Согласно этому принципу, каждая истинная мысль должна быть обоснована другими положениями, истинность которых доказана.




Понятие, критерии научного знания и научного исследования. Юриспруденция в системе наук

 

Правовая (юридическая) наука представляет собой большую совокупность знаний о государстве и праве, накопленных обществом за всю его многовековую историю.

 

Можно выделить три большие сферы правовой науки:

во-первых, знания о современных государстве и праве, способах и закономерностях их функционирования и развития;

во-вторых, исторические знания, т. е. дошедшие до наших времен сведения о ранее существовавших и существующих сейчас системах законодательства, типах и формах государства;

в-третьих, историю самой правовой науки во всем многообразии присущих ей политических и правовых доктрин, теорий, концепций, идеологий.

 

Знания о праве формируются не только наукой, но и другими, так называемыми вненаучными формами общественного и индивидуального сознания: политикой, искусством, религией, обыденным сознанием.

 

Например, объективные оценки и сведения о суде царской России содержатся в романе Л. Н. Толстого «Воскресение». Однако эта работа является художественным произведением, а не юридическим исследованием, в ней объективный анализ действительности представлен совокупностью чувственно-эмоциональных оценок персонажей, вымышленных автором.

 

Правовая наука, как и любая наука, стремится к тому, чтобы ее содержание составляли истинные, объективные знания и поэтому в полной мере удовлетворяет такому критерию, как истинность (достоверность, объективность).

 

К этому ее стимулируют прежде всего потребности в установлении подлинной воли законодателя, выраженной в тексте закона, иного нормативного правового акта.

 

В процессе выделения подлинно научных знаний из массы ненаучных, их превращенной формы используют два критерия - логическую организованность (доказанность) и опытную обоснованность (оправданность) знаний.

 

Логическая организованность (доказательность) научных знаний выражается в строгом их соответствии принципу достаточного основания.

 

Согласно этому принципу, каждая истинная мысль должна быть обоснована другими положениями, истинность которых доказана.

 

Объяснение, обоснование научных знаний сводятся к приведению необходимых научных аргументов, бесспорно свидетельствующих о том, что эти знания являются истинными, а не ложными, вымышленными, что они не представляют собой продукт субъективного восприятия объективной реальности.

Одним из действенных и бесспорных критериев логической организованности научных знаний выступает их логическая непротиворечивость. Этот атрибут научных знаний выражается в отсутствии противоречащих друг другу суждений об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении.

Критерии логической организованности и опытной обоснованности широко используются в правовой науке в целях формирования ее как системы объективно-истинных знаний и своевременного, оперативного освобождения от заблуждений.

Например, В. С. Нерсесянц, руководствуясь абстрактным положением о том, что право не может существовать в обществе, лишенном частной собственности, приходит к выводу об отсутствии права при социализме, в условиях Советского государства. Однако этот вывод не соответствует действительному положению дел, поскольку частная собственность при социализме существовала в виде личной собственности рабочих и колхозников, частной собственности крестьян до их насильственного объединения в колхозы, на принципах частной собственности строились товарно-денежные отношения между кооперативными организациями, государственными предприятиями и иными субъектами гражданского права. Следовательно, не соответствующий этим фактам вывод об отсутствии права при социализме, в условиях Советского государства имеет характер сугубо субъективного восприятия существующих реалий и нуждается в углубленном, дополнительном обосновании.

Вопрос о месте юриспруденции в системе наук, во-первых, предполагает определение критериев ее отличия от других научных дисциплин и, во-вторых, выявление специфики взаимосвязи с ними.

Различие между ними, как представляется, состоит в степени общности изучения права как социального феномена. Юридическая наука изучает свой предмет во всей полноте и определенности.

 

Социология же изучает право, как и другие социальные явления (экономику, политику, науку, искусство и т. д.), с точки зрения того существенного, что характеризует его именно как социальный феномен.

 

Такое разграничение юриспруденции и социологии связано с предметом последней. Он не может включать в себя всю совокупность социальных явлений, в противном случае социология рискует превратиться в безграничную энциклопедию социальных феноменов. Поэтому социология не изучает социальные явления во всей их подробности, детальности, а рассматривает то, что их объединяет в группу социальных феноменов, т. е. то, что является в них существенным. Детальный их анализ выпадает на долю частных социологических дисциплин, т. е. общественных наук, изучающих экономику (экономическая теория), политику (политология), право (юриспруденция) и т. д. с точки зрения того существенного, что выявлено во всех социальных явлениях социологией.

Соотношение юриспруденции и политологии также является достаточно проблематичным. Это связано с тем, что политология не может не изучать деятельность субъектов политики, в том числе государства. Однако государство исследуется и юриспруденцией с точки зрения его влияния на правовую реальность. Особо остро стоит вопрос о соотношении политологии и теории государственного (конституционного) права.

Для того чтобы определиться по данному вопросу, необходимо вспомнить историю формирования политологии как самостоятельной науки, так как генезис научной дисциплины может пролить свет на условия и предпосылки ее появления на свет. С точки зрения позитивистов право (например, конституцию) необходимо изучать по ее внешним проявлениям в соответствующем тексте. Все другие аспекты, в том числе обусловливающие текст права (конституции), к предмету позитивистской юриспруденции не относятся. Так образовался теоретический вакуум: существуют принципиально важные вопросы (например, расстановка политических сил, политическое сознание, политическая культура и др.), определяющие содержание текста права, а изучать их некому. Собственно для анализа такого рода проблем и возникла политическая наука, у которой, по словам Ж. Бюрдо, нет своего предмета, так как она призвана изучать содержательные вопросы конституционного права.

Сегодня же, когда позитивизм перестал быть господствующей (или единственной господствующей) доктриной, соотношение между юриспруденцией и политологией конвенциональное и достаточно условное. Действительно, для того чтобы изучать политические партии, необходимо знать законодательство о них, но и одновременно — чем собственно партии отличаются от других политических институтов. Такого рода знания необходимо дополняют друг друга.

 

 

Предмет и объект юридической науки. Юриспруденция в системе наук.

Каждая конкретная наука исследует строго определенную совокупность законов, иначе говоря, имеет свой предмет.

Согласно материалистической философии объективный закон представляет собой внутреннюю, устойчивую и необходимую связь между явлениями, процессами либо их сущностями. Сущность же понимается как совокупность устойчивых, повторяющихся, необходимых признаков, свойств, присущих явлениям и процессам. Необходимость закономерной связи, равно как и сущностных признаков, состоит в том, что без них соответствующие явления и процессы существовать не могут.

Знание сущности и закономерностей материального и духовного мира — необходимое условие успешного воздействия на него человека. Знание того, почему известное явление существует именно таковым, а не иным, чтоможно в нем менять, дополнять, не затрагивая его сущности, позволяет человечеству успешно преобразовывать природу и общество, создавая в конечном счете современное постиндустриальное общество.

Закономерности, составляющие предмет правовой науки, по сфере их действия могут быть подразделены на пять видов:

1) закономерная связь наиболее простых государственных и правовых явлений — нормы права, правоотношения, правонарушения;

2) закономерная связь сложных государственных и правовых явлений, таких как механизм правового регулирования, система законодательства, механизм государства, отрасль права;

3) закономерности, присущие государству и праву в целом;

4) закономерная связь государства и права с экономикой, культурой и другими социальными сферами;

5) закономерности познания государства и права.

Первые два вида правовых закономерностей характеризуются особенной структурной связью органически целостных правовых явлений.

С позиции теории систем явление, которое обладает свойствами, не присущими составляющим его элементам, представляет собой органическую систему. Образования, не обладающие названными свойствами, понимаются как суммативные, механические системы (в правовой науке чаще всего в этом качестве выступают разного рода классификации правовых явлений). Основная структурная связь органически целостных государственных и правовых явлений бывает синтетического или иерархического типа.

Закономерная связь наиболее простых правовых явлений — норм права, правоотношений, правонарушений и др. — является синтетической и состоит в том, что соответствующие явления могут существовать только при наличии всех присущих им элементов.

Закономерная связь наиболее простых правовых явлений — норм права, правоотношений, правонарушений и др. — является синтетической и состоит в том, что соответствующие явления могут существовать только при наличии всех присущих им элементов.

В объект правовой науки в целом и ее отдельных отраслей входят государство, право, правоотношения, правонарушения и другие политико-правовые явления. Именно они составляют основу объекта юридической науки. Юридическая наука обособилась от других наук во всей системе общественных знаний именно потому, что она непосредственно специализируется на изучении названных компонентов социального бытия. Однако объект правовой науки не может быть ограничен только названными явлениями.

История юридической науки: вопросы генезиса и основных этапов развития науки о праве.

История юридической науки: вопросы генезиса и основные этапы развития науки о праве

Периодизацию развития юридической науки часто проводят в соответствии с общей периодизацией истории человечества. В связи с этим обычно выделяют:

1. Историю Древнего мира (примерно ХХХ в. до н. э. — конец V в. н. э.), т. е. от возникновения первых государств до падения Римской империи (476 г. н. э.). Этот период связан преимущественно с генезисом юридической науки в Древней Греции и Древнем Риме.

2. История Средних веков (конец V в. — конец ХV в.). Верхней границей может служить открытие Америки в 1492 г. и начало глобализации. Этот период связан с правом Византии, а затем европейских государств, с возникновением юридического образования.

3. Новое время (XVI–XIX вв.), причем верхней границей может служить Первая мировая война (1914–1918 гг.) и революционные события в России 1917 г. Именно в этот период сформировалась юридическая наука в современном понимании, а связан этот процесс преимущественно с государствами Европы и США.

4. Новейшее время (с ХХ в.). Это период связан с развитием юридической науки за предшествующее нашему времени столетие, когда она приобрела глобальный характер.

1 Этап. Начало формирования юридической науки относится к периоду VI в до н.э. В Древней Греции процесс формирования юридической науки происходил под влиянием термина справедливость (богиня Ма-ат у древних египтян, Фемида у древних греков). Под справедливостью Пифагор понимал «равенство», как существенное условие порядка. Позже Гераклит в V в до н.э. справедливость описывал как «мировой порядок», а полис – божественное и разумное начало.

Сократ и его последователи (Платон) в IV в до н.э. изучая справедливость использовали специальные термины, что доказывает развитие юридической науки. Платон различал равенство геометрическое и арифметическое («для неравных равное неравно», например, богатый, получив килограмм муки в дар посчитает это унижением и посмеется, а бедный будет благодарен). Аристотель в III в до н.э. различал справедливость на распределяющую (основана на принципе пропорциональности пользы особенностей человека для общества соответственно: властвовать, судить, делить деньги) и уравнивающую (основана на принципе фактического равенства)

В Древнем Риме наукой о праве могли заниматься только понтифики (коллегия жрецов). Право делилось на: fas – божественное право и ius – светское право. Верховный понтифик Тиберий Корунканий в III в до н.э. (253 г. до н.э.) начал публичное обсуждение и преподавание юриспруденции и справедливости (iustitia). Заслугой римских юристов является деление права на публичное (государственные интересы) и частное (личные интересы) как итог предыдущих попыток классификации права. Цицерон во II в до н.э. заслужил почет, поскольку обосновал особенность предмета юриспруденции – единство государства и закона (как две формы выражения справедливости - естественного права).

2 Этап. В Средние века в Западной Европе римским достижениям стали придавать универсальное значение и на их основе строить свое «местное» право. Появились разные варианты заимствования и толкования римского права, что привело к образованию массы юридических направлений в науке:

1. Готское, Лангобардское, Павийское (X в.) – римское право служило устранению пробелов в законах, приоритет отдавался естественному праву.

2. Глоссаторское, экзегетское (XI в.) – толкование текста римских источников, отдавая приоритет позитивному праву.

3. Постглоссаторское (XIII в.) – найти компромисс права и закона.

4. Гуманистическое (XVI в.) – филологический и исторический анализ римского права, приоритет позитивному праву.

3 Этап. В Новое время (эпоха Возрождения и Реформации) юриспруденция развивалась под влиянием рационалистических идей: договорной характер права, формальное равенство людей, неотчуждаемость прав. Гроций отмечал, что предмет науки о праве (юриспруденции) - справедливость и естественное право, а под предмет науки о власти в государстве – целесообразность и польза. Монтескье уделял внимание содержанию законов и издал книгу «Дух законов» где анализировал воздействие географии, климата, религии, нравов и др. Кант развивал идеи либерализма (либерти – свобода) сформулировав категорический императив к праву: «поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим правилом поведения». Государство должно быть республикой с разделением властей. Гуго делил юриспруденцию на три части: юридическая догматика (неоспоримые аксиомы), философия права (понятие, их значение) и история права (факты прошлого).

4 этап. Эпоха 20 века связана с аналитической юриспруденцией в отношении богатства правовой мысли предыдущих периодов. Кельзен предложил «чистое учение о праве», рассматривается только позитивное право и оно делится на должное (идея законодателя) и сущее (бытие закона). Естественные права игнорируются. Харт предложил юриспруденции деление позитивного права на первичные правила и вторичные правила. Вайнбергер включил в юриспруденцию новые науки: философию права, догматку права, социологию права, историю права, сравнительное право. Таким образом, юриспруденция стала расширяться, обогащаться и развиваться.

Многие ученые предлагают свои периодизации:

Лушков А.М.: периодизация, основанная на внутренней логике ее развития: 1. Юридическая наука как удел избранных (IV в. до н. э. — ХII в. н. э.). 2. Юридическая наука как вид профессиональной деятельности (ХIII–ХVII вв.). 3. Юридическая наука как социальный институт (ХVIII–ХIХ вв.). 4. Юридическая наука, как массовое глобальное явление (с ХХ в.).

Селютина Е.Н.: предлагает научно-рационалистическую периодизацию: 1. Классическая научная рациональность (середина 16 - конец 19 вв.); Неклассическая научная рациональность (конец 19 в. – 70-е 20 в.); Постнеклассическая научная классификация (с 70-х 20 в. по настоящее время).

 

Философия как основание юридической науки

Современная философия представляет собой развитую систему знаний, частями которой выступают онтология, гносеология, логика, философия природы, антропология, социальная философия, философия истории, этика, эстетика, философия науки и др. Не все составляющие философии выступают в качестве основания правовой науки. Наиболее широкое применение в познании госу дарства и права находят онтология, гносеология, логика и соци􏰀 альная философия.

Онтология представляет собой философское учение об устрой􏰀 стве окружающего мира, соотношении материи и сознания, а так􏰀 же всеобщих законах функционирования и развития природы, об􏰀 щества и мышления. Гносеология, или теория познания, — это уче􏰀 ние об условиях, о сущности и границах познания. Основу теории составляют проблемы соотношения субъекта, объекта и содержа􏰀 ния познания. Логика — учение о последовательном и упорядо􏰀 ченном мышлении, его элементах и общих методах познания. Со􏰀 циальная философия исследует структуру, функции и закономерно􏰀 сти развития общества, а также социальную природу человека как социального существа, активно действующего в обществе и реали􏰀 зующего свои способности и знания.

Все части философии оказывают решающее воздействие на правовую науку, понимание природы государства и права как со􏰀 циальных явлений, их сущность и закономерный ход развития, методы и границы научного познания государства и права, крите􏰀 рии научности политико􏰀правовых знаний. Правовая наука на􏰀 столько органично сливается со своим основанием, что некоторые правоведы признают возможным существование в ее системе осо􏰀 бой отрасли — философии правоведения.

Соотношению правовой науки и философии присущ плюрали􏰀 стический характер. Философия не представляет собой какого􏰀 либо общепризнанного учения, подобно правилам арифметиче􏰀 ских действий, а существует как совокупность многих философ􏰀 ских доктрин, учений, поэтому ученые􏰀правоведы философским основанием правовой науки признают разные философские уче􏰀 ния: позитивизм, материализм, прагматизм, психологизм, ирра􏰀 ционализм, экзистенциализм и др., т. е. ту философскую доктри􏰀 ну, которая, по их мнению, способна наилучшим образом обеспе􏰀 чить наиболее глубокое и объективно􏰀истинное познание ее предмета.

Получается, что правоведы смотрят на один и тот же предмет с разных философских воззрений и потому приходят к принципи􏰀 ально противоположным результатам в понимании и объяснении государства и права. Все известные истории правовой науки и ны􏰀 не господствующие правовые доктрины отличаются друг от друга как своим философским основанием, так и непосредственным юридическим содержанием.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: