Выдающиеся авиаконструкторы.




Цель ЛР: познакомиться с наиболее известными создателями отечественных самолетов и авиационных двигателей, их биографией и их разработками.

 

Защита ЛР будет проходить следующим образом: я показываю фотографию, вы говорите мне, кто это и что он сделал.

Минимум – выучить инициалы и фамилии авиаконструкторов, типичные шифры (АШ, АЛ и т.п.) и типы их двигателей (поршневые, ТРД и т.п.), на чьих самолетах их двигатели применялись!!!

 

Швецов Аркадий Дмитриевич (1892-1953) – советский конструктор авиационных двигателей.

В 1926 разработал первый сов. серийный авиадвигатель воздушного охлаждения М -11 для самолётов По-2 (У-2), АИР-6, УТ-2, Як-18 и др.

Позднее (в 30-е гг.) под руководством Швецова А.Д. созданы двигатели М-22, М-25, М-62, М-63 для истребителей И-15, И-16 и др.

С 1934 главный конструктор авиамоторного завода и ОКБ (опытное конструкторское бюро) в Перми. Здесь под его руководством создан ряд мощных звездообразных поршневых двигателей воздушного охлаждения семейства АШ, обладавших высокими эксплуатационно-техническими характеристиками, а также М-82 — один из основных двигателей периода Великой Отечественной войны.

Двигатели Швецова А.Д. устанавливались на самолётах Н. Н. Поликарпова, А. Н. Туполева, П. О. Сухого, А. С. Яковлева, С. А. Лавочкина, С. В. Ильюшина, О. К. Антонова, вертолётах М. Л. Миля.

Швецов А.Д. создал школу конструкторов двигателей воздушного охлаждения.

 

Соловьев Павел Александрович (1917-1997) – советский конструктор авиационных двигателей.

В 1940—1953 работал в ОКБ А.Д. Швецова. С 1953 главный конструктор этого ОКБ, в 1981—1989 генеральный конструктор.

Под руководством Соловьева П.А. разработаны новые технологии и созданы новые образцы поршневых авиадвигателей, первый советский вертолётный газотурбинный двигатель Д -25В, первый советский турбореактивный двухконтурный двигатель Д-20П (прошёл Государственные испытания в 1960г.), высокоэкономичные турбореактивные двухконтурные двигатели Д-30КУ, Д-30КП, ПС-90.

 

Климов Владимир Яковлевич (1892 – 1962) – советский конструктор авиационных двигателей.

В 1935 был назначен гл. конструктором авиамоторостроительного з-да. В этот период им создан ряд авиационных поршневых двигателей жидкостного охлаждения семейства ВК, обладающих большой мощностью, надежностью, высотностью и быстроходностью, малыми размерами и весом.

Поршневые двигатели Климова В.Я. устанавливались на самолётах А. Н. Туполева, В. М. Петлякова, С. А. Лавочкина, А. С. Яковлева.

Под его руководством были разработаны М-100, ВК-105ПФ, ВК-107А, ВК-108.

В послевоенный период под руководством Климова В.Я. разработан ряд воздушно-реактивных двигателей для самолётов С.А.Лавочкина, А. И. Микояна, С. В. Ильюшина и А. Н. Туполева.

Под его руководством были разработаны воздушно-реактивные двигатели РД-45, РД-500, ВК-1А/Ф.

Основные труды по исследованию внутреннего процесса и динамике авиационных двигателей, расчёту на прочность отдельных элементов двигателя.

 

 

Кузнецов Николай Дмитриевич (1911-1995) – специалист в области реактивных авиационных двигателей.

В 1946—1949 главный конструктор в ОКБ В.Я. Климова. В 1949 возглавил моторостроительное ОКБ в Куйбышеве (Самара).

Под его руководством были разработаны турбовинтовые двигатели ТВ -2, 2ТВ-2Ф, НК -12 (самый мощный в мире: 15000 э.л.с.) и турбореактивные РД-12, РД-14, НК-4, НК-6, НК-8, НК-22, НК-23, НК-25, НК-32, НК-86, для самолётов Ту, АН, Ил;

двигатели для экспериментального самолёта Ту-155, работающие на жидком водороде (НК-88) и сжиженном природном газе (НК-89), НК-144 и др.

На базе авиационных двигателей, отработавших ресурс, созданы турбоприводы для газоперекачивающих станций.

 

 

Изотов Сергей Петрович (1917—1983) – советский конструктор авиационных двигателей.

С 1946 заместитель главного конструктора в ОКБ В.Я. Климова, с 1960 главный конструктор, с 1981 генеральный конструктор.

Принимал участие в созданий первых отечественных реактивных двигателей.

Под руководством Изотова С.П. создан ряд газотурбинных двигателей, в том числе турбовальные двигатели ГТД-350, TB 2-117, ТВ3-117, турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой РД -33.

Основные труды по исследованию внутренних процессов в турбовинтовых двигателях и регулированию двигателей со свободной силовой турбиной в двухдвигательной силовой установке.

 

Микулин Александр Александрович (1895-1985) – советский конструктор авиационных двигателей.

В начале 30-х гг. под руководством Микулина А.А. создан первый советский авиационный двигатель жидкостного охлаждения АМ -34, на базе которого в дальнейшем построен ряд двигателей различной мощности и назначения. Двигателями типа АМ-34 оснащались рекордные самолёты АНТ-25 (на которых в 1937 В.П. Чкалов и М.М. Громов совершили дальние беспосадочные перелёты через Северный полюс в США), бомбардировщики ТБ-3 и многие другие самолёты. Двигатель АМ-35А устанавливался на истребителях МиГ-1, МиГ-3, бомбардировщиках ТБ-7 (Пе-8).

Во время Великой Отечественной войны Микулин А.А. руководил созданием форсированных двигателей АМ-38Ф и АМ-42 для штурмовиков Ил-2 и Ил-10 и ГАМ-35ф для катеров береговой обороны.

В послевоенный период под его руководством создан ряд турбореактивных двигателей различной тяги (в том числе двигатель АМ-3 для самолёта Ту-104).

Под его руководством были созданы турбореактивные двигатели ТКРД-1, АМ-3, РД -3М, РД-9Б.

Под руководством Микулина А.А. созданы двигатели (поршневые, турбовинтовые и турбореактивные) для многих самолетов Туполевых, С.В.Ильюшина, А.С. Яковлева.

В 1955—1959 работал в лаборатории двигателей АН СССР.

Туманский Сергей Константинович (1901-1973) – советский конструктор авиационных двигателей.

С 1943 работал в ОКБ А.А. Микулина (заместитель главного конструктора). В 1955 возглавил это ОКБ.

Работал над созданием поршневых и реактивных авиационных двигателей. Им созданы двигатели для скоростных бомбардировщиков, пассажирских лайнеров, учебно-тренировочных самолётов, сверхзвуковых истребителей, в том числе типа МиГ.

Под руководством Туманского С.К. создан ряд ТРД для скоростных боевых самолётов, в том числе Р11-300, выпускавшийся в большом числе модификаций.

Туманский С.К. внёс большой вклад в создание высокотемпературных турбин авиационных двигателей, провёл фундаментальные исследования по созданию реактивных двигателей с двухкаскадным компрессором, предложил рекомендации по устранению опасных вибрационных напряжений лопаток компрессоров и турбин.

 

Люлька Архип Михайлович (1908-1984) – советский конструктор авиационных двигателей, один из основоположников теории воздушно-реактивных двигателей.

В 1933-37 занимался проблемой применения газовой турбины в качестве авиационного двигателя, научно обосновал целесообразность создания турбореактивных двигателей для скоростных самолётов.

В 1939-41 разработал конструктивную схему двухконтурного турбореактивного двигателя, явившуюся прототипом ныне существующих схем.

Под руководством А.М. Люльки создан первый советский турбореактивный двигатель ТР -1, прошедший в феврале 1947г. государственные испытания. Его реши­ли установить на самолеты Су-11 и Ил-22.

В последующие годы под руководством А.М. Люльки был создан турбореактивный двигатель ТР-3 с семиступенчатым осевым компрессором и пусковым устройством. В серийное производство он пошел под маркой АЛ -5. И был уста­новлен на самолете Як-1000.

Одновременно с создани­ем двигателя А.М. Люлька занимался разработкой нового сверх­звукового компрессора, появление которого значительно бы уменьшило массу и параметры двигателя. В 1952 г. он создал двигатель ТР-7 (АЛ-7) тягой 6500 кгс со сверхзвуковой первой ступенью осевого компрессора.

Свой вклад А.М. Люлька внес и в область гражданской авиации. Сконструированные им двигатели были установле­ны на самолете Ту-110.

Под его руководством были созданы двигатели ТР-1, ТР-3 (АЛ-5), ТР-7 (АЛ-7), ТС-31М, АЛ-21Ф, АЛ-31Ф.

Двигатели А.М. Люльки применялись на самолётах П. О. Сухого, С. В. Ильюшина, А. Н. Туполева, Г. М. Бериева.

А.М. Люлька разработал ряд теоретических вопросов: им дана аналитическая зависимость границы вырождения турбореактивного двигателя в зависимости от скорости полета (переход в прямоточный двигатель) и др.

В 70-е гг. конструктор вновь начинает работу над ТРДД, но уже с применением новых технологий. Конструкторское бюро под руководством Люльки создало довольно совершенные двигатели, значительно превосходившие подобные зарубежные аналоги. Но испыта­ние этот двигатель проходил уже после смерти создателя.

Ивченко Александр Георгиевич (1903-1968) – советский авиаконструктор.

Работал на авиамоторном заводе в Запорожье (в н.вр. ЗМКБ «Прогресс» им. академика А. Г. Ивченко).

 

Под руководством Ивченко А.Г. создан ряд поршневых, турбовинтовых и турбореактивных двигателей для самолётов Ан, Ил, Як, Бе (Бериев Г.М.), вертолетов Ми, Ка и др.

 

Разработал АИ -4В, М-14 (АИ-14), АИ-20, АИ-24, АИ-25, АИ-26, ТВ -2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: