п. Этот вид мольбы является дозволенным, на что указывают множество доказательств.

От Ибн ‘Умара сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обращался к Аллаху со следующей мольбой: «О Аллах, возвеличь Ислам тем, из этих двух, кто любимей Тебе: Абу Джахлем или ‘Умаром ибн аль-Хаттабом!», и Ибн ‘Умар сказал: “И из них оказался Аллаху любимей ‘Умар”. ат-Тирмизи 3764, аль-Хаким 3/83, Ибн Са’д 3/237. Достоверность хадиса подтвердили имамы ат-Тирмизи, аль-Хаким, аз-Захаби и аль-Альбани.

Абу Муса рассказывал: “Иудеи чихали перед пророком (мир ему и благословение Аллаха) желая, чтобы он им сказал: «Да смилуется над вами Аллах», однако он говорил им: «Да поведет вас Аллах прямым путем и исправит ваше дело». ат-Тирмизи 2739. Имам ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Хафиз Ибн Хаджар и имам Ибн Муфлих говорили, что нет никаких проблем в мольбе за неверного об исцелении и т.п. См. “Фатхуль-Бари” 10/604, “аль-Адабу-шшар’ия” 1/368.

Сообщается, что однажды сподвижник пророка (мир ему и благословение Аллаха) ‘Укъба ибн ‘Амир (да будет доволен им Аллах), перепутав христианина с мусульманином, поприветствовал его миром. Когда же ему сообщили, что это христианин, он догнал его и сказал: “Что касается милости и благословения Аллаха, то это только по отношению к верующим, однако да продлит Аллах твою жизнь и увеличит твое имущество и потомство”. аль-Бухари в “аль-Адабуль-Муфрад” 1112. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

Шейх аль-Альбани сказал: “В этом сообщении указание от этого благочестивого сподвижника на дозволенность мольбы о продлении жизни, даже в отношении неверного, а что касается мусульманина, то это дозволено тем более. Однако необходимо, чтобы тот, кто обращается с мольбой, знал, что этот самый неверный не является врагом мусульман!” См. “Сахих аль-Адаб аль-муфрад” 431.

Поэтому такая мольба, несомненно, различается от неверного к неверному! Более того, даже если человек будет мусульманином, однако несправедливым и тираном, то некоторые саляфы порицали мольбу о продлении жизни за такого человека! Хасан аль-Басри, Суфьян ас-Саури и Юнус ибн Асбат говорили: “Кто обратился к Аллаху с мольбой о сохранении несправедливого, тот желает, чтобы ослушались Аллаха!” аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 9432, Ибн Аби ад-Дунья в “ас-Самт” 231, Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 7/46.

 

Второй вид, это мольба о прощении и милости для неверного, в частности после его смерти. Данный вид мольбы строго запрещен и никак не совместим с принципом дружбы и не причастности в Исламе.

Доводов этому множество:

Всевышний Аллах сказал: «Никогда не совершай молитву над тем, кто умер из них, и не возноси мольбу над могилой его, ибо поистине, они не уверовали в Аллаха и в посланника Его и умерли, будучи нечестивцами!» (ат-Тауба 9: 84).

Нельзя испрашивать прощения даже для близкого родственника, если он был неверным, о чем Всевышний Аллах сказал: «Не подобает пророку и тем, которые уверовали, испрашивать прощения для многобожников, даже если они были им близкими родственниками, после того, как им стало ясно, что они обитатели Огня!» (ат-Тауба 9: 113).

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я попросил своего Господа разрешить мне испрашивать прощение для своей матери, и Он запретил мне это! И я попросил у своего Господа разрешение посещать ее могилу, и Он разрешил мне это». Муслим 916.

‘Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды я услышал, как один человек испрашивал прощение для своих родителей, которые были многобожниками, и сказал ему: «Ты просишь прощения для своих родителей, которые являются многобожниками?!» На что тот ответил: «А разве пророк Ибрахим не просил прощения за своего отца, который тоже был многобожником?!» Тогда я рассказал об этом пророку (мир ему и благословение Аллаха), и был ниспослан аят: «Пророку и верующим не подобает просить прощения для многобожников, даже если они являются родственниками, после того, как им стало ясно, что они будут обитателями Ада» (ат-Тауба 9: 113)”. Ахмад 1/130, ат-Тирмизи 3101, ат-Таялиси 131. Достоверность подтвердили имам ат-Тирмизи, имам ад-Дыя аль-Макъдиси, имам аз-Захаби и шейх аль-Альбани.

Имам ан-Науауи говорил: “Молитва-джаназа над неверным и мольба о прощении для него, запрещены Кораном и единогласным решением общины мусульман (иджма’)”. См. «аль-Маджму'» 5/144.

Когда шейхуль-Ислама Ибн Таймию спросили о том, кто оставил своих родителей, когда они были неверными и не знает, приняли они Ислам или нет, может ли он просить для них прощения? Шейхуль-Ислам ответил: “Что же касается тех, кто в основе является неверным, то нельзя просить прощения для них, пока они не приняли Ислам, как сказал Аллах: «Не подобает пророку и тем, которые уверовали, испрашивать прощения для многобожников, даже если они были им близкими родственниками, после того, как им стало ясно, что они обитатели Огня!» ” См. “Маджму’уль-фатауа” 24/325.

Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал: “Запрещено обращаться с мольбой за неверного после смерти, а также обращаться за того, в чьем Исламе есть сомнение, даже если это кто-то из родителей!” См. “Тухфатуль-мухтадж” 3/141.

Что же касается аята Корана, в котором сказано, что пророк Ибрахим (мир ему) сказал своему неверному отцу: «Мир тебе! Я буду просить моего Господа простить тебя. Воистину, Он снисходителен ко мне» (Марьям 19: 47), то некоторые мусульмане неправильно понимают его.

Этот аят не является указанием на то, что дозволенно испрашивать прощение для неверных! И ошибочность такого понимания ясно разъяснил сам Аллах, сказав: «Не подобает пророку и тем, которые уверовали, испрашивать прощения для многобожников, даже если они были им близкими родственниками, после того, как им стало ясно, что они обитатели Огня! А молитва Ибрахима о прощении для его отца была всего лишь исполнением обещания, которое он ему дал. Когда же ему стало ясно, что его отец является врагом Аллаха, он отрекся от него. Воистину, Ибрахим был смиренным, выдержанным» (ат-Тауба 9: 113-114).

Ибн ‘Аббас сказал в отношении этого аята: “Ибрахим не переставал просить прощения за своего отца до тех пор, пока он не умер. Когда же он умер, то ему стало известно, что он из числа врагов Аллаха и отрекся от него”. ат-Табари 12/29, Ибн Аби Хатим 6/1895.

Что же касается разделения между испрашиванием прощения для неверных и милости, то это также не правильное деление.

Абу Муса аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Иудеи чихали перед пророком (мир ему и благословение Аллаха), желая, чтобы он сказал им: «Да смилуется над вами Аллах», однако он говорил им: «Да поведет вас Аллах прямым путем и исправит ваши дела» ”. ат-Тирмизи 2739. Достоверность подтвердили имам ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани.

Известно из Сунны, что когда чихающий воздает хвалу Аллаху, ему следует сказать: «Да помилует тебя Аллах». И иудеи, зная этот обычай у мусульман, чихали перед пророком (мир ему и благословение Аллаха), чтобы он сказал им это, однако пророк (мир ему и благословение Аллаха) не просил для них милости, а просил для них верного руководства. Шейх аль-Мубаракфури в отношении этого хадиса сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил им (иудеям): «Да поведет вас Аллах прямым путем и исправит ваше дело», и не говорил им: «Да смилуется над вами Аллах», поскольку милость предназначена именно верующим! Однако пророк (мир ему и благословение Аллаха) обращался за иудеев с мольбой об исправлении их деяний, как прямой путь, руководство и иман”. См. “Тухфатуль-ахуази” 8/12.

Сообщается, что однажды ‘Укъба ибн ‘Амир (да будет доволен им Аллах), перепутав христианина с мусульманином, поприветствовал его миром. Когда же ему сообщили, что это христианин, он догнал его и сказал: “Что касается милости и благословения Аллаха, то это только по отношению к верующим, однако да продлит Аллах твою жизнь и увеличит твое имущество и потомство”. аль-Бухари в “аль-Адабуль-Муфрад” 1112. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

Это сообщение от сподвижника ясно указывает на то, что милость предназначена только верующим!

Къатада сказал: “Не позволительно никому из мусульман просить прощения для своих родителей, если они были многобожниками! И также говорить: «Господь мой! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком» (аль-Исра 17: 24). Однако следует преклонять пред ними крыло смирения по милосердию своему и говорить им благие слова”. Ан-Наххас 546. См. “ад-Дурруль-мансур” 9/294.

Что касается довода некоторых имамов, которые разграничили между обращением с прощением для живых неверных и мертвых – известный хадис, в котором сказано, что когда многобожники ранили пророка (мир ему и благословение Аллаха), он сказал: «О Аллах, прости моему народу, ибо они не знают», то нет в этом хадисе указания на дозволенность просить прощения для кафиров, если они живые.

Во-первых, это противоречит тому, что Аллах не простит человеку до тех пор, пока Он кафир! Имам аль-Джассас сказал: “С самого начал пророчества и до конца своих дней пророк (мир ему и благословение Аллаха) призывал к убеждению, что кафиры будут вечно в Аду, и что невозможно получить прощение за неверие (без покаяния самого неверного при жизни за его неверие и принятия им Ислама)! А тот, кто считает, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) мог просить прощения для неверных, тот вышел из Ислама!” См. “аль-Фусуль филь-усуль” 1/308.

Во-вторых, многие имамы сказали, что этот хадис, как и подобные ему, отменен аятами, запрещающими испрашивать прощения для кафиров.

В-третьих, даже те имамы, которые не говорили о том, что этот хадис отменен, сказали, что смысл под «прощением» не прощение грехов, а прощение им того, что они ранили пророка (мир ему и благословение Аллаха). Т.е. он прощает им свой хаккъ, тогда как за свой куфр они по любому держат ответ перед Аллахом. Так говорил в примечании к этому хадису имам Ибн Хиббан в своем Сахихе, а хафиз Ибн Хаджар сказал: “Смысл слова "прощения" в хадисе: «О Аллах, прости моему народу, ибо они не знают», прощение именно того, что они сделали в отношении пророка (мир ему и благословение Аллаха), а не прощение им всех грехов, поскольку грехи при неверии не прощаются! Или же смысл слов "прости им" означает: Поведи их путем Ислама, при котором будет действительным прощение грехов. Или же смысл этих слов в том, чтобы они приняли Ислам”. См. “Фатхуль-Бари” 8/512.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Поистине, испрашивать прощения для неверных, не дозволено по Корану, Сунне и единогласному мнению ученых!” См. “Маджму’уль-фатауа” 12/498.

 

www.Salaf-forum.com



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: