ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД




Попова Нелли Геннадьевна

(Ф.И.О.)

Воспитатель

(Должность)

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»

(Название темы)

Г.

(Начало изучения темы)

Г.

(Окончание изучения темы)

Рубцовск, 2019

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

 

Ф.И.О. педагога __Попова Нелли Геннадьевна_______________________

Дата рождения __10 марта 1971г. ___________________________________

 

Стаж работы в должности ___ 3,5 года________________________________

 

Образование (название учебного заведения и год окончания)

Профессиональная переподготовка в КГБУ ДПО АКИПКРО по программе «Основы теории и методики дошкольного образования» 2016г.

Квалификационная категория, год и № приказа о присвоении __________________________________________________________________________________________________________________________

 

Курсы повышения квалификации за последние три года (указать вид, тему, где проходили) ___ Автономная некоммерческая образовательная организация «Дом учителя» по теме «Современные педагогические технологии обучения и развития детей в условиях реализации ФГОС ДО». 2016г. Институт дополнительного образования ФГБОУ ВО «АлтГПУ» по дополнительной профессиональной программе «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов в дошкольной образовательной организации», 24 часа. 2019г.

Награды (указать год, характер награды)

Награждена почётной грамотой МКУ "Управление образования" г. Рубцовск, 2017г., приказ № 203л от 28.09.2017г. за многолетний добросовестный труд и в связи с юбилеем сада.

 

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»

 

Испокон века книга растит человека.

(Русский народный фольклор.)

Актуальность выбранной мной темы:

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Период дошкольного детства наиболее благоприятен для осуществления духовно-нравственного воспитания ребёнка. Конечно, первые уроки нравственности ребёнок получает в семье. Именно в семье у ребёнка начинает формироваться отношение к окружающему миру, другим людям, любовь к родным. Задача взрослых - указать направление развития и помочь развить высокие нравственные качества у ребёнка.

Ребёнок 3-4 лет становится способен сочувствовать, сопереживать. Развитие наглядно-образного мышления служит основой для формирования представлений о последствиях того или иного поступка. Кроме этого, наглядно-образное мышление позволяет детям удерживать в сознании представления о правилах поведения.

Художественное слово – хороший помощник в формировании правильных установок в поведении ребёнка. С помощью сказок ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, у маленького человека начинает складываться представление о добре и зле. Не только сказки, но и рассказы, стихи могут помочь в воспитании духовно-нравственной личности.

Воспитателям, также, как и родителям, важно осознавать, насколько велико значение чтения ребёнку художественной литературы, обсуждение с детьми прочитанных произведений. Ведь зачастую правильно подобранные произведения помогают формированию у детей представлений о том, как нужно заботиться о своих близких, как дружить, как быть вежливым и т.д.

Цель работы по теме самообразования: способствовать формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством чтения художественных произведений.

Задачи:

- проанализировать методическую литературу, другие источники и повысить свой уровень знаний по данной теме;

- подобрать художественную литературу, способствующую духовно-нравственному воспитанию детей;

- развивать у детей умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев, учить давать оценку своему поведению;

- вызвать интерес у родителей к совместной работе в данном направлении.


Предполагаемый результат:

1. Формирование у детей ценностного отношения к книге.

2. Развитие у детей интереса к чтению художественной литературы.

3. Позитивное отношение детей к окружающему миру, другим людям и

самому себе; потребность и готовность проявлять сострадание и

сорадование.

4. Семьи воспитанников начинают уделять больше внимания чтению

художественной литературы дома.

Срок реализации: 1 год (2019-2020 учебный год)

Содержание работы по самообразованию.

Сроки Тема Содержание Практический выход
сентябрь Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. Цель работы по самообразованию: повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности.    
сентябрь Планирование работы по самообразованию, изучение проблемы, постановка цели, задач, предполагаемого результата. Планирование работы по следующим разделам: -изучение методической литературы; -работа с детьми; -работа с семьёй; -самореализация.   Составление плана самообразования по теме с внедрением в практику ДОУ.  
В течение года   Теоретическое изучение проблемы.   1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками, Творческий центр Сфера, Москва, 2003. 2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет, Екатеринбург, 1996. 3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет, Москва, 1992. 4. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду, Мозаика-Синтез, Москва 2008. 5. Торшилова Е.М. Шалун или мир дому твоему. Программа и методика эстетического развития дошкольника. Москва, 1998. 6. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. 7. Куцакова Л. В. «Нравственно - трудовое воспитание в детском саду». 8. Зацепина М.Б. «Народные праздники в детском саду». 9. Интернет-ресурсы. Изучение литературы по теме.    
В течение года Практическая деятельность.   1. Изучение опыта педагогов в ДОУ. 2. Использование методики на ООД, в свободной деятельнос- ти, в игре, в индивидуальной работе с детьми. 3. Изучение методик и техноло-гий в интернете. 4. Консультация для родителей «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка». 5. Выставка книг для родителей. 6. Консультация для педагогов «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы». 7. Составление картотеки игр по духовно-нравственному воспитанию. 8. Создание картотеки игр-драматизаций с использованием художественных текстов. 9. Отчёт по теме самообразования.   Консультации для родителей, консультация для воспитате-лей; составле-ние картотек игр, драматиза-ций- игр;офор-мление выстав-ки для родите-лей.  
май Подведение итогов самообразования. В результате работы по теме самообразования ожидаются следующие результаты: - у детей формируется ценностное отношение к книге; -у детейразвивается интерес к чтению художественной литера-туры; - у детей формируется позитив-ное отношение детей к окружа-ющему миру, другим людям и самому себе; потребность и го-товность проявлять сострадание и сорадование; - формирование у родителей осознания важности и необходи-мости в чтении художественной литературы детям дома.   отчёт

 

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

Месяц Направления работы Способы достижения Анализ достижений
Сентябрь Работа с документацией. Самостоятельное изучение методической литературы по самообразованию.   Изучение литературы по теме.  
Планирование работы по самообразованию, изучение проблемы, постановка цели, задач, предполагаемого результата. Составление плана самооб-разования по теме с внедре-нием в практику ДОУ.  
Работа с родителями   Анкетирование родителей «Роль книги в вашем доме»    
  Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). Чтение детям книг, беседы о прочитанном по теме: «Дары осени», «Наш ого-род», «Золотая осень», «Осень в лесу».  
Октябрь Изучение темы: «Духовно-нравственной развитие детей посредством книги» Изучение литературы по проблеме.      
Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). Чтение произведений по темам «Родная земля – кормилица – хлеб», «В гостях у бабушки Ульяны», «Домашние животные».  
Работа с родителями Консультация для родите-лей «Роль книги в нравст-венном воспитании детей».    
Ноябрь Посещение занятий воспитателей по раз-витию речи (Ознакомление с художествен-ной литературой).   Обмен опытом по проблеме.  
Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). Чтение произведений по темам «Труд взрослых в детском саду», «Поздняя осень», «Я и моя семья», «Уроки Здоровейки».    
Работа с родителями Индивидуальная работа с родителями: Практические советы «Как подружить ре-бёнка с книгой».  
Декабрь   Изучение темы: «Устное народное творче-ство как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».   Знакомство с литературой.  
Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). Чтение произведений по темам: «Начало зимы», «Новый год», «Бытовая техника».  
  Работа с родителями   Оформление выставки для родителей: Выставка книг.    
Январь     Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми». Составле-ние картотеки игр по нравственному вос-питанию.   Подбор материала по теме.  
Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). Чтение произведений по темам: «Дикие животные зимой», «Зимующие птицы», «Предметы быта: посуда». Дидактическая игра «Расск-ажи, дружок, потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?», насто-льно-печатные игры по мотивам потешек (разрез-ные картинки, лото).  
Работа с родителями - сбор информации, подготовка памяток.   Памятка «С какими книгами лучше дружить дошколятам».  
Февраль Изучение темы: «Роль сказки в воспита-нии детей».   Изучение литературы.    
Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). Чтение произведений по темам: «Транспорт», «Наша Армия», «Наши папы». Чтение детям русских наро-дных сказок. Прослушива-ние аудиозаписей сказок.    
Подготовка к открытому занятию: составление конспекта, подбор наглядного материала. Открытое занятие для педагогов «Дорога добра».  
Март Составление картотеки игр-драматизаций для детей (по знакомым сказкам)   Изучение и подбор литературы.  
Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). Чтение произведений по темам: «Праздник мам», «Наши добрые дела», «Вежливость», «Ранняя весна и её признаки». Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой». Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото)  
Работа с родителями Приобрести в группу рас-краски по русским народ-ным сказкам.  
  Консультация для педагогов (выступление на педсовете).   Консультация «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литерату-ры».  
Апрель Подготовка к открытому занятию: составление конспекта, подбор наглядного материала. Открытое занятие для роди-телей на тему «В гостях у сказки».  
Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). Изучение правил поведения по книге А.Усачёва «Уроки вежливости». Чтение произведений по темам: «Уроки Здоровей-ки», «Космос».  
Работа с родителями Конкурс совместных твор-ческих работ родителей и детей на тему «Моя люби-мая сказка».  
Май Самоанализ плана самообразования.   Обобщение опыта  
Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). Чтение произведений по темам: «Мой город», «Дома-шние животные». Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации).  
Подготовка отчёта о проделанной работе за учебный год. Презентация для родителей (на родительском собрании) «Мы читали, мы читали, очень многое узнали!»  

 

План работы с детьми. Литература для чтения художественных произведений.

Месяц Тема Произведения для чтения Задачи
Сентябрь «Дары осени» Ю. Тувим «Овощи»; Т. Егорова «Редиска. Тыква. Морковка».     - ознакомление детей с видами овощей; -развитие памяти; -привитие навыков трудового воспитания.
  «Наш город» С. Михалков «Овощи»; Ш. Галиев «Три копейки на покупку»; Сказка «Лисичка со скалочкой». -развитие воображения детей; -воспитание ответственности и порядочности.
  «Золотая осень» С. Михалков «Веселый турист»; «Осень в лесу». -ознакомление детей с описанием красоты природы через прозу; -развитие воображения детей; -воспитание желания оберегать окружающую природу.
Октябрь «Родная земля – кормилица – хлеб» Сказка «Колосок»; А. Мусатов «Откуда хлеб пришел»; Я. Таяц «Все здесь», «Моя мама пахнет хлебом». -ознакомление детей с процессом изготовления хлебобулочной продукции; -способствование развития положительных эмоций путем сопоставления произведений с реальностью; -воспитание желания трудиться.
  «В гостях у бабушки Ульяны» Сказка «Жихарка»; Ш. Перро «Красная Шапочка». -ознакомление с русскими народ-ными и авторскими сказками; -развитие эмоционального отношения детей к сказочным персонажам; -воспитание культуры поведения с незнакомцами
  «Домашние животные» Сказка «Три поросенка», Т. Шорыгина «Домашние животные. Какие они?», М. Пришвин «Журка», К. Ушинский «Бишка», «Васька», «Коровка». -ознакомление детей с рассказами о животных; - развитие памяти; -воспитание желания заботиться о братьях наших меньших.
Ноябрь «Труд взрослых в детском саду» А. Карандашова «Большая стирка», Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»; А. Фомин «Подружки».   -ознакомление детей с трудом взрослых; - развитие умения делать выводы; -содействование трудовому вос-питанию.  
  Поздняя осень (живая и неживая природа) С. Воронин «Трусишка».   -углубление представлений о жизни животных; -развитие эмоционального отно-шения детей к сказочным персо-нажам; -воспитание в детях единства слова и дела.  
  «Я и моя семья» В.Осеева «Волшебное слово».   -подвести воспитанников к пониманию правил культурного поведения; -развитие умений делать выводы; -воспитание чувства гордости за свои поступки.  
  Уроки Здоровейки К. Чуковский «Айболит», Е. Зайцев «Уроки Айболита».   -продолжение ознакомления детей с произведениями К. Чуковский; -развитие памяти; -воспитание желания помогать другим.  
Декбрь «Начало зимы (неживая природа, растительный мир)» Л. Воронкова «Хитрый снеговик», И. Суриков «Зима», А. Барто «Елка», Н. Некрасов «Мороз – воевода», З. Александрова «Птичья елка», А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка», Я. Аким «Первый снег», И.С. Никитин «Встреча зимы».   -продолжение формирования у детей понятий смены времен года; -способствование развитию произвольного внимания; -воспитание желания вести себя в соответствии с нормами морали и нравственности.  
  «Бытовая техника» К. Чуковский «Федорино горе», «Телефон». -ознакомление детей с произведениями К. Чуковского; -развитие эмоционального отношения детей к персонажам; -воспитание желания делать рабо-ту самостоятельно и своевремен-но.  
  «В мире сказок» «Лисичка – сестричка и серый волк», «Лиса и козел», «Про Иванушку дурачка». С. Козлов «Зимняя сказка», А,И. Одоевский «Мороз Иванович».   -углубление представлений детей об авторских и русских народных сказках; -способствование развитию поло-жительных эмоций путем сопере-живания сказочным персонажам; -разъяснение сущности моральных норм.  
  «Новый год» С. Дрожжина «Улицей гуляет Дедушка Мороз».   -расширение представлений детей о праздновании Нового года; -развитие эмоционального отно-шения детей к наступающим праздникам; -обеспечение нравственного воспитания.  
Январь «Дикие животные зимой» С. Маршак «Детки в клетке», «Где обедал воробей», Е. И. Чарушин «Что за зверь».   -обучение детей слушанию стихо-творного текста; -способствование развитию прои-звольного внимания; -воспитание желания бережно относиться к живым существам.
  «Предметы быта: посуда» С. Могилевская «Поваре-нок Люли», Е. Благинина «То-то горе наше», «Почему они серые», «Обедать»; С. Капутикян «Маша обедает».   -выявление специфики работы с посудой; -закрепление у воспитанников культуры поведения за столом.  
  «Зимующие птицы» М. Пришвин «Лесные хоромы», В. Бианки «Бесплатные столовые», Горький «Воробьишко», З. Александрова «Птичья елка», «Мы кормушку смастерили».   -подвести воспитанников к пони-манию необходимости подкормки птиц зимой; -развитие эмоционального отно-шения к проблемам нехватки корма в зимнее время года; -воспитание чувства сопережи-вания пернатым, желания помочь им в трудную минуту.  
Февраль «Транспорт» Б. Житков «Что я видел», З. Александрова «Светофорчик», «Маша и медведь».   -обучение детей внимательности и аккуратности через произведе-ния; -развитие самостоятельности мышления; -воспитание культуры поведения.  
  «Наша армия» В. Маяковский «Вот какой рассеянный», З. Александрова «Дозор», А. Барто «На заставе».   -ознакомление детей с произведениями на военную тематику; -развитие воображения детей с помощью иллюстраций по теме недели; -воспитание чувства гордости за свою страну.  
  «Наши папы» А. Барто «Есть такие мальчишки», С. Сахарнов «Самый лучший пароход».   -ознакомление с проявлениями мужества у людей разного воз-раста; -развитие умения слушать не пе-ребивая; -воспитание патриотизма и ответ-ственности за себя и других.  
Март «Праздник мам» Л. Квитко «Бабушкины руки», С. Михалков «А что у вас?», Е. Благинина «Вот какая мама», М. Карим «Эту песню мама пела», А. Аким «Кто кому кто?» Г. Бойко «Март», С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке».   -расширение представления детей о празднике 8 марта; -развитие желания помогать свои-м мамам; -воспитание чувства гордости за свою маму.  
  «Наши добрые дела» В. Осеева «Хорошее», А. Барто «Медвежонок – невежа», сказка «Два жадных медвежонка».   -продолжение формирования у детей нравственных представле-ний о хорошем и плохом; -развитие умений детей выражать свои эмоции; -воспитание чувства коллективиз-ма.  
  «Вежливость» В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», А. Барто «Младший брат», К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно».   -обучение детей понятиям вежли-вости и гуманизма; -развивать у воспитанников жела-ние помогать другим в сложных ситуациях; -воспитывать желание поступать в соответствии с нормами морали.  
  «Ранняя весна и ее признаки» И. Соколова – Микитина «Весна – красна».   -ознакомление детей с описанием природных явлений в произведе-ниях российских авторов; -развитие фантазии воспитанни-ков; -воспитание желания оберегать природу.  
Апрель «Уроки Здоровейки» Р. Ротенберг «Расти здоровым», В. И. Мирясова «Таня и мячик».   - продолжать знакомить детей с необходимостью ведения здоро-вого образа жизни; -развитие желания заниматься спортом; -воспитание чувства ответствен-ности за свое здоровье.  
  «Космос» И. Левитан «Малышам о звездах и планетах», Е. Баруздин «Как мы на ракете летали», Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать», «Жил был звездочет».   -продолжение ознакомления детей с космосом; -развитие желания узнать поболь-ше о других планетах; -воспитание чувства гордости за Ю. Гагарина.  
Май «Мой город» В. Маяковский «Кем быть», С. Михалков «Дело было вечером».   -ознакомление детей с новыми профессиями; -развивать желание трудиться; -воспитание чувства патриотизма.  
  «Домашние животные» Т. Шорыгина «Моя корова», Е. Чарушин «Собака», Е. Благинина «Щенок», Л. Толстой «Котенок», В. А. Сухомлинский «Старый пес», С. Маршак «Усатый – полосатый».   - ознакомление детей с жизнью животных; -развитие желания помогать и защищать домашних животных; -воспитание бережного отноше-ния ко всему живому.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: