Тема урока: Глазунов А.К. Жизненный и творческий путь.




Повторение пройденного.

Заполните пропуски.

В период конца __ начала __ века появляются новые композторы ____________________________________________________. В это время _________ в течение более чем столетия занимающая главное место в русской музыке, явно отходит на второй план. А роль ___________, наоборот вырастает.

Широко развиваются симфонические, камерные жанры в творчестве _________________________________________. Огромной популярностью пользуется ­­­_________________________ творчество Рахманинова, который и сам был великим пианистом.

Большую роль в музыкальной жизни России этого времени сыграл ___________________ кружок, названный так по имени его основателя ________________________.

Вклад М.П.Беляева в русскую музыку был велик. Он организовал конкурс имени ___________________ на лучшее произведение русской музыки любого жанра. Необходимо упомянуть и организованные Беляевым в течении многих сезонов “Русские _______________________концерты”, а также “Русские _________________вечера”

Савва Иванович Мамонтов, будучи подобно Беляеву богатым предпринимателем, организовал в России ________________________.

На рубеже XIX-XX века возрождается интерес к старинной музыке. Появляются исполнители, знакомящие слушателей с органной музыкой прежних эпох и столетий это______________________________________________________________.

Это время является важным этапом в истории скрипки. Появляется группа композиторы и исполнители, которые раскрывают неведомые прежде возможности скрипки как сольного инструмента ______________________________________________________________.

 

 


 

Урок музыкальной литературы проводится с группой учащихся народного отделения сектора практики Октябрьского музыкального колледжа. Группа состоит из 3 человек. Продолжительность урока 45 минут.

Тема урока: Глазунов А.К. Жизненный и творческий путь.

Цель урока: Изучить биографию композитора и особенности творчества А.К.Глазунова.

Задачи урока:

1. Повторить ранее изученный материал: Русская музыка конца XIX начала XX века.

2. Познакомить учащихся с различными периодами творчества композитора.

3. Осветить основные жанра творчества композитора.

4. Послушать и развить навык музыкального восприятия с помощью разнохарактерных произведений А.К.Глазунова.

5. Охарактеризовать круг общения композитора.

6. Воспитание любви к музыке, потребности общения с искусством на основе эмоционального восприятия музыки А. К. Глазунова

7. Обогащение духовного мира учащихся.

 

План урока:

1. Организационный момент.(2 мин)

2. Повторение пройденного материала на предыдущих занятиях (8 мин)

3. Объяснение новой темы (25 мин)

4. Итог урока (5 мин)

5. Объяснение домашнего задания (5 мин)

 

 

  Содержание урока Примечание
1. Организационный момент. Приветствие учащихся. Заполнение журнала. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас открытое занятие и начнем мы его с повторения прошлой темы: Русская музыка конца XIX начала XX века. 2 мин
2. Повторение пройденного материала на предыдущих занятиях. Давайте мы с вами вспомним, что мы проходили на прошлом уроке? Да, правильно, на прошлом уроке мы с вами познакомились с развитием русской музыки конца XIX начала XX века. Давайте мы с вами проведем небольшую проверочную работу по этой теме.  
3. Объяснение новой темы: Глазунов А.К. Жизненный и творческий путь. Детство(1865-1881). Наша новая тема будет посвящена биографии русского композитора Александра Константиновича Глазунова. Александр Константинович Глазунов родился в 1865 году в старинной купеческой семье книгоиздателей. Его отец играл на скрипке, мать была хорошей пианисткой. В семье Глазуновых часто проходили домашние концерты, что благотворно влияло на развитие музыкальных способностей у мальчика, который, как выяснилось еще в раннем детстве, отличался исключительной музыкальной памятью: услышанное им, как правило, оставалось в его сознании навсегда. Музыкальное образование Александр получил дома под руководством пианиста-педагога Н. Н. Еленковского, который старался сосредоточить внимание своего ученика главным образом на усвоении классической музыки. Когда Глазунову исполнилось 13 лет, судьба свела его с известным композитором Балакиревым. В это время мальчик располагал уже значительным практическим опытом в композиции и нуждался лишь в систематизации теоретических познаний. Балакирев направил его к Римскому-Корсакову и еще долгое время продолжал поддерживать творческую связь с молодым композитором. Поражает быстрота развития успехов Глазунова в занятиях с Римским-Корсаковым, тем более что встречи с учителем происходили лишь один раз в неделю, с перерывом на лето. Не прерывая своей учебы в реальном училище, Глазунов за полтора года успел пройти все музыкально-теоретические предметы (гармонию, полифонию, инструментовку, музыкальные формы). В 1881 году Римский-Корсаков прекратил занятия с ним, считая, что 16-летний юноша овладел основами композиторской техники.  
4. Ранний период творчества(80-е годы). 17 марта 1882 года в концерте Бесплатной музыкальной школы состоялось исполнение Первой симфонии Глазунова под управлением Балакирева, ознаменовавшее собой начало творческой деятельности Глазунова. Именно это музыкальное произведение помогло Глазунову завязать дружбу с известным музыкальным деятелем М. П. Беляевым. Летом 1884 года Глазунов и Беляев отправились в заграничное путешествие, явившееся ярким событием в спокойной, размеренной жизни молодого композитора. В Веймаре он познакомился с Листом, по настоянию которого здесь была исполнена Первая симфония Глазунова. В Испании он записывал народные мелодии, в Марокко слушал арабскую музыку. В этот же период времени Беляев заключает с Глазуновым договор на издание его сочинений. По окончании реального училища Глазунов в течение года посещал в качестве вольнослушателя лекции на историко-филологическом факультете университета. Овладев мастерством игры на различных духовых и струнных инструментах, он участвовал в университетском оркестре под управлением своего друга, дирижера Г. Дютша. Сам же он впервые выступил в качестве дирижера в 1888 году, а еще год спустя он участвовал в организованных Беляевым концертах русской музыки на Всемирной выставке в Париже. К этому времени Глазунов написал немало музыкальных произведений, по большей части симфонических. Определился также его интерес к камерно-инструментальному жанру. Через полгода после Первой симфонии с большим успехом был исполнен его Первый квартет. В середине 80-х годов Глазунов создает ряд сочинений народно-героического характера. Он пишет симфоническую элегию «Памяти героя», посвященную, как говорится в программе, человеку, «который сражался только за правое дело, за освобождение народа от притеснения». В симфонической поэме «Стенька Разин» воспевается бунтарская стихия освободительного движения народа. Тогда же появляется и Вторая симфония, в которой так же, как и в «Стеньке Разине», заметно влияние богатырских эпических образов Бородина. В конце 80-х годов композитор в основном занимается поисками новых путей. Для расширения своего художественного кругозора он изучает творческие принципы Чайковского, глубже знакомится с зарубежной музыкой. Разнообразные искания нашли отражение в созданных в это время Третьей симфонии и симфонической фантазии «Море».  
5. Расцвет творчества(90-е – начало 900-х годов). В последнее десятилетие XIX и начале XX века творчество Глазунова вступает в пору своего наивысшего расцвета. Содержание его музыки углубляется. По сравнению с предыдущим периодом в ней отводится больше места драматическому началу, лирика же приобретает более эмоционально-взволнованный характер. В условиях неспокойной социальной обстановки 1900-х годов в творчестве композитора появляются несвойственные ему ранее задумчиво-печальные размышления. Обогащаются и средства художественной выразительности: расширяется мелодическое дыхание, музыкальное развитие приобретает большую динамичность, целеустремленность и единство, повышается роль полифонии. В это время Глазунов создает Четвертую, Пятую, Шестую, Седьмую и Восьмую симфонии, Четвертый и Пятый квартеты, 3 балета («Раймонда», «Барышня-служанка», «Времена года»), скрипичный концерт. «Раймо́нда» — балет в 3 актах 4 картинах Александра Глазунова. Либретто Мариуса Петипа и Ивана Всеволожскогопо сценарию Лидии Пашковой. В основе сюжета рыцарская легенда о любви. Романтический сюжет и удачное либретто обеспечили спектаклю большую зрелищность и привлекательность для постановки. Действие балета «Раймонда» происходит в средневековом Провансе. Прелестная Раймонда, живущая в замке пожилой тетушки, обручена с венгерским рыцарем-крестоносцем Жаном де Бриеном. Но счастье девушки омрачает разлука — ее нареченный в составе войска венгерского правителя Андрея II отправляется в военный поход. Однажды ночью Раймонда видит сон, повергающий ее в полное смятение — вместо жениха, о котором она мечтает, к ней приходит грозный сарацинский шейх, домогающийся ее любви. Этот сон лишает девушку покоя, и вскоре ей предстоит убедиться, что он оказался вещим. На празднике, устроенном в честь дня рождения Раймонды, ей представляют сарацинского рыцаря Абдерахмана. Охваченная недобрыми предчувствиями, девушка старается избегать его общества, но Абдерахман, пораженный в самое сердце красотой Раймонды, повсюду преследует ее. Он обещает бросить к ее ногам все свое могущество и несметные сокровища, которыми владеет, если она согласится выйти за него замуж, но Раймонда гордо отвергает грозного сарацина. Отказ девушки приводит его в ярость, и он с помощью свиты пытается похитить предмет своей страсти, но на его пути внезапно возникает вернувшийся из похода Жан де Бриен. В честном поединке он одерживает победу над Абдерахманом и женится на Раймонде. В начале 1900-х годов он написал одно из крупнейших программных симфонических произведений – сюиту «Из Средних веков». К данному периоду относятся и наиболее выдающиеся фортепианные сочинения Глазунова, в том числе ре-минорная прелюдия и фуга, вариации и 2 сонаты. В 1899 году Глазунов становится профессором в консерватории по классу специальной инструментовки, занимая видное место в музыкальной жизни Петербурга, благодаря чему расширяется круг его знакомств. В доме Глазунова и на его даче в Озерках бывали многие музыканты, художники, артисты, литераторы, среди них Шаляпин, Римский-Корсаков, Репин и др.  
6. Деятельность Глазунова в период 1905-1917 годов. С 1905 по 1907 год произошло одно из важнейших событий в Российской империи- Первая русская революция, где Глазунов решительно принимает сторону революционной молодежи консерватории, а затем выходит из профессорского состава этого учебного заведения в знак протеста против увольнения Римского-Корсакова. Тогда же под его руководством была разучена и поставлена опера Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный» – яркий эпизод в музыкальной жизни 1905 года. В этом же году происходит и еще одно знаменательное событие: Глазунов избирается на должность директора консерватории и прекрасно выполняет свои обязанности. Он входит во все детали учебного процесса, наблюдает за работой педагогов, присутствует на концертах, на экзаменах по специальности и по общим предметам, следит за успехами студентов. Всеобщее уважение к нему было столь велико, что периодические перевыборы директора давали один и тот же результат: Глазунов вновь и вновь избирается вплоть до 1928 года. Несмотря на то, что работа в консерватории отнимает у композитора много времени, он по-прежнему выступает в качестве дирижера и принимает участие в концертной и театральной жизни столицы. В годы революционного подъема он сделал обработку для хора с оркестром народной песни «Эй, ухнем», написал «Русскую фантазию» для оркестра народных инструментов В. В. Андреева и закончил одну из своих симфоний – Восьмую. С 1907 по 1917 год Глазунов создает 2 фортепианных концерта, ряд симфонических произведений, приступает к работе над Девятой симфонией, но по некоторым причинам прерывает ее впоследствии, пишет музыку к нескольким драматическим спектаклям, сочиняет прелюдию и фугу для органа и др.  
7. Деятельность Глазунова после Великой Октябрьской социалистической революции и в последние годы жизни(1917-1936). Великая Октябрьская социалистическая революция — процесс революционного установления Советской власти на территории России с октября 1917 года по март 1918 года, в результате которого было свергнуто буржуазное Временное правительство, а власть была передана Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. После 1917 года Глазунов все внимание сосредотачивает на работе в консерватории, вследствие чего его композиторская деятельность становится весьма незначительной: он создает лишь несколько камерно-инструментальных произведений, в том числе Шестой квартет, прелюдии для фортепиано и др. Много времени у композитора отбирают и выступления в филармонии, в рабочих клубах и воинских частях, а также активное участие в жизни концертных организаций, театров, различных обществ. Все это способствует поддержанию его высокой популярности в обществе, что проявляется в первую очередь в той торжественности, с какой отмечаются его юбилейные даты. Так, в ознаменование 20-летия педагогической деятельности имя Глазунова было присвоено Малому залу консерватории, в связи с 40-летием творческой деятельности композитору присудили почетное звание народного артиста РСФСР. В 1928 году Глазунова в качестве представителя Советского Союза отправляют в командировку в Вену на международный Шубертовский конкурс. В это время тяжелая болезнь подтачивает его силы, и советское правительство дает ему разрешение продлить свой отпуск до тех пор, пока композитор не почувствует себя лучше. В течение последних восьми лет жизни Глазунов создал седьмой квартет, концерт-балладу для виолончели, квартет для саксофонов и др. Между тем гастрольные поездки становятся все более тягостными для больного композитора, что вынуждает его отказаться от них. Однако до последнего дня Глазунов не утрачивал надежды, что улучшение здоровья позволит ему возвратиться на родину. Но эти мечты так и не были претворены в жизнь: композитор скончался в Париже в 1936 году. Он был положен в тройной гроб, один из которых был цинковым, запаянным.14 сентября 1972 года прах Глазунова, был перенесен в Ленинград и захоронен в Некрополе Александро-Невской лавры. Именем композитора в Москве была названа ДМШ №33. Так же в 2015 году Банк России выпустил монету, посвященную 150-летию со дня рождения композитора.  

Итог урока:

1. Назовите годы жизни А.К.Глазунова.

2. Перечислите периоды жизни композитора.

3. В каких жанрах композитор писал свои произведения?

4. Кто был учителями?

5. С кем общался композитор?

6. Где умер композитор?

7. Куда перезахоронили композитора?

Домашнее задание:

Повторить биографию А.К.Глазунова, подготовиться к проверочной работе.

 

 

Список литературы и интернет-ресурсов:

1. Русская музыкальная литература. Вып.4/Сост. М.К.Михайлова, Э.Л.Фрид: Учеб.пособие.-М.:Музыка,-1979.

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Глазунов,_Александр_Константинович

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Раймонда

4. https://soundtimes.ru/balet/klassicheskie-balety/rajmonda

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: