Частная и государственная собственности в экономике




В предыдущем параграфе было показано, что при организации централизованного планирования в бывшем СССР осуществлялось планирование не от реального спроса, а от некоторых априорно заданных и тщательно рассчитанных (в отдельных случаях) норм рационального потребления абстрактного среднего потребителя. Это грубое упрощение действительности при тотальном государственном централизованном контроле над производством и реализацией явилась главной причиной постоянного товарного дефицита в бывшем СССР.

Но кроме этого обстоятельства есть и еще ряд принципиальных ошибок, которые и привели к тому, что старая советская система проиграла соревнование с капитализмом. Эти ошибки хорошо известны - плановое ценообразование, основанное на поиске "общественно необходимых затрат"; отсутствие малых предприятий, которые способны заполнить рынок новым товаром и реагировать на изменение потребительского рынка; отсутствие свободы в принятии решений у руководителей предприятий и многие другие.

"Реформаторы" в начале 90-х годов решили, что социализму нет места в бывшем СССР, и ускоренными темпами начали "капитализацию" всей страны. То, что этот процесс оказался неэффективным и ошибочным, признают теперь все, даже сами "реформаторы". Были допущены грубейшие ошибки в создании налоговой системы, в приватизации, принципах государственной политики по формированию предпринимательских структур: В данном параграфе я разберу лишь один из элементов экономической системы государства - вопрос о собственности. Он является краеугольным практически во все времена и во всех экономических теориях.

Я воздержусь от таких понятий, как справедливость, прибавочный труд и его присвоение, эксплуатация и т.п., а буду лишь рассматривать ситуацию, исходя из принципа "кому выгодно", сформулированного еще в древнем Риме.

История человечества, несмотря на самые разные повороты в развитии, все же представляет собой движение вперед, к увеличению благосостояния каждого жителя. Капитализм возник в качестве альтернативы ремесленному производству и привел к значительному росту производства и повышению благосостояния наций. Конечно, капиталистический способ производства на первых порах имел все вытекающие из его характера недостатки, и потрясающие капиталистическую систему кризисы вызваны именно этим.

Наиболее распространенным грехом капитализма является кризис перепроизводства, когда за видимым благополучием и ростом благосостояния населения, произведенный в избытке товар вдруг во все возрастающем количестве не находит покупателя и производители начинают нести значительные убытки, которые по цепочке взаимосвязей в системе хозяйствования поражают почти всю экономику. За только что бывшим благополучием и всеобщей занятости вдруг появляется призрак безработицы и нищеты.

Сейчас эти проблемы не так остры, государства активно используют различные рычаги для того, чтобы не допустить подобных кризисов. Предприятия перестали пассивно относиться к рынку, а выработали совокупность мер его активного регулирования - маркетинг. То есть в экономически развитых странах осуществляется очень жесткая профилактика кризисных явлений - и на микроуровне, и на макроуровне. Теперь уже всем ясно, что значительно эффективнее потратиться на профилактику кризисов, а не на ликвидацию их последствий. Для того, чтобы осуществить эту профилактику, следует понять, в чем причина кризиса перепроизводства? Об этом написано много книг и высказано много достойных мыслей. Я же рассмотрю интерпретацию, которая логично вытекает из выводов данной книги.

Кризис перепроизводства в рыночной экономике кроется в том же, в чем причина кризиса "недопроизводства" (дефицита) в бывшем СССР - в неправильном прогнозировании тенденций ожидаемого объема спроса на товар.

Воспользуюсь изображением проекции равновесных кривых на плоскость объем-доход. Вначале рассмотрю проекцию равновесной кривой для товара повседневного спроса (рисунок 2.1). На этой проекции я выделил три участка, обозначенные арабскими цифрами 1, 2 и 3. Первый участок характеризует рост спроса на товар с ростом доходов потребителя. Второй участок характеризует максимальные объемы потребления и постепенное переключение интереса потребителя на другой товар. Третий участок характеризует угасание интереса покупателя к данному товару и переход на рациональное его потребление.

Рисунок 2.1. Проекция равновесной кривой на плоскость объем-доход для товара повседневного спроса

Для страны с низким уровнем развития (или исторически - на начальной стадии капитализма) значительная часть потребления сосредоточена на первом участке и с увеличением дохода потребителя растет и его желание потреблять все большее и большее количество товара. Капиталисты, реагируя на все возрастающий спрос, расширяют производство. В подавляющем большинстве случаев между моментом производства и моментом потребления существует временной лаг. Кроме того, само производство в значительной части случаев достаточно инерционно. Капиталист, прогнозируя тенденцию потребления выпускаемого им товара, рассчитывает на дальнейший рост объемов потребления и завышает в расчетах объемы потребности (жирная пунктирная линия на рисунке 2.1). Когда потребитель, доход которого вырос и достиг величины С1, намерен совершить покупку товара при данной цене, он желает приобрести товар лишь в объеме Q1 единиц. На рынок же предложено (в соответствии с прогнозом объема потребления) большее количество товара, а именно - Q'1 единиц. Образовался излишек, который и является причиной возникновения в обществе кризиса перепроизводства.

Значит, для слаборазвитых стран кризисы перепроизводства являются неизбежными, если при этом государство устраняется от регулирования рынка.

Если общество является в достаточной степени развитым и число людей с достаточными доходами превалирует в структуре доходов, потребление товара повседневного спроса близко к рациональному - доходы потребителей таковы, что их поведение соответствует третьему участку кривой рисунка 2.1. Капиталисту в этом случае не приходится ожидать резкого увеличения или падения спроса на товар при изменении доходов потребителей или изменений в ценовой политике. Производство осуществляется стабильно, прогнозирование объемов потребления и цен достаточно надежно. Нет ни ажиотажного спроса на данный товар, ни его перепроизводства. Товар уже долгое время находится на рынке и особых прибылей от его производства ожидать не приходится - для повышения прибыли уже нельзя повысить цену, а следует только уменьшить себестоимость.

Капиталовложения при этом оказываются не столь эффективными, как если бы они были вложены в другие новые производства, потребление которых носит ажиотажный характер, и производство является выгодным. Поэтому капитал, стремящийся к более выгодному вложению, направляется в другие отрасли, набирающие темпы роста. Обеспечение рациональных объемов потребления гражданами данного товара может (и должно) взять на себя государство - здесь не требуется оперативно следить за спросом и, более того, именно в этом случае наиболее эффективна концентрация производства, которая, как известно, приводит к улучшению технико-экономических показателей производства (снижению себестоимости). Для этого государство должно приобрести предприятия, осуществляющие данное производство, либо заранее занять соответствующую нишу в производстве.

В последнем параграфе первой главы я рассматривал группу товаров повседневного спроса, потребление которых при любых доходах близко к рациональному. По крайней мере, для них нет максимума, определяемого ажиотажным спросом. К числу таких товаров я отнес электрическую и тепловую энергию, питьевую воду, газ - те товары, запас которых впрок невозможен. К тому же эти товары в большей своей части потребляются с тем, чтобы получить блага от использования других товаров. Именно поэтому объемы их потребления близки к рациональным - потребитель приобретает в соответствии со своими доходами бытовую технику, которая при функционировании потребляет рассмотренные товары.

В данном случае также наиболее эффективна концентрация при производстве этих товаров. Значит, эти производства должны находиться в государственной собственности.

В том случае, если государство не возьмет на себя заботу о производстве товаров повседневного спроса, потребление которых близко к рациональному, рынок этого товара может быть монопольным или, в лучшем случае, олигопольным. Тогда государство должно строго контролировать цены на данный товар.

Что касается товаров, не являющихся предметами первой необходимости, то в этом сегменте производства государству делать нечего - с его инерционностью за непрерывно меняющимся спросом не угнаться, тем более, что для таких товаров нет стабильного рационального уровня потребления - вложения государственных средств через некоторое время окажутся невостребованными. Действительно, при достижении определенных объемов дохода интересы покупателей переключаются на другие товары и объемы приобретения и реализации данного товара в скором времени стремятся к нулю.

Таким образом, роль государства предельно ясна - следует развивать те государственные производства, которые обеспечивают выпуск товаров повседневного спроса, причем планы объемов производства должны действительно базироваться на нормах рационального потребления. Цены на эти товары следует определять, исходя из себестоимости и нормативной прибыли.

Итак, следует сделать вывод о том, что частная собственность на средства производства и государственная собственность вовсе не являются альтернативными, а дополняют друг друга. Сектором производства, в котором господствует частная инициатива и капитал, является разработка нового товара, доведение его производства до совершенства и насыщение им рынка.

Сектором государственного производства является обеспечение граждан тем товаром, который является жизненно необходимым и потребление которого носит рациональный характер.

Капиталистические отношения способствуют внедрению в жизнь последних достижений науки и техники.

Кстати, следует отметить, что товары повседневного спроса не являются раз и навсегда заданными по своей номенклатуре. Наверняка изобретатели телевизоров и их первые производители не могли себе представить, что через несколько десятков лет телевизоры станут товарами повседневного спроса. И хотя этот рынок сегодня бурно развивается, а товар непрерывно совершенствуется, легко представить себе, что через несколько десятков лет (может - через сотню) телевизоры, усовершенствованные до предела, будут являться такой же необходимой в жилом помещении вещью, как водопроводные краны сегодня. Их производство будет диктоваться рациональной потребностью в жилье.

Этот пример подтверждает мысль о том, что очень многие товары, сегодня не являющиеся товарами повседневного спроса, с течением времени становятся таковыми.

Социалистические отношения способствуют стабильности в обществе, обеспечению его гарантированным количеством товаров первой необходимости (как продуктов, так и услуг).

Что же ожидает в дальнейшем капитализм и социализм, когда благосостояние, а значит, и доходы граждан вырастут в значительных размерах? Перейдем ли мы к полной победе социализма и строительству коммунизма?

Как следует из только что полученных выводов, будет превалировать социалистический способ производства на товары повседневного спроса и плановое ценообразование в их производстве. Но капиталистические отношения никуда не денутся, они будут существовать до тех пор, пока существует прогресс - именно капиталисты будут рисковать своими доходами и внедрять в производство все новое, что только придумает человечество. Это <новое> или будет уходить в Лету, или будет становиться постепенно товаром повседневного спроса, объемы потребления которого становятся рациональными.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: