Обследование детей с ринолалией
Изучения подробного анамнеза (со слов матери).
Эти сведения должны отражать:
· семейное положение и состав семьи,
· уровень развития и род занятий родителей и членов семьи;
· отношение к ребенку в семье и в среде его товарищей;
· отношение ребенка к своему дефекту.
В карте фиксируются следующие сведения:
1.Возраст родителей ____________________
2. От какой по счету беременности родился ребенок, чем закончились предшествующие беременности (если были дети, выясняем их возраст и уровень развития. Выясняем у матери, были ли недоношенные беременности, преждевременные роды, чем они вызваны);
3. Не принимались ли меры для ликвидации этой беременности?
4. Течение беременности. Отмечается самочувствие матери с первых дней беременности, особое внимание уделяется первым 2—3 месяцам беременности, когда происходит формирование лица. Расспрашиваем мать, не было ли у нее в это время каких-либо заболеваний, переживаний, нервных потрясений и т. п.;
5. Роды, их характер (срочные, недоношенность, причины ее);
6. Состояние ребенка при рождении (закричал сразу или после стимуляции);
7. Раннее развитие ребенка:
· брал ли грудь матери? Как вскармливался? До какого возраста получал грудное молоко? С какого времени начали прикармливание? Как развивался физически?
· когда начал держать головку? (сидеть? стоять? ходить?) (В карте обследования указываются все отклонения в физическом развитии ребенка.);
· какие заболевания были, у ребенка на первом году жизни? Чем и как болел в последующее время до момента обследования? Выясняем наличие заболеваний органов слуха;
8. Развитие речи:
· Когда у ребенка появился лепет, какова была его активность?
|
· Когда и как начали формироваться первые слова?
· С какого времени пользуется полными словами?
· Когда появилась фразовая речь?
· Знает ли ребенок стихи и сказки?
· Не отмечает ли мать каких-либо трудностей в развитии речи у ребенка и как она их оценивает?
9. Психические особенности ребенка:
· Как ребенок ориентируется в окружающей обстановке?
· Как выражает свое удовольствие, чем и как выражает отрицательное отношение к тому или иному явлению?
· Какие игрушки и игры любит ребенок?
· Его отношение к книгам и картинкам?
· Чем занимается самостоятельно?
· В чем требуется конкретная помощь?
· Усидчив или отвлекаем?
10. Выявляются навыки самообслуживания: может ли себя обслужить (одеться, самостоятельно есть, не поперхивался ли в раннем детстве и как ест в настоящее время);
11. Лечение ребенка. Выясняются сроки хирургического вмешательства (оперирование губы, неба), применение медикаментозного лечения и логопедического воздействия во все периоды жизни ребенка; результаты этого воздействия. (Необходимо познакомиться с соответствующей медико-педагогической документацией.)
Обследование ребёнка
Направление диагностики | Основные задачи |
Обследование состояния речевого аппарата | Проверить состояние зубно-челюстной системы Проверить подвижность мягкого неба Изучить особенности расщепления Выявить физические дефекты, способные усложнить звукопроизношение |
Обследование дыхания | Установить тип дыхания Замерить частоту и ритм Изучить состояние носового дыхания Изучить состояние речевого выдоха Определить направление воздушной струи Определить природу выдоха при фонации и его особенности (глубина, длительность и т.д.) |
Обследование качества голоса | Определить силу голоса и высоту Определить степень назализации |
Обследование звукопроизношения | Проверить изолированное произношение феноменов Проверить состояние звуков в спонтанной речи |
Диагностика просодической стороны | Определить мелодико-интонационную выразительность Изучить эмоциональность речи Проанализировать разборчивость речи в целом |
Диагностика состояния фонематического восприятия | Определить насколько успешна дифференциация звуков Определить есть ли другие речевые нарушения и какое влияние они оказывают на речь |
1. Строение и подвижность артикуляционного аппарата. Отмечается наличие ассиметрии лица и носо-губных складок при закрытом рте и уточняется ее характер при произвольном отведении углов рта в стороны и при закрывании рта. Отмечается форма губ и их активность, наличие швов на губе..
|
Проверяется состояние зубо-челюстной системы. Одновременно осматриваются мягкое небо, небный свод, положение и форма языка, челюсти и подвижность нижней челюсти. Подвижность мягкого неба или его фрагментов (до операции) наблюдается при произнесении гласного звука а. В этот момент можно обнаружить подслизистую (субмукозную) расщелину. При субмукозной расщелине мягкое небо западает и образует характерный треугольник. Подслизистую расщелину можно обнаружить также при пальпации мягкого неба.
Подвижность языка проверяется при выполнении ребенком ряда произвольных движений: высовывание языка, отведение его в стороны, подъем вверх, перемещение кончика языка за нижние резцы; проверяется умение ребенка прищелкивать языком. Фиксируется доступность и характер выполнения движений.
|
2. Тип и характер физиологического и речевого дыхания (верхнеключичное, грудное или диафраг-мальное; частота дыхания, его ритмичность и сила). В карте обследования производится запись о причинах нарушения дыхания.
3. Особенности голоса ребенка. Его характер во время речи (крикливый, хриплый и т. д.).
4. Общий характер деятельности речевого аппарата в процессе речи (особенно при чтении стихотворений). Здесь важно отметить, хорошо ли ребенок открывает рот, выразительна ли его артикуляция во время речи; отмечается активность губ в речевом процессе, активность языка, щек, лобных мышц, наличие синкинезий.
5. Исследование звукопроизношения. Обследование начинается с гласных звуков и проводится в следующем порядке: а, э, о, ы, у, и, я, е, ё, ю, й.
Фиксируем в карте обследования положение языка при произнесении каждого звука, наличие синкинезий лицевых и мимических мышц и крыльев носа во время артикуляции.
6. Обследуется характер артикуляции всех согласных звуков. При этом сначала отмечается произношение звука в сочетаниях типа афа, ава и т. д. (положение согласного между двумя гласными позволяет наблюдать, какие движения выполняет язык, а затем фиксируется произношение изолированных согласных звуков, чтобы лучше проследить, какие мимические и лицевые мышцы принимают участие в реализации заданной артикуляции и насколько активны в это время крылья носа).
7. Исследование развернутой речи: наличие у ребенка развернутой речи и возможность ее использования, осуществление процесса коммуникации (с помощью отдельных слов или фразовой речи); умение ребенка пользоваться диалогической речью и задавать вопросы.
При характеристике развернутой речи необходимо остановиться на особенностях развития лексико-грамматического строя речи и владения контекстной речью.
8. Исследование слуха. В случаях жалоб на состояние слуха и при затруднении выявления его состояния собственными средствами логопед должен направить ребенка на специальное исследование (снятие аудиограммы).
Массаж неба после уранопластики
Целью уранопластики является оперативное достижение анатомической целостности неба и создание оптимальных условий для речевой реабилитации. При этом важными являются также профилактика возникновения и минимизация существующих вторичных деформаций верхней челюсти, поскольку патолого-анатомическая сущность врожденных орофациальных расщелин способствует их возникновению в процессе развития ребенка, особенно после неудачных оперативных попыток устранения расщелины.
Послеоперационный массаж неба является одним из самых действенных способов профилактики вторичных деформаций верхней челюсти и речевой реабилитации.
Массаж неба после уранопластики следует начинать через 2—3 дня после снятия швов. В некоторых случаях (при осложнении операции, возникновении изъяна неба) сроки и приемы массажа необходимо уточнить с челюстно-лицевым хирургом. В первые 5—7 дней массаж в боковых отделах неба, где заживление идет за счет вторичного натяжения, проводят щадяще. Массаж наиболее эффективен в первые 6 месяцев после операции, однако положительное воздействие он оказывает и в более отдаленный период.
Процедура массажа проводится до еды, с соблюдением общепринятых гигиенических требований. Продолжительность сеанса до 10 мин с кратностью 2—3 раза в день. Интенсивность массажа должна возрастать от сеанса к сеансу.
Массаж включает:
1. продольное поглаживание (указательным пальцем проводятся движения по направлению от резцов верхней челюсти вдоль границ расщелины по линии послеоперационного шва с обеих сторон к глотке). Выполняется в течение 10—20 с;
2. поперечное поглаживание (указательным или средним пальцем проводятся движения по направлению от средней линии неба до шеек зубов). Выполняется в течение 10—20 с;
3. кругообразное поглаживание (указательным или средним пальцем проводятся круговые движения по направлению от средней линии неба от резцов верхней челюсти к глотке). Выполняется в течение 10—20с;
4. прямолинейное растирание (указательным или средним пальцем проводятся движения по направлению от резцов верхней челюсти по линии послеоперационного шва с обеих сторон к глотке и обратно). Выполняется в течение 10—20с;
5. круговое растирание (указательным или средним пальцем проводятся круговые растирающие движения по направлению от средней линии неба от резцов верхней челюсти к глотке). Выполняется в течение 10—20 с;
6. спиралевидное растирание (указательным или средним пальцем проводятся движения по спирали по направлению от резцов верхней челюсти к глотке и от средней линии неба к шейкам зубов). Выполняется в течение 10—20 с;
7. продольное разминание (указательным или средним пальцем проводятся плавные неторопливые движения по направлению от средней линии неба от резцов верхней челюсти к глотке). Выполняется в течение 10—20 с;
8. разминание сдвиганием (указательным или средним пальцем проводятся движения с легким сдвиганием тканей твердого и мягкого неба в разных направлениях). Выполняется в течение 10 с;
9. разминание надавливанием (указательным или средним пальцем проводятся движения с легким надавливанием на ткани твердого и мягкого неба в разных направлениях). Выполняется в течение 10 с;
10. разминание растягиванием (указательным или средним пальцем проводятся движения с легким растягиванием (без давления) тканей твердого и мягкого неба в разных направлениях). Особое внимание при этом приеме массажа уделяется области на границе твердого и мягкого неба. Проводится постепенное увеличение нагрузки на ткани мягкого неба и растягивание-надавливание их по средней линии и в стороны от средней линии кверху. Выполняется в течение 10—20 с;
11. разминание диагональное (указательным или средним пальцем проводятся движения по диагонали средней линии твердого неба по направлению к глотке вправо от и влево до краев небной занавески). Выполняется в течение 10 с;
12. разминание пружинное (указательным или средним пальцем проводятся движения с резким отрыванием от тканей по направлению от средней линии неба к шейкам зубов). Выполняется в течение 10с;
13. прерывистая вибрация (ударная) (кончиками указательных или средних пальцев обеих рук производятся легкие удары по твердому и мягкому небу по направлению от резцов верхней челюсти к глотке). Выполняется в течение 10с;
14. вибрация пунктированием (указательные или средние пальцы обеих рук производят движения подобно выбиванию дроби на барабане, короткими отрывистыми касаниями от передних резцов по направлению к глотке). Выполняется в течение 5 с;
15. непрерывная вибрация (лабильная) (указательным или средним пальцем тканям сообщаются безотрывные колебательные движения в области выхода сосудисто-нервного пучка неба (большое небное отверстие) и далее по его ходу);
16. разминание-надавливание в области крыло-челюстных складок. При некоторых методиках уранопластики производятся так называемые разрезы Эрнста, которые проходят по крыло-челюстным складкам. В случае интенсивного рубцевания возможно развитие внесуставной контрактуры нижней челюсти. В профилактических целях проводят массаж крыло-челюстных складок (указательный или средний палец ставят на область крыло-челюстной складки (между последними зубами верхней и нижней челюсти) и проводятся разминающие движения по рубцам). Выполняется в течение 10—30 с с каждой стороны.