Л. 9. Деловая коммуникация в информационном обществе




План

 

  1. Изменение коммуникативных моделей в информационном обществе.
  2. Специфика онлайн-коммуникации.
  3. Специфика деловой коммуникации в сетевых сообществах.
  4. Открытый контент.
  5. Деловая документация в блогах.
  6. Интерфейс как коммуникативный канал в информационном обществе.

 

 

1. Информация давно уже стала отличительным признаком современного мира. Признанными теоретиками, работавшими над концепцией информационного общества, являются Д. Белл (концепция постиндустриализма), М. Кастельс (концепция информационного способа развития общества) и футуролог Э.Тоффлер.

Основными признаками информационного общества являются:

- доминирующая роль информации;

- гибкий рабочий график, фрилансинг;

- пространство информационных потоков;

- концепция мира как «глобальной деревни»;

- доминанта теоретических знаний и инноваций;

- сетевое общество;

- новые формы проведения досуга.

Исследователь Б.Б. Славин выделяет несколько характеристик новой эпохи, которые выражаются:

- в изменении структуры коммуникации, вызванном разнообразием коммуникативных средств, и возрастании объема коммуникации;

- сужении границ частной сферы человека;

- виртуализации человеческой деятельности;

- увеличении творческой и игровой составляющей в жизни человека.

С широким внедрением в деловую и частную сферу деятельности человека информационных технологий увеличилась скорость обмена информацией, стал возможен гибкий график работы, возможность доступа к информации из любой точки земного шара, возможность удаленной занятости, дистанционного обучения. Безусловно, это ведет к трансформации существующих традиционных моделей коммуникации.

Деловая коммуникация в сети Интернет имеют следующую специфику:

- асинхронность;

- вербализация;

- эмоциональная бедность.

И представлена она в Интернете следующими жанрами:

- электронное письмо;

- ICQ;

- телефонный разговор;

- видеоконференция;

- вебинар;

- общение в блогах и социальных сетях.

 

2. Электронный сигнал является базовым признаком компьютерной коммуникации. Также это общение носит дистанционный и опосредованный характер. Взаимодействие между людьми осуществляется посредством целого ряда технических средств. Для электронной коммуникации характерно использование гипертекста, эмотиконов для передачи эмоций, а также возможно статусное равноправие участников общения. Особенно следует отметить полифонический характер интернет-общения в электронной коммуникации, сочетающий в себе различные виды дискурса, использование вербальной и невербальной информации (картинка, звуковой фрагмент).

Естественный язык, обслуживающий коммуникацию в Сети, получает ряд дополнительных функций. Электронный дискурс можно считать новым типом и качественно иным пространством коммуникации. Например, для него характерно частичное снятие этических барьеров коммуникации, а также своеобразная трансформация языка и языковой личности в целом.

Язык, обслуживающий коммуникацию в Интернет, подвергается трансформации на уровне лексики, правил построения высказываний и связного текста, жанрово-стилистических норм, соотношения устной и письменной речи, коммуникативных стратегий и тактик. О формировании нового стиля интернет-общения свидетельствует ряд особенностей:

- компьютерный сленг, проникающий в общеупотребительную лексику и деловой дискурс;

- возрождение эпистолярного жанра;

- игровые условия коммуникации.

В качестве регулятора коммуникации выступил т.н. сетевой этикет. Правила касаются выбора формы обращения, грамматической категории залога, роли местоимений и тональности обращения. Данные правила унифицированы для различных жанров киберкоммуникации в бизнес-среде. Для электронного дискурса будут характерны стереотипизация поведения, направленная на достижение цели; коммуникативные алгоритмы; фиксированные правила коммуникации; специфические знаки; стремление к одинаковому речевому коду.

Электронные жанры бизнес общения представлены письмами, переговорами, видеоконференциями и дискуссиями, общением в блогах и соцсетях.

Возникающие коммуникативные барьеры в процессе виртуальной межкультурной коммуникации – в несовпадении когнитивных пространств коммуникантов, источником которого является использование различных моделей восприятия действительности. В основе преодоления коммуникативных барьеров лежит коммуникативная гибкость, мотивация к максимально точному пониманию другой культуры, учету ее особенностей и контекста. Адаптация осуществляется путем подстройки под лингвокультурную специфику партнера и дальнейшего выбора соответствующих коммуникативных шагов.

Следует также отметить сложившиеся гендерные особенности деловой коммуникации в электронном дискурсе. Для «мужского стиля» характерен авторитарный дискурс (категоричные директивы, ирония, издевка, оскорбление). «Женский стиль» характеризуется склонностью к солидарности и поддержке в речи.

 

3. Существует несколько классификаций сетевых сообществ:

- по способу коммуникации;

- по времени существования;

- по теме обсуждения;

- по географическому положению и т.д.

Сетевые сообщества первоначально подразделяются на две категории: созданные участниками и финансируемые организацией. Первые создаются и управляются их участниками. Вторые – запускаются и спонсируются коммерческой или некоммерческой организацией.

На втором уровне сетевые сообщества разделяются в зависимости от основной направленности взаимоотношений. Сообщества, созданные участниками, могут быть профессиональными и социальными. Сообщества, финансируемые организацией, могут быть коммерческими, некоммерческими, правительственными и т.д.

Социальные сети существуют для неформального общения. Коммерчески ориентированные сетевые сообщества приносят прибыль своим владельцам. Успех их существования определяется прибылью.

Профессиональные сетевые сообщества работают для профессионалов, обменивающихся информацией на определенную тему, связанную с их работой. Такие сообщества дают возможность людям получать необходимую информацию для более эффективной работы и достижения профессиональных целей. Кроме того, объединяясь в профессиональные сетевые сообщества, участники могут совместно работать над решением какой-нибудь профессиональной задачи. Профессионально ориентированные сетевые сообщества включают в себя обучающие сети и экспертные сети.

Профессиональные сетевые сообщества еще называют сообществами практики. Под сообществами практики понимают группу людей, неформально связанных общим делом, интересами и на это основе взаимодействующих друг с другом. Это определение не единственное. Есть и другие. Исследователь Н. Хаара рассматривает сообщества практики как неформальные сети, помогающие создавать знания и распределять эти знания среди профессионалов, действующих в той или иной области. С. Бараб и Т. Даффи предложили три главные характеристики сообществ практики

- разделение участниками сообществ общей истории, общего опыта и целей;

- взаимозависимость участников;

- самовоспроизводство участников сообщества.

Сообщества практики поощряют обмен профессиональной информацией, помогают участникам развиваться, сокращают временные издержки, помогают участникам избежать ошибки, стандартизируют опыт и отбирают лучшее.

Для соединения участников и обеспечения процесса коммуникации в профессиональных сетевых сообществах могут применяться следующие технологические средства: форумы, чаты, графические чаты, аудио- и видеоконференции, списки рассылки.

Для улучшения коммуникабельности в сообществе должны соблюдаться авторские права, безопасность участников, определенная свобода в выражении мыслей. Для этого нужны специальные механизмы и модератор, регулирующий работу сообщества.

 

4. Под открытым контентом будем поимать методологию генерации и распределения информации как социального достояния в интернет-среде. Это все, что может быть представлено в цифровом виде.

Сам по себе феномен открытого контента представляет собой комплексное образование, включающие в себя методологии производства интеллектуальных продуктов, собственно сами продукты, находящиеся в свободном доступе, и некую объединяющую идеологию участников проекта.

По видовой классификации образовательные сетевые сообщества можно подразделить: на собственно социальные сети, блоги, посвященные образовательной тематике, вики-проекты, веб-форумы, чаты.

К характерным чертам методологии открытого контента можно отнести ценность знания как такового; инновационность, которая обеспечивается за счет кумуляции знаний участников сообщества. Во многом ценность методологии состоит в снятии организационных, социальных и правовых барьеров; задействовании коллективных человеческих ресурсов.

 

5. В настоящее время блоги – распространенные и популярные СМИ как делового, так и личного характера. Существует несколько разновидностей корпоративных блогов:

1. Внутрикорпоративный блог. Используется для внутренних коммуникаций компании. Помогает улучшить коммуникацию в коллективе, предоставляет возможность для выражения мнений и обратной связи. Это прекрасный способ донести до сотрудников информацию организационного толка при удаленной работе.

2. Внутренний блог. Альтернатива или дополнение к корпоративным собраниям и совещаниям.

3. Публичный блог. Используется для налаживания коммуникации с клиентами. Ценится за быстроту, оперативность публикации и оперативность обратной связи.

4. Корпоративный блог. Это собственное СМИ компании. Иногда корпоративный блог становится инструментом информационной войны, площадкой для неформальных заявлений и оппозиционных мнений. Примеры корпоративных блогов: русскоязычный блог компании Coogl, Российский промышленный блог и др.

5. Формально независимый корпоративный блог. Инструмент доведения информации до целевой аудитории под углом зрения, выгодным фактическому владельцу. Обычно такие блоги ведутся анонимно.

6. Блог-инсайдер. Используют в период кризисов, когда необходимо улучшить общественное мнение, есть нужда в притоке новой позитивной информации. Анонимны и никак не комментируют источники публикуемой информации. При этом следует отметить, что информацию, публикуемая в таким блогах, имеет ввсокую степень достоверности.

7. Фан-блоги. Данный формат нацелен на потребителей продуктов или услуг какой-либо компании. Нередко такой блог ведется самими потребителями.

Сильные стороны корпоративных блогов состоит в том, что создается виртуальное сообщество коллег и потребителей; их легче вести, чем регулярно обновлять сайт; есть возможность непосредственной, прямой коммуникации; стимулирует информационный шум; ведение блога придает компании «человеческое лицо».

Слабые стороны: отсутствие цензуры; непредсказуемость и неконтролируемость реакции пользователей.

Ведение корпоративного блога рекомендуется доверять профессионалу. Потребуется немалая доля писательского и журналистского таланта, интерес к событиям, высокий уровень компетенции об описываемых событиях, высокие коммуникативные навыки, адекватная реакция на критику и соответствующее чувство юмора.

Основные цели блога:

- информирование целевой аудитории о компании;

- пропаганда ценностей компании;

- новости и аналитика об отрасли/регионе;

- развлечение для читателей;

- продвижение топ-менеджмента в качестве экспертов.

 

6. Все требования, предъявляемые к эргономичной организации интерфейса сетевого ресурса, можно разбить на четыре основные категории:

- навигация;

- архитектоника и структура страницы;

- возможность обратной связи, доступа, пополнения контента;

- доминирующий стиль репрезентации информации;

- цветовое и шрифтовое решение.

Наиболее существенные параметры для дальнейшего анализа образовательных веб-сайтов следующие:

1) иконическая символика. Необходимо учитывать репрезентацию абстрактных понятий в разных культурах. Очевидно, что изображения могут по-разному восприниматься представителями разных культур. Во избежание прагматических несоответствий при работе с поликультурной аудиторией следует использовать более нейтральную символику. Другим решением проблемы может являться создание адаптированного интерфейса с предварительным выбором культурной принадлежности и последующим представлением информации в адаптированном к конкретной культуре интерфейсе. Это повысит уровень комфорта пользователя;

2) цветовая гамма, необходимо учитывать принцип функционального, физиологического и эмоционального соответствия, а затем фактор культурной специфики, символика цвета тоже может быть интерпретирована неоднозначно в зависимости от культурной принадлежности. Чтобы избежать нежелательной дополнительной смысловой нагрузки, данный фактор должен быть проанализирован и учтен в соответствии с культурным контекстом и анализом целевой аудитории;

3) навигационные параметры, имеет значение расположение меню, размещение текста в пространстве в зависимости от культурной принадлежности, параметры доступа на отдельные страницы, особенности взаимодействия с пользователем, специфика наполнения сайтов контентом.

Рассмотрим, как культурно-когнитивная специфика пользователей может быть отражена в интерфейсе.

Культурная доминанта – коллективизм: на ресурсе буду присутствовать клубы, чаты, иформационный бюллетень, онлайновые подписки, позиционирование коллектива как расширенной семьи, многонациональной символики, множество ссылок на сайты партнеров.

Культурная доминанта – индивидуализм: защита конфиденциальности, защита личных данных, уникальность контента и продукции, персонализация веб-страниц, интерактивная навигация по сайту, бесплатное апробирование и скачивание программ.

Культурная доминанта – высокий контекст: вежливость и некатегоричность, скромность в отношении организации информации, внимание к эстетическим деталям, смелое использование необычных красок и их сочетаний, акцент на зрительный образ и контекст.

Культурная доминанта – низкий контекст: акцент на преимущества контента, использование превосходной степени в позиционировании, рейтинг и престиж ресурса, упоминание его в СМИ.

Таким образом, практические принципы эргономического дизайна электронного образовательного ресурса должны поддерживаться с помощью разработок в области семиотики, культурологи, психологии, педагогики и дидактики.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: