автор: В. В. Холмовская
Источник: Л. А. Венгер и др. "Психолог в детском саду". - М.: ИНТОР, 1995 г. - 64 с.
ЦЕЛЬ: Направлена на выявление уровня развития перцептивных действий моделирующего типа. В методику входят задания, требующие «конструирования» фигуры определенной формы из заданных элементов.
Материал
Тетрадь, состоящая из 15 страниц. Первые три страницы - А, Б, В - включают три вводных задания. В верхней части страницы дается изображение фигуры (круга или квадрата), разделенной пунктирными линиями на несколько частей. Ниже располагается в один ряд избыточное количество фрагментов этой фигуры, из которых дети должны выбрать только те, которые при соединении дадут фигуру-образец (см.рис.1).
РИС 1. Материал для вводных заданий методики "Перцептивное моделирование" (страницы тетради А, Б, В)
На остальных страницах фигуры-образцы даны в нерасчлененном виде. На нечетных страницах (задания 1,3,5,7,9,11) в качестве образца выступает круг (рис.2),
РИС 2. Материал для нечётных заданий методики "Перцептивное моделирование" (наборы фигур к заданиям 1, 3, 5, 7, 9, 11;
а - образец ко всем нечётным заданиям)
а на четных (задания 2, 4, 6, 8, 10, 12) - квадрат (рис.3).
РИС 3. Материал для чётных заданий методики "Перцептивное моделирование" (наборы фигур к заданиям 2, 4, 6, 8, 10, 12;
б - образец ко всем чётным заданиям)
Во всех заданиях детям предлагаются наборы из шести деталей, но сложность меняется в зависимости от количества частей, из которых складывается образец:
в 1 - 4 заданиях достаточно двух деталей,
в 5 - 8 требуется три детали,
в 9 - 12 фигура составляется уже из четырех частей.
Инструкция
Перед началом работы каждому ребенку предлагается тетрадь. Взрослый говорит: «Здесь изображен круг, разделенный на две части. Под ним несколько фигурок разной формы. Найдите среди них те, из которых сложен образец, и отметьте их крестиком».
Взрослый просматривает сделанные детьми пометки и в случае необходимости указывает на ошибки.
«На следующей странице квадрат. Он разделен на 4 части. Найдите эти части среди фигурок, изображенных ниже. Эти части также обозначьте крестиками. (Снова проверяется выполнение.) На третьей странице снова круг, но он складывается из 3-х частей. Найдите их и обозначьте крестиками. Укажите карандашом, на какое место в круге надо положить эти части».
Так как целостные фигуры здесь разделены пунктирными линиями на части, это помогает детям соотнести их с изображенными ниже, найти идентичные и правильно отметить их карандашом. На этапе вводных заданий А, Б, В взрослый может помогать правильно отбирать и соотносить части с образцом.
В основных заданиях дети должны самостоятельно расчленять фигуры в представлении, для чего необходимо соотносить образцы с теми частями, которые изображены под ними.
Перед первым основным заданием говорится: «Теперь вы знаете, что такой круг или квадрат можно сложить из нескольких частей: двух, трех или четырех. Эти части нарисованы внизу. А теперь откройте следующую страницу. Найдите фигуры, из которых можно сложить точно такой круг. Поставьте на эти фигуры крестики. На следующих страницах делайте так же: находите и отмечайте части, из которых получается целый круг или квадрат, нарисованный сверху». Никаких других дополнительных указаний не дается.
|
Количественная оценка результатов
|
За каждую правильно решенную задачу (см. таблицу) дается количество баллов, соответствующее числу элементов, из которых должен быть сложен образец.
Так, за правильное решение задач 1-4 дается по два балла,
5-8 - по 3 балла,
9-12 - по 4 балла.
Ошибочным считается решение, когда хотя бы одна деталь выбрана неправильно. Максимальное количество баллов - 36.
Таблица № 1. Перевод первичных ("сырых") баллов в стандартные.
Методика «Перцептивное моделирование» | Уровень | |
сырые | стандартные | |
ВЫСОКИЙ | ||
35-34 | ||
33-30 | ||
29-27 | ||
25-24 | СРЕДНИЙ | |
23-22 | ||
21-18 | ||
17-16 | ||
15-14 | ||
13-11 | НИЗКИЙ | |
10-8 | ||
7-6 | ||
5-4 | ||
3-1 | ||
Качественный анализ результатов
1 тип. Дети обнаруживают полную неспособность к выполнению моделирующих перцептивных действий, их решения носят случайный характер. При решении большинства задач они создают комбинации элементов, которые не соответствуют форме фигуры образца. 40
2 тип. Дети правильно решают только те задачи, которые «предполагают сочетание не более, чем двух элементов. В остальных случаях они составляют либо неадекватные сочетания, либо подби
рают элементы, сходные по своей форме с фигурой-образцом.
3 тип. Дети в достаточной мере владеют всей системой операций, необходимых для выполнения моделирующего перцептивного действия, однако само действие еще недостаточно точно и гибко. Допускаются такие ошибки в решении задач, которые приводят к иыбору элементов, дающих не идентичную, а лишь похожую на образец фигуру. При этом типе работы могут встречаться и грубые ошибки, носящие случайный характер.
|
4 тип. Характерна высокая степень овладения моделирующими перцептивными действиями, хотя и возможны некоторые неточности в решениях, не зависящие от сложности задач.
Таблица № 2. Правильные ответы к задачам методики "Перцептивное моделирование"
Задача № | детали № |
2, 5 | |
2, 4 | |
2, 4 | |
2, 5 | |
1, 4, 5 | |
2, 4, 5 | |
1, 2, 4 | |
2, 4, 5 | |
1, 2, 4, 5 | |
1, 2, 4, 5 | |
1, 2, 3, 5 | |
1, 2, 5, 6 |