Чехов А.П. (1860 – 1904)
Период раннего творчества А.П.Чехова относится ко времени с 1879года по 1885 год. История изучения этого чеховского периода необычайно сложна и противоречива. Дореволюционная критика (Шестов, Айхенвальд и др.) отрицала художественную ценность и общественную значимость ранних произведений Чехова. В 20-е – 30-е годы наметилась более объективная оценка. Отмечалась эволюция от «мелочишки» к серьезной прозе. В 40-е – 60-е годы ставится вопрос о своеобразии реализма раннего Чехова. Особенности художественного творчества объяснялись демократическим мировоззрением писателя (Ермилов, Бялый и др.). Работы последних лет рассматривают ранний период творчества как важнейший этап становления художественного метода и жанровой специфики раннего творчества Чехова.
Основные темы и проблемы: человек и иерархическая система; изображение быта, раскрываются черты современных нравов.
Темы:
1.Свадебная тема («Свадьба с генералом», «Брак по расчету»).
2.Сатирическое изображение остатков крепостничества. Добровольное рабство («Отставной раб»).
3. Тема рабов и господ: обличению подвергаются нравы, психология и духовный облик («Маска», «Добродетельный чиновник», «Смерть чиновника»).
4.Обличение реакционной печати.
5. Отклики на правительственные нововведения («Экзамен на чин»).
6. Высмеивание политики пресечения и предела («Философские определения жизни»).
7. Походы против просвещения и науки («Мыслитель», «Что лучше?»).
8. Сатирическое изображение преследования вольнодумства («Барин», «Либеральный душка»).
9. Быт и нравы чиновников.
В период 80-х годов Чехов работает в разнообразных жанрах:
юмористическая мелочишка (шуточные афоризмы, подписи к рисункам, пародийные календари, отчеты и т.д.), литературная пародия, фельетоны, рассказ-анекдот, повесть («Живой товар», «Цветы запоздалые»). Больше всего Чехов работает в жанре сценки. Сценка – короткий юмористический рассказ, картинка с натуры, комизм которого состоит в передаче разговора персонажей.
|
Писатель выработал особые приемы краткости, сводящие к минимуму описания и пояснения:
1) простые, незатейливые заглавия, называющие место действия или действующих лиц, или предмет, вокруг которого строится действие («В бане», «Толстый и тонкий»), ироничные или пародийные заглавия («Злоумышленник», «Хамелеон», «Дипломат»);
2) говорящие фамилии (Хрюкин, Очумелов, генерал Булдеев и т.д.), тонко продумано сочетание фамилии с титулом, чином, профессией;
3) речь персонажей одновременно правдоподобно бытовая и смешная.
В основе юмора чеховских сценок лежит наблюдательность, меткость деталей, живость языка и столкновение несовместимого (разные представления, застывшие формы поведения, системы понятий, правил, мнений).
4) внимание писателя концентрируется на одном или двух персонажах;
5) образы персонажей однолинейны (одна черта определяет характер персонажа);
6) Деталь является у Чехова средством глубокого обобщения. С помощью детали создается портретная характеристика, она раскрывает социально-психологическую сущность характера, она формирует в подтексте авторский приговор изображаемому, с ее помощью уплотняется текст, и при этом сохраняется смысловая глубина, деталь стимулирует сюжетное развитие.
|
В организации чеховских рассказов выделяют три уровня: уровень персонажей, повествователя и автора.
Тема маленького человека. В рассказе «Смерть чиновника» показана парадоксальная ситуация, когда маленький человек преследует сильного. Чехов подчеркивает в маленьком человеке раба, не имеющего чувства собственного достоинства. Человек превращается в чин.
Другой тип маленького человека разработан автором в рассказах «Горе», «Тоска» и др. Это человек униженный, угнетенный, но сохранивший человеческое достоинство, например как старик извозчик Иона Потапов из рассказа «Тоска».
В период раннего творчества формируются основные темы и проблемы, Чехов обновляет жанр юмористического рассказа, юмористической сценки. Он заявляет о себе как серьезный крупный писатель.
«СТЕПЬ»
В 1886году А.П.Чехов получает письмо от Григоровича, который обращается к писателю и рекомендует ему взяться за крупное произведение. Чехов понял, что такая просьба обязывает его и задумывает большое произведение для «Северного вестника» - «Степь». В основу произведения легла поездка писателя в Таганрог в 1887 году.
«Степь» вышла в 1888г. В «Северном вестнике». Основные темы и проблемы повести: 1)тема Родины, ее бескрайних просторов, могучих людей; 2)человека и природы; 3)красоты и смысла жизни; 4) народного счастья, Счастье понимается как преодоление, обретение жизненного опыта, освоение жизненного пространства, единение с людьми; 5) а также становления человеческой личности.
Основное содержание повести – это передвижение 9-летнего Егорушки по бескрайней донской степи из маленького городка, где он до этого жил, в город побольше, где есть гимназия. В повести почти нет событий. Главное место в ней занимают впечатления. «Степные» впечатления Егорушки обрамляются его прошлой и будущей жизнью.
|
Повесть состоит из 8 глав. Содержанием является описание степной природы, людей, дум и настроения повествователя. Образ степи реалистичный, конкретный, но вместе с тем пейзаж позволяет догадаться о мыслях писателя, этому способствует ассоциативность образов. Героев можно разделить на две группы: хозяева степи и народ. Особняком стоят образы Соломона, Егорушки и повествователя. Варламов присутствует незримо, он почти внесценический персонаж: все его ищут, но появляется он на короткое время один раз. Он – хозяин степи, богатый купец. Ему не до поэзии. Красота жизни и счастье ему недоступны. Это недоступно и для Драницкой, дяде Ивану Ивановичу, их жизнь заполнена суетой. Соломон больше их похож на человека, но он несчастный чудак. Мужики – люди темные, недалекие, почти все сознают, что их жизнь не сложилась. Все несчастны по-разному. Несчастны не только герои, но степь. Таким образом, в основе повести лежит конфликт между высокими идеалами и ничтожными целями реальной действительности.
Своеобразие сюжета заключается в том, что в рассказе текут, сложно переплетаясь, две сюжетные линии: жизнь человека и жизнь природы. Пейзаж стал самобытным: мы видим степь с включенными в нее людскими судьбами. То есть степь – это целостный образ-персонаж. Автор использует прием соотнесения героя с природой (поющая крестьянка – поющая трава, Драницкая – черная птица, Соломон – общипанная птица). В повести подчеркивается глубинное родство человека и мира, и показывается разлад между ними в реальности. Повесть условно можно поделить на три части: прошлая жизнь Егорушки, данная ретроспективно, в воспоминаниях, очень коротко; будущее Егорушки, которое пока неясно. В настоящем – голая степь, живущая своей жизнью. Степь – это пространство перехода, иной мир. Движение по степи происходит ночью, ночью мир приобретает фантастические черты. Каждый персонаж, встречающийся с Егорушкой, оставляет след в судьбе мальчика и исчезает. Таким образом, в повести представлены разные жизненные позиции, разные точки зрения на жизнь, которые обогащают мир Егорушки.
Тема Родины в повести
Особенности композиции: каждая глава составляет особый рассказ. Мотив путешествия определяет цепочную композицию. Новаторским является соотнесение героев произведения и повествователя. Повествователь оказывается многоликим: сначала это балабол, а в 8-ой главе – это человек который воспринимает мир глазами мальчика. Его наблюдения оценочны. Лирический герой – один из центральных образов. Отчасти он – выразитель авторского восприятия.
Художественные особенности:
1) стремление автора к максимальному обобщению (степь – это образ тоскующей Родины);
2) ассоциативность;
3) звукопись;
4) своеобразный хронотоп: в степи настоящее и прошлое накладывается друг на друга, происходит уплотнение времени. Егорушка проходит путь от патриархальной старины в мир цивилизации. Дорога в произведении – это дорога из одного пространственно-временного плана в другой. Это русская история, история пути России.
Мысль о личной ответственности легла в основу повести «Палата № 6», написанной в 1892 году.
Повесть еще в большей степени, чем «Огни», развенчивает виртуозов и их теорию пессимизма. Главный герой доктор Рагин был молодым энтузиастом, пока не уверил себя в том, что его личные усилия ничего не меняют в мире, а раз так – стоит ли их предпринимать? Чехов создает обобщение огромной силы, где за отдельными человеческими характерами угадываются типы, а флигель для умалишенных символизирует всю страну, с бесчеловеческими нравами и социальным устройством. Нравственный обман поощряет социальную несправедливость. В повести дан образ больницы – тюрьмы.
Рагин убежден, что больница приносит вред. Но палата № 6 – это не просто самое страшное отделение больницы, это место, где гибнет свободная мысль, человечность и т.д. Обитатели палаты № 6 – душевно больные. Но, показывая, как человек попадает туда, Чехов продолжает мысль Пушкина, Гоголя, Достоевского о том, что не человек безумен, а безумен мир. Главным оппонентом доктора Рагина является пациент палаты – Иван Дмитриевич Громов, одержимый манией преследования. Он так остро чувствует несправедливость окружающего его мира, что у него рождается мысль о том, что его обвинят в этой несправедливости. Он боится, что его арестуют и посадят в тюрьму за преступление, которое он не совершал.
Абсолютная достоверная клиническая картина болезни становится у Чехова поводом для размышлений о судьбе интеллигенции, которая принимает на себя всю боль мира и ответственность за него. Таким образом, в палату Громова приводит доброта и порядочность. Доктор Рагин, напротив, не видит никакого смысла в своей профессии, которую Чехов считал самой гуманной, способом проявить человеколюбие. Навещая Громова в палате, доктор беседует с ним. Выявляется две жизненные позиции: Громов хочет изменить мир, но не может и от этого сходит с ума; Рагин же может влиять на мир, но не видит в этом смысла. Герои вступают в полемику, и постепенно в сознании доктора наступает перелом: он проникается мыслями Громова и вскоре становится пациентом палаты №6. Такой выход в повести является неизбежным: умный и честный человек отторгается миром и воспринимается как безумец. Но в отличие от Громова, Рагин сам виноват в своей судьбе: при его полном попустительстве рядом с ним существовали только люди, похожие на его помощника доктора Хоботова, который, чтобы занять его место, упек его в палату № 6, или сторож Никита, который бил его, как и других пациентов. В финале повести доктор Рагин умирает. На его похоронах два человека. Жизнь прошла бесследно. Таким образом, в повести изображается трагическая судьба русского интеллигента, не выполнившего своего предназначения.
Драматургия А.П. Чехова
Первым драматургическим опытом Чехова была несохранившаяся, написанная еще в гимназии, пьеса «Безотцовщина». Это свидетельствовало о глубоком интересе Чехова к драматургии. Она притягивала писателя, но, стремясь создать собственную драматургическую манеру, Чехов испытывает неудачи и поражения. Его пьесы долгое время не понимали, потому что они отличались от классической драмы. Успех в постановке его пьес начался с тесных отношений с труппой МХАТа, со знакомства со К.С. Станиславским и Немировичем-Данченко. Именно они поняли новые художественные принципы драматургии Чехова. Первой известной пьесой стала «Пьеса без названия», которую в литературоведении условно называют «Платонов», по имени главного героя. Материалы этой пьесы легли в основу драмы «Иванов» (1888). Уже в этом произведении стали формироваться основные принципы драматургии Чехова.
1) В пьесах Чехова отсутствует явно выраженное фабульное движение, т. е. в них нет динамических событий.
2) Чехов разрушает сквозное действие. С его исчезновением сюжетные линии отдельных героев децентрализуются. Но драма собирает на основе внутреннего единства. Судьба героев при внешнем различии перекликаются в общеоркестровом звучании. Из множества голосов рождается общее настроение – полифонизм драмы.
3) В чеховских пьесах нет явно выраженного конфликта, интриги. Нет стремительного развития действия как резкого обозначения конфликта. Объективные и субъективные характеристики героев не совпадают. Например, Лопахин и Раневская из «Вишневого сада» нежно относятся друг к другу. Однако именно Лопахин становится хозяином сада, т. е. социальные характеристики героев вступают в конфликт с их человеческими качествами, и, в конечном счете, человеческие отношения между людьми.
4) С исчезновением сквозного действия устраняется моногеройность. Нет главных и второстепенных персонажей. Все равноправны.
5) Чехов вводит новый способ раскрытия драматического характера. Если в классической драме герой проявляется в достижении цели, то у Чехова – в переживании противоречий бытия. Пафос действия сменяется пафосом раздумья. Т. е., основные события происходят не на уровне поступков, а в сознании героев: отражаются нюансы их внутренней жизни. В связи с этим драматические произведения Чехова называют пьесами настроения. В них фиксируются драматическое течение жизни, отдельного человека, разобщенность людей. Возникает «подводное течение» - подтекст. На сцене происходит повседневная жизнь, наиболее важные события вынесены за сцену.
6) Эпичность пьес Ч-ва, т. е. по форме – это драмы, по настроению – повести или романы. В драме внутренний мир героя раскрывается через поступки и речь. А у Чехова – мало поступков, остается только речь.
7) Чехов расширяет художественное пространство за счет введения внесценических персонажей.
8) Многие образы получают символическое звучание (чайка в одноименной пьесе, образ леса «В дяде Ване», образ сада в «Вишневом саде»). Именно символика чеховских пьес переводит события из разряда обыденных, повседневных в разряд важных, онтологических.
9) Пейзажи, паузы, ремарки становятся средством эмоционального воздействия на читателя и зрителя.
Иванов (1888)
Главный герой – обедневший помещик, интеллигент, Николай Алексеевич Иванов. Это сложная и противоречивая натура. Чехов сознательно лишает героев положительных и отрицательных черт. Зритель переживает с героем эту диалектику души. Как и во всех героях Чехова, в Иванове входят в конфликт объективные и субъективные свойства его личности. Субъективно – это хороший человек, он никому не причинил зла, он мягкий; но объективно он разрушил жизнь жены, влюбленной в него девушки и свою собственную. Он сознает свою бездеятельность и бесцельность существования. Т. о., в пьесе складываются 2 конфликтные линии: между самоощущением человека и его поведением и характерном для русской жизни конфликта 2-х типов людей, которых Тургенев назвал Гамлетами и Дон-Кихотами.
Это русский Гамлет. Он постоянно размышляет над смыслом жизни. Доктор Львов – его прямая противоположность. Это дон-Кихот, стремящийся совершить невозможное (вылечить неизлечимых больных, или говорить всем всегда правду). Он обличает Иванова и становится виновником трагедии героя. Иванов, охладевший к своей жене и доведший ее до смерти, хочет жениться на юной Саше. Но в день свадьбы Львов устраивает скандал, пытаясь раскрыть глаза Саши на Иванова, чтобы девушка не вышла замуж. В финале Иванов стреляется.
В пьесе показана трагедия хорошего, но слабовольного человека, погубленного пошлостью жизни.
Чайка (1895)
В пьесе «Чайка» Чехов избежал многих недочетов предыдущего драматического опыта. Пьеса сложна и интересна по проблематике и поэтике. В ней поднимаются сразу несколько тем: отношение искусства и действительности, разные типы художников, но, главное – это тема трагического непонимания между людьми, пошлость и безысходность жизни. Пьеса построена так, что сценические отношения героев многократно дублируются. Так, например, судьба Нины и ее отношения с Тригориным и Треплевым дублируются в набросках к рассказу Тригорина и на символическом уровне в истории с убитой чайкой. В последнем случае дублируется еще и судьба Треплева.
Уже к этой драме критики предъявляют претензии по поводу вялого и замедленного сценического действия. Но другие критики уловили своеобразный подтекст драмы, который стал особенностью чеховского драматургического метода. В этой пьесе уже оформляется особая чеховская символика, которой в «Иванове» еще нет. Это сближает пьесы Чехова с драматич-ми произв-ми символистов (Ибсена и Метерлинка). Ряд критиков делают попытки объявить Чехова символистом. Но на самом деле в пьесах Чехова нет той символисткой условности, «игрушечности», как в пьесах Белого или Брюсова. В отличие от символистов объектом чеховского изображения является обычная повседневная жизнь. Но художественный анализ этой жизни приводит к ее символизации, причем символ становится результатом художественного обобщения, способом обнаружения универсальных законов действительности и человеческих характеров.
Сюжет пьесы прост. Аркадина, известная актриса, приезжает в свое поместье, где живут ее брат и сын. Она приезжает со своим любовником, известным писателем Тригориным. Аркадина – талантливая актриса, но в контексте пьесы она ремесленник, т. е. она играет на сцене, а не живет. Совершенно другой тип жизни в искусстве представляет Константин Треплев и Нина Заречная. Девушка стремиться стать великой актрисой. Но прежде чем стать настоящей актрисой, она должна пережить трагедии, беды, чтобы потом проживать на сцене. Константин Треплев – противник рутинных форм в искусстве, символист в начале пьесы. «Чайка» начинается с постановки в домашнем театре пьесы Треплева о мировой душе. Это постановка проваливается. Пьеса Константина интересное явление: в ней поднимаются философские проблемы вечного противостояния добра и зла, материи и духа, вселенского одиночества. Театр Треплева отличается от обычного: в нем нет декораций и традиционных кулис. Роль заднего плана выполняет вид на озеро, вечернее небо и луна. Он использует спецэффекты, звуки и запахи. Зрители этого не понимают, мать иронизирует над Константином. Так завязывается конфликт между матерью и сыном.
Треплев любит Нину, но она увлекается Тригориным. Тригорин готов оставить Аркадину, но та старается использовать все свое актерское и женское мастерство, чтобы вернуть его. В Москве Тригорин тайно встречается с Ниной. Она рожает ребенка, ребенок умирает, Тригорин бросает Нину. Нина становится профессиональной актрисой. Играет она механически, плохо, только вскрикивает и умирает талантливо.
В последнем действии пьесы все снова собираются в поместье. Прошло два года К этому времени Треплев стал известным писателем; Нина, наконец, обретает свой путь в искусстве. Казалось бы, все налаживается. Но это не так. Все чеховские герои неудовлетворенны: Тригорин вернулся к Аркадиной, потому что ему так проще, привычнее; Константину нужна Нина, а не литературная слава; Нина по-прежнему любит Тригорина; Маша, дочь управляющего, хоть и вышла замуж, но не перестала думать о Треплеве. Т. о., ни один узел не развязался. И только Аркадина пребывает в безмятежном спокойствии. Последнюю точку ставит Треплев, выстрелив в себя. Единственный выход для него – это смерть. Но для остальных она не только ничего не разрешает, но создает новые проблемы.
Смерть героя ничего не нарушает в отношениях персонажей, потому что они разобщены, но с др. стороны, она является единственным выходом из пошлости жизни.
Центральным символическим образом пьесы является чайка. Чайка в мировой культуре символизирует одиночество. Как всякая птица она связана с образом души и смерти, т. е. она соединяет этот и иной миры, кроме того, в пьесе чайка связана с образом воды. Треплев во втором действии убивает чайку и говорит, что однажды таким же образом покончит с собой. Выстрел в чайку предвосхищает выстрел в себя. С чайкой сравнивает себя Нина. Ассоциативная связь возникает и с образом Тригорина: в конце пьесы управляющий Шамраев преподносит ему чучело той самой чайки, которую два года назад подстрелил Треплев.
Вишневый сад (1903)
Пьеса впервые была поставлена в 1904 году. Сценическая судьба «Вишневого сада» была более удачная, чем у «Чайки»: к этому времени чеховские пьесы обрели своего зрителя и ценителя. Эта пьеса продолжила традиции нового драматического языка Чехова, в ней появляются более тонкие лирические интонации, и четче обозначилась авторская позиция. Все это дало повод исследователям говорить об оптимизме этой пьесы. Конфликт проявляется не в столкновении героев, а в противоречиях жизненных укладов, социальных характеристик героев. Это пьеса о трагическом бессилии, неспособности людей договориться, но одновременно это произведение о нескончаемости жизни, о ее цикличности.
Героев принято объединять в несколько групп по отношению к центральному образу сада. Бердников предлагает характеризовать эти группы как прошлое России (Раневская, Гаев), настоящее (Лопахин), и будущее (Аня, Петя). Такое деление условно и не охватывает всех персонажей и всего смысла пьесы. Главный вопрос пьесы, что делать с вишневым садом. Все эти персонажи имеют свою т. зрения на этот счет. Раневская и Гаев принадлежат к уходящей культуре дворянских гнезд. Они милые, но совершенно беспомощные люди. На рубеже веков дворянство стремительно разорялось. Но эти персонажи вносят с собой в пьесу целую традицию дома как гнезда, которая оформилась в рус. литературе еще в 18 веке. Дом – это убежище, приют, семья, общность людей, связь кровными узами. Дворянская усадьба в русской культуре воплощала модель мироустройства, совершенного и гармоничного. Дворянская Россия со своими усадьбами уходит в прошлое. На смену ей приходит новый тип социальных и экономических отношений и новый человеческий тип – хищника, предпринимателя, буржуа, главной целью которого являются деньги. В то же время в пьесе есть герои, которые готовы отказаться от старого и настоящего образа жизни ради какого-то светлого будущего. Это Петя и Аня. Таким образом, субъективно все герои любят друг друга, объективно – между ними есть неразрешимые противоречия.
В системе образов используется уже известный литературе прием двойничества. Каждый из главных героев имеет двойников, который что-то добавляют или усиливают в нем. Двойником Раневской является Шарлота Ивановна, которая воплощает идею бездомности, бессемейности. Двойником Лопахина является Петя Трофимов. У него с садом связаны те же ассоциации, что и у Лопахина – с крепостным правом. Они оба не любят сад как воплощение дурного прошлого.
В пьесе «Вишневый сад» продолжают развиваться основные принципы драматургии Чехова, которые были обозначены в пьесах «Платонов», «Иванов», «Чайка» и др.
1) В пьесах Чехова отсутствует явно выраженное фабульное движение, т. е. в них нет динамических событий.
2) Чехов разрушает сквозное действие. С его исчезновением сюжетные линии отдельных героев децентрализуются. Но драма собирает на основе внутреннего единства. Судьба героев при внешнем различии перекликаются в общеоркестровом звучании. Из множества голосов рождается общее настроение – полифонизм драмы.
3) В чеховских пьесах нет явно выраженного конфликта, интриги. Нет стремительного развития действия как резкого обозначения конфликта. Объективные и субъективные характеристики героев не совпадают. Например, Лопахин и Раневская из «Вишневого сада» нежно относятся друг к другу. Однако именно Лопахин становится хозяином сада, т. е. социальные характеристики героев вступают в конфликт с их человеческими качествами, и, в конечном счете, человеческие отношения между людьми.
4) С исчезновением сквозного действия устраняется моногеройность. Нет главных и второстепенных персонажей. Все равноправны.
5) Чехов вводит новый способ раскрытия драматического характера. Если в классической драме герой проявляется в достижении цели, то у Чехова – в переживании противоречий бытия. Пафос действия сменяется пафосом раздумья. Т. е., основные события происходят не на уровне поступков, а в сознании героев: отражаются нюансы их внутренней жизни. В связи с этим драматические произведения Чехова называют пьесами настроения. В них фиксируются драматическое течение жизни, отдельного человека, разобщенность людей. Возникает «подводное течение» - подтекст. На сцене происходит повседневная жизнь, наиболее важные события вынесены за сцену.
6) Эпичность пьес Ч-ва, т. е. по форме – это драмы, по настроению – повести или романы. В драме внутренний мир героя раскрывается через поступки и речь. А у Чехова – мало поступков, остается только речь.
7) Чехов расширяет художественное пространство за счет введения внесценических персонажей.
8) Многие образы получают символическое звучание (чайка в одноименной пьесе, образ леса «В дяде Ване», образ сада в «Вишневом саде»). Именно символика чеховских пьес переводит события из разряда обыденных, повседневных в разряд важных, онтологических.
9) Пейзажи, паузы, ремарки становятся средством эмоционального воздействия на читателя и зрителя.