Дети поднимают карточки.




Классный час в 7 классе

Каждый твой поступок

Отражается на других людях;

Не забывай что рядом с тобой человек.

Сухомлинский В.А.

Тема: Проступок, правонарушение, преступление.

Цели:

Развивать представление о том, что проступок, правонарушение, преступление отрицательно влияют на окружающих людей, совершение подобных действий может караться законом.

Дать учащимся представление о проступке, правонарушении, преступлении, наказании за них, научить различать эти понятия.

Задачи:

Воспитать позитивное отношение к окружающему миру.

Оборудование:

Карточки (зеленые и красные) для каждого ученика.

«Кодекс РК об административных правонарушениях», «Уголовный кодекс РК»

Ход занятия.

Организационный момент.

Учитель. Добрый день ребята. Сегодня мы собрались чтобы поговорить о преступлениях, правонарушениях, которые совершают подростки не задумываясь о их последствиях.

Тема нашего классного часа: «Проступок. Правонарушение. Преступление.

Основная часть.

Учитель. Почему каждый второй подросток совершает правонарушения?

Ведь каждый подросток способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Нам всем известно, что воровать, оскорблять, драться это плохо.

Но все же количество малолетних преступников растет. Как вы думаете? Почему?

Растут число и тяжесть преступлений:

насильственных и корыстно-насильственных;

совершенных в группах, под руководством взрослых;

совершенных девушками.

Учитель. Что общего между проступком, правонарушением и преступлением?

Дети. Все они обозначают нарушение каких-либо правил или законов.

Учитель. Можем ли мы сказать, что эти понятия обозначают одно и то же?

Да - нет? Почему?

Ученики. Наверное, нет. Проступок и преступление не одно и то же.

За проступок вряд ли могут посадить в тюрьму или оштрафовать, как за правонарушение или преступление.

Учитель. Давайте рассмотрим несколько ситуаций.

Ситуация № 1. Пятиклассник Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

Дети. Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил.

Учитель. Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

Учащиеся. Устав школы.

Учитель. А в нашей школе есть Устав?

Дети. Да.

Учитель. Вспомним его вместе.

Дети. Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

Учитель. Рассмотрим следующую ситуацию, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация № 2. Девятиклассники Коля, Женя и Дима поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

Ученики. Скорее всего, эти ребята совершили преступление. Проступком их действия назвать нельзя, так как они противозаконны.

Учитель. Вы абсолютно правы. Действия Коля, Жени и Дима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Ситуация № 3. Десятиклассники Слава, Таня, Катя и Никита в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

Дети. Это не преступление. По всей видимости, это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры.

Учитель. Верно, это административное правонарушение.

Итак, мы рассмотрели несколько различных ситуаций. Попробуем теперь дать определение проступку, правонарушению, преступлению. Проступок - это...

Учащиеся. Проступок - это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Учитель. А что такое правонарушения.

Ученики. Правонарушение - это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков.

Учитель: Кто же несет ответственность за ваши действия, если вам еще нет 14-ти лет?

Дети. Родители.

Дети. Штраф; подростка могут поставить на учет в милицию.

Учитель. Правильно: предупреждение, штраф, могут поставить на учет в милицию, а могут ли за административное правонарушение посадить в тюрьму?

Ученики. Нет. В тюрьму сажают за преступления.

Учитель. Какое наказание вы или ваши родители могут понести за совершенное вами административное правонарушение?

Дети. Преступление - это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Учитель. Со скольки лет наступает уголовная ответственность?

Дети. С 14-ти лет.

Учитель. За тяжкие преступления (грабеж, кража, разбой) ответственность наступает с четырнадцати лет. Какое наказание ждет подростков, достигших четырнадцатилетнего возраста за перечисленные преступления?

Учащиеся. Их могут отправить в колонию, либо в какое-нибудь учреждение закрытого типа.

Игра «Верно - неверно».

Учитель. Я предлагаю вам поиграть в игру «Верно - неверно». У каждого из вас на столах лежат красные и зеленые карточки.

Я зачитываю ситуации по порядку и в конце высказываю свое мнение. Например, говорю, что это проступок. Вы, если согласны со мной, поднимаете зеленую карточку, если нет - красную. Всем понятны правила игры?

Учитель. Итак, ситуация № 1. Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо. Я считаю, что это проступок.

Дети поднимают карточки.

Учитель. Объясните, почему это проступок?

Учащиеся. Названные мальчики не нарушили закон, то есть не совершили ни правонарушение, ни преступление, следовательно, их действия можно расценить как проступок.

Учитель. Есть ли у девочек выбор?

Дети. Они должны или уйти или попробовать поговорить с ребятами.

Учитель. Что они могут им сказать?

Ученики. Они могут сказать, например, что не будут им мешать, просто погуляют в парке и уйдут.

Учитель. А если ребята начнут вести себя агрессивно, будут все равно их выгонять и угрожать?

Дети. Тогда лучше уйти, не идти с ними на конфликт.

Учитель. Должны ли Лиза и Ирина рассказать кому-нибудь о случившемся?

И если должны, то кому?

Учащиеся. Да, родителям, старшим братьям, милиционеру.

Учитель. Ситуация № 2. Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившемся, то они ее найдут и разберутся с ней. Я считаю, что это правонарушение. Вы со мной согласны?

Дети поднимают карточки.

Учитель. Почему вы не согласны со мной? Что же это по-вашему?

Дети. Это преступление.

Учитель. Назовите, какое именно преступление.

Ученики. Кража. Грабеж.

Учитель. Так что же это кража или грабеж? В чем их различие?

Дети. Это грабеж - открытое хищение чужого имущества, а кража - это тайное хищение чужого имущества.

Учитель. Вы абсолютно правы. Татьяна должна незамедлительно сообщить обо всем в милицию. По «горячим следам» найти преступников легче, чем спустя день-два. Был ли шанс у Татьяны избежать данной ситуации?

Следующая ситуация № 3. Маша стала замечать, что у нее в школе пропадают деньги из сумки. Однажды она увидела, как несколько девочек роются в ее сумке. «Что вы делаете? Так это вы воруете? Я всем об этом расскажу?», - сказала Маша. «Попробуй. Мы сделаем так, что тебе придется уйти из этой школы», -ответили ей девочки. Я считаю, что это проступок. Вы согласны? Дети поднимают карточки.

Учитель. Явижу, что большинство из вас со мной не согласны. Тогда что же это по вашему мнению?

Дети. Преступление.

Учитель. Какое именно?

Ученики. Кража - тайное хищение чужого имущества.

Учитель. Должна ли Маша рассказать о случившемся? Кому?

Учащиеся. Конечно, должна рассказать учителю, родителям. Родители могут заявить об этом в милицию.

Учитель. Ситуация № 4. Группа ребят из 9 класса вела себя вызывающе: они сквернословили, награждали своих одноклассников и учителей обидными кличками, курили, несмотря на запрет, в туалете. Писали на стенах непристойные слова. Приходили на дискотеку выпившими, затевали драки, приставали к малышам. Потом выяснилось, что они отбирают деньги у младших школьников. Когда их одноклассники Павел и Коля предупредили их, чтобы они прекратили отбирать деньги у малышей, ребята их жестоко избили. По-моему это преступление. Согласны?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: